День добрый
>>в любом случае упомянается не сбор ополчения, а прибор готовых к бою людей...разница весьма существеная, нес па?
>
>Фактически тех, кто имел средства для покупки снаряжения - т.е. военнообязанных по имущественному цензу. Думаю, что действовал и принцип выставления одного бойца от нескольких малоимущих москвичей.
----------
ох, вот если бы это принцип был где-то упомянут. А тут я вижу просто нормальное феодальное ополчение.
>ох, вот если бы это принцип был где-то упомянут. А тут я вижу просто нормальное феодальное ополчение.
Ну как же - у тех же псковичей по воину в доспехах от нескольких "сох" - это и есть имущественный ценз. При призыве одного с 10 "сох" богач, у которого, скажем, имущества на 40 "сох", должен выставить 4-х воинов, а 10 бедняков, у которых по 1-й "сохе", всего одного воина.
Это уже не ополчение (если мы понимаем под ополчением призыв мужского населения не подлежащего обычно военной обязанности), а вполне нормальная милиция, так как ни доспехи, ни коня, ни воина нельзя импровизировать в момент опасности, а следовательно и в мирное время должна существовать организация, позволяющая при начале военных действий быстро выставить всё, что требуется решением города. Тот же принцип был и, например, у швейцарцев - только у них поначалу из-за примитивной системы учёта выставляли просто фиксированное количество солдат от каждой общины, что приводило к весьма неравномерному распределению тягот. Причём количество выставляемых воинов было различным в зависимости от требований текущего момента. Только в 1499 г. швейцарцы произвели правильную перепись и при наборе стали исходить из числа дворов или людей. В Берне существовали 17 "комнат" или обществ, которые обязывались выставить определённое число воинов, снабдив их продовольствием и оружием. У уклонявшихся от службы сжигали дома.