Статья Мельтюхова про Польшу и Румынию и планы РККА, 1921-1922 гг.
Приветствую
Нарыл вот, в журнале "Отечественная история". Может, кому интересно будет. Всё же "впервые вводимые в научный оборот оперативные документы советского командования позволяют проследить взаимо
связь между обострением в двусторонних отношениях и готовностью Москвы отстаивать свои интересы военными средствами." Ну, раз впервые, то текст-- ниже:
С уважением.
Михаил
----------------------------------------------------
• Otechestvennaia istoriia
• 2005-02-28OTI-No. 001
• Size: 38.5 Kbytes .
• Pages:132-140.
• Words: 5367
________________________________________
Сообщения. ПОЛОЖЕНИЕ НА ГРАНИЦАХ С ПОЛЬШЕЙ И РУМЫНИЕЙ И ПЛАНЫ КРАСНОЙ АРМИИ (1921-1922 гг.)
Автор: М. И. МЕЛЬТЮХОВ
Нормализация отношений Советских республик с западными соседями в начале 1920-х гг. традиционно изучалась в отечественной историографии в рамках исследования дипломатических действий Москвы. В принципе такой подход правомерен, поскольку, несмотря на различные сложности в двусторонних отношениях, новых крупномасштабных военных столкновений с Польшей и Румынией не произошло. Однако это не означает, что подобное развитие событий было как бы изначально исключено. Наоборот, обострение отношений с западными соседями в 1921 - 1922 гг. не раз создавало реальную угрозу новой войны. Соответственно, командование Красной армии должно было готовиться к такому развитию событий. Впервые вводимые в научный оборот оперативные документы советского командования позволяют проследить взаимо-
________________________________________
* Мельтюхов Михаил Иванович, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ВНИИДАД.
стр. 132
________________________________________
связь между обострением в двусторонних отношениях и готовностью Москвы отстаивать свои интересы военными средствами.
12 октября 1920 г. в Риге был подписан договор о перемирии и прелиминарных условиях мира между Польшей и РСФСР с УССР. 18 октября с 24 часов боевые действия на советско-польском фронте прекратились и войска сторон стали разводиться в соответствии с достигнутым соглашением. Однако польская сторона не торопилась выполнять взятое на себя обязательство о прекращении поддержки военных отрядов С. Булак-Балаховича, Б. Савинкова и С. Петлюры, действовавших вместе с польской армией. Учитывая завершение военных действий на советско-польском фронте, петлюровские отряды пытались захватить территорию, на которой можно было бы провозгласить независимую Украинскую народную республику (УНР). 12 ноября они заняли город Литин, но в течение недели к 21 ноября были выбиты из него советскими войсками и отошли в Польшу за р. Збруч. В Полесье 6 ноября активизировался отряд Булак-Балаховича, насчитывавший до 8 тыс. штыков и 3 тыс. сабель, 150 пулеметов и 36 орудий, который 10 ноября захватил Мозырь, а 11-го - Калинковичи. Советские части 17 ноября смогли отстоять от Булак-Балаховича Речицу и освободить Калинковичи, а 20 ноября вступили в Мозырь, но окружить и уничтожить отряд Булак-Балаховича не удалось, и 22 ноября он перешел польскую границу1 . Тогда Польское военное командование приступило к разоружению этих отрядов, не препятствуя, впрочем, уходу части петлюровцев в Румынию, откуда они совершали налеты на территорию УССР. 17 ноября в Риге возобновились советско-польские переговоры о выработке мирного договора.
В этих условиях советское командование не исключало возможности возобновления весной 1921 г. войны на Западе. В декабре 1920 г. командующий войсками Юго-Западного фронта А. И. Егоров представил главнокомандующему Красной армией С. С. Каменеву доклад о задачах обороны советской территории в случае возникновения весной 1921 г. войны с Польшей и Румынией. Предлагалось подготовить оборонительные рубежи на подступах к крупнейшим железнодорожным узлам и соорудить Киевский укрепленный район с передовой оборонительной линией по р. Тетерев. Со стороны Румынии передовой оборонительной линией должен был стать Днестр, а тыловой - Южный Буг. Следовало также создать укрепления на подступах к Одессе и передовые опорные пункты в Каменец-Подольске, Старой Ушице, Могилеве-Подольском, Ямполе, Рыбнице, Дубоссорах, Тирасполе и у Сорок. Эта задача облегчалась тем, что постройка некоторых из них началась еще летом 1920 г. Кроме того, требовалось усилить оборону железной дороги Одесса - Жмеринка с использованием там бронепоездов. На Южном Буге необходимо было построить укрепления у крупнейших переправ2 .
В то же время содержание вооруженных сил численностью в 5 427 273 человека разоренной Гражданской войной стране было затруднительно и уже 26 ноября 1920 г. Реввоенсовет Республики (РВСР) приказал Главному командованию разработать план сокращения Красной армии на 2 млн. человек и к 15 января 1921 г. сохранить на довольствии 3.5 млн. Однако в докладе начальника штаба П. П. Лебедева N 1108/орг от 1 декабря 1920 г. предлагалось сократить численность вооруженных сил до 3.3 млн. человек. Но при сокращении армии следовало учитывать необходимость быть готовыми "к быстрому открытию военных действий в широком масштабе, и во всяком случае... готовиться к этому к весне". В связи с этим следовало "сохранить мощную полевую армию". Это предложение было утверждено протоколом РВСР N 125 от 6 декабря 1920 г.3 30 марта 1921 г. постановлением Совета труда и обороны (СТО) трудовые армии были переданы из Наркомата по военным и морским делам в ведение Наркомата по труду. К 1 июля 1921 г. общая численность личного состава советских вооруженных сил сократилась до 2 009 321, а к 1 января 1922 г. - до 1 354 516 человек4 .
Там временем на переговорах в Риге возникли сложности в связи с тем, что польская делегация выдвинула новые территориальные претензии к Украине на города Проскуров, Каменец-Подольский, Ново-Константинов и Новоушицк. Подобные требования осложняли переговоры и создавали возможность их срыва. В это время в западной прессе довольно много писалось об организации Антантой нового похода на Советскую Россию. Польша с помощью Англии и Франции перевооружала свою армию и 21 февраля 1921 г. заключила военный союз с Францией, направленный против Германии и РСФСР. Все это лишь подогревало опасения советского командования относительно возникновения войны весной 1921 г. Поэтому Москва решила подстраховаться.
13 февраля 1921 г. главком Красной армии Каменев направил командующему всеми вооруженными силами Украины и Крыма М. В. Фрунзе директиву N 803/оп/сс, в которой указывал, что "военно-политическая обстановка на западных границах РСФСР, возможно, в ближайшее время поставит Красную армию снова перед вооруженной защитой границ РСФСР". В качестве
стр. 133
________________________________________
вероятных противников назывались белогвардейские формирования на территории Польши и армия Врангеля. При этом не исключалась возможность, что после их выступления в вооруженную борьбу вступят армии Финляндии, Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Румынии. Наиболее сильными противниками были бы Польша и Румыния, а остальные западные соседи либо стали бы союзниками Польши, либо сохранили нейтралитет.
Советское командование полагало, что белые формирования на территории Польши (около 50 тыс. человек) имели возможность действовать как на Украине, так и в Белоруссии. Армия Врангеля (70 - 120 тыс. человек) могла бы с помощью флота высадиться на Черноморском побережье. В случае войны Польша выставила бы от 42 до 63 дивизий, Румыния - 27 дивизий и 1 бригаду, Финляндия - до 9 пехотных дивизий, а Эстония, Латвия и Литва - соответственно по 3, 5 и 4 пехотные дивизии. Считалось, что Польша сосредоточит основные силы (26 - 36 дивизий) севернее Полесья, а южнее - развернет от 12 до 24 дивизий. Вступление в войну на стороне Польши Латвии или Румынии позволит усилить польскую группировку в Белоруссии. Румынские войска могут действовать совместно с польскими в направлении на Киев и Екатеринослав. Финляндия и Эстония будут стремиться занять Петроград, Мурманск и Карелию, Латвия и Литва - действовать на флангах польской армии.
В директиве указывалось несколько вариантов оперативных действий советских войск в зависимости от общей обстановки. В случае, когда единственным противником Красной армии стали бы только белые формирования, войска Западного фронта и Киевского военного округа должны были быть готовы собственными силами разбить их. Если будет необходимо, из управлений Киевского и Харьковского военных округов будут выделены армейские управления, а управление КВО развернуто в управление Юго-Западного фронта. Отражение возможного десанта армии Врангеля возлагалось на штаб командующего всеми вооруженными силами Украины и Крыма.
Вариант, обозначенный буквой "3", предусматривал ситуацию войны только с Польшей. В этом случае главком указывал на наличие двух равноценных вариантов действий советских войск. 1-й: "Нанесение главного удара к северу от Полесья в общем направлении на линию Осовец-Белосток-Брест с одновременным наступлением к югу от Полесья на Брест - Львов". 2-й: "Нанесение главного удара к югу от Полесья в направлении на фронт Брест-Люблин-Сандомир с обеспечением на направлении Львов-Краков и одновременным наступлением на Западном фронте или активной здесь обороной".
В директиве определялись и конкретные задачи фронтов в случае реализации обоих вариантов.
Вариант "ПР" предусматривал, что "при выступлении Польши совместно с Румынией при частичном участии или нейтралитете группы северных соседних государств в основание нашего плана кладется нанесение решительного поражения наиболее сильной и опасной армии Польши и выжидательные действия против удаленной от главных объектов войны Румынии".
Главком требовал представить разработанные планы операций на все эти случаи не позднее 15 марта 1921 г.5
Подписание 18 марта 1921 г. Рижского мирного договора между Польшей и Советскими республиками позволяло надеяться на нормализацию обстановки на западной границе. Однако теперь возникли проблемы относительно демаркации новой границы. 2 мая 1921 г. в Минске начала работу смешанная пограничная комиссия, но до конца июля польская сторона фактически саботировала ее. Когда же стороны перешли к конкретной демаркации, то Польша потребовала отодвинуть границу на восток в некоторых местах на 1 - 2, а то и 30 км. В итоге только в ноябре 1922 г. граница была проведена на местности и передана административным и пограничным властям сторон, а полностью работа пограничной комиссии завершилась лишь в августе 1924 г.6
Самым болезненным для обоих государств вопросом было выполнение статьи 5 Рижского договора, предусматривавшей отказ сторон от поддержки враждебных друг другу организаций на своей территории. Осенью 1920 г. в Польше было интернировано около 35 тыс. военнослужащих из отрядов С. Булак-Балаховича, Б. Перемыкина, Б. Савинкова, С. Петлюры. Однако в лагерях для интернированных сохранялись военные структуры и велись военные занятия, т.е. речь шла не столько об интернированных, сколько о временно разоруженных военных отрядах. Если же учесть, что их офицеры не разоружались, а вооружение складировалось рядом с лагерями, то вполне понятно беспокойство советской стороны. Кроме того, политические организации УНР и белогвардейцев вполне легально действовали в Польше, а советские протесты приводили лишь к тому, что одни организации закрывались, а вместо них возникали другие. Большое внимание советская сторона уделяла прекращению деятельности петлюровского правительства, центром действия которого был Тарнов. Петлюровские войска под руководством
стр. 134
________________________________________
Ю. Тютюнника в сотрудничестве с польской разведкой забрасывали на территорию УССР шпионов и бандформирования7 .
Весной 1921 г. польский генштаб помог Тютюннику разработать план операции по захвату Каменец-Подольска и последующему наступлению на север Правобережной Украины. С территории Румынии генерал Гулей-Гуленко должен был наступать на Одессу8 . Однако чекисты арестовали несколько курьеров и петлюровских групп в приграничье, и операция была отложена. РСФСР и УССР 11 и 16 апреля 1921 г. протестовали против сохранения в Польше всех этих антисоветских организаций9 . Естественно, Варшава 19 и 29 апреля отрицала свою поддержку. 4 июля Москва потребовала от Варшавы выслать из Польши наиболее известных деятелей белой эмиграции10 . Польша высказала контрпретензии, а Москва приостановила работу смешанной специальной комиссии до тех пор, пока из Польши не вышлют главных русских белогвардейцев и их деятельность не будет прекращена.
7 мая телеграммой N 40079/22511 командующий всеми вооруженными силами Украины и Крыма, указав РВС КВО на наличие разведданных о подготовке петлюровскими частями с территории Польши вооруженного выступления, намеченного "примерно на июнь", приказал "выработать план операции" на этот случай11 . Соответственно, 20 мая штаб КВО подготовил доклад "Проект перегруппировки частей КВО на случай наступления петлюровских частей", на основе которого 4 июня временно исполняющий должность командующего войсками КВО Н. Н. Петин издал приказ N 97855/оп/177/сек. Отметив угрозу активизации петлюровских отрядов скорее всего в Проскуровском и Могилев-Подольском районах, он указал, что, "принимая во внимание подписание мирного договора с Польшей, прямого активного и явного наступления Петлюры из-за границы ожидать едва ли возможно. Вероятнее всего, что отдельные группы его и организаторы произведут попытку просочиться мимо постов пограндив[изии], объединят имеющиеся на территории округа банды, вольют в них новую живую обученную силу..., снимут с тыла с госграницы посты пограндивизии и уже тогда допустимо активное наступление с территории Польши и Румынии более крупных организованных сил".
Войска КВО получили задачу, выделив части для разгрома банд в Подолии и на Волыни, "смелым решительным ударом маневренных групп 1-го кавкорпуса, 44-й и 24-й [стрелковых] дивизий, захватить инициативу действий в свои руки и разбить петлюровские части в момент их появления на территории округа, стремясь отрезать их от госграницы"12 .
Летом 1921 г. советские войска вели боевые действия против петлюровских отрядов, переходивших на территорию УССР из Польши, и с различными местными бандформированиями. Советские власти боролись с организацией Б. Савинкова, которая при поддержке польской разведки создавала террористическо-диверсионные группы. На границе постоянно происходили стычки, а в начале июля 1921 г. границу пересекли несколько вооруженных отрядов и законспирированные группы подняли восстание в Белоруссии. Со своей стороны Польша упрекала советские войска в поддержке повстанческих отрядов, действовавших в Западной Белоруссии13 . Конечно, Москва отвергла эти обвинения, тем более что они не подкреплялись какими-либо документальными данными. Однако, как ныне известно, советские спецслужбы проводили операции по так называемой активной разведке, с одной стороны, стремясь ликвидировать белогвардейские бандформирования, а с другой - поддержать национально-освободительное движение белорусского и украинского населения на территории Польши. Лишь в феврале 1925 г. эти операции были свернуты14 .
Высокая интенсивность боев летом 1921 г. создавала у советского командования впечатление, что противник готовит некое крупное выступление, а разведка докладывала о переброске петлюровских частей из Польши в Бессарабию15 . Соответственно, штаб КВО продолжал разработку оперативных планов на случай расширения военных действий. Так, 10 августа Петин представил командующему всеми вооруженными силами Украины и Крыма доклад N 38820/нш "Оперативные соображения на случай наступления против Польши и Румынии". В нем указывалось, что "в случае пропуска Польшей и Румынией через госграницу вооруженных сил контрреволюционных организаций Петлюры, Савинкова и Врангеля... безусловно, встанет вопрос не только ликвидации этой авантюры, но и открытия военных действий против поляков и румын". При этом борьба с более сильной польской армией определялась в качестве основной задачи.
Если же нейтралитет был бы нарушен только Румынией, тогда "наиболее правильным решением с нашей стороны, - говорилось в докладе, - будет нанести молниеносный, сокрушающий удар румынской армии, овладеть Бессарабией и этим успехом окончательно сковать инициативу польской армии, а главное морально подавить ее"16 .
Вместе с тем советское руководство предприняло дипломатические усилия, стремясь добиться нормализации обстановки на западной границе.
стр. 135
________________________________________
В своих отношениях с Советскими республиками Польша опиралась на поддержку Франции и в меньшей степени Англии, которые не признавали их де-юре, рассчитывая на скорое свержение советской власти. Соответственно, страны Антанты поддерживали и финансировали различные антибольшевистские организации и формирования, находившиеся в странах Восточной Европы. Со своей стороны Польша была заинтересована в длительном ослаблении восточных соседей и поэтому тоже оказывала определенную поддержку белогвардейским организациям, но при этом свержение власти большевиков не слишком интересовало польское руководство, так как в случае прихода к власти "белых" речь скорее всего пошла бы о воссоздании "единой и неделимой России". Тем самым под вопрос ставилась бы польская восточная граница, а Антанта получила бы более важного союзника в Восточной Европе, нежели Польша. Пока же существовали Советские республики, альтернативы союзу с Польшей у Антанты не было. Поэтому, хотя Запад одобрял далеко не всякие внешнеполитические действия Варшавы, ему приходилось мириться с ними. Так, Польша получила Восточную Галицию и Виленщину. Правда, Англия и Франция осудили польский захват Вильно, но вместе с тем отложили юридическое признание Литвы до урегулирования польско-литовского конфликта.
Ощущая столь существенную поддержку, Польша могла проявлять значительную внешнеполитическую активность в Восточной Европе, стремясь обрести статус великой державы. В этих условиях польское руководство не спешило реализовывать предписания Рижского договора, тем более что летом 1921 г. в Советской России начался голод и возникла надежда, что власть большевиков падет. В этот момент Антанта решила подтолкнуть события. 3 сентября 1921 г. Франция предложила Польше направить РСФСР ультиматум, в случае отклонения которого следовало начать войну. Со своей стороны Париж также обещал направить в Москву ультиматум и склонить к этому Румынию. Однако советская дипломатия, узнав об этих намерениях, предала их гласности17 . Польша и Франция заявили, что никаких предложений не было. Правда, это не помещало Польше поинтересоваться у Германии, какие уступки в верхнесилезском вопросе позволят Варшаве рассчитывать на нейтралитет Берлина в случае новой советско-польской войны18 . 5 сентября Польша закрыла восточную границу, стянув туда дополнительные силы жандармерии. Со своей стороны Москва 9 сентября вновь потребовала от Варшавы прекратить помощь белогвардейцам19 .
14 сентября Польша направила РСФСР вербальную ноту с указанием на невыполнение Рижского договора. От Москвы требовалось до 1 октября освободить и доставить к границе всех польских заложников и пленных; передать Польше золото и драгоценности, причитавшиеся ей по договору; немедленно начать работу реэвакуационной и специальной смешанных комиссий. В противном случае Варшава угрожала разрывом дипломатических отношений. 17 сентября Москва заявила о согласии до 1 октября внести первый взнос золота и приступить к работе реэвакуационной комиссии, если Польша к этому же времени удалит со своей территории наиболее известных лидеров белогвардейцев и накажет виновных в их поддержке. На следующий день советской стороне была передана польская нота, подтвердившая вышеуказанные требования и уведомлявшая о готовности Польши сообщить о мерах, принятых против перехода границы нежелательными элементами20 . Работники советского полпредства оказались под демонстративным надзором польской полиции, обстановка на советско-польской границе обострилась.
Понятно, что в Москве опасались возникновения войны, поэтому РВСР своим протоколом N 145 от 21 сентября 1921 г. признал необходимым "приостановить действие всех постановлений и приказов об увольнении в бессрочные отпуска, расформировании частей и учреждений до уяснения создавшегося положения". СТО предписывалось принять постановление об обеспечении войск, прежде всего пограничных, продовольственными пайками. Предлагалось укрепить РВС и политуправления Петроградского, Западного, Киевского и Харьковского военных округов опытными кадрами, а Политуправлению Красной армии разработать план мобилизации коммунистов на Западный фронт и принять меры к усилению агитации в приграничных округах и к правильному оповещению обо всех изменениях в отношениях России с Польшей и Румынией. Ставились также задачи: подготовить призыв 1900 и 1901 гг. рождения и других возрастов; "немедленно приступить к выделению штаба Конной армии из штаба СКВО"; разработать план переброски Конной армии и приступить к его реализации. Предусматривались меры по подготовке запасов вооружения и продовольствия, развертыванию военного производства и эвакуации по округам. 22 сентября телеграммой по прямому проводу СТО уведомил всех командующих округами о приостановке демобилизации, реорганизации и расформирования войск21 .
23 сентября 1921 г. командующий всеми вооруженными силами Украины и Крыма директивой N 43401/сс поставил войскам КВО и ХВО задачи на случай возникновения войны. В качестве потенциальных противников фигурировали белогвардейские формирования Петлюры, Бу-
стр. 136
________________________________________
лак-Балаховича и Врангеля, Польша и Румыния. Указывалось, что, скорее всего, в одиночку Румыния не выступит, а остальные западные соседи будут либо в союзе с Польшей, либо нейтральны. Считалось, что белые ослаблены внутренними дрязгами и не смогут выставить более 50 тыс. бойцов. Польша могла выставить 38 - 59 дивизий, и которых основные силы развернутся севернее Полесья. В случае участия в войне и Румынии эта северная польская группировка будет еще более усилена. Румыния может выставить до 27 дивизий и вместе с Польшей наступать на Киев, Екатеринослав.
Задачи советских войск формулировались так: "1. Отразить вторжение и нанести решительное поражение белогвардейским формированиям, производящимся на территории Польши и Румынии. 2. Нанести решительное поражение армиям Польши и Румынии в случае объявления ими нам войны".
В директиве излагалось несколько вариантов действий.
Вариант "3" был рассчитан на войну только с Польшей. Вариант "ПР" на войну одновременно с Польшей и Румынией. В этом случае "главной задачей является нанесение решительного поражения польской армии, как наиболее сильной; против Румынии же выжидательные действия, как удаленной от главных объектов войны".
Вторжение белогвардейских формирований следовало отразить, а противника разгромить и уничтожить. От командования округов требовалось к 5 октября представить свои соображения по всем вопросам22 . Соответственно советские войска были приведены в состояние повышенной боеготовности, штабы дивизий получили схемы развертывания и начали подготовку к эвакуации из приграничной полосы ценного имущества23 .
Стремясь избежать нарастания конфронтации, РСФСР 22 сентября предложила конкретную программу мер нормализации отношений на основе обоюдного выполнения условий Рижского договора. Москва указала, что многие польские требования уже выполнены, а остальное будет выполнено на взаимной основе. Советская сторона вновь настаивала на удалении из Польши лиц, причастных к налетам на советскую территорию, аресте и осуждении тех, кто участвовал в этих инцидентах, переводе лагерей для интернированных подальше от советской границы, увольнении казаков-эмигрантов из польской пограничной охраны и предлагала провести совместное расследование фактов поддержки савинковцев и петлюровцев польскими военными. Срок выполнения этих мер было предложено отодвинуть до 5 октября24 . Опубликование этого ответа в прессе привело к тому, что Румыния отказалась от намерения выставить свои претензии.
15 сентября Англия обвинила РСФСР в нарушении договора от 16 марта 1921 г., но после получения 27 сентября советского ответа признала, что все обвинения основывались на недостоверных сведениях. С претензиями к РСФСР выступили также Финляндия и Эстония25 . Однако внутренние проблемы западных соседей Советских республик и твердая, но конструктивная позиция советской дипломатии позволили найти компромисс. Уже 26 сентября Польша заявила о готовности обсудить советские предложения26 . В итоге переговоров 7 октября был подписан советско-польский протокол об урегулировании взаимных претензий. Было решено, что не позднее 8 октября из Польши уедут Б. Савинков, Д. Одинец, Д. Ярославцев, А. Диктоф-Деренталь и А. Рудин, а не позднее 20 октября - А. Мягков, Ю. Тютюнник, М. Павленко-Омельянович, А. Зелинский и С. Булак-Балахович. С 8 октября должны были начать свою работу реэвакуационная и специальная комиссии, а РСФСР приступить к проведению реэвакуации имущества и культурных ценностей в Польшу, и до 20 октября передать первый взнос за железнодорожное имущество. Польша должна сообщить советской стороне текст приказа по армии относительно выполнения статьи 5 Рижского договора, а рабочие отряды из интернированных будут переведены из приграничных районов в глубь страны27 .
Уже 10 октября РСФСР передала Польше первый взнос золота и драгоценностей, но Варшава не спешила с высылкой белогвардейцев, и лишь после двукратных напоминаний и приостановки работы комиссий 30 октября указанные лица покинули Польшу28 . 1 ноября Польше был передан взнос за железнодорожный подвижной состав, а 15 ноября реэвакуационная комиссия решила начать передачу Польше архивов, эвакуированных в 1915 г.
Тем не менее недостатка в желающих повоевать не было. В конце сентября 1921 г. финские иррегулярные части вторглись в Советскую Карелию, рассчитывая захватить ее и присоединить к Финляндии. Бои в Карелии продолжались до начала марта 1922 г. Естественно, Польша предложила Финляндии свою помощь, но поскольку в Карелии действовали формально негосударственные отряды, в Хельсинки отклонили это предложение.
В ночь на 29 октября 1921 г. почти 2-тысячный отряд петлюровцев под командованием Палия перешел у Гусятина р. Збруч и вторгся на территорию УССР. В тот же день Москва сделала представление Польше, а 31 октября потребовала прекратить помощь боевикам. К 19 - 20 ноября
стр. 137
________________________________________
Красная армия вытеснила петлюровский отряд обратно на польскую территорию, где он был вновь интернирован29 .
14 ноября на заседании Военного совета вооруженных сил Украины и Крыма была поставлена задача: "ВУЧК совместно с Разведупром - поверить сведения о присутствии в Румынии Херсонской и Запорожской дивизий Петлюры; о намерении прорыва на участке Тирасполь-Рыбница. О посылке из Франции в Румынию большой партии боеприпасов и оружия"30 . В ночь на 19 ноября петлюровский отряд в 150 человек под командованием Пшенника переправился через Днестр и, оттеснив части 184-го пограничного батальона, занял Терновку, Парканы и к 9 часам утра ворвался в крепость на западной окраине Тирасполя. После непродолжительных боев в городе банда была отброшена в западном направлении. К 14 часам советские части вышли к Днестру, а к вечеру пограничные части были вновь развернуты на своих постах. Остатки отряда Пшенника при помощи румынских солдат переправились через Днестр в оккупированную Румынией Бессарабию31 .
Перед командованием КВО и ХВО была поставлена задача собрать и представить разведывательные данные относительно того, кто, как и с какими целями формировал разбитую банду32 . В этих условиях 19 ноября было принято постановление СТО, согласно которому пограничные войска ВЧК на границе были заменены полевыми войсками Красной армии33 . Уже в ноябре 1921 г. изменения были внесены и в планы стратегического развертывания армий Юго-Западного фронта на случай войны с Польшей и Румынией34 .
Директивой N 58198/А/сс от 4 февраля 1922 г. командующий всеми вооруженными силами Украины и Крыма Фрунзе потребовал от штабов КВО и ХВО разработать планы на случай войны с Польшей и Румынией, поддерживающих белогвардейские формирования. 23 февраля штаб КВО представил план оперативного развертывания войск при мобилизации. Вероятными противниками назывались формирования Петлюры (17 тыс. человек), Савинкова (9 060 человек), Врангеля (30 тыс. бойцов), а также Польша и Румыния. В плане предусмотрено два варианта развития событий. В первом считалось возможным выступление белогвардейских формирований и Польши. Тогда противник может выставить 264 - 393 тыс. штыков, 41 245 сабель, 1 608 - 2 335 легких и 456 - 608 тяжелых орудий. Другой вариант предусматривал присоединение к указанным противникам еще и Румынии. И тут силы противника оценивались в 360 - 585.5 тыс. штыков, 59 тыс. сабель, 2 285 - 3 487 легких и 456 - 608 тяжелых орудий.
Для мобилизации Красной армии требовалось 11 - 14 дней. Главный удар должен был быть направлен против Польши, что потребует прорыва, вероятно, трех оборонительных линий: по р. Горынь, Стырь и Западный Буг. На советской территории имелись оборонительные линии по р. Уборть, Межеричи - Новоград-Волынск, р. Случ, Острополь-Летичев, р. Лядова. Наиболее вероятным было вторжение только белогвардейских формирований и активизация банд в тылу Красной армии, а уже затем, когда наша пограничная охрана будет нейтрализована, последует прорыв из-за границы. Поэтому перед войсками, несущими охрану границы, ставилась задача "твердо стоять на своих постах, усиленно наблюдая за госграницей, не допуская просачивания через нее".
В плане предусматривалось два варианта развертывания войск КВО. Вариант "3" был рассчитан на войну только с Польшей. По варианту "ПР" предусматривалась война одновременно с Польшей и Румынией35 .
25 февраля 1922 г. командующему всеми вооруженными силами Украины и Крыма был направлен план перегруппировки и сосредоточения войск 10-й армии на случай выступления Польши и Румынии вместе с белогвардейскими формированиями, разработанный в штабе ХВО.
В этом документе указывалось, что возможными противниками являются белогвардейские формирования, находящиеся на Балканах и в Румынии. Считалось, что в одиночку Румыния воевать не станет, но вместе с Польшей ее выступление вполне возможно. Силы вероятного противника оценивались следующим образом. Белые располагали 65 тыс. человек, румынская армия насчитывала 183 270 штыков, 14 130 сабель, 6 335 пулеметов, 1 011 орудий, из которых на Восточный фронт приходилось 78 270 штыков, 4 250 сабель, 3 562 пулемета, 528 орудий. Считалось, что Румыния в состоянии призвать до 1 940 тыс. человек, а поддержка Малой Антанты позволит ей сосредоточить основные силы на Востоке.
"При выступлении Польши совместно с Румынией главной задачей Красной армии является нанесение решительного поражения польской армии, как наиболее сильной, против Румынии же - выжидательные действия, как удаленной от главных объектов действия"36 .
17 марта 1922 г. командующий войсками КВО Н. Э. Якир издал приказ N 6/сек/96194/оп, согласно которому "в настоящее время международное положение заставляет ожидать в ближайшие месяцы энергичных попыток врагов Советской России возобновить борьбу с нами как
стр. 138
________________________________________
в приграничных районах, так и внутри республики, особенно в тех районах, где еще не вполне изъят бандитизм"37 .
Стремясь предотвратить новое обострение обстановки на западных границах, РВСР 18 марта протоколом N 157 одобрил следующее предложение главкома Красной армии: "Так как ввиду усиливающихся слухов о предстоящих весною бандитских набегах и рейдах со стороны Румынии и Галиции, в приграничном населении усиливается тревога и выражается, в частности, стремление дать собственными силами отпор бандитам и наказать их организаторов, т.е. румынские и польские власти, РВСР считает необходимым обратить на это внимание НКИД с целью предупреждения тем или другим путем румынских и польских властей о том, что петлюровские и савинковские банды со стороны Румынии и Польши неизбежно вызовут однородный отпор со стороны приграничного населения. Со стороны Военного ведомства может быть полная гарантия того, что, в случае, если наши границы останутся неприкосновенными, никаких банд с нашей стороны на территорию Польши и Румынии допущено не будет. В случае же повторных бандитских набегов на нашу территорию местные военные власти заявляют о полной невозможности для них взять на себя ответственность за ограждение неприкосновенности румынской и польской границ, не говоря уже о том, что слишком решительная политика с нашей стороны в этом отношении совершенно не будет понята местным населением"38 .
Эта проблема была поднята на конференции представителей Эстонии, Латвии, Польши и РСФСР в Риге 29 - 30 марта 1922 г., в заключительном протоколе которой отмечалось, что "каждое правительство несет ответственность за образование на его территории вооруженных банд, равно как за переход этих банд на территорию соседнего государства"39 .
Как бы то ни было, общая ситуация на западной границе Советских республик в 1922 г. была значительно более спокойной, нежели годом ранее. В этих условиях и упомянутые выше оперативные планы Красной армии остались лишь на бумаге.
Завершение Гражданской войны в Европейской части России осенью 1920 г. поставило перед советским руководством проблему устранения угрозы новой войны с западными соседями. Прежде всего предстояло добиться заключения мирного договора с Польшей и нормализации отношений с Румынией. Москва была озабочена преимущественно внутренними проблемами и, хотя продолжала антикапиталистическую пропаганду, никаких активных военных действий против своих западных соседей предпринимать не собиралась. Однако сложности на советско-польских переговорах в Риге и отказ Бухареста от установления дипломатических отношений с Москвой порождали в советском руководстве опасения, что весной 1921 г. не исключено новое столкновение с Польшей и Румынией. Свидетельством этих опасений и стали разработанные в феврале-марте 1921 г. соответствующие оперативные планы Красной армии. Новая волна военного планирования связана с сентябрьским кризисом 1921 г. в советско-польских отношениях, когда возникла реальная угроза начала войны. Однако дипломатические маневры Москвы позволили найти компромисс и избежать эскалации конфликта.
Помимо двусторонних отношений серьезной проблемой для Москвы был бандитизм на западной границе, который в определенной степени поддерживался Польшей и Румынией. Поэтому борьба с действующими из-за границы "белогвардейскими" формированиями неизменно фигурировала в советских военных планах, да и реально в 1921 - 1922 гг. именно с ними Красная армия вела бои в приграничной полосе. Как правило, эти столкновения к зиме затихали, а по весне вновь активизировались. Исходя именно из этой периодичности, советское командование в конце зимы возобновляло подготовку планов на текущий год.
Следует отметить, что все рассмотренные планы советских войск имели чисто оборонительный характер, что было связано прежде всего с невозможностью для Москвы каких-либо крупномасштабных военных авантюр в силу внутреннего состояния страны. Вместе с тем в случае возникновения войны командование Красной армии собиралось предпринять решающее наступление против Польши, которая считалась в то время наиболее сильным соседом и потенциальным противником N 1.
Примечания
1 Директивы командования фронтов Красной армии (1917 - 1922). Сб. документов. Т. 3: Апрель 1920 г. -1922 г. М., 1974. С. 294 - 300; Директивы Главного командования Красной армии (1917 - 1920). Сб. документов. М., 1969. С. 722; Польско-советская война 1919 - 1920. Ранее не опубликованные документы и материалы. Ч. 2. М., 1994. С. 111 - 112, 115 - 116, 120.
2 РГВА, ф. 25880, оп. 2, д. 246, л. 71 - 72 об.
стр. 139
________________________________________
3 Реввоенсовет Республики. Протоколы. 1920 - 1923 гг. Сб. документов. М., 2000. С. 154 - 156, 158 - 161; Директивы командования фронтов. Т. 4. М., 1978. С. 227 - 235.
4 Гриф секретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статистическое исследование. М., 1993. С. 47.
5 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 448, л. 91 - 96 об.
6 Документы и материалы по истории советско-польских отношений (далее - ДМИСПО). Т. 4. М., 1966. С. 192; Документы внешней политики СССР (далее - ДВП). Т. 4. М, 1960. С. 336 - 338.
7 ДМИСПО. Т. 4. С. 34 - 36, 103 - 106; ДВП. Т. 4. С. 529 - 534.
8 ДМИСПО. Т. 4. С. 22 - 26, 80 - 81.
9 Там же. С. 12 - 14; ДВП. Т. 4. С. 62, 70 - 72.
10 ДВП. Т. 4. С. 203 - 208.
11 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 448, л. 169.
12 Там же, л. 158 - 168.
13 ДМИСПО. Т. 4. С. 165 - 166.
14 Материалы "Особой папки" Политбюро ЦК РКП(б)-ВКП(б) по вопросу советско-польских отношений 1923 - 1944 гг. М., 1997. С. 12 - 15.
15 РГВА, ф. 25880, оп. 2, д. 246, л. 96 - 98.
16 Там же, ф. 25899, оп. 3, д. 448, л. 129 - 135.
17 ДВП. Т. 4. С. 334 - 335.
18 Поче К. Я. "Санитарный кордон". Прибалтийский регион и Польша в антисоветских планах английского и французского империализма (1921 - 1929 гг.). Рига, 1985. С. 24 - 25.
19 ДВП. Т. 4. С. 312 - 320.
20 ДМИСПО. Т. 4. С. 67 - 69.
21 Реввоенсовет Республики. С. 233 - 236.
22 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 448, л. 84 - 88 об.
23 Там же, л. 97 - 128, 136 - 137 об., 141.
24 ДМИСПО. Т. 4. С. 71 - 73; ДВП. Т. 4. С. 366 - 369.
25 ДВП. Т. 4. С. 322 - 323, 357 - 362, 374 - 380.
26 ДМИСПО. Т. 4. С. 82 - 83.
27 Там же. С. 86 - 88; ДВП. Т. 4. С. 34 - 396.
28 ДМИСПО. Т. 4. С. 93, 98 - 99; ДВП. Т. 4. С. 430 - 431.
29 ДМИСПО. Т. 4. С. 101 - 102, 106 - 108; ДВП. Т. 4. С. 452 - 456, 464, 497 - 508.
30 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 162, л. 6.
31 Там же, д. 309, л. 102 - 104 об.; Пограничные войска СССР. 1918 - 1928. Сб. документов. М., 1973. С. 478 - 479, 484 - 486.
32 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 162, л. 16.
33 Там же, д. 164, л. 149, 165, 166 - 167 об.; Пограничные войска СССР. 1918 - 1928. С. 186 - 188, 194 - 196. Лишь почти год спустя, 27 сентября 1922 г. новым постановлением СТО охрана границы была передана в ведение ГПУ, в рамках которого создавался отдельный пограничный корпус (РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 66, л. 227 - 230; Пограничные войска СССР. 1918 - 1928. С. 196 - 202).
34 РГВА, ф. 25899, оп. 3, д. 448, л. 75 - 80.
35 Там же, д. 376, л. 6 - 25.
36 Там же, л. 28, 30 - 43, 55.
37 Там же, л. 1 - 2.
38 Реввоенсовет Республики. С. 287 - 288.
39 ДВП. Т. 5. М., 1961. С. 173 - 175.