От Геныч
К All
Дата 10.06.2005 13:32:07
Рубрики Древняя история; Память; Искусство и творчество;

Разбор "Песни о вещем Олеге" для младших (!) классов (1915 г.)

Здравiя желаю!

"Песнь о вещем Олеге" - переиздание книги 1915 года, учебное пособие для младших школьников. В книге даны: снимок с рукописи Пушкина, небольшой экскурс в историю (откуда Пушкин почерпнул сюжет), подробнейший построчный разбор баллады, 27 иллюстраций, карты, схемы. Отдельная глава: картины Васнецова (4 репродукции) и еще одна глава: музыка Римского-Корсакова (ноты).

Остается только завидовать уровню преподавания истории и литературы того времени.
"Увы нам, увы..."(с)

Формат: pdf. Размер: 1,3 Mb

http://imwerden.de/pdf/pushkin_pesn_o_veshchem_olege.pdf

Pro aris atque focis certare.

От radus
К Геныч (10.06.2005 13:32:07)
Дата 10.06.2005 16:58:12

подозрительная фраза

>небольшой экскурс в историю (откуда Пушкин почерпнул
>сюжет)
Вот эта вот. Что имеется в виду? Что Пушкин написал "Слово"? То есть, тогда преобладала эта точка зрения?

От Eugene
К radus (10.06.2005 16:58:12)
Дата 10.06.2005 20:51:40

Не "Слово" а "Песнь"

>Вот эта вот. Что имеется в виду? Что Пушкин написал "Слово"? То есть, тогда преобладала эта точка зрения?
*********************************
Никогда.

С уважением, Евгений.

От Паршев
К Геныч (10.06.2005 13:32:07)
Дата 10.06.2005 15:18:57

Ну и изданьице

махровый норманизм на марше.
"Песнь" названа "скандинавским сказанием".
Странно, некоторые слова со знаками переноса, как с Лексикона конвертировали.

От Геныч
К Паршев (10.06.2005 15:18:57)
Дата 10.06.2005 16:01:54

Re: Ну и...

Здравия желаю!

>махровый норманизм на марше.
>"Песнь" названа "скандинавским сказанием".

Согласен, насчет норманизма - явный перебор))) Так посмотрите кто составлял: I.К. Линдеманъ.

Просто сама фактура подачи материала мне понравилась. Почему бы не использовать этот опыт в деле просвещения юношества относительно ВОВ?

>Странно, некоторые слова со знаками переноса, как с Лексикона конвертировали.

А переносы - это издержки конвертации. Текст был отсканирован, вычитан и дан как текст.

Pro aris atque focis certare.

От Booker
К Паршев (10.06.2005 15:18:57)
Дата 10.06.2005 15:43:38

Re: Ну и...

>махровый норманизм на марше.
>"Песнь" названа "скандинавским сказанием".
Дык Пушкин находился под влиянием этой зловредной теории, так что г-н Линдеман не погрешил против истины ))).

>Странно, некоторые слова со знаками переноса, как с Лексикона конвертировали.
Это особенность этого сайта - они сканируют старое издание, распознают и частично переверстовывают (для уменьшения объема файла). Могут возникнуть ошибки форматирования, как со знаками переноса.

С уважением.

От СанитарЖеня
К Геныч (10.06.2005 13:32:07)
Дата 10.06.2005 15:11:27

Re: Разбор "Песни...

>Здравiя желаю!

>"Песнь о вещем Олеге" - переиздание книги 1915 года, учебное пособие для младших школьников. В книге даны: снимок с рукописи Пушкина, небольшой экскурс в историю (откуда Пушкин почерпнул сюжет), подробнейший построчный разбор баллады, 27 иллюстраций, карты, схемы. Отдельная глава: картины Васнецова (4 репродукции) и еще одна глава: музыка Римского-Корсакова (ноты).

>Остается только завидовать уровню преподавания истории и литературы того времени.
>"Увы нам, увы..."(с)

>Формат: pdf. Размер: 1,3 Mb

Как учительский сын скажу - более чем рядовое методическое пособие. Практически на каждое программное произведение издавались такие, на некоторые десятками.

От Геныч
К СанитарЖеня (10.06.2005 15:11:27)
Дата 10.06.2005 15:35:33

Приведите пример

Здравия желаю!

>Как учительский сын скажу - более чем рядовое методическое пособие. Практически на каждое программное произведение издавались такие, на некоторые десятками.

пособия относительно какого-нибудь произведения на военную тематику, и чтобы в нём были одновременно освещены исторические, литературные и музыкальные особенности. Особенно для младших классов. Период: советский или нынешний - по Вашему усмотрению.

Pro aris atque focis certare.

От Booker
К Геныч (10.06.2005 15:35:33)
Дата 10.06.2005 16:36:20

Забавный пример из современности

http://www.teacher.fio.ru/news.php?n=17042&c=111

А вообще сегодня, когда есть компьютеры, интернет и ТВ это не так уж и обязательно - под одну обложку загонять текст, плохо выполненную графику и ноты (!? - типа 100 лет назад гимназисты влегкую их с листа читали, что ли?).

Огромное число учительских сайтов позволяет найти любую форму изложения материала, все зависит от харизмы учителя - сумеет ли он увлечь пацанов. А уж материала то полно...

С уважением.

От Booker
К Геныч (10.06.2005 13:32:07)
Дата 10.06.2005 14:45:24

Re: Завидовать особо нечему, обычный дополнительный материал.

Я учился, конечно попозже, но и в 60-70-е годы любому школьнику (было бы желание) были вполне доступны такие материалы. А уж всяческих хрестоматий по истории и всякого такого было завались.

Если школьнику это не интересно, его хоть Оспреями закидай с головы до ног, не будет он это изучать. Парадокс детского мировосприятия, увы, увы, увы.

С уважением.

От Геныч
К Booker (10.06.2005 14:45:24)
Дата 10.06.2005 15:15:28

Re: Завидовать особо...

Здравiя желаю!

>Если школьнику это не интересно, его хоть Оспреями закидай с головы до ног, не будет он это изучать. Парадокс детского мировосприятия, увы, увы, увы.

Данное пособие именно с той целью и создавалось, чтобы заинтересовать школьника. Причем здесь "парадоксы детского мировосприятия"? Прочитайте внимательно предисловие.

Pro aris atque focis certare.

От Booker
К Геныч (10.06.2005 15:15:28)
Дата 10.06.2005 15:29:02

Re: Завидовать особо...

Въ послѣднее время обратили также вниманiе на приданiе школьнымъ учебнымъ пособiямъ художественнаго вида. Но, къ сожалѣнiю, пособiй такихъ у насъ пока еще мало — мы еще только выходимъ на дорогу. Зачастую ни у преподавателя, ни у ученика нѣтъ подъ руками всего матерiала, потребнаго для серiозной работы.

Я, собственно, только об этом. Ну, типа, Советская Власть устранила все эти безобразия (когда у школьника не хватало материала для серьезной работы) и завалила прилавки магазина "Педагогическая книга", а также все библиотеки СССР соответствующими методичками. А что учиться надо на высоких образцах - это тривиально.

С глубоким уважением.

От EVGEN
К Геныч (10.06.2005 13:32:07)
Дата 10.06.2005 13:35:15

А что такое "среднеучебное заведение"? (-)


От Геныч
К EVGEN (10.06.2005 13:35:15)
Дата 10.06.2005 13:57:30

Средняя школа(-)


От Геныч
К Геныч (10.06.2005 13:57:30)
Дата 10.06.2005 14:02:23

Кстати

Здравiя желаю!

Закон не создавал никаких ограничений по сословному признаку — в праве каждого, по суду непорочного гражданина, стать офицером.

Было три способа стать кадровым офицером:
1) Имея аттестат зрелости (свидетельство об окончании гимназии, реального училища или кадетского корпуса), поступить в одно из военных училищ и, завершив его, получить погоны подпоручика.
2) Отличиться в военное время и из солдат быть произведенным в офицеры с правом достичь чина штабс-капитана (штаб-ротмистра), впрочем ординарец генерала Скобелева, всадник Абациев, достиг чина полного генерала. В мирное же время каждый солдат, закончивший срочную службу в унтер-офицерском звании, имел право держать вступительный экзамен в военное училище, чтобы стать офицером.
3) Имея свидетельство о прохождении полного курса среднеучебного заведения, поступить на военную службу солдатом-вольноопределяющимся, прослужить один год (обычные солдаты служили три года), выдержать экзамен на чин прапорщика запаса и, имея этот первый офицерский чин, сдать экзамен за курс военного училища; после этого следовало производство в чин подпоручика запаса, и этот офицер мог ходатайствовать о зачислении его на действительную военную службу, что было совершенным уравнением его со сверстниками, нормально прошедшими курс военного училища.

Pro aris atque focis certare.

От wolfschanze
К Геныч (10.06.2005 14:02:23)
Дата 10.06.2005 20:34:48

Re: Кстати

>Здравiя желаю!

>Закон не создавал никаких ограничений по сословному признаку — в праве каждого, по суду непорочного гражданина, стать офицером.

>Было три способа стать кадровым офицером:
>1) Имея аттестат зрелости (свидетельство об окончании гимназии, реального училища или кадетского корпуса), поступить в одно из военных училищ и, завершив его, получить погоны подпоручика.
--Ну ограничения по сословиям на поступления в училища существовали. Достаточно вспомнить, что Макаров не поступил в Морской корпус потому что "не дворянин и даже не мещанин".
>3) Имея свидетельство о прохождении полного курса среднеучебного заведения, поступить на военную службу солдатом-вольноопределяющимся, прослужить один год (обычные солдаты служили три года), выдержать экзамен на чин прапорщика запаса и, имея этот первый офицерский чин, сдать экзамен за курс военного училища; после этого следовало производство в чин подпоручика запаса, и этот офицер мог ходатайствовать о зачислении его на действительную военную службу, что было совершенным уравнением его со сверстниками, нормально прошедшими курс военного училища.
--Не совсем так. Выпускники военных учлилищ имели перед вольноперами преимущество на производство в год.
>Pro aris atque focis certare.

От zahar
К Геныч (10.06.2005 14:02:23)
Дата 10.06.2005 14:35:41

Re: Кстати

>2) Отличиться в военное время и из солдат быть произведенным в офицеры с правом достичь чина штабс-капитана (штаб-ротмистра), впрочем ординарец генерала Скобелева, всадник Абациев, достиг чина полного генерала. В мирное же время каждый солдат, закончивший срочную службу в унтер-офицерском звании, имел право держать вступительный экзамен в военное училище, чтобы стать офицером.

Образовательный ценз не имел значения?
С чем могло быть связано ограничение роста до штабс-капитана - соответсвие должности? Не мог стать ротным командиром? Может быть связано с дворянским титулом передаваемым по наследству (до капитан личное, выше наследуемое?


От Геныч
К zahar (10.06.2005 14:35:41)
Дата 10.06.2005 14:48:40

Re: Кстати

Здравiя желаю!

>Образовательный ценз не имел значения?
>С чем могло быть связано ограничение роста до штабс-капитана - соответсвие должности? Не мог стать ротным командиром? Может быть связано с дворянским титулом передаваемым по наследству (до капитан личное, выше наследуемое?

Все три пути были открыты для всех - Вольноопределяющимся мог стать молодой человек любого сословия и сделаться по экзамену кадровым офицером; солдатами были люди всех сословий, и каждый мог, либо отличившись на войне, либо поступив в военное училище, быть произведенным в офицеры; а обычный путь через военное училище был открыт для всех юношей, независимо от их сословного происхождения.
Кадровым офицером мог стать княжеский сын и сын дворянина, и сыновья священника, купца, почетного гражданина, крестьянина, мещанина, ремесленника и рабочего. И не только мог стать теоретически, по закону, но и становился фактически и притом без каких-либо затруднений.

Единственным ограничением был утвержденный законом статут Пажеского Его Императорского Величества корпус, куда могли вступать лишь дети или внуки чинов Царской свиты, генералов и генерал-лейтенантов. Но это не было сословным ограничением, раз в свиту зачисляли офицеров, независимо от их сословного происхождения, раз до генеральского чина мог дослужиться каждый офицер, а офицером мог сделаться каждый человек, какого бы происхождения он ни был. Основной целью этого несословного ограничения при приеме в Пажеский корпус было желание окружить трон пажами, избранными среди заслуженнейших слуг Царя — генералов и адмиралов. Фельдфебель корпуса, лучший из воспитанников, назначался состоять пажом при Государе, а известное количество пажей состояло при Высочайших Особах, совмещая учение в корпусе с выполнением пажеских обязанностей на дворцовых торжествах.

Pro aris atque focis certare.

От Skwoznyachok
К Геныч (10.06.2005 14:48:40)
Дата 11.06.2005 03:23:34

А Морской корпус?

Туда, простите, могли поступать только потомственные дворяне и дети офицеров, если я правильно помню. Никаких разночинцев и мещан...

От Глеб Бараев
К Skwoznyachok (11.06.2005 03:23:34)
Дата 11.06.2005 05:51:50

Re: А Морской...

Еще - Александровский Лицей и Училище правоведения.

Глеб Бараев
http://histosev.fastbb.ru/?-0

От Skwoznyachok
К Глеб Бараев (11.06.2005 05:51:50)
Дата 11.06.2005 06:23:04

Да и Царскосельский Лицей тоже не был общедоступным завещением....

А про Пажеский корпус сразу вспоминается бессмертное "Пажеских жоп у меня три сотни..." :-))))))))))))))))))))

От Глеб Бараев
К Skwoznyachok (11.06.2005 06:23:04)
Дата 11.06.2005 09:22:30

Re: Да и...

Царскосельский - это и есть Александровский

Глеб Бараев
http://histosev.fastbb.ru/?-0

От zahar
К Геныч (10.06.2005 14:48:40)
Дата 10.06.2005 16:04:04

Все это конечно интересно:)))

но вопрос касался п.2.

>>Образовательный ценз не имел значения?
>>С чем могло быть связано ограничение роста до штабс-капитана - соответсвие должности? Не мог стать ротным командиром? Может быть связано с дворянским титулом передаваемым по наследству (до капитан личное, выше наследуемое?
>
>Все три пути были открыты для всех - Вольноопределяющимся мог стать молодой человек любого сословия

Здесь Вы не совсем правы, в том то и дело, что не любого. Были слои освобожденные от срочной службы (я так понимаю у нас речь идет о к.19в-1914г . Потому то они и вольно определялись относительно службы.