От А. Решняк Ответить на сообщение
К И.Т. Ответить по почте
Дата 23.05.2004 13:16:12 Найти в дереве
Рубрики Ссылки; Версия для печати

Планетарная интеграция (строительство и развитие своих международ интересов).

Вопрос равносторонней планетарной интеграции социума, в том числе и РФ. Если учитывать беспримерное увеличение "золотовалютных" накоплений, вполне рационально вложить имеющиеся доллары в паевое участие международных банков, причем создание госструктур занимающихся этим вопросом - крайне необходимо, сейчас это делают те-кому поручат, а должен быть специальный институт широкого участия в международных проектах (фактически защиты своих международ. интересов, прави обязанностей) на "промышленной" основе вместо "опытной" пробной.

Россия может стать глобальной
http://www.rbcdaily.ru/news/market/index.shtml?2004/05/21/55085

Правда, для этого надо потратить несколько сотен миллионов долларов

После 1 августа Россия может войти в капитал пяти международных инвестиционных банков: Европейского инвестиционного банка, Межамериканского банка развития, Черноморского банка развития, Азиатского банка развития и Северного инвестиционного банка. Вчера премьер Михаил Фрадков распорядился, чтобы чиновники из Минфина и Минэкономразвития до указанного срока «комплексно рассмотрели» вопрос участия «с тем, чтобы определить его целесообразность и цену». Аналитики полагают, что вхождение в капитал иностранных инвестбанков является палкой о двух концах. С одной стороны, это может подстегнуть развитие экспорта. С другой стороны, велика вероятность покупки «кота в мешке» – акций в непонятном для России банке, приобретенных для непонятных целей.

Пять инвестиционных банков, в капитал которых стремится Россия, являются региональными аналогами Всемирного банка реконструкции и развития. Миссии этих финансовых учреждений – содействовать развитию бизнеса в развивающихся государствах и бороться с бедностью. Так, Азиатский банк развития (АзБР) кредитует проекты развития в странах Азии и Тихоокеанского бассейна. Северный инвестиционный банк инвестирует Северную Европу. Сейчас у банка насчитывается примерно тысяча инвестиционных проектов. Европейский инвестиционный банк предоставляет долгосрочные займы частным компаниям и государственным организациям для проектов, содействующих развитию стран ЕС. Черноморский банк торговли и развития финансирует проекты одиннадцати государств-членов Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), включая Украину. Межамериканский банк развития кредитует программы развития стран Латинской Америки. Обычно работа региональных банков развития строится по такому принципу: они предоставляют кредиты на реализацию различных проектов в регионах, которым они оказывают поддержку. Чем больше у государства-участника доля в банке, тем больше контрактов по этим проектам она может получить. К примеру, крупнейший акционер банка в АзБР – США. И на егодолю приходится большая часть контрактов в крупных инфраструктурных проектах.

В четверг заместитель министра экономического развития и торговли Виталий Савельев представил кабинету министров проект стратегии сотрудничества России с этими международными инвестиционными банками. Обосновывая необходимость такого партнерства, заместитель министра отметил, что вхождение в капитал банков даст возможность осуществлять экспортные инвестиционные проекты в Латинской Америке, Азии, странах Черноморского бассейна и пр. Правительственные чиновники, которым был представлен этот проект, согласились с важностью вопроса. Правда, предложение вызвало немало сомнений. Так, по словам вице-премьера Александра Жукова, проект документа не дает ясного ответа на вопрос, зачем Россия должна участвовать в капитале именно этих банков. По словам же министра финансов Алексея Кудрина, у России сейчас «нет лишних денег для вступления в эти банки». К примеру, вступительный взнос в Азиатский банк развития для России составляет 250 млн долл. (0,53% общего капитала банка). В масштабах всей страны это не слишком крупная сумма, однако она довольно чувствительна в условиях нехватки бюджетных денег. По словам министра, речь идет о том, готова Россия платить за свою экспансию на зарубежные рынки или нет. Так как множество вопросов осталось без ответов, проект сотрудничества России с международными инвестбанками был отправлен на доработку. До 1 августа Минфин и МЭРТ должны проанализировать потенциал зарубежных рынков, экспортные возможности этих банков, оценку своего участия, размер доли, на которую может рассчитывать Россия в этих банках и по итогам дать заключение: надо или нет становиться РФ их членом.

Правда, эксперты и аналитики говорят, что надо. Сейчас практически у каждого крупного предприятия есть свои промышленные активы и проекты за рубежом. Так, «Русский алюминий» владеет глиноземным заводом в Румынии и компанией по добыче бокситов в Новой Гвинее, ГМК «Норильский никель» контролирует единственного в США производителя платины и палладия – компанию Stillwater Mining Company, «ЛУКОЙЛ» покупает бензоколонки в США. Планы по вхождению на международные рынки есть и у компаний поменьше. Членство России в инвестиционных банках позволит российским предприятиям принимать участие в различных проектах, финансируемых региональными банками. Возможно, Россия сможет добиться для них некоторых льгот. «Быть совладельцем банка на иностранной территории, где вы можете реализовывать какие-то свои собственные проекты, – это очень хорошая идея», – сказал RBC daily член правления фонда «Открытая экономика» Константин Киселев. По его мнению, в России сложился стереотип, что всякое инвестиционное сотрудничество с зарубежными странами обязательно происходит в одностороннем порядке: кто-то богатый должен вкладывать деньги в Россию. Однако, с его точки зрения, все давно уже не так. «Наш мир глобализуется, и Россия достаточно мощна для того, чтобы реализовывать свои проекты на чужой территории», – считает он.

Руководитель банковской группы Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Олег Солнцев полагает, что участие в инвестбанках позволит России отслеживать появление иностранных проектов, которые могут нанести ущерб отечественной экономике. «Мы всегда сможем держать руку на пульсе», – говорит эксперт. По его словам, Россия также могла бы использовать свое членство в международных финансовых институтах для развития стратегически важных проектов в Азиатско-Тихоокенском и Черноморском регионах. «В последнем сосредоточены наши основные экономические интересы, связанные и с нефтяным транзитом, и с устройством различных транспортных путей. В первую очередь – кратчайшего пути для транспортировки грузов в Центральную Азию и другие государства, который должен идти через Россию. Как известно, у этого проекта есть конкурент – проект ТРАСЕКА, который идет в обход России. Очевидно, что эти инвестиционные банки могут иметь к этим проектам отношение. И для нас может быть полезным присутствие в этих организациях», – говорит г-н Солнцев. Что касается привлечения инвестиций в Россию, то, по его мнению, наибольшая польза была бы от Азиатского банка, который можно было бы использовать для привлечения денег на Дальний Восток. «С учетом состояния Дальнего Востока, хронического дефицита инвестиций и неблестящего экономического состояния и, с другой стороны, совершенно очевидного экономического интереса к этому региону со стороны ближайших государств», – отметил Олег Солнцев.

Однако эксперт сомневается, что нынешние правительственные чиновники смогут как-то помогать отечественным предприятиям: «Нет никакой уверенности, что им это как-то поможет. Скорее это способ держать руку на пульсе касательно проектов финансирования, которые могут ущемлять наши интересы». С этим мнением соглашаются и представители крупного бизнеса. «Единственное, на что мы надеемся, так это на то, что сможем получить доступ к более дешевым, чем в России, западным ресурсам, – сообщил RBC daily заместитель гендиректора ТМК Сергей Билан. – Дешевые деньги с учетом роста цен на нефть, газ и электроэнергию нам сегодня нужны как никогда. Еще два раза «Газпром» поднимет цены на газ, и Россия окажется в ВТО не по факту, а по реальной жизни. Страна растеряет свои главные преимущества: дешевый газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, рабочую силу, которые позволяют нам иметь мощный экспортный потенциал. Ну а что касается поддержки российских предприятий за рубежом, то, к сожалению, у нас все царские милости через боярские сита сеются, и реальной поддержки от нашего государства мы еще не видели. Дай Бог нам до этого дожить».

Отдел экономики


Светлана Барсукова, 21.05.2004