Время скинхедов? (*+)
http://www.spbvedomosti.ru/2004/03/12/vrema.shtml?print
Время скинхедов?
Елена Шульгина
Последние пару месяцев слово <скинхед> стало едва ли не самым ругательным. Представители правоохранительных органов, а за ними
власти, журналисты и просто обыватели не задерживаются с приговором, когда речь идет о многих трагических или позорных для нашего
города происшествиях: <Это дело рук подростков, состоящих в неформальных молодежных объединениях, скорее всего - скинхедов>.
Кто же эти люди, нынче вызывающие столь праведный гнев общества?
Движение скинхедов зародилось в 1960-е годы в Великобритании. Английские рабочие парни начали митинговать, не соглашаясь с решением
правительства ввозить дешевую рабочую силу с Ямайки. Позже выходцы с Ямайки понравились британцам своей неторопливой ритмичной
музыкой - рокстэди. Черные и белые докеры вместе пили пиво, носили грубые ботинки, в которых было удобно работать в порту, и слушали
рокстэди. Постепенно оформился имидж первых скинхедов - очень короткая стрижка или бритая голова, высокие ботинки на грубой подошве,
подвернутые брюки на подтяжках.
Первые британские скинхеды особых неприятностей обществу не доставляли. Но уже в 1970-е годы слово <скинхед> становится синонимом
агрессивного националиста. Скинхеды протестуют против иммиграционной политики британских властей и борются с ней самыми простыми
методами - избивая и убивая выходцев из других стран, обладателей темного цвета кожи. Скинхедам кажется, что цветные рабочие
отнимают у них рабочие места, муниципальные квартиры, социальные пособия. Британские обыватели думают точно так же, но боятся
непредсказуемой агрессии молодежных групп.
В 1980-е годы сообщества скинхедов возникают во всех европейских странах и в Америке. Они делятся на множество отдельных движений -
анархистов, неонацистов, интернационалистов. И становятся той лакмусовой бумажкой, которая показывает, что в стране есть
национализм.
В 1990-е годы бритоголовые <наци-скинхеды> появляются в России. Стоит ли удивляться тому, что это произошло? Колоссальное социальное
расслоение, общий рост преступности, неконтролируемая иммиграция из стран Закавказья и Средней Азии, война в Чечне, террористические
акты... Почва для появления скинхедов была хорошо <вспахана>.
По оценкам правоохранительных органов, сегодня в Петербурге 22 тысячи скинхедов. А вот Артем ТАЛАКИН, сам еще недавно состоявший в
их рядах (сейчас он участник славянского движения <Солнцеворот>, является социальным работником и экспертом по молодежному
экстремизму), утверждает, что настоящих скинхедов гораздо меньше, всего несколько сотен. Да и вообще, по его словам, вокруг этого
движения сейчас создается слишком много мифов:
- Первый - о криминальности скинхедов. Участникам этого движения приписывается любое происшествие или преступление, направленное
против людей неславянской национальности. Убийство таджикской девочки повергло нас в шок, скинхеды с детьми не воюют. Тем более у
многих есть свои дети... Просто кто-то явно хочет загнать скинхедов в подполье, вывести их за рамки закона.
Я вам объясню, как рождается миф. Процесс формирования новых групп скинхедов неподконтролен, никто точно не знает, сколько их сейчас
в городе. Молодые люди, провозглашающие себя скинхедами, ввязываются в драки потому, что у них идет выброс возрастной энергии. Эти
столкновения становятся объектами пристального внимания СМИ. Другие молодые люди смотрят телевизионные сюжеты или читают статьи и
думают: <Вот клево! И нам надо сделать что-то подобное>. Идет цепная реакция.
Неправда и то, что скинхеды испытывают какую-то особую неприязнь именно к кавказцам. Да, они считают, что все должны жить там, где
их родина. И если бы Петербург наводнялся не кавказцами и не они, скажем, занимались здесь продажей наркотиков и выдавливанием с
рынков тех, кто уже давно в бизнесе, то и у скинхедов были бы другие настроения. Но к нам едут и едут мусульмане - представители
народов, которые все еще живут по законам рода и каст. В их вторжении на территорию России можно даже разглядеть нечто позитивное.
Они могут создать тот внешний агрессивный фактор, под влиянием которого русский этнос самоорганизуется, сплотится и сможет
противостоять чужой культуре и менталитету.
Думаю, что скинхедов будет все больше и больше, это стихийная форма протеста, иммунная система защиты нации. То же самое происходит
во всех странах, где есть серьезные проблемы между коренной нацией и иностранцами. Например, во Франции и Германии есть и
национальные проблемы, и скинхеды.
Примем вышесказанное как данность. Нравятся нам такие оценки или нет - они в молодежной среде весьма популярны. И охотников
<записаться> в скинхеды в подростковой среде долго искать не надо. Во-первых, движение почти подпольное, а все, что запрещено, -
подросткам нравится. Во-вторых, униформа скинхедов помогает создать мужественный имидж, что для молодого человека немаловажно.
Нашивки, татуировки, символы, чтение запрещенных изданий - это так круто! Добавьте к этому обычный комплекс подростковых проблем и
бушующий в крови адреналин - и перед вами готовый скинхед.
Взрослые всплескивают руками: <Неужели это наше общество породило таких детей?> На тяжелые социальные условия и жизнь в <спальных>
районах все не спишешь. В группах скинхедов состоят не только подростки из семей алкоголиков и люмпенов. Среди них - ученики элитных
гимназий, студенты престижных университетов и колледжей. Причем в семьях, как правило, знают, что сын или дочь подались в скинхеды
или в сочувствующие им. Правда, равнодушие родителей проходит после первых серьезных увечий, полученных ребенком в драке, после
первого попадания в больницу или в милицию. Тут уж родственники понимают, что это не игра. Что подросшее дитя, побрившееся наголо и
надевшее грубые ботинки, может надолго загреметь в тюрьму.
И при этом они как-то забывают, что, расслабившись в кругу семьи, и сами частенько допускали нелестные высказывания в адрес людей
других национальностей. Точно так же, как некоторые представители власти до сих пор позволяют себе безответственно произносить слова
о <чеченском следе> или <кавказской мафии>. Подростки лишь аккумулируют в себе агрессию и неприязнь и выдают их в виде актов
насилия. Так что не нужно удивляться и ужасаться - команду <фас!> бритоголовые получают от общества.
Что делать со скинхедами, сегодня не знает никто. Милицейскими мерами и показательными судами здесь не отделаешься. Социологи и
педагоги разводят руками, они беспомощны. Тем более что скинхеды их к себе не подпускают. Можно лишь наивно повспоминать о былом
интернациональном воспитании советской молодежи, о доступных для каждого спортивных секциях и военно-патриотических клубах...
Многие молодежные движения появились в России на двадцать-тридцать лет позже, чем на Западе. Тем не менее мы оказались к ним не
готовыми. И сейчас не знаем, что противопоставить вспышке молодежного экстремизма. Между тем методика борьбы с ним в мире уже
существует. В Германии и Франции специалисты ведут диалог со скинхедами, находят способы уменьшения их агрессии. Специальных
рецептов для России нет. Вероятно, нам нужно сначала привыкнуть к обсуждению этой проблемы и осознать, что она породит еще много
неприятных для общества вопросов.
Во многих европейских странах отношения людей, принадлежащих к разным религиям, вышли за рамки культурных и религиозных разногласий
и стали государственной проблемой.
Во Франции, где проживает самое большое число мусульман, после обращения президента парламент принял закон, запрещающий ношение
мусульманских головных платков, иудейских кип и больших христианских крестов в государственных школах. В самом незавидном положении
оказались мусульмане и евреи, ведь их религиозная символика выглядит более демонстративной, чем символика христиан.
Теперь какое-то количество молодых мусульман покинут государственные школы, хотя именно получение среднего образование было для них
единственным шансом вырваться за границы мирка своей национальной общины.
Государство пытается загладить негативный эффект от принятия этого закона. В государственных школах теперь будут введены
дополнительные выходные дни по случаю национальных праздников Йом-Киппур и Ид аль-Кебир.
Вслед за Францией против ношения религиозной атрибутики в школах выступила Германия. Канцлер ФРГ Герхард Шредер высказался за запрет
ношения учительницами-мусульманками головного платка во время занятий в немецких школах. Он сказал, что <состоящие на
государственной службе граждане, включая педагогов, не могут носить хиджаб>. В то же время канцлер отметил, что не может запретить
носить платок школьницам, которые <действуют в соответствии со своими религиозными убеждениями>.
А вот более консервативная европейская держава - Великобритания - не поддержит инициативу Франции. Об этом заявил представитель
министерства иностранных дел Великобритании Майк О,Брайен. По словам главы британского внешнеполитического ведомства, ношение
религиозной одежды является одним из признаков национального и культурного разнообразия общества, которым так гордится
Великобритания. Толерантность британцев зашла так далеко, что была разработана специальная форма для женщин-полицейских,
исповедующих ислам. Вместо форменной фуражки им полагается хиджаб, украшенный полицейской символикой.
- Да, ёлы! - Vader 12.03.2004 12:36:18 (32, 1534 b)