>>Весь верхний слой всех обществ Средиземноморья и Европы.
>
>ИМХО удобнее пути из Средиземноморья в Центральную и Северную Европу чем через К и далее по Дунаю или Днепру нет
Для небольших объемов дорогих товаров можно использовать любой путь.
>Что-то какой-то "сумбур вместо музыки". ИМХО и до и после падения Константинополя русские меха в северную Европу попадали через Новгород-Балтику, а в Средиземноморье через Днепр-Черное море. В Персию меха как шли так и шли по Волге.
Вопрос в доле - куда шла основная часть. И кроме того, вопрос не только в русских мехах, но и в прочих. Путь все же был "из Варяг", а не из Руси.
>Все это лишний раз подтверждает что первичны торговые маршруты (тем более водные), а не их контролеры.
Сильно не уверен. Константинополь сколько времени был, сколько Венеция, Генуя - а торговый пути то через К, то через В, то через Г. И все происходит в Средиземноморье.
>>Для небольших объемов дорогих товаров можно использовать любой путь.
>
>А не поделитесь информацией (или ссылкой) об исследованиях товарооборотов (номенклатура и объемы)по путям, проходившим через Киевскую Русь?
Я ничего особо путного не встречал.
Для западной европы:
Где-то видел, что весь объем Сент-Готардской торговли порядка 100т в год ( 14-16 века).
Вся Венецианская торговля с левантом в 14 веке 1-2 тыс.т - это три каравана по 2-4 галеры, левантийская торговля Марселя (90% всей его торговли) - это ежегодная посылка двух галер.