Кто считается бедным в России? (*+)
http://archipelag.ru/text/n45.htm
Кто считается бедным в России?
Лилия Овчарова
К бедным в России официально относятся все, кто имеют доходы ниже "черты бедности", то есть ниже прожиточного минимума,
соответствующего стоимости минимальной "потребительской корзины".
С 1991 по 2000 год методика расчета прожиточного минимума менялась дважды. Первый раз - в ноябре 1992 года, когда, после
либерализации цен, доходы 70 процентов российских граждан опустились ниже уровня прожиточного минимума советского периода. Тогда
методика расчета прожиточного минимума утверждалась, исходя из кризисного состояния российской экономики, а минимальная
потребительская корзина 1992 года оказалась в два раза дешевле корзины советского периода. В среднем для всего населения России,
расходы на питание составляли в ней 68,3% всех расходов семьи, на непродовольственные товары - 19,1%; на услуги - 7,4%; на налоги и
платежи - 5,2%.
Начиная с первого квартала 2000 года, величина прожиточного минимума определяется по новой методике. В новой минимальной
потребительской корзине значительно увеличены расходы на непродовольственные товары и услуги. В результате, новый прожиточный
минимум на 15-20% выше минимума 1992 года. Во втором квартале 2000 года величина прожиточного минимума составила 1185 рублей.
Сколько бедных было в 90-е годы?
Согласно официальной статистике, за весь период реформ в России наиболее неблагоприятными, с точки зрения бедности, были 1992-1993,
а также 1999 и 2000 годы (см. рисунок). В 1992-1993 годах рост числа бедных стал следствием либерализации цен, в результате чего
реальные доходы граждан снизились на 40%. В 1999 году высокий уровень бедности стал следствием финансового кризиса 1998 года.
Доля бедного населения и величина недостающего дохода. Россия, 1992-2000
Однако, оценивая эту динамику, нельзя не учитывать изменений в методике расчета используемых показателей в 1994 и 2000 годах.
В 1994 году доля бедных существенно сократилась (с 31,5% до 22,4%). Но надо иметь в виду, что в это время Госкомстат РФ изменил
методику оценки доходов населения.
До 1994 года доходы домашних хозяйств оценивались на основе данных бюджетной статистики. Эти доходы и сравнивались со стоимостью
потребительской корзины.
С 1994 года, учитывая, что в условиях переходной экономики значительная доля доходов формируется в неформальном секторе экономики и
широко распространены задержки выплаты заработной платы и социальных трансфертов, годовой уровень бедности стали определять путем
соотношения годовой суммы расходов домашних хозяйств и стоимости годового прожиточного минимума. Если бы в 1994 году применяли
старую методику оценки доходов, то доля бедных оказалась бы на уровне 34%. Таким образом, изменение методики оценки уровня бедности
привело к существенному снижению числа бедных.
В 2000 году изменение методики расчета величины прожиточного минимума, наоборот, привело к росту числа бедных. Если бы к данным 2000
года применить критерии 1992 года, то во втором квартале 2000 года доля бедных оценивалась бы в 27,6%, а не в 34,7%, как она была
оценена в соответствии с новыми критериями.
Наряду с долей бедного населения важным показателем уровня бедности служит дефицит дохода, который показывает, на какой процент от
среднего дохода необходимо поднять доходы всех бедных, чтобы они достигли прожиточного минимума (см. рисунок). Этот показатель
позволяет углубить анализ бедности, оценить изменения в уровне жизни внутри совокупности бедных. Например, если сравнить 1993 и 1999
годы, то можно увидеть, что в 1999 году доля бедных была ниже (29,9% против 31,5%), но недостающий доход несколько выше (5,4% против
5,3%), чем в 1993. Число бедных уменьшилось, но положение тех, кто сохранил статус бедных, стало хуже, так как для преодоления
бедности требуются большие финансовые ресурсы.
Бедность и доходы
Основная причина распространения бедности - падение среднего уровня реальных доходов россиян. В 1992 году реальные доходы граждан
составили 52% от уровня предшествующего года (см. рисунок). В 1993 году, в основном за счет значительно опережающего инфляцию роста
пенсий, реальные доходы выросли, что способствовало сокращению численности бедного населения. Но в последующие два года реальные
доходы опять снижались, и только в 1996 появилась позитивная тенденция к увеличению денежных доходов вследствие одновременного роста
заработной платы и пенсий и к снижению числа бедных. Финансовый кризис 1998 года прервал эту тенденцию, повернув ее вспять.
Изменение душевых денежных доходов в процентах к предыдущему году.
Россия, 1992-1999
За годы становления рыночной экономики наиболее драматичные изменения произошли в оплате труда. В 1992 году минимальная заработная
плата составляла 33% от прожиточного минимума трудоспособного населения, к 1995 году этот уровень понизился до 14%, затем наблюдался
его некоторый рост, а с 1998 года опять обозначилась тенденция снижения. В 1999 году минимальная заработная плата составила 8% от
прожиточного минимума трудоспособного населения. В результате, в таких отраслях, как сельское хозяйство, здравоохранение,
образование и культура более 60% работников стали получать зарплату ниже уровня прожиточного минимума.
Низкий уровень оплаты труда стал главной причиной бедности работающего населения. В 1999 году средняя заработная плата в России
составила 158% от величины прожиточного минимума. Это означает, что семья из двух работников со средним уровнем оплаты труда может
обеспечить минимальный уровень потребления только одному ребенку, а 50% семей работников не могут обеспечить минимально приемлемый
уровень жизни даже одному ребенку.
Низкий уровень заработной платы сочетается с масштабными задолженностями по оплате труда. Задержки и невыплаты заработной платы
относятся к числу наиболее серьезных и, к сожалению, уже типичных нарушений трудового законодательства. Долги по зарплате присущи не
только низко рентабельным, но и преуспевающим предприятиям, а длительные задержки зарплаты в большей степени характерны, когда речь
идет о низкооплачиваемых работниках.
Говоря об уровне заработной платы, нельзя не отметить, что официальная статистика отражает не все. В настоящее время распространена
практика неформальной оплаты труда на основе негласной договоренности между работодателем и работающим по найму. Даже на официально
зарегистрированных предприятиях у пятой части работников фактическая зарплата превышает величину, формально определенную условиями
трудового соглашения, причем различия варьируют от двух- до двадцатикратных размеров. Во многом неформальное распределение выступает
как бегство от чрезмерно высоких социальных налогов, базой исчисления которых служит фонд оплаты труда. Проблемы повышения оплаты
труда и вывода ее из "тени" относятся к числу основных направлений становления цивилизованного рынка труда.
Минимальная пенсия также остается ниже уровня прожиточного минимума пенсионера, хотя, по сравнению с минимальной заработной платой,
она в большей степени приближена к черте бедности. В 1992 году минимальная пенсия составляла 85% от прожиточного минимума
пенсионеров, к 1998 году это соотношение упало до 48%; наихудшим - 45% - оно было в 1999 году.
Неравенство в распределении доходов
Начало рыночных реформ в России сопровождалось не только падением реального среднего уровня доходов населения, но и нарастающими
масштабами неравенства в их распределении. В основе этого неравенства лежат различия в оплате труда, которые, по данным Госкомстата
РФ, превышают дифференциацию доходов в два раза. Росту неравенства, в известной мере, противостоят социальные трансферты и
внутрисемейное перераспределение доходов, которые несколько выравнивают доходную обеспеченность людей. В свою очередь, различия в
заработной плате порождаются межотраслевым и внутриотраслевым неравенством в оплате труда.
Наиболее высокие заработки концентрируются в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, сфере финансов, кредитования и
страхования, а минимальная оплата труда характерна для бюджетной сферы, легкой промышленности и сельского хозяйства. В мае 2000 года
межотраслевые различия в оплате труда достигли 8,4 раза.
Однако еще выше внутриотраслевые различия в оплате труда. Они особенно велики в банковском секторе, где заработки 10% самых
высокооплачиваемых и 10% самых низкооплачиваемых работников различаются 30 раз. Высока внутриотраслевая дифференциация оплаты труда
и в некоторых низкооплачиваемых сферах занятости. Так, в сельском хозяйстве коэффициент дифференциации заработной платы составляет
24 раза, а в науке и культуре - 19 раз. В то же время электроэнергетика, относящаяся к высокооплачиваемым отраслям, отличается самым
низким уровнем различий в оплате труда работников. В этой отрасли коэффициент дифференциации равен 7.
Начиная с 1992 года, важным фактором имущественного расслоения стала концентрация предпринимательского дохода и дохода от
собственности у ограниченного круга высокодоходных слоев населения. На долю 20% самых обеспеченных жителей России в 1999 году
приходилось 47% всех доходов, в том числе 38% общего объема заработной платы, 27% социальных трансфертов, 70% доходов от
собственности и 62% прочих доходов, включая полученные от предпринимательской деятельности.
Таким образом, снижение среднего уровня доходов и рост неравенства в их распределении - это две основных причины роста числа бедных
в течение последних 10 лет.
Впрочем, рост численности бедного населения не всегда сопровождался одновременным падением реальных доходов и ростом неравенства. В
1995 году увеличение доли бедных происходило на фоне снижения реальных доходов и сокращения неравенства. Это означает, что
финансовый кризис 1995 года отразился на всех доходных группах: стало больше людей с доходами ниже прожиточного минимума, но и
высокодоходные группы тоже стали получать меньше. В 1999 году, несмотря на некоторый рост среднего уровня доходов, численность
бедного населения продолжала увеличиваться. Это означает, что основной прирост доходов произошел у высокодоходных групп.
В период становления рыночной экономики падение уровня жизни отмечено у всех категорий населения. Но и на этом общем фоне выделяются
особенно высоким риском бедности неполные семьи и одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов. Это означает, что в России
происходит феминизация бедности, так как в обеих названных категориях домохозяйств преобладают женщины. Феминизация бедности связана
также с ущемленным положением женщин на рынке туда и неэффективностью системы социальной поддержки семей с высоким риском бедности.
Бедность и занятость
Масштабы распространения бедности во многом зависят от положения на рынке труда. Бедность среди безработных в полтора-два раза выше,
чем в среднем по всему населению.
Становления рыночных отношений в России сопровождалось значительными изменениями в структуре экономически активного населения:
снижалась доля занятых, и росла доля безработных. После окончания к 1995 году крупномасштабного трансформационного спада темпы этих
процессов замедлились, но рост безработицы продолжался вплоть до конца 1998 года.
Финансовый кризис 1998 года, при всех его хорошо известных негативных последствиях, активизировал импортозамещающее российское
производство в отраслях легкой и пищевой промышленности, что привело к росту численности экономически активного населения. В
1999-2000 годах увеличение числа занятых привело к снижению безработицы: из состава безработных за этот период выбыло свыше 3
миллионов человек.
Общая (по методике Международной организации труда) и зарегистрированная безработица. Россия, 1992-2000
Пояснение к графику. Официальный статус (зарегистрированного) безработного присваивается региональными службами занятости гражданам
в трудоспособном возрасте, потерявшим работу, обратившимся в службы занятости и отвечающим определенным требованиям, предъявляемым к
статусу безработного.По методике Международной организации труда к безработным относятся все граждане в трудоспособном возрасте, не
работающие на момент регистрации и ищущие работу. В данном случае регистрирующим органом является Госкомстат РФ, который проводит
специальные репрезентативные выборочные опросы раз в квартал.
С 1991 года поддержание уровня доходов безработных и содействие возвращению безработных на рынок труда было основными функциями
Фонда занятости населения Российской Федерации. До 1995 года финансовое состояние этого Фонда характеризовалось устойчивым
профицитом. С середины 1995 года его бюджет стал дефицитным и остается таковым до сих пор. Это привело к сокращению финансирования
программ активной политики на рынке труда и формированию задолженности по денежным выплатам безработным, размер которой в январе
2000 года составил 1,7 миллиарда рублей. В связи с упразднением с 2001 года Фонда занятости вопрос о помощи безработным перемещается
в плоскость содействия в трудоустройстве, так как материальная поддержка признана малоэффективной и порождающей иждивенчество.
Материальная помощь безработным не может быть снята с повестки дня, но, конечно, ее следует связывать не столько с выплатой пособий,
сколько с содействием в получении трудового дохода.
Какими должны быть приоритеты социальных программ?
Рост бедности - следствие множества социально-экономических факторов, воздействовать на которые далеко не просто. Тем не менее
государство может проводить политику, способную сократить бедность и смягчить ее последствия. Как и всякая политика, она требует
выбора приоритетных направлений действий.
Конечно, главное направление - это содействие формированию эффективного рынка труда. Здесь есть две ключевые задачи: поддержка
активных программ занятости и повышение уровня оплаты труда. Решение этих задач нельзя связывать только с высокими темпами
экономического роста. Перераспределение доходов в пользу низкооплачиваемых категорий работников и легализация неформальных
заработков могут осуществляться и в условиях экономической стагнации. Важно отметить, что снижение неравенства и сокращение
масштабов теневых отношений на рынке труда сами могут стимулировать экономический рост.
Но и при самом благоприятном развитии событий всегда существуют группы населения с особенно высоким риском бедности, нуждающиеся в
финансовой поддержке с помощью специальных социальных программ.
Такие программы в явном или неявном виде существовали в советский период, но тогда посредством привилегий и льгот выстраивалась
социально-экономическая стратификация общества, так что большинство социальных льгот предоставлялось небедным гражданам и семьям.
Эта традиция сохраняется до сих пор. Большинство социальных программ в России направлено на поддержку отдельных привилегированных
категорий населения, имеющих те или иные заслуги перед государством, - идет ли речь, скажем, о льготном доступе к распределению и
оплате жилья, обеспечении медицинскими, транспортными и санаторно-курортными услугами и т. д. Даже если принимать во внимание
поддающуюся статистическому учету систему льгот и привилегий, то по данным бюджетной статистики лишь 30% социальных трансфертов (без
учета пенсий) приходится на бедное население.
Когда же речь идет о борьбе с бедностью, особенно в условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на социальную
поддержку населения, приоритетной группой для социальных программ должны стать именно бедные.
В то же время ясно, что 30% жителей страны не могут стать участниками адресных социальных программ. Финансовые возможности органов
социальной защиты позволяют реально обеспечить поддержку только 8-10% населения. Примерно такую долю населения и составляют
домохозяйства с низким социальным и экономическим потенциалом (высокая нагрузка иждивенцами; отсутствие образования, конкурентных
профессионально-квалификационных навыков, исключенность из сетей межсемейной поддержки и пр.), а значит и с высоким риском бедности.
Им-то и должны быть адресованы программы прямой поддержки. Оставшиеся 20% населения, признанного бедным по критерию обеспеченности
доходами, на самом деле обладают значительными ресурсами (образованием, здоровьем, квалификацией и пр.). Создание условий,
способствующих реализация этих ресурсов, а не прямая адресная поддержка, и должно стать основой стратегии сокращения бедности у этой
части населения. Только сочетание адресной субсидиарной поддержки домохозяйств, объективно обладающих низким социально-экономическим
потенциалом, с активными программами занятости может способствовать позитивной экономической модернизации.
Голос адвоката дьявола
Статистика уровня жизни находится не в лучшем состоянии, чем сама российская экономика. Позволяя себе аналогию, скажем, что мы не
можем измерить температуру, поскольку есть серьезные сомнения в исправности градусника: Температура, показываемая этим градусником,
лишь случайно может оказаться близкой к реальной действительности, При этом трудно даже приблизительно оценить размер отклонения.
:Хотя в России чрезвычайно велика доля доходов-расходов в натуре, статистика оперирует в основном денежными доходами-расходами.
Фундаментальный факт: - систематические задержки выдачи зарплаты, пенсий и пособий - не учитывается в показателях уровня жизни.
Более-менее достоверно определить величину денежных доходов населения статистике не удается,,, Поэтому общая сумма доходов
устанавливается по расходам. Величина денежных расходов населения всецело зависит от показателя розничного товарооборота, который, в
свою очередь, определяется на основе выборочных опросов товарных рынков, причем их качество не удостоверено и не поддается реальной
проверке: Однако достаточно ясно, что отчетный объем товарооборота сильно занижен и соответственно сильно занижен показатель доходов
населения, как денежных, так и натуральных:
:Наш анализ привел нас к таким выводам относительно уровня жизни российского населения:
Официальные показатели потребления товаров-услуг, а также денежных доходов населения занижены. К сожалению, мы не знаем, на сколько,
но, по всей видимости, не менее, чем на половину. По-видимому (мы стараемся давать осторожные формулировки), жизненный стандарт для
довольно больших групп населения (нам представляется, что это примерно три четверти населения) за последние годы повысился, причем
население в целом потребляет больше товаров и услуг, чем раньше, то есть общее количество товаров-услуг, потребляемых основной
массой населения, возрастает. При этом не только лишь самая обеспеченная часть населения сносно удовлетворяет свои первоочередные
потребности.
Помимо роста количества потребляемых населением товаров-услуг, не приходится отрицать громадное положительное влияние ликвидации
товарного дефицита на общий стандарт жизни, люди уже не вынуждены покупать "что дают/достали", а также впрок, то есть тратят свой
доход много рациональнее прежнего:
Все же общий уровень жизни весьма низок. Сравнение с уровнем жизни американского населения по количеству товаров и услуг на душу
показывает кардинальное отставание:
:Обращает на себя внимание высокая доля потребления в натуре, главным образом, продовольствия - она никак не менее 10 процентов от
личного потребления.
Несомненно, что официальные показатели дифференциации населения по денежным доходам не дают адекватной характеристики реального
положения. По нашей грубой оценке, к бедным, по российским стандартам, можно отнести не более четверти населения. Три четверти
российского населения имеют по меньшей мере терпимый в российских условиях уровень жизни. Вместе с тем, дифференциация по уровню
жизни весьма значительна и представляет собой одну из наиболее глубоких социально-политических проблем.
Игорь БИРМАН, Лариса ПИЯШЕВА.
Статистика уровня жизни населения России.
Материалы к слушаниям в Государственной думе
"Уровень жизни в Российской Федерации