От Георгий Ответить на сообщение
К Георгий Ответить по почте
Дата 29.06.2004 01:04:01 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

8. Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра...? (+)

 8. Нравственность россиян: вчера, сегодня, завтра..?

<Все мы люди, все мы человеки>
Русская поговорка, смысл которой в том, что <Всем нам свойственны слабости и недостатки, не стоит их осуждать>

Нравственные принципы не существуют в чистом виде, сами по себе, они всегда - результат истории, политических, хозяйственных и
прочих отношений в обществе, и поэтому говорить о такой тонкой материи, как нравственность любой нации, достаточно сложно. Тем
более, что любой факт можно рассматривать двояко: все зависит от точки зрения.
Вчерашний россиянин с точки зрения нравственности выглядел, по крайней мере, неоднозначно. Как правило (хотя бы внешне), он
демонстрировал свое пренебрежение к меркантильности и практицизму, категорически осуждал проституцию (хотя повально был склонен к
адюльтеру), придерживался традиционных постулатов в семейной жизни (унаследованных из <Домостроя>), как бы в шутку повторял, что
<Без труда не вынешь рыбку из пруда> и втайне гордился <великой державой>. Другое дело, что лживая двойственность советской жизни
приучила его не всегда быть искренним и даже лгать, притворяться, изворачиваться, изображая <трудовой энтузиазм>, пренебрежение к
достатку, ненависть к мещанству (<жлобству>) и преуспевшим спекулянтам, согласие с режимом... Да и кто бы стал с режимом спорить?
Себе дороже...
В постсоветской России изменилась не только политическая система, жизненные ценности, но неуловимо изменилась и сама мораль,
представление о нравственности, о порядочности или непорядочности человека. Изменилась даже сама точка отсчета в оценке
нравственности. Например, такая особенность русских, как пренебрежение к материальной стороне дела на первый взгляд выглядит вполне
невинным качеством, некоторым образом связанным с нравственностью. Однако сейчас оно может обернуться опасной стороной в деловых
отношениях с россиянами.
Зададимся простым вопросом: <Почему россияне часто не платят налоги?>. Здесь в отличие от европейцев россиян, мягко говоря, нельзя
считать законопослушными гражданами. Связано это не только с тем, что законы в России (и до советского времени, и в советское время,
и сейчас), как правило, не соблюдались, а подменялись волевыми решениями - на уровне барина, чиновника, начальника и т.д. И этот
стереотип поведения генетически на подсознательном уровне закрепился и дает о себе знать в самых разных ситуациях. Так, сегодня
российские пешеходы и водители машин самые, пожалуй, недисциплинированные в мире. Тот же стереотип работает и в ситуации с налогами.
Русского может удивить, что француз, например, предпочитает сообщить налоговой полиции все до последней капли о состоянии своих
заработков и расходов; он сообщает даже о наличии служебной машины или квартиры. Понятно, что французу тоже нелегко расстаться с
лишними деньгами при повышении налогов за подобные привилегии. Однако он твердо уверен: через компьютерную систему налоговые службы
знают о его материальном состоянии дел решительно все, ничего нельзя утаить. Поэтому, с его точки зрения, лучше даже не пытаться
вводить их в заблуждение, ибо это может очень дорого стоить, а лучше честно все заплатить и спокойно спать. Для русских такая логика
поведения еще непривычна.
Попутно стоит отметить, что в России самые низкие в мире налоги на доходы, составляющие только 13%. По предложению президента РФ
налоги постоянно упрощаются - особенно для тех, кто рискует сегодня в России открыть свое дело. Самые большие послабления сделаны
для малого бизнеса (не более 20 работников и не более 10 млн рублей годового дохода), который освобождается от налогов на прибыль и
на НДС, налога с продаж и единого социального налога. Государство делает много усилий для того, чтобы легализовать бизнес, чтобы
граждане постепенно привыкли платить налоги.
И тем не менее, налоги не платят, налицо всеобщее стремление сокрыть свои доходы от налоговой полиции. Государству в изменившихся
условиях очень трудно собирать налоги. И здесь имеет место не просто феномен жадности, нежелание расстаться с <лишними> деньгами и
т.п. Этому в немалой степени способствует и всеобщая экономическая неграмотность населения.
Известно, что при советской власти население России десятилетиями не имело даже базовой экономической грамотности, в том числе и для
ведения своих личных дел. Все были поголовно бедными и, в общем, не нуждались в умении рассчитывать свои мизерные доходы и расходы.
Все с трудом доживали до получки и как-то сводили концы с концами. Такая экономическая система совпадала с традиционным
пренебрежением русских к сосредоточенности на материальных благах. Экономической грамотой владели только профессионалы: экономисты,
плановики и бухгалтеры. Это порождало в обществе преувеличенное уважение и даже трепет по отношению к экономически грамотным людям.
А эти, в свою очередь, пользовались властью и могли манипулировать не только работниками, которым и в голову не приходило спорить о
размерах своей зарплаты, но даже и руководителями предприятий. Бухгалтер становился на любом предприятии самым важным человеком.
Сравним: кто такой бухгалтер на Западе? Это маленький винтик в общей машине, подконтрольный в любом своем действии. А если вы
сравните роль бухгалтера в любом современном учреждении в России, то убедитесь, что здесь все иначе. Именно он <правит бал>, он
руководит, командует всем коллективом и даже начальником, который зависит от него. Известны факты, когда бухгалтеры (например, в
издательствах) сами себе назначали зарплату выше, чем у руководителя. И их нельзя ни уволить, ни запугать: они <полезны>, поскольку
могут прикрыть неблаговидные дела начальника, <замазать> их, помочь скрыть его экономическую неграмотность или нечистоплотность. А
могут и подвести под суд. Лучше с ними не спорить, а наоборот, щедро поделиться.
Подобная круговая порука, коррумпированная система возникла еще при советской власти, но именно сейчас она расцвела пышным цветом во
всех государственных учреждениях России, как на территории страны, так и за ее пределами. В области бизнеса, по свидетельству
зарубежных, да и российских бизнесменов, стандарты делового поведения в России отличаются от общепринятых в мире.
Конечно, корректное отношение к доходам и налогам постепенно начинает утверждаться и в России. С трудом, потихоньку русские начинают
осознавать, что деловое взаимодействие между партнерами регулируется не только экономическими и юридическими правилами. Оно должно,
кроме того, подчиняться и деловой культуре, общепринятым <правилам игры>. В этом заинтересованы в первую очередь и сами российские
бизнесмены. Именно по их инициативе разработаны кодексы предпринимательской этики и принята <Хартия бизнеса России>.
Кодексы созданы, но до привычки соблюдать и уважать эти кодексы - еще очень далеко. Все-таки русский человек традиционно привык
считать добродетелью, если ему удавалось государство как-то обвести вокруг пальца. Потому что государство в лице чиновников на
протяжении многих десятилетий всегда было враждебно его интересам и никогда их не защищало.
Известно, что россияне дружно отмечают снижение моральных устоев общества в результате десятилетних перемен. Справедливо, однако,
говорить не столько о <падении нравов> и росте аморальности, цинизма россиян, сколько о смене приоритетов. Например, среди тех, кто
сумел добиться материального благополучия, особенно среди молодежи, растет популярность <морали успеха>, желание самоутвердиться в
глазах окружающих, откровенный прагматизм, интерес к материальной выгоде для себя лично, без <высоких дум> о ближнем. Аналитики
согласны в том, что это результат влияния <западных веяний>, <западной морали>.
Если бы дело ограничивалось только <западными веяниями>, то было очень просто говорить о тенденциях развития будущей России: наложи
лекало <Запада> и делай выводы. Но не так все просто. В противоположность <морали успеха>, по наблюдению американского журналиста
[97] в Москве, в поведении россиян появилось что-то <совсем новенькое>, непохожее ни на прошлое, ни на новые <западные веяния>. И
доказательство этого - образ российской общенациональной звезды <Масяни>. Созданная питерским художником Олегом Куваевым в
петербургской студии веб-сайта исключительно для отдыха, она сначала завоевала популярность в Интернете, а потом даже получила место
в сетке вещания популярной телепрограммы в России <Намедни>. О ней все говорили с восторгом, так как она, оказывается, <открыла, что
можно заниматься любимым делом и зарабатывать на этом большие деньги. Об этом можно только мечтать>. Причина популярности этого
образа (прямо скажем, неважно нарисованного) - особая жизненная философия, которую можно выразить одним словом: <пофигизм>. По этой
философии оказывается, что теперь в России не стыдно быть безработным, и вовсе не потому, что очень уж трудно найти работу.
Оказывается, способность и умение работать - не такое уж большое достоинство, главное - <деньги все равно будут>. Неважно, каким
образом. Ценность <труда> стремительно тает в глазах современных россиян, особенно молодых.
Как раньше в СССР, так сейчас на Западе такой образ жизни считается постыдным: безработные люди невольно несут клеймо социальных
паразитов. А в современной России отношение в этим людям совсем иное, не совпадающее ни с советским, ни с <западным> - чуть ли
восхищенное. Умение <доставать> деньги без особого труда, да еще и <с удовольствием> - стало национальной мечтой. Наоборот, <Масяня>
чувствует себя неловко, когда ее дружок видит за работой. Такая философия и превратила этот образ в популярный символ.
В общем, моральный облик современного россиянина совсем непрост, и утверждения о падении нравственности современных россиян - не
беспочвенны. Доказательство этой очевидной истины не требует особых социологических исследований. Однако именно социологам удалось
прояснить не менее интересный парадокс: оказывается, моральные критерии россиян в последние годы снизились именно в сфере
общественного поведения Например, гораздо меньшее количество людей осуждает теперь покупку краденого, спекуляцию, невозвращение
кредитов и займов, присвоение найденных денег, даже политическое убийство, т.е. акты общественного поведения.
А вот в том, что касается личной жизни, по крайней мере на словах, россияне стали более строгими. Так, на вопрос <Какое ваше самое
заветное желание в жизни?>, россияне дали такие ответы98: <Жить в гармонии с собой и окружающими> (23%), <Обрести настоящее счастье>
(11%), <Избавиться от своей неувереннос-ти>(8%), <Обрести благополучие в браке> (7%), <Сделать правильный выбор духовного пути>
(6%), <Ни в чем не завидовать другим (3%)> или <Избавиться от зависти>... Гораздо реже чисто прагматические желания: <Улучшить
финансовое положение> (12%), <Открыть свое дело> (4%) или <Совершить выгодную сделку> (только 1%!).
В ответах опрошенных людей твердо осуждается моральная распущенность, пренебрежение своим долгом по отношению к семье, особенно - к
детям, нечестность и предательство по отношению к друзьям, нескромность стремительно разбогатевших людей - из тех, кто <Из грязи, да
в князи>. В общем, подобные ответы в ходе опроса общественного мнения не дают возможности однозначно утверждать о растущем цинизме и
аморальности россиян. Скорее, наоборот: в сфере личной жизни они придерживаются традиционных ценностей.
Даже при том, что у русских отмечено своеобразное отношение к собственности (см. ч. II, гл. 3,  9), они воспринимают с острым
стыдом, если их уличили в воровстве и непорядочности. Вот француз, например, в компании в порыве откровенности может со смехом как о
забавном случае рассказать, как он утащил какую-то мелочь в универмаге, не расплатившись, или обманул кого-то при обмене с выгодой
для себя. Подобное поведение им воспринимается не в моральной плоскости, а как возможность <пощекотать> нервы или <проучить
растяпу>, получив при этом барыш. Русский, разумеется, тоже может совершить подобное. Он, однако, не сможет в этом открыто
признаться, тем более в компании, он будет хранить этот случай как постыдную тайну, а не рассказывать как о забавном случае из жизни
и бахвалиться при этом.
Показательно, что в обществе снизился градус ненависти и презрения к проституткам. Их могут даже оправдывать тем, что они занялись
этим не очень-то приятным делом <не от хорошей жизни>, что их <жизнь заставила>. А по отношению к валютным проституткам такие
чувства вообще были неведомы. Вспомним знаменитый фильм <Интердевочка>, заливший слезами о судьбе ностальгирующей проститутки всю
перестроечную Россию. Уж какая там мораль...
Если же перевести проблему нравственности в сферу предпринимательства, то оказывается, что интереснейшие результаты получены при
сопоставлении оценок определенных аморальных действий с тем, выиграли или проиграли от реформ авторы этих оценок [68].
Выяснилось, что даже при общепризнанном падении общественной морали, при всей коррумпированности экономики и государства
приверженность традиционным моральным ценностям остается экономически выгодной моделью поведения для деловых россиян. Так, среди
тех, кто считает нормальным давать взятки, в полтора раза меньшее число людей улучшило свой материальный статус, чем среди тех, для
кого это неприемлемо. Среди тех, кто не осуждает уклонение от налогов - в два раза меньше число людей, достигших успеха. Успехи же
тех, кто принимает использование сексуальных связей в корыстных целях, стремится к нулю. И лишь те, кто приемлет сознательный обман
для достижения своих целей, продемонстрировали свою несколько большую успешность по сравнению с теми, кто такой моральный выбор
отрицает.