>>Это исследование в данном контексте интересно тем, что автор предпринимает попытку квантифицировать потери немецкой и советской стороны в ходе партизанской войны за июнь 1941 – июнь 1944 (с. 462 – 480). По его предварительным и неполным подсчетам, в тылу группы армий Центр (охватывала, как я понял, прежде всего территорию Белоруссии и центральных областей России) потери немецкой стороны убитыми, ранеными и пропавшими без вести составили 39.568 человек. Здесь учитывается немецкие, венгерские и французские соединения (?) плюс местные коллаборатеры (полицейские, служба порядка, бургомистры, чиновники). При этом не учитываются потери военных железнодорожников и других полувоенных соединений.
Тем не менее эти "полувоенные" соединения должны учитываться. Вообще категоризация очень расплывчатая. Вопрос действительно сложный. Завышение потерь противника давно признается и в советских специализированных трудах, например, небезызвестный труд Боярского "Партизаны и армия: история упущенных возможностей." Давались примерно того же порядка цифры. подозревая, что Боярский пользовался немецкими данными.
>Любопытства ради решил посмотреть, а что же по данному поводу пишется в российских изданиях. И был весьма поражен, найдя в претендующем на солидность исследовании 2001 г. следующее утверждение:
>«Партизанское движение и подпольная борьба с немецко-фашистскими оккупантами имели большое политическое и стратегическое значение. Патриоты нанесли огромный материальный и людской урон фашистской армии и оккупационной администрации. Они уничтожили, ранили и пленили свыше 1 миллиона солдат и офицеров вермахта, военно-строительных формирований, чиновников, колонистов и др. Партизанами и подпольщиками убито 67 генералов сухопутных войск, войск СС и ряд других крупных военных чинов, пленено около 45 тыс. солдат и офицеров, в том числе и 5 генералов.»
Партизанская и диверсионная тематика начинает исследоваться по новому, открываются новые данные. В напрасно представляете вопрос так, как будто кроме Главпура после конца СССР ничего не существует.
>Из книги: Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Под общей редакцией кандидата военных наук, профессора АВН генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева. Москва “Олма-Пресс” 2001
Эта книга, как Вам уже заметили, концентрируется на другом предмете.
>Как и следовало ожидать, эти астрономические цифры потерь противника берутся, без малейшего анализа или обоснования, погодовой динамики и др. моментов, из одной пропагандистской работы «застойного» времени: Пономаренко, П.К. Всенародная борьба в тылу немецко-фашистских захватчиков. 1941-1945. М., 1982, с. 442-443.
Пономаренко брал свои цифры из отчетов, поступавших в ЦШПД. Соответсвенно не надо из нег делать пропагандиста.
>Вообще то вышеуказанное утверждение поражает своей безграмотностью и бессмысленностью: в одну кучу сваливаются все: и оккупанты, и чиновники, и колонисты (?),
Были такие, например бывшие помещики или немецкие колонисты.
и мифические «др.» Где же «Hilfswillige» и пр. коллаборанты, хотя они составляли значительный процент потерь от партизанских действий.
Они расценивались, как составная часть вермахта, примерно как легионеры во Франции или в Испании. Пуризм в определениях никого в реальности в СССР не интересовал.
Отсутствует разбивка по годам и пр. Потери партизан вообще не рассматриваются. Такие откровенные «ляпсусы» ставят под вопрос научную достоверность всего исследования под рук. генерал-полковника Г. Ф. Кривошеева.
Это не ляпсусы. Вы немного с терминами определитесь. И со своим правом ввыносить приговоры. Иначе придется в каждом случае исать про "бред" и "фальшивки", которые находятся в каждом Вашем постинге.
>А интересно, опубликован ли где-нибудь список убитых и особенно плененных партизанами генералов? И терминологическая проблема: если теракт был сделан специально подготовленными и засланными за линиею фронта сотрудниками НКВД, то корректно ли считать убитых генералов/офицеров – погибшими от рук партизан? В книге Алексея Попова: НКВД и партизанское движение. М. 2003 утверждается, что два генерала были ликвидированы Особой группой при наркоме НКВД СССР под рук. капитана ГБ Дмитрия Медведева - партизанский отряд «Митя» (с. 59).
Да, корректно. Странно, что у Вас возникат подобный вопрос после прочтения книги ув. Ю.Попова.
>Куда девали пленных солдат и офицеров? Насколько можно понять из мемуаров и документов, пленных партизаны практически всех расстреливали.
А также переправляли на "Большую землю" авиатртанспортом.
>Недавно опубликованный фундаментальный труд "Великая Отечественная война 1941-1945. Книга 4. Народ и война. М. 1999" не вносит никакой ясности в этот вопрос, отделываясь туманной фразой: «Только партизаны убили и ранили сотни тысяч солдат и офицеров вермахта, их сообщников, совершили более 20 тыс. крушений эшелонов, подорвали 120 бронепоездов, вывели из строя почти 17 тыс. паровозов и 171 тыс. вагонов, взорвали 12 тыс. мостов на железных и шоссейных дорогах, уничтожили или захватили свыше 65. тыс. автомашин.» (с. 153, автор раздела А. Князьков). Есть ли вообще серьезные исследования российских ученых на предмет верифицирования материального ущерба (о живой силе уж не говорю), нанесенного партизанами врагу, можно ли считать вышеприведенное хоть как-то приближенное к реальности?
Эти цифры взяты из партизанских донесений. Работа по изучению партизанского движения ведется. Очень многие постулаты подвергаются критическому анализу.
>В новейшем исследовании (по крайней мере, по дате выхода в свет) тот же Князьков опять на полном серьезе утверждает, что «партизаны Украины, Белоруссии и западных областей Российской Федерации с июля по октябрь 1943 г. пустили под откос 2.946 эшелонов, в результате крушения которых разбилось 2.807 паровозов, 25.528 вагонов и платформ, погибло более 100 тыс. гитлеровцев», из: Князьков А.: Оккупационный режим. Партизанское движение//Война и общество. 1941-1945. Книга 2. М.: Наука 2004, с. 264-292, здесь с. 283.
>Ознакомление со первичными документами так же мало дает в этом отношении осмысленной фактуры. Речь идет, к примеру о материалах по партизанскому движению в серии «Русский архив», издательства ТЕРРА:
>- Русский архив: Великая Отечественная. Партизанское движение в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.: Документы и материалы. Т 20 (9). М. 1999, 672 с.
>Конечно, нельзя принимать всерьез сведения о результатах дейсвий партизан на территории Белоруссии за годы оккупации, приведенные в справкеЦК КП (б) Белоруссии от 15. апреля 1944 П.Пономаренко: «Итоги боевой деятельности белорусских партизан за два с половиной года Великой Отечественной войны характеризуются следующими данныит:
>- Истреблено немецких солдат и офицеров – 368.515
>- Истреблено солдат вассальных армий и полиции – 19.030
>- Ранено солдат и офицеров противника – 84.126
>- Взято в плен солдат и офицеров противника – 4.106 чел...»
>(с. 523)
>Эти данные полностью противоречат не только вышеприведенным расчетам Klaus Jochen Arnold-а, но и в этом же томе приведенными потерями партизан: с 15 июня 1942 по 15 февраля 1944 г. потери партизан Белорусского штаба составили 8.297 чел. (!!!), в том числе 7.814 убитых и умерших, 483 пропавших без вести +1.494 дезертировавших и расстрелянных за предательство. При этом общее кол-во людей за время войны, принимавших участи в партизанском движении, составляло в Белоруссии 145.038 чел. (Из отчета о работе отдела кадров Центрального штаба парт. движения с 15. июня 1942 по 15 февраля 1944 г., с. 480, 485)
>Видимо, сводки составлялись из подобного рода докладов: «На станции Бычиха находится немецкий гарнизон. Первый, третий и четвертый партизанские отряды 15 июня организовали внезапный налет на гарнизон. В завязавшемся бою партизаны истребили 72 немецких солдата, 95 полицейских и 2 полицейских взяли в плен. Уничтожили 4 дзота, один нефтесклад, один гараж, 8 грузовых и 1 легковую машину, взорвали 5 железнодорожных мостов (!)... сожгли станцию Бычиха и помещение немецкой комендатуры. Таким образом, гарнихон был полностью разгромден. ... Потери партизан: убитых – 2, ранено – 5 человек» (с. 244-245, из доклад члена Военного Совета 4-й Ударной армии секретаря Витебского обкома ВК(б) Б Стулова, 1. августа 1942 г.). Как привык тов. Стулов приписками заниматься в мирное время, так и продолжает в военное...
>Все бы ничего, можно реляции Пономаренки и иже с ним на условия войны списать, на «ложь во спасение». Но ведь данные материалы по противнику, отчеты об ущербе, описание боевых действий и пр. предназначались не для открытой печати, не для пропагандистских целей, а прежде всего для «внутреннего употребления». И здесь соотношение потерь сторон однозначно превосходило даже официальные сообщения Совинформбюро по фронтовым сводкам: на одного погибшего партизана приходилось не менее 20 убитых гитлеровцев. И возникают вопросы: почему не боялись такую туфту в отчетах писать, ведь на заводе в тылу могли за сотую долю таких приписок запросто под суд и расстрельную статью подвести? Или как составители на низовом уровне, так и получатели наверху сами искренне верили в эти ни с какой реальность не согласующиеся данные по истребленным гитлеровцам и уничтоженной матчасти?
Приведенное соотношение потерь в принципе вполне возможно. Например легендарная группа "Максим" пустила под откос поезд с "викингами", успела передать о них сообщение в центр, вела бой. После этого штурмовики в начете отутюжили нацистов, вызвав задержку в сосредоточении дивизии в 5 суток, что повлекло серьезные оперативные последствия для прорыва к окруженной группировке Паулюса. В группе было, если не изменяет память, около 16 отлично подготовленных диверсантов. Группа погибла. Нескольких членов, плененных нацистами, сожгли заживо из огнемета.
Потери от минной и диверсионной войны вполне могут оказаться именно такими, даже при разгроме диверсионных групп.
Спасибо за обстоятельный ответ. Сразу не мог, к сожалению, ответить.
>Тем не менее эти "полувоенные" соединения должны учитываться. Вообще категоризация очень расплывчатая. Вопрос действительно сложный. Завышение потерь противника давно признается и в советских специализированных трудах, например, небезызвестный труд Боярского "Партизаны и армия: история упущенных возможностей." Давались примерно того же порядка цифры. подозревая, что Боярский пользовался немецкими данными.
Полностью согласен. Klaus Jochen Arnold утверждает, что потери немецких железнодорожников не учитывались в отчетах служб безопасности. Поэтому его расчету весьма призлизительны и, разумеется, требуют дальнейшего углубления и привлечения дополнительного материала.
И в труде под редакцией Кривошеева: Россия и СССР в войнах XX века. Потери вооруженных сил. Статистическое исследование. Москва “Олма-Пресс” 2001. Здесь указывается, что: «нет также документальных сведений о потерях военизированных формирований различных гражданских ведомств (наркоматов путей сообщения, связи, морского и речного флотов, гражданской авиации, управления оборонительного строительства СНК СССР и НКВД СССР), о потерях ряда формирований народного ополчения, а также истребительных отрядов и батальонов городов и районов.» (с. 234-235)
«Наряду с личным составом армии и флота активное участие в вооруженной борьбе с немецко-фашистскими захватчиками принимали ополченцы, партизаны, и подпольщики. Однако сведения об их утратах весьма ограничены. В частности, данные о потерях народного ополчения имеются только по тем соединениям и частям, которые включались в состав войск действующих фронтов и армий. Из-за отсутствия в военных архивах необходимых документов о других формированиях определить их потери не представилось возможным, поэтому они учтены в потерях гражданского населения страны.» (с. 450-451)
>Партизанская и диверсионная тематика начинает исследоваться по новому, открываются новые данные. В напрасно представляете вопрос так, как будто кроме Главпура после конца СССР ничего не существует.
Чесно скажу, осмысленного мало что попадалось. По крайней мере на русском, на украинском не имею литературы. Но и среди немецких трудов очень много идеологической направленности, особенно начиная с начала 1970-х. Заангажированность детей и внуков солдат вермахта по обличению своих родителей и дедушек. И только в самые последние несколько лет появилось несколько работ, в которых сделана попытка объективно, без морализаторства и предвзятости, подойти к данной теме.
>>Вообще то вышеуказанное утверждение поражает своей безграмотностью и бессмысленностью: в одну кучу сваливаются все: и оккупанты, и чиновники, и колонисты (?),
>
>Были такие, например бывшие помещики или немецкие колонисты.
Сколько же, особенно помещиков - о них встречал упоминание только в пропагандистских изданиях. Колонисты - это прибывшие из Германии собственно или советские граждане немецкой национальности, попавшие под оккупацию?
>Это не ляпсусы. Вы немного с терминами определитесь. И со своим правом ввыносить приговоры. Иначе придется в каждом случае исать про "бред" и "фальшивки", которые находятся в каждом Вашем постинге.
С этим у меня проблем нет. Если где мой ляпсус или неправильная посылка, укажите – на то и форум. Да и стиль изложения здесь несколько заострен, полемичен, приглашает к дискуссии, ведт не научная конференцмя. А в научном труде стиль изложения должен быть без полемики и морализаторства, чем однако сильно грешит вышеуказанный труд под редакцией Кривошеева. И главное здесь упущение, с моей точки зрения, что не приведены ссылки, архивные источники, на что же конкретно опираются авторы в своих рассуждениях. Как же можно тогда их выкладки перепроверить или расширить, рассмотреть под другим углом зрения?
Не буду брать такие разделы книги как «Потери гражданского населения» (с. 230-235) или «О потерях других формирований» (с.450-453) – это одна бессодержательная полемика. Рассмотрим подробнее только только одну фразу из параграфа «Численность и убыль»: «Всего, таким образом, за годы войны из населения было изъято: в России — 19,2 % трудоспособных граждан, а с учетом тех, кто был призван перед войной, — 22,2 %; в каждой из республик Закавказья, Средней Азии и в Казахстане — более 18%; в Белоруссии — 11,7 %; в Украине — 12,2 %.» (с. 245)
Беру в руки книгу «Боздактак. Жинактами том. – Книга памяти Казахстана. Сводный том». Алматы: Казахстан 1995». Из Казахстана за период 22.6.41-31.12.45 по данным Казвоенкомата было мобилизовано 1.196.164 человека, с учетом предвоенных мобилизаций – 1.366.164. (Книга памяти..., с. 271: Таблица - Итоги мобилизации в Вооруженные силы СССР по Казахской СССР в 1938-1945). По отношению к общему НАСЕЛЕНИЮ республики это составляло 18.6% или 21.3% Кривошеев же говорит: от числа ТРУДОСПОСОБНЫХ граждан. И процентовка у него другая.
Безвозвратные потери только казахов по данным 13 областей республики, где проживало около 63% данной национальности, составили 153.831 человек (Книга памяти..., с. 274: Таблица Безвозвратные потери КазССР в годы ВОВ по национальности погибших). С учетом неохваченных областей число погибших мобилизованных через военкоматы оцениваем примерно в 244.000. А с учетом того, что примерно четверть казахов проживала за пределами КазССР, общая численность погибших этой национальности мобилизованных по СССР рассчитываем условно приблизительно в 325.000 человек. У Кривошеева же в таблице 121 (с. 238) указывается 125.5 тыс. погибших казахов.
Разумеется, это пока очень поверхностное сопоставление. Для окончательных выводов – семь верст до небес, и все лесом. Скорее всего и в книге памяти Казахстана двойной счет имеется, и многие другие пробелы. Но тем не менее... Особенно если учитывать большую смертность, к примеру мобилизованных из САВО в составе строительных батальонов и рабочих колонн на стройки Урала и Сибири, другие мобилизационные контингенты по линии наркомата обороны, которые регистрировались в военкоматах, но не учтенные в труде «Россия и СССР в войнах XX века».
Возвращаясь к таблице 121, отметим некоторые несоответствия, которые сразу же бросаются в глаза. Так, если судить по списку национальностей, который замыкает югославы с 0.1 тыс. погибших, то остальные должны быть меньше этой цифры. Что, естественно, не так. Отсутствуют, к примеру, в списке якуты, карачаевцы, черкесы, каракалпаки, хакасы, корейцы и др. Хотя только хакасов погибло только на фронте не менее 2.300 человек: http://www.zaimka.ru/to_sun/moskalenko1.shtml
Видимо, это и есть основной недостаток всей работы по периоду ВОВ, которая опирается только на отчетные данные фронтов и др. военных организаций (с. 235), хотя есть сведения, что в книгах военкоматов по учету извещений, поступивших на погибших, умерших и пропавших без вести военнослужащих, значится 12,4 млн. человек., из: Исупов В. Демографические катастрофы и кризисы в России в первой половине ХХ века. Новосибирск 2000, с. 190.
>>А интересно, опубликован ли где-нибудь список убитых и особенно плененных партизанами генералов? И терминологическая проблема: если теракт был сделан специально подготовленными и засланными за линиею фронта сотрудниками НКВД, то корректно ли считать убитых генералов/офицеров – погибшими от рук партизан? В книге Алексея Попова: НКВД и партизанское движение. М. 2003 утверждается, что два генерала были ликвидированы Особой группой при наркоме НКВД СССР под рук. капитана ГБ Дмитрия Медведева - партизанский отряд «Митя» (с. 59).
>
>Да, корректно. Странно, что у Вас возникат подобный вопрос после прочтения книги ув. Ю.Попова.
Вообще-то читая советскую литературу, приобрел ощцщение, что там все время подчеркивается о партизанах как народном движении, направляемом партийными органами и очень мало упоминается о диверсионных группах, о школах НКВД. Напротив, в немецких документох прежде всего подчеркивается организующая роль наркомата внутренних дел, о террористах и диверсантниках.
>>Куда девали пленных солдат и офицеров? Насколько можно понять из мемуаров и документов, пленных партизаны практически всех расстреливали.
>
>А также переправляли на "Большую землю" авиатртанспортом.
Таковых, как я понял, были единицы
>Приведенное соотношение потерь в принципе вполне возможно. Например легендарная группа "Максим" пустила под откос поезд с "викингами", успела передать о них сообщение в центр, вела бой. После этого штурмовики в начете отутюжили нацистов, вызвав задержку в сосредоточении дивизии в 5 суток, что повлекло серьезные оперативные последствия для прорыва к окруженной группировке Паулюса. В группе было, если не изменяет память, около 16 отлично подготовленных диверсантов. Группа погибла. Нескольких членов, плененных нацистами, сожгли заживо из огнемета.
Я тоже тендирую к тому, что военная и пр. эффективность проявлялась хорошо подготовленными коммандос и группами диверсантов, забрасываемых в тыл немцам, а роль т.н. народного партизанского движения была несколько иной.