|
От
|
Георгий
|
|
К
|
Георгий
|
|
Дата
|
29.06.2004 01:04:15
|
|
Рубрики
|
Тексты;
|
|
14. Как современные россияне воспринимают самих себя? (+)
14. Как современные россияне воспринимают самих себя?
<Что русскому здорово, то немцу - смерть>
<Не живи, как хочется, а живи, как можется>
Русские народные пословицы
Сейчас, в период трансформации российского общества мифы о характере русских умножились. На так и неразгаданные тайны <славянской
души> стали накладываться новые: Как выживают россияне в новой реальности? Как преуспевают? Как отразилась новая жизнь на
традиционных качествах русских? Как они оценивают себя сами ?
По данным аналитиков [102], русские, оценивая себя, главным образом отмечают свои положительные качества, и меньше - отрицательные.
Если же попытаться на этой основе дать обобщенный автопортрет русского человека, то он получится следующим: <Русские - это душевные
и приветливые, щедрые, доверчивые и смелые люди. Для них характерны жизнерадостность, доброта (27,6%), скромность, честность,
терпение (22,1%), гостеприимство (28,9%), дружелюбие (18,5%) и религиозность. Они почти в равной степени активны и инертны, ленивы и
трудолюбивы, преклоняются перед авторитетом и уверены в себе, вспыльчивы и уравновешены>. Вместе с тем русские согласны и в том, что
им присущи отсутствие пунктуальности, недисциплинированность, пьянство, халатность и неаккуратность.
Нетрудно заметить, что полученный <социологический образ современных русских> практически не отличается от <образа>, закрепленного в
массовых представлениях, в том числе и у других народов. Самооценка русских кажется объективной. Выходит, что как ни сложны и
трагичны для русских оказались последние 10-15 лет (исторически это короткий период), традиционные черты национального характера не
подверглись изменениям, оказались устойчивыми. И это неудивительно: русский этнос, пользуясь термином Л. Гумилева (<От Руси к
России>), - еще молодой, ему всего 500-600 лет и самые выразительные этапы развития у него еще впереди.
Сравнивая черты русского, и, например, американского характера, можно сделать вывод о колоссальной разнице между ними. Американская
культура - более жесткая, ориентированная на <дело>: людьми движет бизнес, расчет, успех, карьера. Русская же культура даже сейчас,
в новых условиях, кажется мягкой, в ней на первом плане - неформальные, <душевные> отношения. Русский человек и сейчас кажется
добродушным, отзывчивым на чужое горе, гостеприимным и щедрым. В нем нет американской жесткости, активности и предприимчивости, зато
есть терпение и высокие адаптационные способности. И если отношения между американцами строятся на индивидуализме и законности, то
отношения с русскими надо строить на других принципах - общительности, доверии и взаимной помощи.
Однако под воздействием фундаментальных процессов последнего времени, у русских начали обозначаться черты, ранее им мало
свойственные. Так, в советское время, русские почти не придавали значения своей национальной идентичности. Однако в ходе распада
СССР им напомнили, что они - русские, причем иногда весьма резко, как, например, в прибалтийских государствах. Это дало толчок для
развития русского национализма - как общественного и политического движения, процесс кристаллизации которого все более заметен.
Например, в том, что теперь русские воспринимают себя не по признаку государства, а по нации: вместо слов <россиянин> (а ранее, до
1991 г. <советский>), предпочтительнее употреблять слово <русский>. Только 36% респондентов готовы были бы, окажись они в Киеве,
называть себя <россиянин> (по стране), а 47% - <русский> 6^.
Явно изменились их стереотипы поведения за границей, например, во Франции: они уже с гордостью говорят: <Я русский> и не смущаются
своего <славянского> неграссирующего произношения, как это было раньше. Раньше за границей они держались настороже, <жались> друг к
другу (воспроизводя миф о русском коллективизме), были закомплексованы и застенчивы. Теперь они могут использовать любые средства,
чтобы достичь цели - моральной и материальной независимости. И при этом не очень-то стремятся ассимилироваться на Западе, не спешат
расставаться с русским гражданством, предпочитая на Западе получить вид на жительство и реализовать себя, но время от времени <для
души> возвращаться на родину.
Если раньше мы говорили о русских, как о <суперэтносе>, или по словам А. Солженицына - <канве, расшитой другими нациями>, то теперь
они становятся все более сплоченными и едиными в осознании своей национальной принадлежности. Возможно, за всем этим стоит то, что
русские как бы <стесняются> своего нынешнего государства, им обидно за униженное положение их страны по сравнению с недавним
прошлым. Многие опросы общественного мнения в последние годы отражали это чувство стыда российских граждан за состояние дел в
стране: так, главные чувства, которые испытывают россияне - это <стыд за нынешнее состояние страны> (64,7%), несправедливость всего
происходящего вокруг> (73,6%), <чувство, что дальше так жить нельзя> (49,5%), а <удовлетворение> или <чувство, что осталось
потерпеть еще немного, и все наладится> - только по 11%.
Вполне допустим, однако, и чисто практический интерес подчеркивания своей <русскости>, особенно за границей - для формирования
диаспор, или просто <среды общения>. Ведь замечено, что для многих народов значение национальности очень важно при образовании
<своего круга>. Для русских раньше это не имело решающего значения, а теперь ситуация изменилась.
Факторы консолидации русских в современных условиях еще не вполне сложились. Кроме языка, становится важной и психологическая
близость, взаимопонимание. Особо здесь стоит отметить роль православной церкви, которая имеет высокий уровень общественного доверия.
Во всяком случае, в России сейчас верующих людей гораздо больше, чем неверующих. Раньше (до революции 1917 г.) <русскость>
определяли через православную веру, хотя это не значит, что так будет и в будущем. В переходный период многие принципы и понятия в
России еще не вполне структурированы.
Однако важно подчеркнуть, что если в начале перестройки на <демократической волне> всеобщей была идея <растворения> российской
специфики, насущных проблем самих россиян в общечеловеческой цивилизации, их <повернутость> в сторону Запада, интерес к его культуре
и восхищение перед его богатством, а также демократические призывы превратить Россию из <империи зла> в <цивилизованную страну>, то
теперь эти идеи отвергаются. Сейчас подобные идеи и лозунги поддерживают не более 15% <прозападнически> настроенных россиян среди
гуманитарной и технической интеллигенции. Большинство же русских считает российскую специфику- ценностью,а западные ценности и
экономические рецепты возрождения России воспринимаются ими как чуждые, не подходящие для нее, и даже иногда вредящими ей [68].
Итак, происходит процесс русской консолидации, этнический признак для русских становится более важным, чем признак государственной
принадлежности. И в то же время в целом русским чужда дискриминация по национальному признаку. По-прежнему нормально воспринимаются
межнациональные браки: 70-75% молодых людей68 не видят здесь никаких ограничений. Более 60% русских рассматривают Россию как <общий
дом> для многих народов, которые должны обладать равными правами.
Интересно, что образ Российского государства для русских имеет специфическое значение: если идет речь о государстве, то оно
<российское> (неявно сливается со словом <русский>); тогда как <русский> - это всегда <российский>. Как понимать это несовпадение?
Большинство русских при этом не ищет для себя никаких преимуществ, но отказаться от ответственности за <это> государство и разделить
ее наравне с другими народами они не готовы. Поэтому в их понимании: <все народы равны, но... президентом пусть будет все-таки
русский>. Так считают 48,7% русского населения страны, а другая половина русских- не спорит, <но им этот вопрос безразличен>. А вот
татары, башкиры и украинцы, проживающие на территории России, не одобряют выбор русского на пост российского президента (34%).
Итак, большинство русских сохраняют традиционную модель благожелательного отношения с соседями. Национальная консолидация русских в
настоящее время постепенно развивается и ориентирована не на противопоставление другим нациям, а скорее на самопознание. Однако в
случае обострения межнациональных конфликтов, усиления экспансии со стороны других этнических групп (в том числе и экспансии
экономической) или внешнего давления на Россию, нельзя исключить и иного развития консолидации. В этом процессе на первый план может
выйти этнический фактор как способ самозащиты.
И уже сейчас на политическом горизонте обозначились черты такого поворота. Например, многие русские озабочены неблагоприятными
сдвигами в этническом балансе населения страны, ежегодным уменьшением количества русских почти на 1 миллион. Обозначился образ
этнического агрессора: <кавказец>. Люди со специфически восточной внешностью не всегда могут попасть в элитные заведения после
<фэйс-контроля>. Можно констатировать в России наличие националистически настроенного электората: примерно 9-11% россиян согласны с
тезисом, что <Россия должна быть государством русских людей>. Параллельно с аналогичными тенденциями в Европе (например, во
Франции), националистические выступления экстремистов особенно активны в России в середине апреля (в память о Гитлере). Пожалуй, с
каждым годом их агрессивность нарастает. Впервые за последние годы в апреле 2002 г. Президент страны в Послании Федеральному
собранию назвал подобные выступления <скинхедов> <серьезной угрозой стабильности и безопасности в стране> и подчеркнул, что это
<один из факторов, делающих нашу страну некомфортной для граждан и негостеприимной для иностранцев>.
Еще более популярны <мягкие> формы национализма с разговорами о том, что <русские составляют большинство населения, несут основную
ответственность и значит должны иметь больше прав>. Лет 10 назад такую позицию поддерживали 13,1% населения, а сейчас более 20%
россиян.
Таким образом, за последние годы в России сформирована база для политического старта русского национализма. По мнению аналитиков,
<на сегодняшний день национализм- это наиболее интенсивно развивающаяся, <поисковая> идеология в России, она активно
экспериментирует с различными моделями политической мобилизации. Это заметно отличает ее и от коммунистической, и от либеральной
идеологии>.
- %-)))) - Георгий 29.06.2004 22:16:44 (9, 128 b)