От Дмитрий Козырев
К All
Дата 08.04.2005 09:02:31
Рубрики Флот; 1917-1939;

?По кораблям "Ленин" и "Сталин"

Интересное (имхо) наблюдение.

Если мы рассмотрим именование военных и гражданских кораблей в 20-е 40-е годы, то увидим, что имелась тенденция называть некоторые серии кораблей по именам лидеров комунистического движения. Причем чем выше "заслуги" личности - тем выше класс корабля.

Однако Главные Лидеры и Теоретики движения - Маркс, Энгельс, Ленин удостоились только эсминцев причем "устаревших" (типа "Новик").

В отошении действующей номенклатуры - пинцип соблюдался все крейсеры современных проектов получили их имена - Ворошилов, Молотов, Киров, и т.п.

Более мощные проектируемые линкоры предполагалось назвать уже "по американскому образцу" - в честь союзных республик.

Почему так незаслужено обошлись с Лениным и Сталиным?

Опасались что потопление корабля с таким именем будет иметь еще и политический резонанс?

Какие корабли получили имя Сталина?
Ледокол и пассажирский теплоход?

От Scharnhorst
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:02:31)
Дата 10.04.2005 08:03:15

Плюс хронология

Когда раздавали новые революционные имена, ничего крупнее эсминцев у Советской России не было. Поэтому Ленин и Сталин "стали" всего эсминцами, зато стали одними из первых (там еще и "Троцкий" с "Зиновьевым" были), а Ворошиловы и Кагановичи получили "свои" корабли гораздо позже.

С уважением, Scharnhorst

От Exeter
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:02:31)
Дата 08.04.2005 18:03:34

Не успели просто

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Козырев!

Название "Сталин" было одним из двух предполагавшихся вариантов (наряду с "Советской Грузией") названия пятого линейного корабля пр.23. Если бы их строительство было бы продолжено - то и Ильича бы наверяка бы тоже солидно пристроили.

С уважением, Exeter

От apple16
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:02:31)
Дата 08.04.2005 10:59:22

Дык за этот интеревал (20-40 ) много чего поменялось

Сначала революциооный простор в голове -
переименовывали как придется
"Воля", "Революция", "Марат"
(есть подозрение что где-то вообще с подачи активистов из команды)

Потом в начале 20-х годов (23-26) начали деятелей
своих подбирать ("Дзержинский", "Лазо").
Тут же "шефский" кусок оживления долгостроев
- "Червона Украина", "Красный Кавказ".

Потом подвязали с этим - начали системно строить флот
- стали по-человечески слизывать, как все, британскую систему
- Тауны, Каунти (республики по нашему),
плохая погода, потом Адмиралы.
Эсминцы - "прилагательные", желательно с буквами подходящими.

Но внесистемных тоже хватало - как помрет кто неудачно -
вот вам "Вице-адмирал Дрозд".

Короче элементы системы есть но с множеством исключений
БДК именные - в честь десантников это хороший пример.
58й проект - плохой - все вперемешку и адмиралы и прилагательные.

А сейчас полный бардак - кто ужинает(шефствует) тот и заказывает.
Белорусам дали несколько имен в российском флоте (БДК "Минск")
- позорище с "Кировым" - с помпой переименовали
(в принципе системно - остальных тоже), попиарились,
денег нет - давайте "Бесстрашного" окучим дабы спонсор не пропадал.
Любая шаланда стремится стать именной
(хоть "Житель мухосранска") дабы поддержку хоть какую-то иметь.
ЧФ хорошо - они прилично летом могут шефов принять :)
На Севере условия не очень
- вот там "Маршал Устинов" и бегает до сих пор.
На ТОФ своя манечка - под РЯВ маскироваться
- "Корейца" недавно забабахали, "Червону Украину" ранее переименовали.
На Бывшем Флоте кораблей не очень много - так немного шефов
- "Королев" там всякий "Калининград".

Стройность системы наименований НК - показатель порядка на флоте
- сейчас видимо уровень 25 года где-то - толпы шефов, системы нет.

От А.Никольский
К apple16 (08.04.2005 10:59:22)
Дата 10.04.2005 00:49:18

Re: Дык за...

>- сейчас видимо уровень 25 года где-то - толпы шефов, системы нет.
+++++++
все-таки главные корабли у России сейчас - это подлодки. А там, за исключением анекдотической, и, что характерно, черноморской "Алросы" вроде относительный порядок.

С уважением, А.Никольский

От Николай Поникаров
К apple16 (08.04.2005 10:59:22)
Дата 08.04.2005 11:23:12

Re: Дык за...

День добрый.

>Сначала революциооный простор в голове -
>переименовывали как придется
>"Воля", "Революция", "Марат"

"18 марта", "А.Г.25 им. тов. Луначарского"...

>Потом в начале 20-х годов (23-26) начали деятелей
>своих подбирать ("Дзержинский", "Лазо").

Это продолжалось всю дорогу (см. ниже)

>Тут же "шефский" кусок оживления долгостроев
>- "Червона Украина", "Красный Кавказ".

Разве Украина и Кавказ были шефами? Точно пример шефства - "Незаможник / Незаможный"

>Потом подвязали с этим - начали системно строить флот
>- стали по-человечески слизывать, как все, британскую систему

Скорее, вернулись к допреволюционной, которая была взята с британской.

>- Тауны, Каунти (республики по нашему),
>плохая погода, потом Адмиралы.
>Эсминцы - "прилагательные", желательно с буквами подходящими.

Плохая погода - это еще не системное строительство. Ну, и
вожди и герои для крейсеров все равно остались (пр. 26-26бис-68).

Дальше выходит за временные рамки т. Козырева :)

С уважением, Николай.

От apple16
К Николай Поникаров (08.04.2005 11:23:12)
Дата 08.04.2005 11:48:35

"Красный Кавказ" - шефами была Закавказская республика

насколько я помню.
И "Красный Крым" тоже имел над собой шефство
(возможно немного не в том смысле что и сейчас).

Смысл тот же - пока системность названий важнее чем
сиюминутные политические запросы порядок есть.
Когда корабли часто и безсистемно меняют названия
(это не касается переведенных во вспомогательные суда)
значит имеет место беспорядок.


От Николай Поникаров
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:02:31)
Дата 08.04.2005 09:24:57

Re: ?По кораблям...

День добрый.

>Если мы рассмотрим именование военных и гражданских кораблей в 20-е 40-е годы, то увидим, что имелась тенденция называть некоторые серии кораблей по именам лидеров комунистического движения. Причем чем выше "заслуги" личности - тем выше класс корабля.

Ничего подобного, называли как придется.

>Однако Главные Лидеры и Теоретики движения - Маркс, Энгельс, Ленин удостоились только эсминцев причем "устаревших" (типа "Новик").

Да просто их "окучили" первыми, когда крупных кораблей еще не было.

>Какие корабли получили имя Сталина?
>Ледокол и пассажирский теплоход?

ЛДК "И. Сталин", ЭМ "Сталин", пассажиры "Сталин" и "Иосиф Сталин", лесовоз "Товарищ Сталин", сухогруз "Сталинская конституция", паром "Сталин" и еще куча.

"Лениных" и "Ильичей" тоже было несколько.

Паром "Сталин" был построен еще в 1927, для Саратовской ж.д. переправы. При этом построенные до революции паромы не переименовали, они так и назывались "Саратовская переправа" и "Переправа вторая".

С уважением, Николай.

P.S. А вот такое наблюдение: первые советские суда - лесовозы I серии (1928) назывались "Товарищ Сталин", "Товарищ Красин", "Григорий Зиновьев", "Михаил Томский" и "Михаил Фрунзе". Из-за чего такая разница в титулах? :)))

От Alexey A. B.
К Николай Поникаров (08.04.2005 09:24:57)
Дата 08.04.2005 10:29:27

ЭМ "Троцкий", "Рыков", "Зиновьев"......

...Э-э..М-м...Привэт!
>
>Да просто их "окучили" первыми, когда крупных кораблей еще не было.

"Карс" и "Ардаган" на Каспии тоже обозвали "Лениным" и "Троцким". Второго в конце 20-х переимновали. А "новики" "Троцкий", "Рыков", "Зиновьев" - в конце 1920-х тоже на Балтике переименовали. В "Артём", "Войков" (кажется, "Лейтенат Ильин" - "Троцкий" - "Войков").

На Ч.море подлодки "АГ" назывались "Им. тов.Каменева" и т.д.

Счастливо!

От Николай Манвелов
К Николай Поникаров (08.04.2005 09:24:57)
Дата 08.04.2005 10:05:46

Ледокол "Владимир Ильич" (-)


От Роман (rvb)
К Николай Манвелов (08.04.2005 10:05:46)
Дата 08.04.2005 10:08:53

Re: Ледокол "Владимир...

Он был "Ленин" до постройки одноименного атомного ледокола. После чего старый стал "Владимиром Ильичем".

S.Y. Roman ( Холмовцы:
http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )

От Дмитрий Козырев
К Николай Поникаров (08.04.2005 09:24:57)
Дата 08.04.2005 09:28:17

Re: ?По кораблям...

>>Однако Главные Лидеры и Теоретики движения - Маркс, Энгельс, Ленин удостоились только эсминцев причем "устаревших" (типа "Новик").
>
>Да просто их "окучили" первыми, когда крупных кораблей еще не было.

Линкоры были.
Однако их вообще назвали стренно - кроме "Фрунзе" - а он сгорел.

>>Какие корабли получили имя Сталина?
>>Ледокол и пассажирский теплоход?
>
>ЛДК "И. Сталин", ЭМ "Сталин", пассажиры "Сталин" и "Иосиф Сталин", лесовоз "Товарищ Сталин", сухогруз "Сталинская конституция", паром "Сталин" и еще куча.

>"Лениных" и "Ильичей" тоже было несколько.

ну видишь... все как то "мелко"


От sap
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:28:17)
Дата 08.04.2005 17:01:14

По линкорам

>Линкоры были.
>Однако их вообще назвали стренно - кроме "Фрунзе" - а он сгорел.

Про линкоры слышал версию, что "Севастополь" с "Петрапавловском" переименовали "в наказание" за Кронштатский мятеж. А так как подавили его как раз 18 марта, то в честь коммуны и переименовывали.
Правда такая "мелочь", что Марат почти век не дожил до события внимание не обратили. ТИпа француз - значит подходит.

Сергей

От Николай Поникаров
К sap (08.04.2005 17:01:14)
Дата 08.04.2005 17:08:11

Да просто юбилей коммуны был, широко отмечался (-)


От Николай Поникаров
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:28:17)
Дата 08.04.2005 09:38:32

Дык я и говорю

День добрый.

Дык я и говорю, что вот тут ты неправ:

> Если мы рассмотрим именование военных и гражданских кораблей в 20-е 40-е годы, то увидим, что имелась тенденция называть некоторые серии кораблей по именам лидеров комунистического движения. Причем чем выше "заслуги" личности - тем выше класс корабля.

На самом деле никакой связи между классом и рангом человека нет.

С уважением, Николай.

P.S. Есть еще такой факт - когда после войны ЭМ "Сталин" исключили из состава флота, название дали новому ЭМ пр. 30бис - все остальные тридцатки носили "миноносные" названия, причем в основном на одном флоте с одной буквы.

От Exeter
К Николай Поникаров (08.04.2005 09:38:32)
Дата 08.04.2005 18:05:27

Не пр.30бис, а пр.30К. И, кстати, итак с "выпадающим" названием - "Охотник" (-)


От Николай Поникаров
К Exeter (08.04.2005 18:05:27)
Дата 11.04.2005 08:43:00

Да, пр. 30К. А он был все же "Охотник" или "Охотный"? (-)


От Alexey A. B.
К Николай Поникаров (11.04.2005 08:43:00)
Дата 11.04.2005 15:26:54

"Охотник"!! Без вариантов. Столько статей уже писано-переписано.

...Э-э..М-м...Привэт!

И НИкольский-Кузин, и др. И "Зобис" ("ЭМ проекат "20-бис"), и статьи (не помню где - "гангут"? "Бриз"? !"тайфун"?)_ "Охотный" - слишком неблагозвучно на слух. "Похотливый" прямо... Вовремя опомнились. Одновременно, минный крейсер-"доброволец" вспомнили "охотником".

Счастливо!

От Николай Поникаров
К Alexey A. B. (11.04.2005 15:26:54)
Дата 11.04.2005 16:26:45

"Охотным" он назван в книжке Никольского и Литинского "ЭМ типа "Смелый"" (-)


От Alexey A. B.
К Николай Поникаров (11.04.2005 16:26:45)
Дата 11.04.2005 19:11:55

Так я писал -в "ЗОбисе".

...Э-э..М-м...Привэт, Николай!

Виноградов эту книжку зовет именно так: "Эсминцы типа "Зобис". :-))) Из-за "замечательной" верстки названия на обложке.
Историю с "охотным" - "охотником" я читал в нескольких изданиях.

Истину откроют, видимо, заводские документы... Его-ж в Молотовске строили. Вот на СМШ-предприятие и надо... В архив...

Счастливо!

От Юрий А.
К Дмитрий Козырев (08.04.2005 09:02:31)
Дата 08.04.2005 09:23:06

Re: ?По кораблям...

>Однако Главные Лидеры и Теоретики движения - Маркс, Энгельс, Ленин удостоились только эсминцев причем "устаревших" (типа "Новик").

Эсминцев? :о) А канонерские лодки не хотите? :о)

РКЛ «Шторм», 24.04.1922 года, получила название «Ленин». После модернизации 1927-1928 года была переклассивфицирована в МН «Ленин».

От Alexsoft
К Юрий А. (08.04.2005 09:23:06)
Дата 08.04.2005 14:25:31

Re: ?По кораблям...

>РКЛ «Шторм», 24.04.1922 года, получила название «Ленин». После модернизации 1927-1928 года была переклассивфицирована в МН «Ленин».
"Ленина" на Каспии забыли.
С этими как-раз всё логично. Крупнее корабля в их местностях и не было.