От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 18.05.2004 20:51:01 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Знание-сила": "На Западе детей учат выражать свои мысли и отстаивать права, быть среди людей и оставаться самим собой" (*+)

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2668.html

Много будешь знать:

Скоро стрессируешься. Эволюционные психологи утверждают, что школа изматывает мозг заданиями, не соответствующими его природе.
Человеческий интеллект развивался, чтобы решать четыре вида проблем: инструментальные, пространственные, стратегические и социальных
взаимоотношений. И все это применительно к реальному окружению. Совершенно иную задачу мозг получает в школе: заучивать множество
отвлеченных фактов и оперировать только ими. Отсюда - постоянная нервная перегрузка, путь к неврозу.

Впрочем, дети, пусть неосознанно, стремятся избежать этой перегрузки. Они рассеивают свое внимание, снижают уровень прилежания,
<скатываются на тройки>. Благодаря этому очаги застойного возбуждения в коре мозга рассеиваются и почва для невроза пропадает. Но -
из огня попадают в полымя. Стресс информационный заменяется стрессом заниженной самооценки, стрессом конфликта с семьей.

Если вдуматься, ситуация довольно странная: подавляющее большинство наших детей учатся плохо, допуская ошибки в контрольных
заданиях. Разве такое может быть? По законам нормального распределения - нет. Раз мы их учим, значит, большинство должны приобретать
умение, научаться.

Однако взрослые предпочитают оставить за собой возможность найти недочеты и осудить этих маленьких людей. Возьмите стопку тетрадей
по математике или русскому. Они исписаны вдоль и поперек. Проделана громадная работа. Какие-то мальчишки чертили графики и решали
примеры. Могли бы сказать: не желаю, лучше в футбол пойду играть. Нет, чертили. А что обычно венчает эти усилия? Жирная тройка, а то
и двойка. Неправильный, мол, ответ! И оформление! Так школьные годы проходят в постоянном ощущении проигрыша, невыполненных
обязательств перед взрослыми.

Информационный стресс отчасти компенсируется при поверхностном и пестром образовании, которое мы склонны осуждать. Многомудрые
математики, отправившись прогуляться по Штатам, любят сетовать: то, что в России учат второклассники, западные дети не знают и в
двенадцать лет. Казалось бы, безнадежное отставание! Чем же тогда занимаются в тамошней школе? Оказывается, детей учат не столько
решать примеры, сколько выражать свои мысли и отстаивать права, быть среди людей и оставаться самим собой. Этому посвящены не только
уроки, но и активная общественная работа. А стресс заниженной самооценки облегчается там рейтинговой системой. Ты не получаешь
оценки (то есть эмоциональные отклики учителя), а зарабатываешь баллы, словно деньги.

Кстати, при кажущейся примитивности западного образования специалистов и ученых там предостаточно. Откуда же они берутся? Люди имеют
возможность углублять свои знания после школы, например, в университете, аспирантуре.

Возможно, не они отстают, а мы слишком торопимся: у нашего образования склонность к <преждевременному созреванию>. Еще не обзаведясь
усами, мы важно анализируем Пушкина, Достоевского или Толстого. В студенчестве учим столько всего, что, став аспирантами, занимаемся
уже одной только диссертацией: хватит учиться. И удивляемся, что наши западные коллеги, будучи студентами, обучаются <галопом по
Европам> - то здесь лекцию послушал, то там, а серьезно осваивать спецкурсы начинают только в аспирантуре. Зато и происходят в нашем
студенчестве целые эпидемии невроза. Потому как система ставила перед нами сверхзадачу: освоить всю программу <от и до>.

Наше образование вообще богато <сверхзадачами>: обеспечить школьников всей страны знанием иностранного языка, сформировать у них
полноценную научно ориентированную картину мира, наделить равными знаниями, довести до уровня абитуриентов вуза: Цели, конечно,
благие. Но всем известно, чем оборачивается их преследование на практике.

Разумеется, это не значит, что нужно отказаться от образования и закрыть школы. Наоборот, образование становится все более ценным и
востребованным продуктом ноосферы. Но оно должно изменяться.

Во-первых, систематически продвигаться от научных и технических ценностей, которые воспитывало образование двух прошедших веков, к
ценностям всечеловеческим, гуманитарно-экологическим.

Во-вторых, четко разграничивать общее и целевое образование. Общее готовит человека к полноценному существованию: занимайся всем
понемногу для гармонии и здоровья, для высокого уровня жизни. Оно должно давать людям те знания, которые понадобятся им с наибольшей
долей вероятности. И наделять их универсальным умением: управлять телом, сознанием, информацией и людьми.

И конечно, общее образование не может быть названо хорошим, если знания и умения приобретаются в ущерб здоровью.