От Георгий Ответить на сообщение
К Администрация (И.Т.) Ответить по почте
Дата 20.02.2004 22:22:27 Найти в дереве
Рубрики Тексты; Версия для печати

К дню Советской Армии: интервью с Махмутом Гареевым (*+)

http://www.gazeta-pravda.ru/pravda/pravda20.html

Пачкунам не справиться с великой славой

Обозреватель "Правды" Виктор КОЖЕМЯКО беседует с президентом Академии военных наук РФ генералом армии Махмутом ГАРЕЕВЫМ

Красная Армия, Советская Армия. Сколько достойных сынов Отечества выросло в ее рядах за героические годы, снискавшие ей славу
непобедимой и легендарной! Один из воспитанников Советских Вооруженных Сил - генерал армии Махмут Ахметович Гареев. Доктор военных
наук, доктор исторических наук, профессор, возглавляющий ныне Академию военных наук, он может быть назван типичным представителем
поколения Великой Отечественной войны, которую прошел от начала до конца, на западе и на востоке. А как про-шел - об этом
свидетельствуют боевые награды: два ордена Красного Знамени, три ордена Красной Звезды, орден Александра Невского и орден
Отечественной войны, медали "За отвагу" и "За боевые заслуги".

Виктор КОЖЕМЯКО. В начале Великой Отечественной вам не было еще и восемнадцати. И первую, наиболее трудную половину войны вы провели
в самом ее пекле, будучи командиром взвода, роты, начальником штаба батальона. А после войны стали заместителем начальника
Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приобретя кругозор стратегического масштаба. Как в свете всего этого оцениваете роль
Советской Армии в биографии вашего поколения?

Махмут ГАРЕЕВ. Можно без преувеличения сказать, что наше поколение, с точки зрения своего воспитания, было уникальным. Если в
царские времена деды и отцы наши были неграмотны и жили в крайней бедности, то мы, молодые люди, в годы Советской власти получили
широчайший доступ к образованию, невиданную возможность проявить себя в государственной и общественной жизни. Армия тоже стала
великой школой воспитания, прежде всего - патриотического.
Когда началась война, я и мои товарищи учились в военном училище. И вот характерный эпизод. 22 июня, после сообщения В.М. Молотова
по радио о начале войны и его выступления, у нас был митинг. Один мой товарищ, стоявший рядом со мной, сказал мне с огорчением:
"Опять, как на Хасане и Халхин-Голе, быстро кончится, и мы так и не попадем на войну". А я и сам об этом же думал! Такое было общее
настроение: все искренне рвались защищать Родину.
Через несколько месяцев нас досрочно выпустили и отправили на фронт. Тот мой товарищ погиб в 1942 году под Сталинградом. Конечно, у
нас, молодых командиров, не все еще как следует получалось. Но в самоотверженности, храбрости, рвении честно выполнить свой долг
абсолютному большинству из нас нельзя было отказать. И это, безусловно, стало результатом замечательного воспитания, которое нам
дали советская школа и Советская Армия.

В.К. В таком воспитании был ведь и залог нашей Великой Победы?

М.Г. Несомненно. Возьмите хотя бы пример защитников Брестской крепости. Ее после ухода по предназначению боевых частей обороняли
люди, случайно оставшиеся в крепости. Им никто не ставил задачу оборонять ее, но они по своей инициативе собрались и защищали, даже
когда регулярные части отступили уже до Минска.
Надо бы сегодня почаще задумываться над тем, как, при каких обстоятельствах и каким путем было достигнуто такое воспитание народа и
армии.

В.К. За последние пятнадцать лет власть у нас не очень-то задумывалась об этом.

М.Г. В связи с последней иракской войной зарубежные и еще пуще некоторые наши отечественные СМИ со злорадством пишут, что в этой
войне потерпела поражение советская, российская военная школа. Но по нашим канонам столицу отстояли и другие города без боя не
сдавали. Все знают, как защищали, например, Ленинград и Сталинград.
Для подобной стойкости на войне нужна большая духовная, нравственная сила армии и всего народа, которая дается не только традициями.
Ее нужно постоянно подпитывать и формировать, независимо от того, будет ли армейское комплектование осуществляться по контракту или
по призыву. А эта задача больше всего недооценивается нынче Российским государством и обществом.
Если в печати, по радио, на ТВ распространяются открытые призывы и инструкции, как уклониться от военной службы, а некий М. Гликин в
"Независимой газете" заявляет, что "при появлении иностранных агрессоров мы бы побросали автоматы и переоделись в "гражданку" на
дальних подступах врага к нашей воинской части", то в этом отношении дальше идти уже некуда. Ведь сколько такого молодежь слышала и
читала за последние годы! Внушение действует соответственно.

В.К. На это же направлена и дегероизация Великой Отечественной войны?

М.Г. Принижением значения подвигов фронтовиков, тружеников тыла и вообще нашей Победы хотят лишить главного компонента
боеспособность армии - ее духовной силы, что было отличительной чертой Красной, Советской Армии да и вообще русской армии на
протяжении веков. Писатели, историки, журналисты неолиберального толка прямо говорят о том, что Победа в Великой Отечественной
войне - это последний плацдарм, который удерживает старшее поколение - "консерваторов", и призывают ликвидировать его. В
международных кругах тоже давно развернута кампания по пересмотру итогов второй мировой войны с целью расчистить путь для
установления "нового мирового порядка", а России внушить, что поскольку у нее не было ничего путного в прошлом, то она не может
рассчитывать и на достойное будущее. Поэтому у наших соотечественников, стоящих на здравых позициях, нет другого выхода, как
противостоять всем этим фальсификациям, клевете, не допустить поругания и принижения значения Победы, одержанной во второй мировой
войне при решающей роли нашей страны и ее Вооруженных Сил.
Конечно, сегодня есть и общие угрозы для многих стран, в том числе для США и России, что требует объединения усилий для обеспечения
безопасности и стабильности в мире. Но сотрудничество означает взаимное обогащение опытом и знаниями, включая военную сферу, а не
подгонку всего и вся под натовские стандарты.

В.К. Что в настоящее время больше всего беспокоит вас в изучении и освещении истории Великой Отечественной войны?

М.Г. Скажу, что здесь в последние годы образовались две крайности. Одни, в основном из добрых патриотических побуждений, совершенно
не допускают и не признают какого-либо критического рассмотрения событий и тех или иных личностей. Однако же сам Сталин говорил в
1945 году, что и у нашего правительства были ошибки, были моменты отчаянного положения. Сейчас некоторые этого даже не хотят
слышать, что едва ли способствует установлению истины.
Но еще хуже другая крайность, ставшая, по сути, господствующей и приносящая огромный вред, особенно молодежи. Вы сами знаете:
представители так называемых неолиберальных кругов, а вслед за ними и многие другие ученые, журналисты, деятели культуры всю историю
войны изображают как сплошную цепь безобразий и преступлений, заявляя, что никакой Великой Отечественной войны вообще не было, а
была позорная война, в которой мы, оказывается, потерпели поражение. Министр культуры М. Швыдкой в программе "Культурная революция"
позволяет себе заявлять, что русский фашизм страшнее немецкого или что второй мировой войны не было бы, если бы не русская история.
Небезызвестный В. Резун (нагло присвоивший себе славную фамилию Суворова), книги которого постоянно издают и усиленно
распространяют, пишет о поражении советских войск под Москвой и в Берлинской операции. Да и такие, считающие себя солидными, газеты,
как "Известия" или "Аргументы и факты", не брезгуют публиковать различного рода пасквили - вроде того, что немцы потеряли в
Прохоровском сражении 5 танков, а наши войска - 334 (и почему-то после этого фашисты начали отступать до Днепра!). В таком же духе
откликнулись на 60-летие Сталинградской битвы.
Когда нет аргументов, начинаются оскорбления оппонентов, и редакции газет, телевидение считают возможным все это тиражировать.

В.К. Утверждая, будто никакой нашей Победы на самом деле не было, часто ссылаются на то, что жертвы в войне у нас "слишком большие".
Вот недавно опять Познер в своих "Временах" объявил: немцы потеряли 7 миллионов человек, а мы - 27 миллионов.

М.Г. Это вместе с мирным населением мы потеряли! Военные потери наши - 8,6 миллиона, у немцев вместе с союзниками - 7,2 миллиона.
Разница примерно полтора миллиона человек. Но за счет чего эта разница? Три миллиона наших погибли в плену в результате зверского
обращения с ними. И такое фактически ставят в достижение немцам, которые якобы умели воевать лучше нас! Слов не хватает для
возмущения.

В.К. На Западе тоже продолжают фальсификацию истории Великой Отечественной?

М.Г. К сожалению, да. Вот американский историк Глэнтц, взявшись за операцию "Марс", написал книгу "Величайшее поражение маршала
Жукова", которую некоторые наши отечественные историки всячески рекламируют. А за что? Каков у автора подход к исследованию?
Абсолютно недопустимый. Общепризнаны, например, значимость и успех Нормандской операции союзников в 1944 году. Но если пользоваться
методом Глэнтца и других горе-историков, то можно и эту операцию совсем по-другому изобразить.
Судите сами. В начале той десантной операции еще без воздействия противника 10 десантных судов, на борту каждого из которых
находились около 300 человек и 26 артиллерийских орудий, пошли ко дну. На участке "Омаха" танки были спущены на воду в 6 километрах
от берега и начали тонуть вместе с экипажами (из 29 танков только два добрались до берега). На этом участке погибли 3 тысячи
американцев. А 8-я воздушная армия 13 тысяч бомб сбросила по прибрежным полям Нормандии, где совсем не было противника. Или еще: 270
саперов (половина из которых была убита или ранена) смогли сделать только один проход в заграждениях. У генерала Брэдли "сложилось
впечатление, что наши войска попали в катастрофу, из которой нам не выбраться".
Описание подобных эпизодов можно продолжать. И прийти к выводу "о величайшем поражении генерала Эйзенхауэра". Но очевидно, что в
любой операции, будь то Нормандская или Берлинская, есть главный итог, по которому и надо судить о ней.

В.К. Что необходимо, по вашему мнению, дабы в сегодняшнем нашем обществе противостоять всем этим негативным явлениям в освещении
истории Великой Отечественной войны?

М.Г. Прежде всего представителям государственной власти и нашей общественности нужно четко определиться по отношению к Победе в той
войне. Люди, находящиеся на государственной службе, не могут делать таких заявлений, как М. Швыдкой и ему подобные.
Всем, независимо от политических позиций, надо понять: без прочного исторического фундамента невозможно построить достойное общество
и государство.
Этими вопросами призвано заниматься и Министерство иностранных дел. Когда два года назад в Японии был издан учебник для школ, в
котором делалась попытка обелить японскую агрессию в Юго-Восточной Азии, МИД Китая немедленно заявил протест, и в результате в
Японии этот учебник был изъят из сферы образования. Но у нас нет подобной реакции ни со стороны государственных, ни со стороны
большинства общественных организаций.
Первоочередной задачей представляется наведение элементарного порядка в создании учебников по истории для школ и вузов. Сегодня во
многих из них опошляется, извращается и фальсифицируется не только история Великой Отечественной войны, но и вся отечественная
история. Договорились до того, что Минин и Пожарский были реакционерами, так как не понимали необходимости присоединения к Западу.
Напрашивается необходимость разработки и издания небольшой популярной книги (наподобие брошюры "Фальсификаторы истории", изданной в
1948 году), где был бы поставлен и разъяснен ряд злободневных проблемных вопросов истории второй мировой войны, которые больше всего
искажаются. Необходимо дать на них краткие научно обоснованные ответы, что особенно требуется для молодых наших соотечественников.

В.К. Вы сами, Махмут Ахметович, вносите большой вклад и в развитие военной науки, и в пропаганду славных традиций Советской Армии.
Вот недавно вышла в свет новая ваша книга "Полководцы Победы и их военное наследие". О ней стоит поговорить особо, и, надеюсь, со
временем мы это сделаем. А пока коротко: чем эта ваша работа отличается от ранее опубликованных книг на данную тему?

М.Г. Книги о наших советских полководцах носят в основном биографический характер или в них дается описание подготовки и проведения
важнейших операций. Мною ставилась цель - выявить характерные особенности полководческого почерка наиболее выдающихся военачальников
Великой Отечественной, внесших наибольший вклад в достижение Победы. Чем он, их почерк, отличался от других известных полководцев
второй мировой войны, какими новыми приемами и способами боевых действий они обогатили военную науку и военное искусство, в чем
смысл и актуальность их творческого наследия для дальнейшего развития военной теории и практики в современных условиях. Все это, на
мой взгляд, чрезвычайно важно для обучения и воспитания новых воинских поколений.