От pifey
К All
Дата 18.01.2005 13:46:49
Рубрики 11-19 век;

Русская помощь Византии?

Известно, что подвергнувшись нашествию турок, Византия пыталась получить военную помощь от западных соседей.
А обращалась ли она за помощью к нам?
Всетаки мы им почти родные, наследники их религии, культуры и т.п.
Хотя понятно, что Византия заключила Флорентийскую унию с католиками, у нас самих проблем было выше крыши.

От Justas
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 19.01.2005 09:02:13

Каким образом?

>Известно, что подвергнувшись нашествию турок,

Сама Русь ведь от тех же татар еще не избавилась.

С уважением - Justas

От CANIS AUREUS
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 18.01.2005 14:59:13

Re: Справка. Оригинал на милитере

Оставалось, однако, еще одно православное государство, в чьи земли армии султана никогда не проникали. В то время как Византия под напором турок все больше клонилась к упадку, русские все больше освобождались от господства татарских сюзеренов и восстанавливали свою независимость. Крещение Руси было одним из самых славных деяний византийской церкви. Теперь же эта дочерняя страна становилась сильнее своей родительницы, и русские отлично это сознавали. Уже приблизительно в 1390 г. константинопольский патриарх Антоний вынужден был письменно напомнить верховному правителю русских, великому князю Московскому Василию II, что император в Константинополе, несмотря ни на что, по-прежнему является единственным истинным императором, православным наместником Господа на земле. Но теперь Константинополь пал, а император убит; никакого православного императора больше нет. Более того, Константинополь, как полагали русские, пал в наказание за свои грехи, за вероотступничество, согласившись на объединение с западной церковью. Русские яростно отвергли Флорентийскую унию и изгнали ее сторонника — митрополита Исидора, навязанного им греками. И теперь, сохранив незапятнанной свою православную веру, они оказались обладателями единственного уцелевшего из православного мира государства, чья мощь к тому же постоянно возрастала. Разве не было оно истинным наследником православной империи?

Конечно, Султан-Завоеватель может править в Константинополе и претендовать на прерогативы византийского императора, однако истинная христианская империя теперь была уже в Москве. «Константинополь пал, — писал митрополит Московский в 1458 г., — потому что отступил от истинной Православной веры. Но в России эта вера все еще жива, — Вера Семи Соборов, какой Константинополь передал ее Великому князю Владимиру. На земле существует только одна истинная Церковь -Церковь Русская». Отныне великая миссия сохранения христианства перешла к России. «Христианские империи пали, -писал в 1512 г. монах Филофей своему господину великому князю, или царю, Василию III, — вместо них стоит лишь держава нашего владыки... Два Рима пали, но третий стоит, а четвертому не бывать... Ты — единственный христианский государь в мире, владыка над всеми истинными верными христианами».

Отец Василия III придал некоторую законность этим притязаниям, женившись на представительнице династии Палеологов. Но для мистических приверженцев теории Третьего Рима этот брак не относился к делу: уж если зашла речь о династических притязаниях, они предпочитали заглянуть в прошлое и вспомнить брак своего первого христианского князя Владимира с порфирородной царевной Анной, состоявшийся пять веков до этого, брак, оказавшийся практически бездетным. Но наследство, полученное Москвой, не имело ничего общего с земной дипломатией; оно было получено воистину повелением Божиим.

Таким образом, во всем православном мире только русские извлекли некоторую пользу из падения Константинополя; и для православных христиан прежней Византии, стонущих в неволе, сознание того, что в мире все же существует великий, хоть и очень далекий государь одной с ними веры, служило утешением и надеждой, что он защитит их и, быть может, когда — нибудь придет спасти их и вернуть им свободу. Султан-Завоеватель почти не обратил внимания на факт существования России; наследники же его в последующих столетиях уже не могли позволить себе подобную пренебрежительность{282}.

Россия действительно была далеко. У султана Мехмеда были другие заботы куда ближе. Завоевание Константинополя, безусловно, сделало его государство одной из великих держав Европы, и отныне ему предстояло играть соответствующую роль в европейской политике. Он сознавал, что христиане — его враги и ему нужно зорко следить за тем, чтобы они не объединились против него.

Впрочем, это было не так уж трудно. Сам факт, что христианские государства не сумели прийти на помощь Константинополю, показал их явное нежелание воевать за веру, если не затронуты их непосредственные интересы. Только папство и небольшое число ученых и романтиков в различных странах Запада были действительно потрясены тем, что великий исторический христианский город оказался в руках неверных. Из итальянцев, принявших участие в обороне города, некоторые, как, например, Джустиниани и братья Боккиарди, возможно, и руководствовались чувствами истинных христиан; что же касается их правительств, то те ни на минуту не упускали из виду своих коммерческих интересов. Для их торговли было бы пагубным отдать Константинополь в руки турок, но столь же пагубным было бы и обидеть турок, с которыми они уже вели выгодную торговлю. Западные монархи не проявили большой заинтересованности в спасении города. Даже король арагонский с его мечтами о Левантийской империи оказался не готовым воплотить эти мечты в действие. Турецкому правительству вскоре обо всем этом стало известно: у Турции никогда не было недостатка в хороших дипломатах. Султан мог воевать с Венецией или Венгрией, а также, возможно, с теми немногими их союзниками, которых удалось бы собрать папе, но он мог воевать только с одним из них в отдельности. Никто не пришел на помощь Венгрии в роковой битве на Мохачском поле. Никто не послал подкреплений на Родос рыцарям-иоаннитам. Никого не волновала потеря венецианцами Кипра. Венеция и Габсбурги выступили в конце концов совместно в морской кампании, закончившейся победой их флота при Лепанто, но от этого мало что изменилось, хотя Габсбургам уже пришлось перед тем защищать Вену в одиночку. В Германии или Италии люди могли еще в течение многих десятилетий содрогаться при мысли о приближении турок, что нисколько не мешало им вести гражданские войны между собой. И когда христианнейший король Франции, предав память о той роли, какую его страна сыграла в великую эпоху Крестовых походов, предпочел вступить в союз с султаном неверных против императора Священной Римской империи, тогда всем стало ясно, что никакого духа борьбы за христианскую веру более не существует.

От Китоврас
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 18.01.2005 14:48:49

Финнансовую и так оказывали

Доброго здравия!
а проче не могли оказать даже еслибы просили. а вообще византийцы воевали даже со своими православнми соседями Сербами - так что какая уж тут помощ
не вливают молодое вино в мехи ветхие...
Китоврас

От Alexusid
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 18.01.2005 14:04:05

А вот альтернативку ????

Всем Б.Пр.
>Известно, что подвергнувшись нашествию турок, Византия пыталась получить военную помощь от западных соседей.
>А обращалась ли она за помощью к нам?
>Всетаки мы им почти родные, наследники их религии, культуры и т.п.
>Хотя понятно, что Византия заключила Флорентийскую унию с католиками, у нас самих проблем было выше крыши.
Реально оказать помошь - это вряд-ли.

Но вот если бы византиейские эммигранты рванули от турок не на запад, а к нам?
В Зап. Европе тогда началась эпоха Возрождения.
А как БЫ это могло отразиться на нас!?


С ув. прощевайте Алексей.

От Kmax
К Alexusid (18.01.2005 14:04:05)
Дата 18.01.2005 14:50:28

Re: А вот...

>Всем Б.Пр.
Здравствуйте!

>Но вот если бы византиейские эммигранты рванули от турок не на запад, а к нам?
>В Зап. Европе тогда началась эпоха Возрождения.
>А как БЫ это могло отразиться на нас!?
Эпоха Возрождения вряд ли так сильно привязана к эммиграции из Византии. ЕМНИП датировка начала Эпохи Возрождения весьма спорная вещь. Леонардо и прочие деятели - это уже расцвет. А первые ростки пошли пожалуй века с 12. Так что византийские иммигранты могли только поспособствовать, но никак не инициировать процесс Возрождения.
С уважением, Коннов Максим

>С ув. прощевайте Алексей.

От Alexusid
К Kmax (18.01.2005 14:50:28)
Дата 18.01.2005 17:35:25

Привязана!

Всем Б.Пр.
>>Всем Б.Пр.
>Здравствуйте!

>>Но вот если бы византиейские эммигранты рванули от турок не на запад, а к нам?

Привязана к Византийской империи!

>Эпоха Возрождения вряд ли так сильно привязана к эммиграции из Византии.
Возрождение на Западе, за счёт Востока.

>ЕМНИП датировка начала Эпохи Возрождения весьма спорная вещь. Леонардо и прочие деятели - это уже расцвет. А первые ростки пошли пожалуй века с 12.

>Так что византийские иммигранты могли только поспособствовать, но никак не инициировать процесс Возрождения.
Именно инициировать.
Народ начал переселяться не с последним звонком.
Поспособствовали и ограбления Византии крестоносцами.

Кстати, читаю сейчас Васильева.
Получается, без Византии Возрождение в принципе невозможно.
Подавляющее количество католических святынь - византийские.
И т.д. и т.п.

>С уважением, Коннов Максим

С ув. прощевайте Алексей.

От Kmax
К Alexusid (18.01.2005 17:35:25)
Дата 19.01.2005 08:59:21

Re: Привязана!

Здравствуйте!
>Всем Б.Пр.

>
>>>Но вот если бы византиейские эммигранты рванули от турок не на запад, а к нам?
>
>Привязана к Византийской империи!

>>Эпоха Возрождения вряд ли так сильно привязана к эммиграции из Византии.
>Возрождение на Западе, за счёт Востока.

>>ЕМНИП датировка начала Эпохи Возрождения весьма спорная вещь. Леонардо и прочие деятели - это уже расцвет. А первые ростки пошли пожалуй века с 12.
>
>>Так что византийские иммигранты могли только поспособствовать, но никак не инициировать процесс Возрождения.
>Именно инициировать.
>Народ начал переселяться не с последним звонком.
>Поспособствовали и ограбления Византии крестоносцами.
Вообще я понял, что речь шла именно о падении Византии.
Если же говорить о том, повлияли ли переселенцы с Востока на иницирование и развитие эпохи Возрождения - то конечно, повлияли. Причем и непосредственно и как носители и проводники идей, религиозных направлений, технологий и т.д.
Можно вспомнить много чего, вплоть до богумилов и катаров, но это особый случай.
Другое дело, что учитывая изначальный постинг про помощь Руси Византиии, то речь шла о 15 веке уже, когда Возрождение уже вовсю шло.

>Кстати, читаю сейчас Васильева.
>Получается, без Византии Возрождение в принципе невозможно.
>Подавляющее количество католических святынь - византийские.
>И т.д. и т.п.

Да, я согласен, но я в первом своем постинге имел ввиду именно беженцев, покидавших Византию в период ее агонии.
>
>С ув. прощевайте Алексей.
С уважением, Коннов Максим

От Iva
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 18.01.2005 14:02:47

А какими силами?

Привет!

Византия пыталась привлечь как всю Золотую Орду для этого дела, так и части типа Ногая.
А собственно Русь была далеко и слаба. Сама ничего тогда (14-15 век) ничего сделать не могла.

Владимир

От Сибиряк
К Iva (18.01.2005 14:02:47)
Дата 18.01.2005 14:07:12

Re: А какими...


>Византия пыталась привлечь как всю Золотую Орду для этого дела, так и части типа Ногая.

А для какого дела привлекали Ногая? Наверное, все-таки не против турок, а против "латинов"?


>А собственно Русь была далеко и слаба. Сама ничего тогда (14-15 век) ничего сделать не могла.

А с какого времени начинается материальная помощь константинопольской патриархии? Уже после падения Константинополя?

От Iva
К Сибиряк (18.01.2005 14:07:12)
Дата 18.01.2005 14:13:24

Re: А какими...

Привет!

>А для какого дела привлекали Ногая? Наверное, все-таки не против турок, а против "латинов"?

Да. Против латинов даже турок привлекали.

>А с какого времени начинается материальная помощь константинопольской патриархии? Уже после падения Константинополя?

Я полагаю существенно раньше. Судя по строгой очередности греков-русских на митрополичьем престоле в 13-14 веках - какие-то соглашения должны были существовать.
Но это не военная помощь.

Владимир

От Мелхиседек
К Сибиряк (18.01.2005 14:07:12)
Дата 18.01.2005 14:08:58

Re: А какими...



>>А собственно Русь была далеко и слаба. Сама ничего тогда (14-15 век) ничего сделать не могла.
>
>А с какого времени начинается материальная помощь константинопольской патриархии? Уже после падения Константинополя?
с 16 века
помощь оказывалась и другим патриархиям

От Chestnut
К pifey (18.01.2005 13:46:49)
Дата 18.01.2005 13:58:55

Re: Русская помощь...

>Известно, что подвергнувшись нашествию турок, Византия пыталась получить военную помощь от западных соседей.
>А обращалась ли она за помощью к нам?
>Всетаки мы им почти родные, наследники их религии, культуры и т.п.
>Хотя понятно, что Византия заключила Флорентийскую унию с католиками, у нас самих проблем было выше крыши.

А как реально Русь могла оказать помощь Византии в начале 15 века? Учитывая, что юго-западные княжества были под управлением католической династии (а во время флорентийской унии ещё и были заняты гражданской войной), а княжества северо-восточные были далеко и тоже как бы занимались тем же самым (гражданской войной). И это не говоря о том, что между Русью и Византией лежали земли мусульманской Орды.

А насчёт родности обольщаться не стоит. Северо-восточная Русь после той же флорентийской униии показала, во что именно она ставит "церковь-мать" и её решения.

In hoc signo vinces

От Iva
К Chestnut (18.01.2005 13:58:55)
Дата 18.01.2005 14:04:40

Re: Русская помощь...

Привет!

>А насчёт родности обольщаться не стоит. Северо-восточная Русь после той же флорентийской униии показала, во что именно она ставит "церковь-мать" и её решения.

Русь вполне разумно и обоснованно решила, что Византия прогнулась в важных идеологических вопросах веры, ради земного. Можно сосласться и на византийцев предпочитавших чалму триаре.

Владимир