Классики советской фотографии покорили швейцарцев (*+)
http://www.izvestia.ru/culture/article44661
ФОРМАЛИЗМ ПОБЕДИЛ ИДЕОЛОГИЮ
Классики советской фотографии покорили швейцарцев
Выставка "Советская фотография. 20-30-е годы" открылась в Винтертуре и имела успех. В успехе советской фотоклассики, ставшей
фотоклассикой мировой, сомнений не было. Сомнения были другие - для чего в маленьком швейцарском городке делать такую роскошную
выставку. Но и они рассеялись.
Понятия "культурная провинция" для Европы, похоже, не существует. И уж менее всего оно подходит к Винтертуру. В городе, который за
день можно пешком обойти, - 17 музеев, и коллекция старого искусства одного из них могла бы стать частью постоянной экспозиции Лувра
или Пушкинского. В фотомузее города идут отменные выставки, которые принимали культурные столицы мира. "Советская фотография.
20-30-е годы" - выставка, организованная директором Московского дома фотографии Ольгой Свибловой, - была заказана музеем после того,
как имела большой успех в Вене.
На вернисаж в Винтертуре пришло, даже по московским меркам, очень много народу: фотографы, журналисты, критики, художники,
литераторы. Они приехали из Цюриха (он в четверти часа езды от Винтертура) специально, чтобы посмотреть на "Пионерку" Родченко,
"Экспресс" Шайхета, "Молодость" Игнатовича и "Конструктора" Лисицкого - то есть на сливки советской фотографии самого славного ее
периода.
Самый популярный вопрос, задаваемый на вернисаже швейцарцами, - как удалось кельнскому галеристу, бывшему советскому гражданину
Алексу Лахману собрать такую мощную коллекцию советского фотоавангарда (выставка была собрана из частных собраний и фондов
Московского дома фотографии). Я честно отвечала, что еще лет пятнадцать назад снимки, числящиеся сегодня фотоклассикой, никому не
были нужны. Швейцарцы удивлялись. Сам же Лахман возмущался, что "авангардистов поставили с пикториалистами, а рядом они стоять не
должны". На что московский коллекционер Михаил Голосовский только усмехался; он начал собирать этих самых пикториалистов (мастеров
художественной фотографии), когда Лахман на них внимания не обращал. Классиков же конструктивизма Голосовский снисходительно называл
"репортерами".
Пикировка коллекционеров не имеет никакого смысла. Пикториализм, конструктивизм и соцреализм - три направления в советской
фотографии, которые представила выставка, - честно рассказали о поисках фотографов, живших в одно время в одной стране. Одни
преданно служили красоте, другие отважно искали новые формы, третьи с энтузиазмом работали на пропаганду. И все они не только
отразили время, но и оставили после себя именно те снимки, которые стали признанным фотоискусством.
Открывая выставку, директор Фотомузея Винтертура Урс Штахель говорил о вкладе, который внесли советские фотографы в развитие
мирового авангарда, и оценил этот вклад очень высоко. Слушавшие его выступление представители российского посольства в Швейцарии
признались мне, что испытали в этот момент прилив патриотических чувств. Мне же показалось важным, что советскую фотографию одного
из самых трудных периодов в жизни страны можно смотреть именно как искусство разных направлений, не вспоминая о той идеологии, на
которой (или вопреки которой) она была создана. Слишком много об этой идеологии мы говорили в последние годы.
Ольга КАБАНОВА