От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 20.04.2004 22:38:36 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

В. Глазычев: "Не следует верить убаюкивающим разговорам о невинности курса основ православной культуры" (*+)

Русский Журнал / Колонки / Столпник
http://www.russ.ru/columns/stolpnik/20040419.html

"С нашей точки зрения"
Вячеслав Глазычев

Дата публикации: 19 Апреля 2004

Использование ( http://www.religio.ru/news/7892.html) этой двусмысленной формулы Алексием II, недавно вновь публично утверждавшим
оруэлловскую формулу равенства обитателей фермы ( http://www.lib.ru/ORWELL/animalfarm.txt), из которых одни равнее других, заставило
вздрогнуть. Практически не только нечестивые протестанты и тем более богопротивные кришнаиты, но и неверующие теперь подозрительны.

Достали!

Было время: дружина конунга Владимира загнала народ в речку и объявила его христианским. И было время: президент Ельцин явил миру
благостное выражение лица, держа свечечку в мощной длани. Президент может быть верующим сколько его душе угодно, но вид
начальствующих в церкви, размноженный телевизионными каналами, перестает быть личным делом начальствующих, преобразуясь в
откровенный знак нарушения принципа отделения церкви от государства.
Конституция, в несокрушимости которой нас уверяют, нарушается с самого верха, и только врожденная лень, подкрепленная сомнением в
объективности басманного правосудия, препятствует тому, чтобы обратиться к судебной защите.
Асимметрия в государственной архитектуре всегда рискованна. Как гражданин я чту право каждого на веру по вере его, но так же точно
имею право на защиту от напора не столько немногочисленных староверующих, сколько новообращенцев. Страна как была языческой, так и
осталась, однако, отвечая на вопросы анкет, все большее число людей считает необходимым - на всякий случай - назваться
православными. Отчасти дело в моде, отчасти в опаске, но когда без освящения не открывается едва ли ни один новый офис, когда святой
водой кропят подлодки и ракеты, здания школ и казино, когда московский набольший начальник отзывает собственное разрешение, в полном
соответствии с законом выданное кришнаитам ( http://www.religio.ru/news/7886.html) - несколько смешноватым в нашем климате, - разум
закипает.
Можно понять, что, испытывая неудобство от дефицита как идеологии, так и гражданских институтов, власть не прочь ухватиться за
институт церкви, у которого есть неоспоримое достоинство исторической древности. Можно понять, когда, уподобляясь давнему
купечеству, строившему церкви куда охотнее, чем школы, вчерашние бандиты расставляют часовни на всяком месте, надеясь, что "оно
поможет". С некоторым усилием можно понять, почему православная иерархия, опасаясь конкуренции со стороны динамичных протестантов,
предпочитает взывать к государству на предмет борьбы с "нетрадиционными" церквями, вместо того чтобы, объединив с ними усилия,
пытаться противостоять реально опасному сектантству. Выше моих умственных способностей понять, на каком основании в нашей стране,
отнюдь не отличающейся патологическим трудолюбием, Рождество или Пасха учреждаются как дополнительные государственные праздники, а,
скажем, Науруз - нет. Впрочем, в Татарстане как раз и учреждается ( http://www.kazan1000.ru/visit/prazdnik.htm), что вряд ли
способствует жизненно важной задаче сохранения единства пространства культуры, тем более что массив вполне "традиционного" ислама
разрастается, обнимая значительную часть Оренбуржья, Ульяновской или Пензенской губерний, Чувашии и Мордовии.
Понять, однако, можно многое, хотя не всякое объяснение есть оправдание, но когда дрогнуло экс-министерство образования, а
телевидение дает все больше места высокомысленным рассуждениям откровенных сторонников уваровского
( http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00081/61400.htm&encpage=bse) триединства наряду с платными зазывами магов и чародеев
всех мастей, пора строить Сопротивление.
Школа - критический рубеж. Такой же или еще более важный, чем вопрос о свободе пикетов, митингов и демонстраций, все же вызвавший
наконец публичную реакцию ( http://www.vesti7.ru/news?id=4346). (Кстати, в Сокольниках участников митинга по поводу планируемого
сноса домов фотографировали, а затем одних оштрафовали, а от других милиция требовала объяснительных записок, так что закон в
поправленном после протестов виде очень нужен.) Не следует верить убаюкивающим разговорам
( http://www.vremya.ru/2004/65/4/96433.html) о том, что речь - хотя бы в Москве - о факультативе (да продлятся дни госпожи Кезиной
( http://www.mosinform.ru/full_bio.shtml?myid=8&id=24)), о невинности курса основ православной культуры: коготок увязнет - всей
птичке пропасть! Дело не в частностях. Фальшива сама постановка вопроса. Было бы смешно возражать против того, чтобы в школе
узнавали хоть что-то о том, что религия - стержень формирования и развития культур в течение тысячелетий. Для этого требуется одно:
сделать наконец качественный интерактивный курс всеобщей истории для школы. Курс, в котором наряду с панорамой развития технологии и
социальных институтов найдется место для истории мысли, включая Сократа, Лао-Цзы, книгу Бытия, заповеди Моисея, речения Будды,
Нагорную проповедь и тексты изумительного диалектика, известного под именем апостола Павла, и избранные тексты Корана и Сунны.
Задача из класса решаемых.
Воскресные школы при церкви - превосходно, лишь бы ретивые местные власти не стали делать их посещение практически обязательным.
Школа же есть светский институт светского государства Россия, как и светский институт светского государства США, где по решению суда
из кабинета директора школы была убрана даже не икона, а картина религиозного сюжета; или Франции, где республика, пусть с немалым
запозданием, пошла на крайний риск, запретив ношение в школе крупногабаритных знаков религиозной принадлежности.

Там осознали, что школа - это критический рубеж, пора бы и нам.