От Wolf 334
К All
Дата 08.03.2005 19:58:21
Рубрики Флот;

Отвечаваю Alex-Goblin про Бунича и Таллинский переход

Отвечаваю Alex-Goblin

Если Вы считаете Бунича серьезным автором, то это уже ваше дело. Кого-либо переубеждать дело неблагодарное.
А конкретно пожалуста. Книга Бунича "Таллинский переход" написана на основе баек слышанных в народе и плюс прочитанные по этой теме военные мемуары, переработанные так, как это было нужно автору. Опять таки все делалось в соответствии с избранной им тактикой разоблачения "страшной советской действительности". Ниодного документа уважаемый покойник не читал и ни в одном архиве не работал.
Чего стоит только описанные им диалоги между первыми лицами страны, адмиралами и т.п. Такое ощущение, что он сидел и стенографировал их высказывания.
Я не в коей мере не хочу обидеть ветеранов, но считать его историком не могу.
Оборонительная операция под Таллиным и его эвакуация у нас разобрана с очень большими пробелами. А единственная относительно серьезная работа из последнего была напечатана в Военно-историческом журнале, человеком который перелопатил большинство сохранившихся документов в архиве. К сожалению большая часть документов штаба Балтфлота погибла на "Виронии" и поэтому пробелов множество. В частности численность гарнизона на момент эвакуации.
А на вашем месте я бы постарался спросить у ветерана, численность роты на момент погрузки, ее потери в боях за город Таллин и так далее.
С уважением Вольф 334

От Wolf 334
К Wolf 334 (08.03.2005 19:58:21)
Дата 09.03.2005 21:56:51

для Alex-Goblin информация по Виронии

"Вирония", бывший шведский лайнер "Король Улаф",водоизмещением 2025 брт. Эксплуатировался на пассажирской линии Рига-Стокгольм-Хельсинки. Позже продан Эстонии и переименован в "Виронию". До 1940 использовался на круизных рейсах в Хельсинки и Стокгольм. Так назвываемые круизы выходного дня. Выход в субботу из Таллина и возвращение обратно в понедельник утром.
После присоединения Эстонии к СССР было мобилизовано и передано КБФ в качестве транспорта. На нем разместилась оперативная группа штаба КБФ во главе с начштаба контр-адмиралом Пантелеевым Ю.А.
После начала войны, в июле 1941 года лайнер был закамуфлирован и получил на вооружение несколько зенитных орудий (76 мм помоему). Практически до начала эвакуации Таллина простояла в гавани города и не использовалось в перевозках.
На нее погрузили личный состав штаба флота, политотдел КБФ, сотрудников прокуратуры, трибунала, суда а также большинство журналистов и писателей освещавших оборону Таллина и деятельность КБФ. Это официально. По моим данным на нее же погрузили часть безлошадных летчиков и техников из состава ВВС КБФ, часть зенитчиков из состава полка ПВО прикрывавшего базу с воздуха (в частности они при погрузки установили на надстройке какое-то количество крупнокалиберных пулеметов, находвшихся у них на руках, была попытка установить даже 37 мм орудия, предпологаемые к вывозу). Плюс какое-то количество эвакуируемых. Пускали на транспорт строго по пропускам выписыванием кот-х занимался штаб КБФ. Считается что на нее погрузили 1425 человек.
Выйдя из Таллина в составе первого конвоя лайнер в 11.18 28 августа 1941 года подвергся первой воздушной атаке. В течении дня это производилось довольно успешно. Считается, что зенитчики "Виронии" даже сбили один бомбардировщик. В 18.08 лайнер получил прямое попадание бомбы в корму. Судно потеряло ход и загорелось. Началась паника. Подошедший ЭМ "Суровый" оказал лайнеру помощь, в тушении пожара и обеспечил его буксировку спасательным судном "Сатурн". После этого ЭМ конвоируя конвой направился дальше, оставив поврежденное судно позади. В 21.55 "Вирония" подорвалась на мине. У нее взрывом оторвало носовую часть. "Сатурн" этим же взрывом бросило вперед и он тоже, наскочив на мину, мгновенно скрылся под водой. К гибнущей "Виронии" подошел ТР "Алев", но и он подорвался на мине и погиб. Чуть позже к этому месту подошли СКРы "Циклон" "Снег" и "Буря" для оказания помощи спасающимся. Но и им не повезло. Первые два, тоже подорвались на минах и погибли. Повезло только "Буре". Подобрав сколько возможно (говорят сторожевик осел на лишний метр ниже ватерлинии) он направился в сторону Кронштадта, куда и прибыл.
Считается, что на "Виронии" погибло 1300 человек, остальных подобрали. Так, что она никогда не считалась санитарным транспортом и несла на борту вооружение.
Основной причиной таких потерь при эвакуации Таллина, по моему мнению, является предательство эстонских команд мелких судов, экипажи кот-х просто разбежались и вывести их из порта было невозможно.Штаб КБФ предпологал, что эти мелкие суда, будут сопровождать конвои и заниматься спасением лбдей. Плюс они же должны были снять с причалов арьегард прикрыавший эвакуацию и оставшие подразделения.
Когда выяснилось, что этот план не удался, спешно был организован отряд Святого на Гогланде, занимавшийся спасением людей с потопленных судов. Но до места гибели "Виронии" эти спасатели не доходили из-за атак немецкой авиации. Этим объясняется и такое большое количество жертв. Спасением занимались катера и суда проходившие через район гибели судов.
Вот так мне представляется, на основании известных данных, гибель "Виронии" и сопровождавших ее судов. Между прочим, до прихода СКР "Бури" в Кронштадт, командование КБФ, не знало о гибели лайнера.
С уважением ВОльф 334

От СВАН
К Wolf 334 (08.03.2005 19:58:21)
Дата 09.03.2005 10:59:53

Re: Отвечаваю Alex-Goblin...

К сожалению большая часть документов штаба Балтфлота погибла на "Виронии"

Уважаемый Wolf 334! Приведённая выше деталь меня удивила, хотя скаждым словом Вашего постинга я согласен. Действительно на "Виронии"??? У меня было впечатление, что "Вирония" была сантранспортом! Деталей о том, что на ней вывозили штабы (?) или хотя бы их документацию (?) я никогда не слыхал. Более того, это кажется мне не вполне логичным, учитывая уязвимость транспортов и реальную возможность архивов попасть в руки врага.

Я почему спрашиваю: у меня дед на "Виронии" тонул, и я интересуюсь вообще любой инофрмацией по проклятому Переходу, и этим судном в частности.

Всего наилучшего,
СВАН

От GAI
К СВАН (09.03.2005 10:59:53)
Дата 10.03.2005 05:17:35

Уважаемый СВАН...

На моей памяти вопрос о "Виронии" всплывает на форуме уже в -надцатый раз.Каждый раз Вы высказываетесь в том плане,что это был сантранспорт.И каждый раз Вам (в частности Exeter) указывают,что это было не так и что на "Виронии" вывозился,как минимум,политотдел БФ.И каждый раз все начинается по новой...

От Владислав
К GAI (10.03.2005 05:17:35)
Дата 11.03.2005 03:46:32

Re: Уважаемый СВАН...

>На моей памяти вопрос о "Виронии" всплывает на форуме уже в -надцатый раз.Каждый раз Вы высказываетесь в том плане,что это был сантранспорт.И каждый раз Вам (в частности Exeter) указывают,что это было не так и что на "Виронии" вывозился,как минимум,политотдел БФ.

И какое же здесь вы видите противоречие? Санитарный ТРАНСПОРТ -- это не госпитальное судно. Он не несет знаков Красного Креста, и от войскового транспорта отличается только "заточенностью" под перевозку раненых. В другую сторону он обычно возит войска.


С уважением

Владислав


От СВАН
К GAI (10.03.2005 05:17:35)
Дата 10.03.2005 20:34:47

Извините, виноват (+)

Я всё же убеждён в том, что раненые на судне были, но по поводу штаба - виноват, действительно, мне про это уже отвечали: вылетело из головы.

СВАН

От GAI
К СВАН (10.03.2005 20:34:47)
Дата 11.03.2005 04:25:09

Re: Извините, виноват

>Я всё же убеждён в том, что раненые на судне были, но по поводу штаба - виноват, действительно, мне про это уже отвечали: вылетело из головы

Вполне возможно, (и даже вероятнее всего),что раненые были.Однако просто присутствие на борту раненых не делает корабль санитарным транспортом (как и в случае,скажем,с "Густловым")

От Exeter
К СВАН (09.03.2005 10:59:53)
Дата 09.03.2005 21:07:37

Именно на "Виронии" большая часть штаба КБФ и была (-)