От ID
К Архив
Дата 07.02.2005 22:08:16
Рубрики Современность; Флот; Армия; ВВС;

[2Strannic] Сканы из ЗВО № 12/2004

Приветствую Вас!
>Можно отсканить эти статьи?
>
>>ОСНОВНЫЕ ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И ЗАДАЧИ НОВЫХ БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ НАТО
>>Полковник В. ЗАЯЦ

Эту статью решил не сканить по причине полной ее пустоты.
Остальные выкладываю.

С уважением, ID

От Strannic
К ID (07.02.2005 22:08:16)
Дата 08.02.2005 22:24:33

Re: [2Strannic] Сканы...


Спасибо большое!

Удачи!

От ID
К ID (07.02.2005 22:08:16)
Дата 07.02.2005 22:14:33

Стендовые испытания двигателя F135

Приветствую Вас!

СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ F135

Майор А. ГОРЕЛОВ

Компания «Пратт энд Уитни» проводит испытания прототипа турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой сгорания (ТРДДФ) F135 для самолета F-35 этапа полномасштабной разработки, разрабатываемого по программе JSF (Joint Strike Fighter). В ходе наземных проверок на стендах компании (Уэст-Палм-Бич, штат Флорида) исследуются характеристики и работоспособность двигателя, дорабатывается форсажный контур, изучаются динамические напряжения, возникающие в роторе низкого давления (РНД) ТРДДФ F135. Согласно сообщениям зарубежных СМИ стендовая наработка опытного двигателя в конце октября 2004 года составила около 500 ч. Наиболее важным для проводимых испытаний является обработка данных по турбине низкого давления (ТНД). Согласно заявлению руководителя программы F135, ТНД - ключевой узел поскольку он приводит во вращение привод подъемного вентилятора.
Первоначально были изучены характеристики и работоспособность двигателя в условиях обычного полета и в условиях полета самолета с коротким взлетом и вертикальной посадкой (КВВП) при оборотах ротора двигателя, соответствующих режиму малого газа. Также проводились испытания двигателя при уровнях тяги, необходимых для режима висения самолета F-35, и выполнялись первые динамические зацепления многодисковой муфты сцепления с подъемным вентилятором.
В 2004 году прошли оценку три образца двигателей (F135-PW-100 для F-35A, F135-PW-400 для F-35B и F135-PW-600 для F-35C). Компания «Роллс-Ройс» поставила три комплекта подъемных вентиляторов. Все силовые установки имеют обозначение Block 1, поскольку на них не выполнен весь спектр мер (доработок), направленных на снижение массы, которые будут реализованы в последующих двигателях, предназначающихся для начальных летных испытаний IFR (Initial Flight Release). Подъемный вентилятор этапа начальных летных испытаний будет поставлен компании «Пратт энд Уитни» во втором квартале 2005 года. По заявлению специалистов компании «Роллс-Ройс», он удовлетворяет заданным величинам по массе, а также по ресурсу и стоимости. Несмотря на то что масса изделия Block 1 не в полной мере соответствует определенной техническим заданием, фирма одобрила и утвердила программы, направленные на уменьшение массы до стандартов, установленных для начальных летных испытаний.
Силовая установка самолета F-35C в сборе включает двигатель фирмы «Пратт энд Уитни», а также поставляемые «Роллс-Ройс» подъемный вентилятор, муфту сцепления, основной приводной вал, редуктор привода подъемного вентилятора и его регулируемое с помощью поворотных створок сопло, модуль основного поворотного сопла 3BSM (Three-Bearing Swivel Module) и расположенные в крыле воздухоотводящие каналы с соплами управления по крену. Работу по подъемной системе осуществляет отделение «Роллс-Ройс» в г. Бристоль (Великобритания), а отделение в г. Индианаполис (штат Индиана) несет ответственность за окончательную сборку и испытания подъемного вентилятора.
На режиме КВВП мощность от основного двигателя передается к вращающемуся основному приводному валу длиной около 1,8 м. Вал входит в муфту, и при зацеплении муфта соединяет основной вал с подъемным вентилятором, который способен преобразовывать переданную ему валом мощность в 21 600 кВт в тягу, примерно равную 89 кН. Воздух поступает в подъемный вентилятор через воздухозаборник за фонарем кабины пилота. Выходящий из подъемного вентилятора воздух поступает в сопло с регулируемыми створками, которые придают воздушному потоку нужное направление.
Размещенные в крыле самолета F-35 КВВП воздухоотводящие каналы с регулирующими расход воздуха соплами предназначены для управления самолетом по крену. Каналы с соплами управления по крену получают воздух от основного двигателя и создают примерно 17 кН тяги. В состав двигателя входит основное реактивное сопло с управлением вектором тяги, которое поворачивается для направления выходящей из двигателя струи газов вниз или вдоль оси самолета.
Силовая установка, проходящая оценку на стенде компании «Пратт энд Уитни», а также две другие являются изделием Block 1. Его системы более функциональны, чем те, что были использованы на этапе демонстрации концепции, и спроектированы с учетом полного ресурса, планируемого для самолета F-35C. Например, многодисковая муфта сцепления на этапе демонстрации концепции была рассчитана только на 100 зацеплений. В настоящее время данная муфта уже выполнила эксплуатационный минимум, состоящий из 1 500 зацеплений.
Помимо вышеуказанного, системы Block 1 легче аналогичных этапа демонстрации концепции. Масса подъемной системы для этапа полномасшабной разработки была уменьшена примерно на 358 кг, из них снижение на 272 кг удалось получить за счет уменьшения массы самого подъемного вентилятора. В значительной мере масса двухступенчатого подъемного вентилятора была снижена благодаря тому, что лопатки его первой ступени, выполненные сплошными (как и второй), были заменены на полые, а само рабочее колесо первой ступени изготовлено в виде конструкции «блиск».
Системы, предназначающиеся для начальных летных испытаний поступят, на испытания в начале 2005 года. В ходе разработка систем и узлов силовой установки для самолета F-35C проводятся многочасовые стендовые испытания. В настоящее время компания располагает

специальными стендами для испытания: многодисковой муфты сцепления, редуктора, подъемного вентилятора, системы смазки, приводного вала и вентилятора двигателя.
Согласно заявлению руководителя программы разработки узлов для F135, при осуществлении демонстрационной программы специалисты фирмы «Роллс-Ройс» были ограничены в средствах и времени, поэтому не имели возможности провести испытания в полном объеме. На этапе полномасштабной разработки дела обстоят иначе. Специалисты фирмы проводят всесторонние стендовые испытания отдельных узлов с целью оценки их характеристик и долговечности, прежде чем перейдут к испытаниям двигателя в целом. Преимущество здесь заключается в том, что быстрее и дешевле оптимизировать конструкцию компонента, чем всего двигателя.
До испытаний, проводимых в настоящее время на стендах компании «Пратт энд Уитни», специалисты фирмы «Роллс-Ройс» использовали свой стенд для испытания подъемного вентилятора с целью оценки последнего в течение 17 ч, включая 13 ч на режиме КВВП и шесть динамических зацеплений муфты. Стенд, снабженный шестиосной системой измерения тяги, способен обрабатывать данные о величине и направлению тяги.
Стендовые испытания других узлов также использовались для оптимизации систем, проходящих в настоящее время оценку на фирме «Пратт энд Уитни». Например, титановый вал основного двигателя должен работать как на сжатие, так и на растяжение. Он также должен оставаться работоспособным в случае изменения угла привода между подъемным вентилятором и основным двигателем.

В 1 квартале 2004 года специалисты компании «Роллс-Ройс» провели две серии испытаний вала отбора мощности, где была продемонстрирована его работоспособность при максимальной частоте вращения, максимальном крутящем моменте и при примерно половинном максимальном угле смещения (отклонения от оси). Особенности зацепления многодисковой муфты были исследованы на испытательном стенде этой фирмы.
Для моделирования воздушного потока, обтекающего фонарь кабины F-35 и поступающего в подъемный вентилятор, «Роллс-Ройс», использует трубы большого диаметра из стекловолокна, форма которых была определена с помощью программ вычислительной газодинамики. Контуры этих аэродинамических труб создают такие же перепады давления перед подъемным вентилятором, какие возникают на определенных режимах полета. В настоящее время компания «Роллс-Ройс» располагает тремя подобными устройствами и рассматривает возможность изготовления дополнительных.
Испытания системы смазки также были выполнены задолго до испытаний силовой установки. Стенд для испытаний этой системы позволяет провести испытания натурной системы смазки независимо от других компонентов, но с многодисковой муфтой сцепления и редуктором. Вся система смазки может быть установлена на стенд с изменяемым углом наклона, что позволяет исследователям оценить ее работу во всем диапазоне углов тангажа и крена, определенных для самолета F-35C. До настоящего времени специалисты «Роллс-Ройс» провели два испытания системы смазки Block 1, и данные, полученные в ходе этих испытаний, были использованы при разработке системы для этапа начальных летных испытаний.
Оценка последней состоялась в ноябре 2004 года.
Редуктор, соответствующий стандарту, определенному для этапа начальных летных испытаний, был опробован на стенде в ноябре 2004 года. Два редуктора наработали на этом стенде 80 ч, и одно из испытаний закончилось неудачно. Помимо НИОКР по созданию подъемного вентилятора и связанных с ним узлов, отделение «Роллс-Ройс» в г. Бристоль продолжает разработку сопла и воздухоотводящих каналов с соплами управления по крену, которые будут изготовлены испанской фирмой ITP. На этапе демонстрации концепции корпус для сопла был изготовлен из нескольких деталей. На этапе полномасштабной разработки корпус изготавливается в одной детали, которая затем разрезается на секции для сборки. Поскольку форма сопла изменяется от овальной до круглой, было решено изготовить этот узел методом формования в условиях «горячей ползучести». По этой технологии титановую заготовку нагревают в печи, «раздувают» и дают расшириться до предварительно заданной формы. Затем изделию дают остыть, после чего разрезают на три секции и добавляют фланцы. В результате получают поворотное сопло.
Подшипники, используемые в сопле, изготавливают из нитрида кремния, однако терморегулирование подшипников все еще остается важной и сложной проблемой. Так как внутренние кольца подшипников нагреваются быстрее наружных, отбираемый (от компрессора) воздух направляется от внутреннего кольца к наружному, чтобы способствовать выравниванию температуры. Разработка подшипников для поворотного сопла, а также других компонентов подъемной системы была сложной задачей из-за ограничений по массе применительно к самолету F-35C. По заявлению «Роллс-Ройс», испытания сопла в условиях нагружения, имитирующих полетные, прошли в г. Бристоль в III квартале 2004 года. Испытание сопла на прочность по полной программе запланировано на II квартал 2005 года.
Руководство фирмы «Локхид-Мартин» уточняет планы в отношении выпуска самолетов F-35, в то же время пытаясь решить проблемы с избыточной массой двигателя F135-PW-600. Изготовление первого предсерийного самолета намечено на 2005 год. Ставится задача начать поставки самолета F-35 через год с момента получения заказа (для сравнения: для истребителя F-16 был определен срок 36 месяцев с момента получения заказа до поставки).
В соответствии с планами компания «Локхид-Мартин» до началакрупносерий-ного производства изготовит 22 самолета на этапе полномасштабной разработки, 14 из которых будут задействованы в летных испытаниях


С уважением, ID

От ID
К ID (07.02.2005 22:08:16)
Дата 07.02.2005 22:13:48

Создание интрасетей в системе управления ВМС США.

Приветствую Вас!

СОЗДАНИЕ ИНТРАСЕТЕЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ВМС США

Полковник Ю. СУДАКОВ, кандидат технических наук;
полковник В. МАСНОЙ


C I997 года в ВМС США проводятся работы в рамках выдвинутой адмиралом А. Клеменсом инициативы «Информационная технология XXI века» (IT-XXI). Первоначально это была концепция модернизации системы управления Атлантического и Тихоокеанского флотов ВМС, предусматривавшая объединение в сеть кораблей и эскадр на тактическом и оперативном уровнях на основе использования новейших коммерческих информационных технологий, включающих высокоскоростные сети асинхронного режима доставки, закрытую электронную почту и технологии глобальной сети INTERNET, доступ к которым производится с настольных персональных компьютеров (ПК) малой стоимости. IT-XXI реализует передачу мультимедийных данных на ПК, предоставляет пользователям возможности обмена секретной, несекретной,тактической и нетактической информацией с одной и той же рабочей станции. Средства на ее реализацию выделялись ВМС путем перераспределения выделенных на программы систем управления, связи, автоматизации и разведки ассигнований. В 1998-1999 финансовом году ВМС израсходовали 435 млн долларов на модернизацию своих кораблей путем оснащения их новейшим коммерческим оборудованием, а до 2003-го ежегодные расходы на эти цели составляли около 500 млн долларов.
Оборудованные в соответствии с IT-XXI корабли, подобно авианосцу «Джордж Вашингтон», получили доступ в глобальную сеть ВС США NIPRNET (Non-classified IP Router Network) с маршрутизацией по межсетевому протоколу IP (Internet Protocol) для передачи служебной несекретной информации и в ее аналог - закрытую сеть SIPRNET (Secret IP Router Network) для передачи секретной информации. На указанном авианосце в боевом походе в день в среднем передается по электронной почте более 20 тыс. сообщений. Закрытая электронная почта в сети SIPRNET стала широко использоваться командирами и начальниками в повседневной деятельности и административной работе.
В рамках инициативы IT-XXI (1998-2003) в основном на кораблях авианосных ударных групп и других оперативных соединений построены локальные сети с вычислительными серверами и оборудованием для видеотелеконференций, а также с оборудованием глобальной системы вещания GBS на космических аппаратах (КА) UFO (Ultra High Frequency Follow-on), способным принимать информационные потоки, передаваемые со скоростью около 20 Мбит/с, и коммерческих систем космической связи Challenge Athena и INMARSAT. С 1999 года большинство корабельных средств связи в ВМС работает асимметрично - они могут больше данных принимать, чем передавать, за счет GBS. Самый высокий приоритет в IT-XXI отдается расширению полосы пропускания каналов связи с кораблями. Считается, что авианосцам, штабным кораблям и универсальным десантным кораблям для обмена изображениями и решения задач совместного планирования потребуется скорость передачи данных 1,5 Мбит/с. Передача электронных сообщений через SIPRNET, а также доступ к закрытым веб-страницам и цифровой карте оперативной (тактической) обстановки в зоне применения обеспечиваются морским сегментом АСУ глобальной системы оперативного управления GCCS-M (ранее обмен информацией в ВМС производился только по речевым каналам).
Об эффективности обмена данными в дополнение к речевому обмену свидетельствуют такие факты:
- ударная авианосная группа «Авраам Линкольн» в 1998 году при проведении в зоне Персидского залива операций по контролю за судоходством задержала в 12 раз больше иностранных судов чем, в 1995-м, и в 8 раз чаще по сравнению с тем же периодом вынуждала изменять маршруты судов, пытавшихся нарушить режим эмбарго;
- если в ходе первой войны с Ираком (1991-1992) с помощью авиации на авианосцы ежедневно доставлялись бумажные копии боевых приказов авиации, то с конца 1990-х годов для их рассылки используется сеть SIPRNET;
- если ранее для разработки плана применения КР «Томахок» требовалось 2 сут, то теперь она осуществляется за 90 мин;
- расширились боевые возможности соединений, улучшены процедуры восполнения ресурсов в море, планирования заданий для вертолетов и т. п.
Еще большей оперативной эффективности можно было добиться, по мнению западных экспертов, за счет обеспечения бесшовной связи кораблей и эскадр с береговыми объектами и базами. Например, корабли, осуществляющие контроль соблюдения международных санкций на море в этом случае имели бы возможность быстро связываться с гражданскими организациями для получения дополнительной информации о судах и их экипаже, характере грузов и портах приписки. Кроме того, информация от ЦРУ, ФБР и других разведывательных организаций могла бы оперативно передаваться на военные корабли. В случае выхода из строя оборудования операторы обладали бы возможностью устанавливать контакт с базами обеспечения и даже непосредственно с изготовителями в интересах ускорения его восстановления.
Вплоть до 2000 года каждая структура в ВМС имела собственную изолированную информационную систему, которая плохо коммутировалась с подобными ей системами. В связи с этим возникла необходимость в устранении барьеров на путях прохождения данных к руководителям всех звеньев управления.
Большую озабоченность вызывала безопасность информации. ВМС США, как и другие государственные структуры, оказались уязвимыми для атак на компьютерные сети. В 1998 году федеральный центр реагирования на компьютерные инциденты зафиксировал 376 таких случаев, повлиявших на 2 732 федеральные и 86 военных систем. В 2000 году сообщалось о 586 инцидентах, сказавшихся на работе 575 568 и 148 систем соответственно. Кроме того, хакеры стали более организованными и быстро овладевают современными технологиями. Хакеру достаточно найти только одну из многих «щелей», которыми пронизаны сети государственных учреждений, в виде плохо защищенного подключения или один уязвимый шлюз, чтобы получить доступ сразу ко множеству компьютерных сетей, используя затем в своих интересах их ресурсы и ресурсы подключенных к ним пользователей. Как отмечают американские специалисты, даже в рамках МО трудно подсчитать все имеющиеся шлюзы. Так, только в министерстве ВМС их в 2001 году было около 200. В результате удалось зафиксировать до 16 тыс. попыток проникновения в сети ВМС и морской пехоты (МП), 400 из которых оказались успешными, а в 40 случаях злоумышленники получили возможность доступа к другим сетям. Самостоятельно руководство военно-морского ведомства не могло решить возникшие проблемы. Это можно было сделать только вместе с промышленными организациями.
Изучив опыт фирмы IBM, которая свела 31 сеть в своих подразделениях в единую корпоративную сеть INTRANET, эксперты военно-морских сил рекомендовали создать такую сеть не как собственную физическую систему ВМС и МП, а как услугу, предоставляемую промышленным подрядчиком, который будет строить, эксплуатировать и модернизировать INTRANET. Вначале конгресс и чиновники высокого ранга из МО были против идеи передачи эксплуатации военных средств связи подрядчику. Но возобладала точка зрения специалистов ВМС. В результате наряду с работами по IT-XX1 стали проводиться НИОКР по созданию ведомственной сети NMCI (Navy-Marine Corps INTRANET), которой предусматривалось охватить всю береговую информационную инфраструктуру ВМС и МП США. Согласно заданию на разработку сеть NMCI должна быть работоспособной в течение 99,999 проц. времени.
Для настройки, пуска в эксплуатацию и непрерывного совершенствования сети были привлечены коммерческие промышленные организации. В октябре 2001 года был заключен восьмилетний контракт на сумму 6,9 млрд долларов с головным подрядчиком - фирмой EDS на создание сети NMCI, которым предусматривалось объединить свыше 200 раздельных сла-бозащищенных сетей на береговых объектах ВМС и МП в одну мультимедийную - INTRANET. Цель заключенного контракта - передать эксплуатацию сети компаниям, специализирующимся на работах в данной области, которые будут находиться под контролем государственных органов. При этом военный персонал сосредоточивается на выполнении основных своих функций. Одновременно облегчается стандартизация систем в интересах обеспечения их совместимости, взаимодействия и безопасности функционирования, а также внедрение новейших достижений при сокращении затрат.
Субподрядчиками стали такие известные фирмы, как «Рэйтеон», «УолдКом», «УОМ - НЕТ», «Сиско», «Дженерал дай-нэмикс», «Майкрософт», «Делл», «Долч», «Дэйтлинк». При этом намечалось, что примерно 40 проц. работ будут выполнять компании, занимающиеся малым бизнесом. Новизна подхода состояла в том, что ВМС приобретали NMCI как услугу, во многом подобную электричеству. Только при таком условии, по мнению специалистов американских ВМС, удастся отслеживать информационные технологии, обновляемыми каждые 18 месяцев. Фирма EDS должна обеспечивать сборку, монтаж, эксплуатацию и периодическую модернизацию системы национального масштаба, чтобы обрабатывать, хранить и передавать информацию в виде цифровых данных, голосовых и видеосюжетов.
NMCI - это единая интегрированная сеть, которая будет связывать не только каждый береговой пункт военно-морских сил, но и обеспечит беспрепятственное прохождение данных в сеть тактических данных МП и корабельные системы, оснащенные по программе IT-XXI. В нее сведены ряд несовместимых и незащищенных сетей, благодаря чему NMCI сможет обеспечить передачу мультимедийной информации в рамках министерства ВМС. Одновременно эта сеть должна значительно снизить расходы на эксплуатацию информационных систем ВМС и МП США, что позволит направлять высвобождаемые средства на ее постоянное совершенствование. Сеть охватит 360^400 тыс. рабочих станций на 300 базах на континентальной части страны, о. Гуам, Гавайских о-вах, в Исландии, на о. Пуэрто-Рико, пункте базирования американских военно-морских сил Гуантанамо (Куба).
Несмотря на длительную подготовку к созданию NMCI, за неполный год с момента заключения контракта были введены в строй два центра эксплуатации сети, две системы поддержки и получения справок и 17 сервисных фирм. В июле и августе 2001 года начали функционировать центры эксплуатации сети в ВМБ Норфолк и Сан-Диего, после чего стало возможным из одной переговорной комнаты одновременно связаться с 5-м флотом в Персидском заливе и 6-м флотом в Средиземном море, а в пределах 30 мин найти даже такую информацию, как группа крови заключенных талибов в Гуантанамо. Переход от концепции системы к началу реального ее функционирования произошел в сентябре 2001 года с вводом в строй первой очереди сети NMCI на объектах авиации ВМС на авиабазе Эндрюс близ г. Вашингтон.
Сформированные из специалистов в области военной промышленности во главе с компанией EDS группы, получившие название «Информационные подразделения непосредственного задействования» ISF (Information Strike Forces), взяли на себя ответственность за эксплуатацию оборудования и программное обеспечение (ПО) более 42 тыс. рабочих мест в 29 пунктах, не прерывая используемые в ВМС и МП рабочие процедуры. Персонал ИПНЗ в то время на 80 проц. состоял из представителей малого бизнеса.
По мере установки нового оборудования старые информационные системы «отсекались» от NMCI. В августе 2001 года ВМС временно передали полномочия по эксплуатации центров фирме EDS, a управление информационных систем МО США дало временное разрешение подключить NMC1 к несекретной сети NIPRNET МО США. В январе 2002 года было получено постоянное разрешение. До 2002 года NMCI предоставляла лишь услуги передачи данных, в 2003-2004-м она стала полностью мультимедийной, а к 2005-му ВМС должны получить систему, целиком работающую на веб-технологиях.
Кроме того, с самого начала проводились мероприятия по разработке, приобретению, установке, инсталляции и обновлению общих аппаратных средств и программного обеспечения, которые будут на всех персональных компьютерах. К концу 1990-х годов в информационных системах ВМС использовалось более 100 тыс. различных приложений. В 2002 году в трех центрах, подключенных к NMCI, имелось свыше 8 500 различных прикладных программ, причем если не управлять процессом инсталляции ПО, то, как отмечают американские специалисты, к моменту завершения работ по созданию интрасети их число могло возрасти до 60 тыс.
Создание ведомственной сети с централизованным управлением позволит ВМС США ежегодно экономить десятки миллионов долларов и уменьшать штатный персонал за счет резкого сокращения количества используемых в ней приложений. Специалисты полагают, что к 2008 году ВМС могли бы свести количество таких приложений к 500. Возможность подобного радикального сокращения подтверждена на практике. Например, авиабаза ВМС Лемур (штат Калифорния) сократила число используемых приложений с 1 184 до 128.
Поскольку управление сетью NMCI передано фирме EDS, военно-морские силы страны вынуждены теперь пользоваться аппаратными средствами и программным обеспечением тех производителей, которые выбраны системным интегратором -компанией «Тексас» (субподрядчик EDS). К ним относятся фирмы «Майкрософт», «Делл», «Сиско». Это означает, что отдельные командования ВМС, которые хотят использовать аппаратные средства и ПО других производителей, должны делать это с ведома и разрешения вышестоящих органов управления. Кроме того, согласован процесс сертификации уже использующихся приложений, которые продолжают работать на программной платформе Windows 2000 и при этом удовлетворяют новым, более строгим требованиям по безопасности.
По мнению американских специалистов, проведение указанных мероприятий позволит не только сократить затраты на приобретение необходимой техники и ПО, обучение персонала, эксплуатацию сети, но и существенно повысить безопасность работы. Отмечается также, что передача процессов управления сетью фирме EDS и применение стандартных наборов ПО, число приложений в которых уменьшилось в десятки раз, привели к сокращению 1 750 рабочих мест системных администраторов, которые должны или найти новую работу в госструктурах, или перейти в штат сотрудников этой компании. При этом их зарплата увеличивается на 15 проц. Из 300 сокращенных в 2002 году системных администраторов 66 уже вошли в штат EDS.
Работы по созданию сети NMCI связаны со значительными трудностями. Их бюджет уже превышен и в результате может составить значительно более 8 млрд долларов. Положение усугубляется из-за
экономического кризиса в стране. После двухлетних работ только 21 тыс. сотрудников ВМС и МП США была подключена к сети NMCI. По первоначальным планам к этому времени их должно было быть более 100 тыс. Однако по заверению официальных лиц в ВМС в 2004 году современной защищенной сетью будут пользоваться не менее 360 тыс. человек. В целом многие скептики по достоинству оценили преимущества NMCI и удовлетворены ходом работ.
Большое внимание уделяется обеспечению безопасности работы сети. Сведение множества сетей в единую исключает необходимость в дополнительных шлюзах, которые являются прежде всего источником дополнительной угрозы сетевых атак. Ее централизованно управляемая структура обеспечивает многоуровневую защиту, а при обнаружении вторжения в сеть способна заблокироваться так, чтобы снизить возможный ущерб.
Инициатива NMCI реализует также более единообразный подход к обеспечению безопасности в морских береговых командованиях, каждое из которых ранее проводило собственную политику безопасности. Создаваемая в NMCI эшелонированная по глубине система обнаружения кибератак более надежна, чем аналогичная система отдельной сети. В центрах эксплуатации находятся защищенные шлюзы NMCI с INTERNET, которые управляют информационными потоками с внешним миром. Все серверы перемещаются в так называемые защищенные серверные фермы, что еще более ограничивает доступ к ним. Кроме того, контроль безопасности осуществляется на региональном уровне, уровне командований ВМС и далее вплоть до отдельных рабочих станций.
С середины 2003 года инфраструктура «открытых ключей», которая реализует в системах функции идентификации и аутентификации, охватила значительную часть сети NMCI. Кроме того, для ее защиты используются межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений и сканеры электронной почты. Отмечается, что инженеры центров эксплуатации могут использовать программное обеспечение, чтобы «заглянуть» в любой находящийся в пределах их полномочий персональный компьютер и определить причину неполадок. Действуют четкие регламентирующие процедуры обеспечения безопасности сети. При обнаружении вторжения в сеть соответствующий ее сегмент немедленно изолируется от INTRANET и подключается вновь лишь после выполнения всех предусмотренных nnouenvn устпанения нанесенного ущерба. Добавление новых приложений в NMCI осуществляется только после получения разрешения представителя специально созданного подразделения, проверяющего целесообразность такого шага и выявляющего еще какие-либо нарушения. Этим гарантируется совместимость приложений на серверах и надежная безопасность сети.
Специальный контракт регламентирует материальное стимулирование разработчиков поквартально, ежегодно или по конкурсному проекту (на эти цели выделено 10 млн долларов), если подтверждается надежность защиты. Атаки, имитирующие деятельность хакеров, проводятся «красными командами» управления национальной безопасности на межсетевые экраны (через обнаруженные в сети «щели») на маршрутизаторы. Эти команды периодически пытаются проникнуть в различные сети МО. Хотя 99 проц. таких попыток ранее не обнаруживалось, но проникнуть в NMCI им еще не удавалось.
В апреле 2002 года завершены испытания на безопасность 1 600 рабочих станций, подключенных к NMCI на авиабазе Эндрюс и в г. Лемур. На каждом из шести центров эксплуатации сети (в Сан-Диего; Квантико и Норфолк, штат Вирджиния; Джексонвилл, штат Флорида; Оаху, Гавайские о-ва; Пьюджет-Саунд, штат Вашингтон) работает отделение безопасной эксплуатации.
Специалисты полагают, что главная угроза сети исходит от внешних источников. Все центры эксплуатации сети действуют так, чтоб каждый из них мог взять на себя функции другого центра, если существует риск нарушения безопасности системы. В каждом узле NMCI данные дублируются. Существуют планы перехода узлов к работе в условиях чрезвычайных ситуаций. Кроме того, две организации, предоставляющие услуги для NMCI, но не подключенные к ней, - фирма «УолдКом» и управление информационных систем МО — имеют резервную сеть.
Предусматривается дальнейшее дублирование баз данных, причем территориально разнесенных, в интересах снижения их физической уязвимости. В области безопасности информации упор делается на эшелонированную архитектуру защиты. Разделение информации происходит согласно присвоенному грифу секретности.
Но, как отмечают американские специалисты, одной маркировки грифом еще недостаточно. Требуется определить относительно изолированные анклавы абонентов, объединенных общими интересами, в рамках открытых и закрытых сетей. Анклавы имеют различные требования по доступу, обусловливающие различия в соответствующих механизмах защиты (межсетевые экраны, системы обнаружения вторжений, инфраструктура открытых ключей, цифровая подпись).
Комбинированные угрозы, которые совмещают в себе свойства вирусов, программных «червей», «троянских коней» и программное обеспечение злоумышленников, наиболее опасны для сети. Разработано ПО управления сетью «Сайлент Раннер», обеспечивающее контроль за ее работой в реальном масштабе времени. ПО вырабатывает картину использования сети и возможных каналов ее уязвимости. Фирма «Симантек» предлагает несколько своих программных продуктов для борьбы с ними, в частности: Symantec Enterprise Firewall 7.0 (межсетевой экран корпоративного уровня), Network Prowler (система обнаружения вторжений), Intruder Alert (анализатор состояний, сообщающий о подозрительной деятельности в отношении сети), iGear (для обнаружения подозрительной деятельности в Интернет), NetRecon (для проверки сетевой инфраструктуры на существование уязвимых мест и выдачи рекомендаций по ее устранению), Norton Ghost (позволяет восстанавливать информацию на жестких дисках после атаки), Enterprise Security Manager (сокращает количество аналитиков контроля безопасности сети и количество приобретаемых лицензий на ПО). Эти программные продукты позволяют справиться с задачами контроля сотен тысяч компьютеров в сети, осуществления централизованного сбора данных об их статусе, делегирования полномочий по устранению обнаруженных проблем конкретным ответственным лицам в соответствующих секторах. Система ViGO фирмы VCON, предназначенная для организации высококачественных аудио- и видеоконференций по IP-протоколу, гарантирует нужный уровень защищенности переговоров и подключается к USB-порту ПК, поддерживая скорость передачи данных 1,5 Мбит/с. Эта система также может организовывать обмен видео- и звуковыми письмами по электронной почте. Для обеспечения информационной безопасности NMCI выбран продукт SecurVantage фирмы «Секьюрифай», непрерывно анализирующий трафик сети и работу программ защиты (межсетевых экранов, антивирусных модулей, систем шифрования, авторизации, лицензирования и т. д.) на соответствие их параметров множеству предопределенных критериев.
И все же, несмотря на принятые меры, NMCI не смогла в полной мере противостоять программному червю «Добрый самаритянин», маскирующимся под антивирусную защиту и блокирующим каналы передачи данных. Этот червь использовал «щель», которую оставляла одна из процедур удаленного доступа ПО Windows фирмы Microsoft. Этим объясняется неэффективность всех имеющихся средств защиты. И хотя в целом, по словам руководителей информационных служб ВМС, сеть осталась работоспособной, ее быстродействие значительно снизилось, что привело к значительным неудобствам для пользователей. На ее полное восстановление потребовалось около 2 сут. Тем самым был выявлен существенный недостаток стандартизации - широкого применения в сети программного пакета Windows одного производителя - фирмы Microsoft. Использование хакерами даже одной обнаруженной ими «щели» может привести к нарушению функционирования всей глобальной сети.
Как отмечают обозреватели, остается и еще ряд проблем, главная из которых заключается в людях, их подготовке, желании осваивать новые процедуры. Пользователи должны смириться с замедлением реагирования NMCI на их запросы, обусловленным возможностями средств обеспечения сетевой и компьютерной безопасности. Они должны изучить новые стандартные пакеты ПО.
Создателям NMCI помимо устойчивости к сетевым атакам удалось достигнуть более высокой устойчивости к физическим атакам. В результате террористической атаки на здание Пентагона 11 сентября 2001 года ВМС лишились более 70 проц. своего офисного пространства и линий связи в здании после разрушения помещений, где располагались несколько управлений ВМС, и уничтожения находившихся в них документов.
Последствия атаки на Пентагон могли бы быть гораздо более деструктивны, если бы сформированные для эксплуатации сети из специалистов промышленности ISF были неспособны быстро отреагировать на произошедшие события. Благодаря их усилиям центральный аппарат управления ВМС смог приступить к работе в пределах 20 ч, а аппарат функционального управления - в течение нескольких дней.
Утратив около 70 проц. площади рабочих помещений в Пентагоне, командование ВМС разместило свой персонал в своих помещениях, находящихся в ряде других пунктов за пределами здания. После получения предварительного приказа вечером 12 сентября руководитель ISF разослал уведомления всем своим партнерам о необходимости оказания помощи в работах по восстановлению информационного сегмента управления этого вида ВС. В первую очередь требовалось восстановить центр связи и бюджетное управление ВМС, которые были полностью разрушены.
Утром 13 сентября девять 18-колесных машин с 860 портативными и 355 настольными компьютерами, комплектами кабелей для размещения оборудования на пяти этажах здания выехали со склада фирмы EDS в г. Сент-Луис. Еще один грузовик с набором маршрутизаторов и коммутаторов отправила фирма «Сиско». На следующий день все оборудование из г. Сент-Луис прибыло к сооружениям авиации ВМС близ Вашингтона. За выходные дни требовалось установить и объединить в сеть более 1 000 компьютеров. К воскресенью 50 из них были введены в эксплуатацию, а серверная ферма была настроена для обслуживания дивизиона финансового управления и бюджетирования. В серверы с дублирующих лент, которые хранились за пределами Пентагона, были загружены программное обеспечение и информация. К утру 16 сентября в 50 проц. помещений были проложены необходимые кабели и более 450 рабочих мест с портативными компьютерами были готовы к дальнейшей эксплуатации и оснащены программными модулями, созданными в рамках проекта NMCI. 19 сентября мероприятия по передислокации и введению в строй оборудования были завершены.
Использование возможностей, полученных при реализации проекта сети NCMI, позволило министерству ВМС быстро воссоздать все ресурсы связи, утраченные после террористической атаки. Работы проводили около 700 человек в течение недели. Все это продемонстрировало преимущества, полученные в ходе создания сети INTRANET, и повысило доверие военных специалистов к персоналу ISF. Уже через два дня благодаря совместным усилиям специалистов компании EDS и ВМС начали действовать компьютерные сети, а через пять дней были восстановлены и растиражированы данные бюджета ВМС. Полного восстановления работы компьютерных систем в новых помещениях удалось добиться уже к 19 сентября, то есть сроки восстановления были вдвое меньшими по сравнению с нормативными.
Руководство других видов ВС США относится к опыту, приобретенному в ВМС, с осторожностью. Так, в СВ полагают, что ввиду специфики этого вида ВС он может быть применен лишь частично. Примерно так же к нему относятся и в ВВС


С уважением, ID

От ID
К ID (07.02.2005 22:08:16)
Дата 07.02.2005 22:12:47

Перспективные управляемые ракеты класса "Воздух=Земля".

Приветствую Вас!

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ РАКЕТЫ КЛАССА «ВОЗДУХ- ЗЕМЛЯ»
Полковник В.ЗУБРОВ

Управляемые ракеты класса «воздух - земля» применяются с самолетов стратегической авиации, а также с самолетов и вертолетов тактической, морской и армейской авиации для поражения наземных и надводных целей.
Ракеты класса «воздух - земля», применяемые с самолетов и вертолетов тактической, морской и армейской авиации, подразделяются на несколько типов:УР общего назначения, предназначенные для поражения военных, административных и промышленных объектов, позиций ЗРК и артиллерии, командных пунктов, узлов связи, мостов, переправ и т.д.; противо-радиолокационные ракеты, основным назначением которых является поражение радиоизлучающих целей; противотанковые ракеты - для борьбы с бронетанковой техникой; противокорабельные ракеты - для борьбы с надводными целями.
Разрабатываемые в настоящее время перспективные управляемые ракеты класса «воздух - земля» будут отличаться от состоящих на вооружении возможностью автономного обнаружения, распознавания, сопровождения и точного поражения широкой номенклатуры наземных и надводных целей круглосуточно и в сложных метеоусловиях на дальности за пределами зоны действия ПВО противника. Анализ основных НИОКР, направленных на реализацию этих направлений, свидетельствует о том, что главное внимание уделяется системам наведения и самонаведения, двигательным установкам, боевым частям, специальным материалам и программному обеспечению.
В большинстве образцов авиационного управляемого оружия нового поколения широкое применение найдут инерциаль-ные системы управления (ИСУ), корректируемые по сигналам КРНС NAVSTAR. Эта аппаратура будет использоваться как на среднем участке траектории полета ракеты (до включения режима самонаведения), так и на конечном. В настоящее время приемник КРНС обеспечивает точность стрельбы с круговым вероятным отклонением (КВО), равным 10-13 м. В США планируют улучшить точность стрельбы до КВО = 3-5 м, а в перспективе довести КВО до 1 м.
В рамках работ по совершенствованию систем самонаведения важнейшее место отводится созданию новых типов ГСН: тепловизионной, радиолокационной с синтезированием апертуры и цифровой обработкой сигналов, с активной ФАР и активной лазерной. Преимущество состоит в возможности распознавания целей и наведения оружия в их наиболее уязвимую часть, действий в сложных метеоусловиях, выделения на фоне земли слабоконтрастных целей. Использование таких ГСН позволит повысить точность наведения управляемого оружия до значений менее 3 м.
В настоящее время в США и других странах НАТО полным ходом идет разработка концепции «Ведение боевых действий в единой информационно-коммутационной среде» (NCW - Network Centric Warfare). Создание такой технологии позволит обеспечить авиационную систему оружия информацией о любой цели в реальном масштабе времени, после чего может быть принято решение о ее поражении. При этом цель может быть как мобильной, так и стационарной. В зарубежных СМИ отмечается, что в настоящее время разрабатываются промышленные стандарты, которые позволят создавать соответствующее оборудование и программное обеспечение для использования в любой системе оружия.
Развитие силовых установок идет по пути совершенствования ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ): создание новых составов высокоэнергетического твердого топлива с большой удельной плотностью, разработка бездымных и малодымных составов топлива, создание и применение новых КМ (в первую очередь углепластиков) и высокопрочных сплавов для изготовления отдельных узлов РДТТ с целью уменьшения массы конструкции. Разрабатываются импульсные РДТТ, которые предусматривается многократно включать в течение всего полета. Использование таких двигателей позволит расширить зону возможных пусков УР и увеличить дальность полета ракет на 25-30 проц.
На дозвуковых малогабаритных ракетах большой дальности будут использоваться малоразмерные газотурбинные двигатели, а на сверхзвуковых УР - прямоточные воздушно-реактивные. К числу приоритетных направлений в области ракетных двигательных установок следует отнести создание комбинированного ракетно-прямоточного двигателя (КРПД) с твердотопливным газогенератором, использующим высокоэнергетическое борсодержащее топливо. Применение этого двигателя позволит ракете при увеличенной дальности полета иметь меньшие размеры и развивать на малых высотах скорость до М=3,5.
В настоящее время в США активно ведутся исследования, связанные с созданием гиперзвуковых управляемых ракет, предназначенных в первую очередь для уничтожения мобильных наземных целей. Большой интерес, проявляемый МО страны к гиперзвуковым УР, способным выполнять полет со скоростями, соответствующими числам М > 5-6, обусловлен их значительными преимуществами по сравнению с современными образцами. Это связано с их высокой оперативностью (малым временем реакции) таких ракет, что особенно важно при поражении мобильных наземных целей, малой уязвимостью и увеличенной поражающей способностью. В частности, ведутся исследовательские работы в рамках программы ARRMD (Affordable Rapid Response Missile Demonstrator) по созданию гиперзвуковой УР, которая будет предназначена для поражения критических по времени целей. Разрабатываемая фирмой «Боинг» гиперзвуковая УР будет иметь следующие характеристики: стартовая масса 1 400 кг; дальность стрельбы - 1 500 км; скорость полета М=7-8; масса кассетной или унитарной БЧ - 110-115 кг; тип системы наведения (СН) - инерци-альная с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR; точность наведения (КВО) 9 м; тип ДУ - ГПВРД с твердотопливным ускорителем. Предварительная стоимость одной ракеты составляет 200 тыс. долларов. Поступление на вооружение этой УР ожидается после 2010 года. Носителями таких ракет будут стратегические бомбардировщики и самолеты тактической авиации.
Большое внимание уделяется проблеме снижения заметности УР в широком спектре электромагнитного излучения (видимом, ПК и РЛ). В этой области ведется поиск оптимальных конструктивных решений путем расчетов (моделирования), проработки на макетах в безэховой камере и выявление «ярких точек» (основных источников отражения сигналов), которые будут устранены путем нанесения на них различных поглощающих материалов.
По сообщениям зарубежной печати, во Франции по программе «Скальп-EG» разрабатывается УР общего назначения в конструкции которой используются элементы технологии «стелт». Ракета будет иметь большую дальность стрельбы (до 600 км) и БЧ проникающего типа. УР предназначена для поражения сильно защищенных целей типа КП и узлов связи. Стартовая масса ракеты 200-1 300 кг, длина 5,1 м, в состав системы наведения входит инерциальная навигационная система, радиовысотомер, двухрежимная ГСН с активным радиолокационным миллиметрового диапазона волн и теп-ловизионным датчиками. Носителями ракеты будут самолеты «Мираж-2000» и «Рафаль». Поступление этой УР на вооружение национальных ВВС Франции ожидается в 2005 году.
В США ведется разработка КРВБ JASSM-ER, в конструкции которой также используются элементы технологии «стелт» (рис. 1). Ракета предназначается для уничтожения объектов военного управления и связи, аэродромных сооружений и самолетов в укрытиях, пусковых установок баллистических ракет, а также предприятий по их производству, позиций ПВО, боевых кораблей в портах, электростанций, промышленных предприятий на расстоянии до 1 000 км. Ракета будет оснащаться ТРДД. На ней предполагается использовать проникающую БЧ массой около 400 кг. Длина КРВБ 4,3 м, стартовая масса 1 100-1 200 кг. На ней будет устанавливаться СН, состоящая из инерциаль-ной системы с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR, и тепловизионной ГСН с системой автоматического распознавания целей. Предполагается, что ракета поступит на вооружение в 2005-2006 годах. Ее носителями будут самолеты В-52Н, В-IB, B-2, F-16C/D и F/A-18.
Наряду с улучшением точностных характеристик систем наведения большое внимание уделяется разработке боевых частей с высокой поражающей способностью. Основные усилия в этой области будут направлены на создание новых БЧ полубронебойногр и осколочного типов и взрывателей к ним. В боевых частях УР следует ожидать применение взрывчатых веществ (ВВ), обладающих пониженнойчувствительностью к внешним воздействиям, например ВВ на пластмассовом связующем. Широкое применение найдут материалы с высокой энергетической плотностью. Они представляют собой составы из высокоэнергетических ингредиентов, используемых в качестве взрывчатых веществ, топлив или пиротехники, и применяются почти во всех системах вооружения.
В США проводятся НИОКР, направленные на разработку новых технических решений по повышению эффективности бронебойного, осколочно-фугасного и осколочного действия БЧ управляемых ракет. Эта проблема решается на основе применения новых высокоэнергетических ВВ и конструкционных материалов (например, магний-алюминиевых сплавов), повышающих энергию взрыва основного заряда в Ъ^\ раза.
Новые технологии находят широкое применение в перспективных «умных» взрывателях, которые значительно увеличивают эффективность действия проникающего оружия путем управления моментом и направлением подрыва боевой части. К их числу относится взрыватель FMU-152/ В, который может быть перепрограммирован летчиком в полете в соответствии с характеристиками цели.
Основные усилия разработчиков про-тиворадиолокационных ракет направлены на совершенствование их систем наведения за счет оснащения комбинированными устройствами: инерциальной системой управления с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и двухрежим-ными ГСН (тепловизионной и пассивной радиолокационной или активной радиолокационной миллиметрового диапазона), обеспечивающими надежное наведение на мобильные РЛС, в том числе временно прекративших работу, выбор точки прицеливания, повышение скорости полета, увеличения дальности стрельбы. Другим важным направлением развития является расширение спектра поражаемых целей, например РЛС как морского (наземного), так и воздушного базирования. Фирма АТК (США) получила контракт стоимостью 222,6 млн долларов на разработку и демонстрационные испытания противорадиолокационной ракеты AGM-88E HARM (США), предназначенной для поражения наземных РЛС-целей (рис. 2). На ней будут устанавливаться многорежимная ГСН (пассивно-активная) ММВ-диапазона, инерциальная система управления с коррекцией по сигналам КРНС NAVSTAR и двухсторонняя линия передачи данных (ЛПД). С помощью ЛПД можно будет осуществить целеуказание ракете как с самолета-носителя, так и от внешних источников (БЛА, космических аппаратов, самолетов ДРЛО и управления), что позволит осуществлять перенацеливание УР в полете на приоритетную цель. По расчетам западных экспертов УР AGM-88E HARM поступит на вооружение не ранее 2010 года. В дальнейшем, установив новое программное обеспечение, эту ПРР можно будет использовать для поражения как воздушных, так и наземных целей.
Важным направлением развития противотанковых ракет является повышение эффективности поражения бронированных целей, оснащенных многослойной с динамической защитой броней и обеспечение одновременного пуска нескольких ракет по разным целям. Осуществляются демонстрационные программы по оснащению ПТУР двухрежимными ГСН, работающими в ИК- и ММВ-диапазонах. Продолжается разработка автономных ПТУР, которые после пуска поражают цель без участия оператора наведения.
Фирма «Локхид-Мартин» выбрана основным подрядчиком по разработке и производству многоцелевой УР JCM (Joint Common Missile) класса «воздух - земля», предназначенной для поражения как воздушных (вертолеты, БЛА), так и наземных (морских) целей (бронетехника, бункеры, хорошо укрепленные здания и надводные корабли) с помощью тандем-ной кумулятивной БЧ (рис. 3).
Разработка УР JCM ведется в интересах авиации СВ и ВМС США. В программе принимает участие Великобритания. На ракете будет устанавливаться комбинированная ГСН с системой автоматического распознавания целей, имеющая радиолокационный, тепловизионный и лазерный полуактивный каналы и защищенную линию передачи данных. В будущем предполагается оснастить УР аппаратурой перенацеливания в полете и обеспечить применение по радиоизлучающим целям. Для ракеты разрабатывается РДТТ на шугообразном топливе, который позволит увеличить дальность стрельбы ПТУР. Длина ракеты 1,9 м, диаметр 0,178 м, размах крыла 0,35 м, стартовая масса 50 кг. По предварительной оценке, дальность стрельбы УР при пуске с вертолетов составит 16 км, а с самолетов - 28 км. Основными носителями ракеты будут вертолеты AH-64D, MH-60R, AH-1Z и самолет F/A-l 8E и F. В качестве носителя рассматривается также беспилотный ЛА. УР JCM будет принята' на вооружение не ранее 2010 года и предназначена для замены УР AGM-65 «Мейверик», ПТУР AGM-114 «Хеллфайр» и BGM-71 TOY Стоимость разработки и производства 54 тыс. единиц этого оружия составит 5-6 млрд долларов.
Таким образом, НИОКР в области создания перспективных управляемых ракет класса «воздух - земля» сосредоточены на обеспечении полной автономности систем наведения и всепогодности применения, улучшения их точности и помехозащищенности.


С уважением, ID

От ID
К ID (07.02.2005 22:08:16)
Дата 07.02.2005 22:10:57

Американская программа "Телепорт".

Приветствую Вас!

АМЕРИКАНСКАЯ ПРОГРАММА «ТЕЛЕЛОРТ»

Полковник Ю. МАРЧЕВ

Министерство обороны (МО) США в рамках программы «Телепорт» „проводит работы по развертыванию новых стационарных узлов спутниковой связи и сопряжения, предназначенных для обеспечения доступа в реальном масштабе времени пользователей оперативно-тактического звена к информационным ресурсам интегрированной системы передачи данных министерства обороны - DISN, минуя промежуточные инстанции.
До 2001 года доступ в данную систему с пунктов управления американских воинских контингентов (прежде всего сухопутных), находящихся за пределами континентальной части, осуществлялся только через узлы связи (УС) STEP (Standardized Tactical Entry Point), оснащенные станциями системы стратегической спутниковой связи DSCS (МО США). Однако недостаточная пропускная способность каналов связи и производительность автоматизированных коммутационных центров, а также слабая совместимость технических средств различных видов ВС не позволяют получить одновременный доступ к системе DISN большого числа пользователей на удаленных ТВД.
Узлы связи «Телепорт» должны обеспечить бесшовное сопряжение космических и наземных элементов системы связи МО страны и предоставлять пользователям каналы с требуемой пропускной способностью для обмена мультимедийной информацией за счет широкого использования как военных спутниковых систем УКВ-, СВЧ- и КВЧ-диапазонов, так и коммерческих ИСЗ связи. В единой сети узлов связи и сопряжения будет применяться технология асинхронной передачи данных (ATM).
Возможности этих узлов планируется расширить также за счет использования средств КВ-радиосвязи прежде всего для выхода в глобальную коротковолновую систему связи (ГКСС) ВВС США. Они будут выполнять такую важную функцию, как разуплотнение закрытого группового потока информации и распределение его по корреспондентам.
Согласно планам командования национальных ВС, предполагается развернуть шесть основных узлов связи и сопряжения «Телепорт» (рис. 1) на основе существующих (STEP): Форт-Бакнер (о. Окинава, Япония), Вахиава (штат Гавайи, США), Кэмп-Робертс (Калифорния), Нортуэст (Виргиния), Лаго-ди-Патрия (Италия), Рамштайн/Ландштуль (ФРГ, рис. 2). Кроме того, в качестве вспомогательного намечается использовать стационарный узел связи Манама (Бахрейн), дооснащен-ный терминалами объединенной косми
ческой системы стратегической и такти ческой связи MILSTAR. Остальные УС (типа STEP) будут обеспечивать возможность подключения к системе DISN через каналы спутниковой связи Х-диапазона.
Работы по программе «Телепорт» проводятся в три этапа.
На первом этапе (2001-2003) на узлах STEP были развернуты терминалы военной системы спутниковой связи диапазона 225^400 МГц и коммерческих систем -6/4 и 14/12 ГГц.
На втором этапе (2004-2005) планируется установить терминалы системы MILSTAR (пропускная способность до 1,544 Мбит/с), которые смогут работать также через ИСЗ перспективной системы спутниковой связи WGS (Wideband Gapfiller Satellite communication system), службы глобального вещания министерства обороны - GBS, а также международной системы спутниковой связи INMARSAT.
В ходе первых двух этапов на узлах связи «Телепорт» планируется ввести в строй 65 станций спутниковой связи (см. таблицу), при этом общее их число составит 83.
По замыслу разработчиков, развертывание данных технических средств к 2006 году позволит иметь достаточную пропускную способность каналов связи как для обеспечения повседневной деятельности войск, так и для проведения одной крупномасштабной боевой операции.
На третьем этапе. (2006-2010) предполагается расширить возможности существующих узлов за счет использования каналов связи перспективных спутниковых систем, находящихся в настоящее время в стадии разработки, и путем внедрения современных технологий обработки и передачи информации. На этом этапе на всех УС «Телепорт» планируется установить по четыре станции спутниковой связи системы AEHF. Узлы связи и сопряжения в функциональном плане включают: подсистему управления; приемопередающую и каналообразующую технику (модемы, мультиплексоры), а также аппаратуру сетевого сопряжения (коммутаторы, маршрутизаторы) и шифрования.
Для обеспечения требуемых пропускной способности и уровня сопряжения на УС «Телепорт» устанавливаются однотипные станции спутниковой связи, средства коммутации, засекречивания и другое радиоэлектронное оборудование.
В интересах обеспечения связи в диапазоне 8/7 ГГц используются стационарные станции спутниковой связи типов AN/FSC-78, AN/GSC-39 и -52, которыми оснащены УС STEP. Планом работ по программе «Телепорт» предусматривается модернизация станций AN/GSC-52 (рис. 3) для увеличения ресурса их эксплуатации на 15 лет, а также повышение пропускной способности терминалов AN/FSC-78 и AN/GSC-39 путем оснащения их дополнительными преобразователями частоты (48 единиц с повышением и 56 - с понижением).
Связь в УКВ-диапазоне осуществляется при помощи четырехканальной станции RT-1828(P)/G американской фирмы «Виасат» (рис. 4). Каждый узел связи и сопряжения «Телепорт» оснащается двумя такими терминалами. Они с помощью аппаратуры уплотнения обеспечивают одновременную работу до 32 абонентов.
Данные терминалы могут сопрягаться со всеми существующими средствами спутниковой связи диапазона 225^-00 МГц (по скорости передачи и видам модуляции), поддерживающими стандарты:
- MIL-STD-188-181B - связь по заранее выделенному каналу с шириной полосы
5 и 25 кГц;
- MIL-STD-188-182A - связь с предо ставлением канала по требованию с
использованием многостанционного доступа с частотным разделением DAMA
(Demand Assigned Multiple Access); ширина полосы одного канала 5 кГц;
-MIL-STD-188-183 А -многостанционный доступ с временным разделением и предоставлением каналов по требованию (TDMA/DAMA); ширина полосы канала 25 кГц;
- M1L-STD-188-184 - стандарт для формирования сигнала с данными управления каналом связи.
В перспективе станции типа RT-1828(P)/G будут сопрягаться также с универсальными программируемыми средствами радиосвязи, создаваемыми по программе JTRS (Joint Tactical Radio System).
Терминалы С-диапазона работают через ИСЗ международной системы спутниковой связи INTELSAT в диапазоне частот 5 850-6 650 МГц (линия «вверх») и 3 400-4 200 МГц (линия «вниз») с использованием как круговой (правого и левого направления вращения), так и линейной (вертикальной и горизонтальной) поляризации. Они могут одновременно принимать и передавать несколько несущих различной поляризации, что позволяет одновременно поддерживать связь в различных сетях спутниковой связи. Терминалы оснащены параболической антенной диаметром 16,4 м. В комплект радиоэлектронного оборудования планируется дополнительно включить до восьми пар преобразователей частоты (с их повышением и понижением) с устройствами уплотнения и разуплотнения.
Терминалы Кц-диапазона функционируют на частотах 14,0-14,5 ГГц (линия «вверх») и 10,95-12,75 ГГц (линия «вниз»), обеспечивая одновременную работу на четырех несущих с линейной поляризацией (вертикальной и горизонтальной) на прием и передачу. Пропускная способность каждого канала составит до 8,448 Мбит/с. Терминалы будут оснащены параболической антенной системой диаметром 9 м.
Для работы в Ка-диапазоне планируется задействовать терминалы Ka-SET (Ка Satellite Earth Terminal), работающие на частотах 30-31 ГГц (линия «вверх») и 20,2-21,2 ГГц (линия «вниз») через ИСЗ WGS. Они будут использоваться в интересах системы GBS.
На узлах устанавливаются четыре варианта терминала Ka-SET: VI, V2, V3 и V4, которые оснащены параболическими антеннами диаметром 9,1; 7,3; 3,8 и 2,6 м соответственно. Станция варианта VI обладает наибольшей пропускной способностью (до 150 Мбит/с). В ее состав входят 104 преобразователя частоты (48 единиц с повышением частоты, 56 - с понижением) и восемь модемов. График развертывания терминалов согласован со сроками запуска и ввода в оперативное использование ИСЗ WGS.
Для работы через ИСЗ типа MILSTAR и UFO в диапазоне 44/20 ГГц устанавливаются станции спутниковой связи AN/USC-38(V)10 производства американской фирмы «Рэйтеон». Они имеют параболическую антенну диаметром 3 м и обеспечивают прием (передачу) данных в синхронном и асинхронном режимах на малых и средних скоростях (до 1,544 Мбит/с).
Станции спутниковой связи системы INMARSAT обеспечивают высокоскоростной обмен данными (от 32 до 128кбит/с) в стандарте INMARSAT-В. Предполагается, что возможности по передаче информации через каналы последней значительно возрастут за счет вывода на орбиту в текущем году новых спутников-ретрансляторов и развертывания широкополосной сети B-GAN (Broadband Global Area Network). Эти ИСЗ позволят осуществлять обмен речевыми и факсимильными сообщениями, данными, электронной почтой, а также видеоконференц-связь со скоростью до 432 кбит/с в режиме коммутации пакетов. Кроме того, на базе терминалов системы INMARSAT разрабатывается новая система связи JEMPRS-NT. Она позволит в 4 раза повысить пропускную способность существующих каналов связи (до 512 кбит/с) путем объединения нескольких стандартных по 64 кбит/с и

применения современных алгоритмов ускорения информационного обмена.
Для работы в диапазонах С, X, К, К используются модемы типов: 1ViD-13u52(P)/U (EF Data SLM-7650 ВЕМ), ОМ-73, MD-1030B, SLM-3650H CDM-550Т. В текущем году узлы связи «Телепорт» стали оснащаться новыми стандартными модемами - ЕВ ЕМ (Enhanced Bandwidth Efficient Modem), которыми предполагается комплектовать станции спутниковой связи сухопутных войск. Связь в УКВ-диапазоне обеспечивают модемы типа TDM-1271.
Мультиплексирование, коммутация и аналогоцифровое преобразование (основные функции) будут осуществляться с помощью аппаратуры AN/USC-63 MIDAS (Multiplexer Integration and Digital Communications Satellite Subsystem Automation System). Данная техника, а также комплект специального программного обеспечения позволят программировать цифровые карты мультиплексирования (демультиплексирования) и производить необходимые преобразования информационных потоков (FCC-100, LRM, TSSP, ETSSP, T1/E1, FT1, HSM). Аппаратурой MIDAS можно управлять с пульта, выполненного на базе специализированной персональной ЭВМ, что дает возможность оператору быстро формировать необходимую схему коммутации и сопряжения каналов спутниковой связи во всех диапазонах. В дополнение к ней применяются мультиплексоры типов AN/FCC-100(V)7, Timeplex Link/2+, ST-1000 и Switch Multiplexer Unit (SMU).
Аппаратура шифрования, устанавливаемая на узлах связи «Телепорт», будет совместима с основными устройствами криптографического закрытия данных, используемыми в тактическом звене (AN/KG-194, -194А, -75 и -175; AN/KIV-7HS, -7HSB, -19 и -19Аи AN/KY-99).
Для функционирования УС «Телепорт» требуется надежная подсистема синхронизации и распределения сигналов по времени, позволяющая обрабатывать данные при любой допустимой скорости передачи. В процессе развертывания новых узлов связи и сопряжения планируется создать подсистему синхронизации, имеющую открытую архитектуру (то есть предполагающую возможность модернизации), высокую надежность и избыточную точностью расчета времени.
В наземных терминалах системы DSCS отсчет времени идет по цезиевому генератору (Stratum One Cesium Beam) в соответствии с координируемым всемирным временем (UTC). Синхронизация всех модемов, мультиплексоров и устройств криптографического закрытия производится по единому стандарту MIL-STD-188-115.
Согласно планам американского командования, оперативное использование всех узлов связи «Телепорт» должно начаться в 2010 году. Однако в настоящее время сроки реализации программы пересматриваются в сторону сокращения. Затраты на выполнение работ в ходе первого этапа составили 286 млн долларов, а общая стоимость проекта превысила 700 млн.
В целом новые узлы связи совместно со STEP позволят объединить ресурсы большого числа спутниковых систем, функционирующих в различных диапазонах частот. С их помощью будет создана единая широкополосная цифровая сеть для обмена всеми видами информации в интересах группировок войск, прежде всего сухопутных, которые могут разворачиваться на различных ТВД.


С уважением, ID