От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 07.05.2004 22:42:37 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

Что современное искусство возведения зданий должно заимствовать у мастеров советской эпохи (*+)

http://ng.ru/ideas/2004-04-30/11_architecture.html

<АРХИТЕКТУРА - ЭТО СФЕРА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ>
Что современное искусство возведения зданий должно заимствовать у мастеров советской эпохи
Екатерина Блинова, Андрей Скробот



Наталья Душкина - архитектор и внучка архитектора.Такой мы станцию <Маяковская> можем уже не увидеть.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)


Обрушение купола <Трансвааля>, пожар в Арбитражном суде, гибель Манежа - эти и другие происшествия последнего времени заставили
задуматься как простых москвичей, так и специалистов. Безопасны ли здания, в которых мы живем и работаем? Почему страшно ездить в
метро? Не подвергаем ли мы опасности свою жизнь и жизнь близких, посещая стадионы и концертные площадки?

Истинных профессионалов эти вопросы волновали всегда. Недавно архитектурная Москва отметила столетие великого советского зодчего
Алексея Душкина, автора проектов станций метро <Маяковская>, <Кропоткинская>, <Площадь Революции>, <Новослободская> и
<Автозаводская>, магазина <Детский мир> и высотного здание у Красных ворот. Идея монумента Юрию Гагарину на Ленинском проспекте тоже
принадлежит ему. Корреспонденты <НГ> беседуют с внучкой мастера - профессором МАРХИ Натальей Душкиной.




- Наталья Олеговна, автор проекта купола злополучного <Трансвааля> Нодар Канчели, объявленный виновником трагедии, сказал: <В век
терроризма надо строить по-другому>. Как - по-другому?

- Архитектура должна быть в сфере национальной безопасности. Крепости мы строить не можем, но должны учитывать буквально все.
Насколько я знаю, весь мир будет пересматривать строительные нормы. Первое, о чем думают при возведении Международного торгового
центра в Нью-Йорке на месте двух рухнувших башен, - как построить безопасное высотное сооружение. Здания должны отразить внезапное
внешнее воздействие и спасти людей, которые находятся внутри. У нас тоже начали вести такие разработки.

- В архитектурных кругах защищают Канчели...

- Я не взялась бы комментировать историю с <Трансваалем>, поскольку она мне кажется по всем параметрам мистической. Совершенно
очевидно, что всей правды, связанной с этой ужасной историей, не будет сказано никогда. Самое печальное, что отсутствуют объективный
анализ ситуации и выяснение истинных причин. Зная реноме автора, могу сказать - лучшего конструктора в России сейчас нет. Странно,
что сооружение, построенное совсем недавно, не было рассчитано на возможное внешнее воздействие неконструктивного характера.

- Ваш дед - один из тех, кто создал московское метро таким, какое оно есть. Но до последнего времени его имя было известно только в
профессиональных кругах...

- Это не совсем так. Все осуществленные работы Душкина широко известны публике. Но об архитекторах у нас вообще редко говорят.
Работая в метро, Алексей Николаевич имел форму секретности. Помимо этого в годы войны он занимался в Москве проектированием
фортификационных сооружений высшей оборонной категории. Не знаю, был ли Душкин знаком лично со Сталиным, в семье об этом никогда не
говорили. Но из его воспоминаний ясно: он видел Сталина на открытии станции <Площадь Революции>. Тогда вождь ходил вокруг скульптур
и с характерным акцентом говорил: <Как живые, как живые>. Имя Душкина вошло в историю архитектуры XX века именно благодаря его
работам в московском метро. Он пришел в метро в 1934 году, когда начиналась работа над проектом станции <Дворец Советов> (ныне
<Кропоткинская>. - <НГ>). И до 1967 года не уходил из этой области, где, по сути, стал главным архитектором и возглавил работу
института <Метрогипротранс>.

- В чем значение душкинских станций для архитектурной науки?

- Дед создал пять станций, и четыре из них - абсолютные жемчужины. Уникальное место занимает <Маяковская>: это станция глубокого
заложения, но построенная на колонной основе. Душкин уделял особое внимание свету как основному конструктивному компоненту. Он
вводит так называемую систему перископов: выдалбливает купола, пробивает земную толщу окнами в небо. Первым мозаичным изображением,
которое он нарисовал для <Маяковской>, был знаменитый стратостат, запущенный в 1934 году. Тема авиации на этой станции - не просто
дань небу, простору. На плафонах изображены бомбардировщики, показана мощь русской военной авиации. Это был наш ответ <Мессершмитту>
накануне войны.

- После февральского теракта на <Автозаводской>, тоже построенной вашим дедом, разговоров о безопасности стареющего московского
метро становится все больше. А что с <Маяковской>?

- Из всех станций <Маяковская>, пожалуй, находится в самом бедственном состоянии. Она течет, там нарушена система гидроизоляции. Из
73 пролетов только 23 остаются сухими. Стальные ленты прогнили изнутри. Я не буду утверждать, что станция опасна для пассажиров, но
специалисты говорят, что она находится в аварийном состоянии.

- Если станции так плохо, зачем начались работы по пробивке второго выхода?

- Новый эскалаторный ход совершенно необязателен. Работы ведутся на средства частного инвестора, за это он получает землю на
поверхности. Самое опасное - это зона плывунов. Работы ведутся методом заморозки, с большими предосторожностями, буквально на
цыпочках. Спасти станцию можно только методом ее осушения. Это означает, что необходимо провести чрезвычайно дорогостоящие
мероприятия по созданию дублирующих систем отвода грунтовых вод.

- В Москве сейчас строится кольцо современных небоскребов. Не потеряются ли знаменитые сталинские высотки?

- Подписанное Сталиным постановление о строительстве высотных зданий в Москве появилось в 1947 году. Главная тема проекта - триумф,
победа СССР над фашизмом. С другой стороны, сталинская эпоха оказалась разрушительной для русского архитектурного наследия. В
20-30-х годах были уничтожены важнейшие исторические вертикальные доминанты Москвы, например, Сухарева башня. Высотные дома вызвал к
жизни политический заказ на восстановление символики русского города. И сталинские высотки держат весь <остов> Москвы. Сейчас их
судьба трудно предсказуема: в архитектурных кругах есть планы создания серии небоскребов вдоль третьего кольца и в центре города.
Живая картинка - новый небоскреб на Павелецкой, который разбивает сохранившиеся панорамы. Качество архитектурных сооружений, которые
созданы за последние десятилетия, за редчайшим исключением, заметно уступает тем постройкам, которые связаны с понятием сталинской
архитектуры 30-50-х годов.

- Расскажите о <Детском мире>, который хотят снести.

- <Детский мир> - последняя работа Душкина в <большой архитектуре>. Вначале предполагалась реконструкция пассажа, который стоял на
этом месте. Грунты там чрезвычайно тяжелые - плывуны. Тогда предложили снести старый пассаж и построить <Детский мир>. Архитектурный
проект был разработан в 1954 году, в 1957 году сдали в эксплуатацию. Это был настоящий европейский магазин, не имевший в стране
аналогов. Первый супермаркет с использованием новаторских приемов: крупное остекление, мощный арочный ход, алюминиевые витражи,
второй свет. Теперь <Детский мир> находится в частных руках, и хозяину малоинтересны сантименты по поводу здания. Я знакома с
проектом его реконструкции. Сейчас этим словом в Москве обозначаются все разрушительные проекты. Предполагается полное выдалбливание
всего внутреннего пространства с уничтожением центрального зала, который является символом <Детского мира>. Мы все в детстве прошли
через этот зал, с его коллекцией кукол, машинок...

- Что появится на месте <Детского мира>?

- Будет использован типичный американский прием - выбивание округлой воронки на все семь этажей. Это идея, многократно повторенная
во всем мире, тогда как центральное ядро <Детского мира> имеет ценность. Очень важна его градостроительная роль. Но все проекты
реставрации и научной реконструкции намного дороже, чем отработанный в Москве метод разрушения и возведения новоделов. Россия в
связи с этим опять <прославилась> на весь мир. Исторический центр Москвы оказался под угрозой уничтожения.