От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 18.05.2004 20:43:25 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

"Знание-сила". Стресс первобытный и стресс цивилизованный (*+)

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2663.html

Режим <атаки или бегства>
Стресс первобытный и стресс цивилизованный

Мы и не знаем, какой из этих стрессов тяжелее. Считаем, что наш, цивилизованный. <Время стрессов и страстей> - называем наш век.
Мол, прадеды жили спокойнее:
Нет, не так. Судьба подбрасывала нашим предкам такие испытания, которые большинству из нас и не снились. Они воевали, тяжело
работали или болели, они замирали от безумного страха и кипели от неистовой ярости. И каждое испытание отражалось на их организме.
Стресс!
С точки зрения физиологии, стресс - это общая реакция организма на неблагоприятные воздействия. Это явление открыл канадский ученый,
в дальнейшем нобелевский лауреат Ганс Селье. В его лабораториях животных подвергали самым разным воздействиям. И что бы ни делали с
бедными крысами, их организм отвечал одинаково, четырьмя симптомами: увеличением надпочечников, уплотнением стенок артерий,
изъязвлением желудочно-кишечного тракта, нервным истощением. Эту реакцию назвали <стрессовым синдромом> (от англ. -
напряжение, усилие, давление).
По существу, стрессовый синдром - это важный приспособительный механизм. Он позволяет в критический момент мобилизовать все силы,
чтобы остаться живым и невредимым при нападении хищника, преодолении бурной реки, опасной охоте (да мало ли что еще могло произойти
с нашими предками?) Организм при этом переходит на режим работы <атака или бегство>, запускаемый особым блоком нервной системы -
симпатическим.
Итак, включен режим <атаки или бегства>. В первую очередь перераспределяется кровоток. Растет артериальное давление, кровь заполняет
сосуды крупных мышц, отливая от конечностей и внутренних органов. Пальцы леденеют, лицо бледнеет. Пробивает <холодный пот>.
Сердцебиение и дыхание учащаются. Параллельно надпочечники высвобождают гормоны - адреналин и кортизол. Под их действием распадаются
запасы жира и гликогена, чтобы кровь насытилась <горючим> - жирными кислотами и глюкозой. А для успешного управления движением
активируются анализаторы, да и весь мозг.
Переход организма в режим <атаки или бегства> обеспечивал выживание в первобытную эпоху. Однако в современной жизни он нередко
приносит лишь вред. Представим, что человек начинает злиться, попав в дорожную пробку, или приходит в отчаяние от критики
начальства. А может, глядя на экран телевизора, волнуется за судьбу людей, попавших в беду.
Автоматически его организм откликается симпатической реакцией - преддверием стресса. Скорее! Надо что-то делать, драться, убегать!
Но много ли возможностей у цивилизованного человека удовлетворить эти потребности? Разве станет он прыгать по крышам автомобилей или
колотить начальника по физиономии? Нет, останется сидеть за рулем, за столом или в кресле у телевизора. Ну, может быть, сожмет
кулаки и выругается.
Поэтому <пар>, который некуда выпустить, ударит по собственному организму. Высокое давление будет еще много часов разрушать
кровеносные сосуды. Мобилизованные жиры отложатся на поверхность артерий в виде бляшек. И чем больше таких переживаний, тем сильнее
засоряются артерии, ускоряя приближение сердечного приступа.
Есть еще одна проблема: режим <атаки или бегства> в целях экономии временно отключает пищеварительную, иммунную и репродуктивную
системы. Поэтому хронический стресс может привести к бесплодию, нарушить работу желудочно-кишечного тракта. А еще он ослабляет
иммунитет, и малейший вирус вызывает затяжную болезнь:
Впрочем, когда действие стрессора минует, организм пытается вновь стимулировать работу отключенных систем. Но хорошо ли это на нем
отражается? Нет. Расшатанность иммунитета ведет к развитию аллергии или, напротив, иммунодефицита, мешающего справляться с клетками
опухолей. В желудке происходит излишний выброс пищеварительных соков, что ведет к раздражению и язве. Наконец, для компенсации
разрушенных жировых запасов организм старается накапливать их вдвойне.
Особый удар получает нервная система. Гормоны стресса мобилизуют нейроны, однако интенсивная работа истощает и даже убивает их.
Особенно страдают структуры, отвечающие за эмоции. Результат - депрессия.
Вот вам и <все болезни от нервов> - по крайней мере, основные болезни современности: атеросклероз, невроз, ожирение, язва желудка,
астма, ослабление иммунитета.

Стресс цивилизованный

Цивилизованный человек отгородился от таких природных факторов стресса, как хронические инфекции, гельминты, длительный холод или
жара, которые <давили> на первобытных людей. Или хотя бы смягчил их действие.
Однако цивилизация рождает два новых мощных стрессора, и мы умеем их терпеть. Это недостаток движений и избыток впечатлений. Для
природного человека наш сидячий образ жизни в четырех стенах смерти подобен. В буквальном смысле: попав в замкнутое помещение
(например, в полицейский участок), бушмены и другие аборигены, никогда не знавшие крыши над головой, нередко умирали через несколько
дней.
Теперь об избытке впечатлений. Существует такое понятие, как стресс встречи с незнакомцем. В природе люди жили небольшими группами,
где все друг друга хорошо знали. При редком появлении незнакомца запускалась мощная ориентировочная реакция, сопровождающаяся
выбросом гормонов стресса. Путешественники часто рассказывали, как туземные женщины и дети с визгом прятались от них. Стоило
Миклухо-Маклаю, как он пишет, приблизиться к какому-нибудь маленькому папуасу, тот сразу <делал в штаны> (ввиду отсутствия таковых
кучка оказывалась прямо на земле). Ничего удивительного, ведь встреча с чужаком могла сулить смерть от рук каннибала, гибель
близких, заключение в рабство.
А теперь представьте, что чужаки, этакие Миклухо-Маклаи, появляются каждый час, каждую минуту! И не просто проходят мимо, а
усаживаются рядом, толкаются, дышат в затылок. А еще тысячи физиономий каждый вечер заглядывают к вам в окошко. И ладно бы молчали -
нет, гримасничая, они лезут в душу со своими страстями и проблемами! На наших глазах совершают кошмарные, волнующие поступки, пока
мы не выключим наконец телевизор: Конечно, мы привыкаем и уже не реагируем так, как дети аборигенов. И все-таки - вода камень точит.
Кстати, в начале любой встречи происходит самопрезентация: человек мобилизуется, изменяет позу и демонстрирует свой желательный
статус. Мы непроизвольно реагируем даже на случайных прохожих.
Так формируется коммуникативный стресс. Между прочим, он влияет и на репродуктивную систему, например, смещая цикл овуляции или
ускоряя половое созревание. То есть выступает одним из факторов акселерации подростков. Поэтому в городах половое созревание
наступает раньше на год-полтора, чем в сельских районах той же местности. Интересно, что действие <информационного> фактора
акселерации удалось выделить в чистом виде. Так, в некоторых изолированных горных селениях за десятки лет не изменилось ничего - ни
диета, ни род занятий детей. Кроме одного, установили большую антенну, и в домах появились телевизоры. И что же? У подростков сразу
произошел скачок роста и ускорилось половое созревание!

Тяжело в ученье

Оба фактора <цивилизованного стресса>, информационный и гиподинамический, начинают действовать на человека уже в детстве. Более
того, детей специально помещают в среду, где их влияние особенно сильно. Это куда же? В школу.
Школьный день начинается с того, что ребенок поднимается ни свет ни заря. А ведь зимой из-за недостатка света и понижения
температуры в его организме работает программа <спячки>, требующая вставать не раньше восхода солнца (то есть в 9 часов утра). Затем
наш ребенок небрежно умывает физиономию, в спешке забрасывает в свой <спящий> желудок какие-нибудь унылые бутерброды. И бредет по
темным улицам в школу. А там, вместо того чтобы подвигаться, разогнать вялость, он сразу оказывается запертым в помещении, где
должен сиднем сидеть целых полдня.
Заметим, что поза, в которой узник, простите, школьник проводит примерно 2000 дней по 6 часов, в природе вообще не встречается! Там
люди сидят на корточках или ягодицах, на коленях, но никогда - за столом, сложив ручки. То есть <школьная поза> противоречит
естественной экологии человека. Не удивительно, что она нарушает работу крово- и лимфообращения, дыхания, пищеварения.
Влажные ладони и ступни. Застой крови в органах малого таза. Стиснутые легкие. На перемене нельзя ни бегать, ни кричать. Подрался -
родителей в школу. Кстати, ученые доказали, что драки у приматов - обязательное условие для выработки адекватного социального
поведения и установления высокого иерархического ранга. Но в мире, переполненном людьми, драки становятся опасны. Специалисты
убеждены, что школьники испытывают перманентный стресс, результат которого - целый букет хронических заболеваний, присущий
большинству учеников.
А раз уж мы упомянули родителей: Для растущего человека они - ближайшие партнеры, главная опора в жизни, ось социализации. Проблемы
в семье - серьезный стрессор для ребенка. Так вот этих партнеров можно очень легко поссорить, достаточно усадить их вместе с детьми
делать домашнее задание. Или украсить дневник приглашением в школу.
Однако великая заслуга школы в том, что она делает глубоко аномальный для экологии человека городской образ жизни нормой. Норма -
вот важное слово. Школу можно рассматривать как многолетнюю и многотрудную систему тренировок, позволяющую сгладить <цивилизованный
стресс>. Без нее человек не смог бы выжить при такой модели взрослой жизни, как <контора - автобус - кресло у телевизора>.
Известно, что стрессовая реакция проходит через три фазы: мобилизация, сопротивление, истощение, за которыми следует: Нет, обычно не
гибель, а переход в новое, патологическое состояние. Экологи рассматривают патологию как особую форму приспособления человека. Пусть
согбенный и хронически больной, пусть отравленный и изношенный, но организм еще много лет тянет <на бреющем полете>. Поэтому наши
выпускники, непригодные к строевой службе и пристрастившиеся к курению, будут жить еще очень долго - до пятидесяти, а то и
семидесяти лет. Парадокс в том, что они протянут гораздо дольше, чем жили самые крепкие дикари в своем первобытном раю. И чем прожил
бы такой дикарь, попади он в сегодняшний город?
Ура нашей школе! За то, что она вырабатывает важную привычку - вести малоподвижный образ жизни в замкнутом помещении.

Против стресса - движение

Ну, а если серьезно?
Выход известен: люди находят его без всяких мудрых советов. Это по меньшей мере пять рецептов: движение, режим троечника, экстрим,
психостимуляторы и трансовая практика. Ничего сложного.
Начнем с движения. Это прописная истина: детям необходим оптимальный объем движения, физическая нагрузка. Но в каком виде?
На Западе упор делается на командные спортивные игры, где - что важно - большую нагрузку получает пояс нижних конечностей. Там
создан настоящий культ бейсбола, баскетбола, футбола - они воспеваются в сотнях фильмов, клипов, передач, а победа в соревнованиях
необычайно престижна. И вот чем полезны эти игры. Во-первых, в них нарабатывается умение действовать быстро и четко, работать и
побеждать в команде. Кроме того, человек становится <легок на подъем>, ведь у него крепкое сердце и мощные ноги. Даже в старости он
сохранит активность.
У ребенка есть некая ежедневная <квота движения>, заданная самой природой: пробежать семь километров, напрячь диафрагму и голосовые
связки (попросту закричать) двести раз, подтянуться сто раз (лазая по деревьям), поднять в сумме сто килограммов и так далее. Когда
дети достигают этого уровня активности, они делаются сильными, быстрыми, их не берет никакая хворь. Приблизить наших собственных чад
к этой <квоте> может активный образ жизни. И где же вы его найдете? В наших-то городах?
Найдете, причем в двух местах. Во-первых, в тех школах, где дети ежедневно по два-три, а лучше четыре часа занимаются танцами,
плаванием, пением, ушу, баскетболом. Все без исключения. И это очень дорогие школы. Мне попадался еще любопытный пример <подвижной>
школы, фильм о которой я видел на одной педагогической конференции. Запомнилась только фамилия создателя метода - Базарный. Дети там
занимаются босиком. Половина учеников работают, сидя за партой, другая - стоя, за подставками. Несколько раз урок прерывается на
гимнастику: нужно вращать корпусом, головой, пробегая глазами восьмерки, нарисованные на потолке. Освобождается позвоночник -
энергетическая ось тела. Время от времени кто-то из детей срывается с места, бежит то в один, то в другой конец класса, отвечает у
доски или приносит что-то яркое и <дидактическое>. Урок шумный, но ученики не отвлекаются, легко сосредоточиваются. Наконец,
главное, что я запомнил: в этой школе во много раз снизилась заболеваемость. Хорошо! Но и подумалось, что так вести уроки очень
тяжело: нужно готовить каких-то особых учителей. И долго воспитывать детский коллектив, чтобы сделать его <своим>.
Второе место, где можно <приобрести> подвижный образ жизни, - спортивные секции. Пусть ребенок из года в год с малолетства
занимается спортом. Но не Спортом с большой буквы, где царит жесткий режим <все для победы>. И где наш болезненный <слабачок> (а
таких сколько угодно) сломается и возненавидит физическую активность. Отдадим его вначале в ту секцию, какая ближе к дому. Походит
он три месяца на волейбол, надоест и бросит. А мы его сразу (без перерыва!) отведем на плавание. Бросит - а мы его на тайквондо.
Пусть не стремится стать мастером, чемпионом, а получит хотя бы самый низший разряд, пояс:
Наверное, это безобразный, расхолаживающий режим с точки зрения тех, для кого важны спортивные достижения. Но достаются они усилиями
единиц, ценою травм и тяжелого детского труда. Тогда как для здоровья общества хорош именно <режим для слабаков>. Пусть каждый
занимается <по чуть-чуть>, без рекордов. Год от года тело ребенка будет крепнуть. Количество перейдет в качество. Повзрослев, он
станет намного сильнее и здоровее, чем было ему уготовано условиями среды.
Памятуя опасность серьезного спорта, мы отдали собственного сына на волю <режима для слабаков>. Ходил он на какую-то ерунду,
постоянно менял секции.

Клин клином

Экстремальные занятия, столь модные в наше время, возвращают человека к стрессу первобытному и потому избавляют от стресса
цивилизованного. Клин клином. Пусть режим <атаки или бегства> используется прямо по назначению. После прыжка в бездну, акробатики на
велосипеде или стремительной верховой скачки житейские невзгоды кажутся такими мелкими:
А поскольку эти занятия доступны у нас далеко не всем, молодежь старается их чем-нибудь заменить - во многих случаях хулиганскими
поступками или даже преступлениями.
Еще опаснее для молодежи - избрать путь химических стимуляторов как средства снятия стресса, ухода от жизненных проблем. Проблемы? У
этих дармоедов? Да, они имеются. Ну, например, вообразите, что вы четыре-пять раз в день подолгу выслушиваете оскорбительную
критику. При этом вам велят стоять смирно и лишают возможности сразу исправить недостатки.
И вот парадокс. В нашем обществе людям, особенно молодежи, доступнее всего оказываются вреднейшие стимуляторы с такими побочными
эффектами, как злокачественные опухоли, цирроз печени, гастрит, закупорка сосудов. Это алкоголь, наркотики и табак. Они снимают
напряжение в нервной системе, облегчают работу мозга.
Одурманивающие средства понижают уровень жизни. Их длительное воздействие само по себе вызывает новый, токсический стресс. Но
отказаться от них не просто. Люди одурманиваются с древнейших времен. Это культурная и экономическая традиция. Сломать ее может
равноценная по мощи сила как общества, так и личности. Энергичные, состоятельные люди стараются двигаться по жизни без дурмана и
вести этой дорогой своих детей. Но это очень затратная индустрия! А может быть, пойти другим путем? Например, уменьшить давление
цивилизованного и школьного стресса. И отпадет необходимость в <лекарстве от стресса>. Используется и этот путь. В частности, роль
школы как <стрессового тренажера> уходит в прошлое.
Один из интересных инструментов, изобретаемых в любом перенаселенном обществе, - практика трансовых состояний. В них человек должен
расслабить тело, приглушить восприятие, отринуть суетные мысли и чувства. При этом восстанавливаются силы души и тела. И, что важно,
снижается тонус симпатической нервной системы на фоне усиления ее антагониста - парасимпатической системы. Молитва, медитация,
сосредоточение на духовных ценностях являются в своем роде парасимпатическим тренингом, лекарством от стресса. Улучшаются обмен
веществ, питание кожи и другие процессы. Отчасти поэтому у учащихся школ с духовной практикой мы видим такие свежие, светлые лица:
повышается тонус подкожных мышц, сосудов, перестают отекать веки и конъюнктива. Такие же лица в военных училищах: активность плюс
режим. Вычтите их из мрачных измятых физиономий детей в утренних трамваях - получите <лицо> школьного стресса.

Кирилл Ефремов