От Banzay
К All
Дата 23.12.2004 15:10:11
Рубрики WWII; ВВС;

Авиаторам и сочуствующим интересное наблюдение.... и вопрос....

Приветсвую!

интересный факт имеет место. есть такой 191 ИАП.
Замечен в следующем...
Последовательно типы самолет в полку...
И-16 тип 17
И-16 тип 29
Харрикейн
Харрикейн Мод.
Р-40Е
Р-40К
Р-39Н
Р-39Ку
Ла-5 ?
Ла-5ФН

Получается что из всего истребительного ленд-лиза ребята не летали толко на Спитфайрах....
А из наших пропустили только Яки интересная картина. может у кого есть данные про боевой путь полка?
из асов там числились Кузнецов и Литвиненко...
Поделитесь информацией у кого есть...
Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От С.Алексеев
К Banzay (23.12.2004 15:10:11)
Дата 25.12.2004 21:25:11

Краткая история 191 иап (от М.Быкова)

191-й истребительный полк 5-эскадрильного состава сформирован в марте 1941 г. в Ленинградском военном округе. Входил в состав 54-й иад ВВС ЛВО. На вооружении имел истребители И-16 разных типов, различавшиеся двигателями и составом вооружения.

С началом отечественной войны 191-й иап перешел на трехэскадрильный состав военного времени. Высвободившуюся матчасть и около 2/3 личного состава передал на доукомплектование других авиачастей Северного фронта (создан 24.6.41 на базе ЛВО). Официально полк был включен в состав действующей армии с 22.6.41, однако в первый месяц войны фактически не воевал, находясь в стадии реорганизации. 7 июля 1941 г. полк вошел во вновь сформированный 7-й истребительный авиакопрус ПВО и приступил к воздушной защите Ленинграда от налетов авиации противника. Боевой счет части открыл 25 августа младший лейтенант Егор Новиков, сбивший (по советским данным) немецкий истребитель Ме-109 в районе Красногвардейска.

В составе ИА ПВО Ленинграда 191-й иап вел боевые действия до начала октября 1941 г. и проявил себя с самой лучшей стороны, став одним из самых результативных (официально уничтожено 96 самолетов противника, свои потери составили 23 машины) на Ленинградском фронте (образован 23.8.41 из части войск Северного фронта). Все это время летчики 191-го полка летали исключительно на истребителях И-16 разных типов. Примерно половину самолетного парка части составляли пушечные модификации "ишачка" (тип 17 и тип 28), успешно применявшиеся для борьбы с вражескими бомбардировщиками.

5 октября 1941 г. полк передал 11 уцелевших в боях И-16, весь технический состав и трех летчиков в 158-й иап и убыл в резерв 7-го иак ПВО для доукомплектования.

17 ноября 1941 г. 191-й иап был включен в состав 92 иад АрхВО, 13 декабря перешел на двухэскадрильный состав и 5 января 1942 г. убыл в Кинешму в распоряжение командира 22 зап для переучивания на английские истребители "Харрикейн". Освоив иностранную матчасть и получив 20 новых самолетов, 12 марта 1942 г. прибыл на Калининский фронт, где вошел в состав ВВС 4-й Ударной Армии. Боевые действия вел неактивно, совершив всего 138 боевых вылетов и проведя 8 воздушных боев. Сбитых самолетов противника не было. Потеряв менее чем за месяц (в основном в летных происшествиях) свыше 50% матчасти, 5 апреля 1942 передал оставшиеся 9 "Харрикейнов" 157-му иап и убыл в 22-й зап (г. Иваново) для доукомплектования. 22 мая вошел в состав 235-й иад, в составе которого вел боевые действия до середины июля в полосе Западного и (с 12.6.42) Юго-Западного фронтов, где произвел 491 боевой вылет и провел 112 воздушных боев, в которых сбил 15 немецких самолетов. Свои потери (по всем причинам) составили 13 "Харрикейнов". Из документов и литературы известно, что в конце февраля 1942 г., перед отправкой на Калининский фронт, часть короткое время находилась в Москве, где английские машины получили отечественное вооружение (2 20-мм пушки ШВАК и 2 12,7мм пулемета БК). Собственными силами техсостав полка оснастил "Харрикейны" направляющими для PC.

18 июля 1942 г. 191-й иап исключен из состава 235-й иад и вновь направлен в Иваново (на сей раз в 14-й зап) для доукомплектования и переучивания на новую технику. В этот период из состава полка в другие части убыли почти все пилоты и большая часть техсостава, так что в запе 191-й полк, по сути, был сформирован заново.

К концу февраля 1943 г. 191-й иап, перешедший на трехэскадрильный штат, был в основном укомплектован летчиками, освоившими американские истребители Р-40. Получив из резерва ВВС 32 новых машины, 15 мая 1943 г. полк убыл на Ленинградский фронт в состав 275-й иад. Вел активные боевые действия, приняв участие во всех операциях 13-й Воздушной армии.

Вооружение полка в этот период составляли самолеты Кертисс Р-40 различных модификаций, однако в советских документах они обозначались одним общим названием "Киттихаук". В 1943 г. это были в основном машины варианта Р-40Е, к которым по мере поступления пополнений во все возрастающих количествах стали прибавляться машины более поздних модификаций Р-40К и Р-40М.

С 20 мая 1944 г., не прекращая активных боевых действий, 191-й иап постепенно стал перевооружаться на отечественные истребители Лавочкина. Переучивание летчиков осуществлялось на фронтовом аэродроме без отвода в тыл. 7 июня 2-я аэ приступила к выполнению боевых задач на Ла-5. Остальной летный состав продолжал вести боевую работу на "Киттихауках".

11 сентября 1944 г. полк в составе двух эскадрилий на самолетах Ла-5 убыл на Карельский фронт в состав 7-й Воздушной армии (вошел в 324-ю иад, а 28.9.44 - в 257-ю сад), где участвовал в операциях по окончательному освобождению советского Заполярья. Эскадрилью "Киттихауков", оставшуюся на Ленфронте, организационно переподчинили командованию 159-го иап.

Всего за 1944 г. на Ленинградском и Карельском фронтах 191-й иап произвел более 1300 боевых вылетов, провел 158 воздушных боев, в которых сбил 178 самолетов противника (данными за 1943 г. автор не располагает). 17 ноября 1944 г., сдав матчасть, полк убыл с Карельского фронта в резерв ставки ВГК. На аэродроме Выползово начал перевооружение на Ла-7. В боевых действиях до окончания войны не участвовал.

От Banzay
К С.Алексеев (25.12.2004 21:25:11)
Дата 27.12.2004 09:26:37

Как тогда оценить вот это?

http://wp.scn.ru/camms/articles/0003/index.shtml?0003

От М.Быков
К Banzay (27.12.2004 09:26:37)
Дата 27.12.2004 11:44:06

Это можно оценить как информацию, содержащую ошибки :)

Салют!
>
http://wp.scn.ru/camms/articles/0003/index.shtml?0003

Могу объяснить, откуда "растут уши" ошибочного утверждения о наличии "Аэрокобр" в 191 иап: в 1-х "Ред Старз" были фотографии с подписью, что на снимках "кобры" 191-го иап. На самом деле это были фото самолетов 196-го иап (емнип, главным сабжем там выступает борт 24). В 4-м выпуске "РС", посвященном ленд-лизу, эта ошибка (при тех же фотках) уже исправлена. Но, как говорится, уже поздно... "Пошла ... по кочкам". К тому же у автора этого материала, возможно, есть только РС1 :))...

Я делал статейку о матчасти 191-го иап, опубликованную в 7-м "Авиамастере" /выше приведен ее сильно сокращенный вариант, без описания внешнего вида самолетов, фотографий и иллюстраций :)/ по "Историческому формуляру" и другим ЦАМО-шным документам полка, а также 275 иад, 15 гиад и 2 гиак ПВО.

МБ

От Banzay
К Banzay (23.12.2004 15:10:11)
Дата 24.12.2004 09:21:12

Опа... Вообще цирк...

>Приветсвую!

>интересный факт имеет место. есть такой 191 ИАП.
>Замечен в следующем...
>Последовательно типы самолет в полку...
>И-16 тип 17
>И-16 тип 29
>Харрикейн
>Харрикейн Мод.
>Р-40Е
>Р-40К
>Р-39Н
>Р-39Ку
>Ла-5 ?
>Ла-5ФН

>Получается что из всего истребительного ленд-лиза ребята не летали толко на Спитфайрах....
****************************
После кобр ребята получали Як-9 и только потом пересели на Ла-5, а после войны при переводе в Московский округ ПВО получили толи всего несколько толи часть полка перевооружили на Спиты-9, потом на миг-15-17, потом на Су-9-11...
*********************
А про Миг-3 вопрос они толи по плану должны были получить толи в соответсвии с предвоенным планом перевооружения в августе 1941 получили несколько Мигов...

ЗЫ вообщем цирк. Кроме них подобным извращением в мире являлся японский морской 1 Kokutai там были вообще все типы самолетов японской морской авиации от легких истребителей до 4-х моторных бомберов(по плану) от 1 моторных поплавков до 4-моторных ЛЛ тоже тот еще зоопарк...




Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От Eddie
К Banzay (23.12.2004 15:10:11)
Дата 23.12.2004 15:50:27

частичный ответ

>Получается что из всего истребительного ленд-лиза ребята не летали толко на Спитфайрах....

IMHO: Получали по мере износа матчасти все, что шло через Мурманск (не уверен насчет P-39Q - они может Алсибовские) благо близко базировались. А Спиты-истребители шли югом.

От Banzay
К Eddie (23.12.2004 15:50:27)
Дата 23.12.2004 15:55:05

Сидя над Ладожским озером?

>>Получается что из всего истребительного ленд-лиза ребята не летали толко на Спитфайрах....
>
>IMHO: Получали по мере износа матчасти все, что шло через Мурманск (не уверен насчет P-39Q - они может Алсибовские) благо близко базировались. А Спиты-истребители шли югом.
**********************************
Э-э-э... Каким макаром Питерское ПВО получило Спиты-9 тогда?
У меня получается следующая картина по перемещениям данного подразделения
Питер
калинин
Москва
Сталинград
Москва
Ладога
Питер
Прибалтика

ЗЫ почему возник вопрос стал искать части с максимальным количесвом типов машин имевшихся на вооружении-снабжении.
191 ИАП занял почетное первое место.


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От М.Быков
К Banzay (23.12.2004 15:55:05)
Дата 26.12.2004 01:01:29

191 ИАП - не рекордсмен по числу типов :)

Салют!
>ЗЫ почему возник вопрос стал искать части с максимальным количесвом типов машин имевшихся на вооружении-снабжении.
191 ИАП занял почетное первое место

Среди армейских полков рекордсменом (навскидку) является все-таки 15 иап:

И-16
И-153
МиГ-3
ЛаГГ-3
Ла-5
Як-7
Як-9
Як-1
Як-3

Т.е. полк за время ВОВ полетал почти на всех (кроме И-15бис и Ла-7) типах отечественных истребителей (причем ТОЛЬКО на советских)...

А вообще-то рекордсмена найти трудновато, потому что в ИА ПВО нормальной была практика, когда полк ОДНОВРЕМЕННО использовал в боях 4-5 разных типов машин (к примеру, матчасть 147 гиап ПВО на рубеже 43/44 гг составляли Ла-5, Як-7, Як-9 и Р-40).

МБ

От ИгорьД
К Banzay (23.12.2004 15:55:05)
Дата 24.12.2004 17:56:56

8 ИАП ВВС ЧФ

>ЗЫ почему возник вопрос стал искать части с максимальным количесвом типов машин имевшихся на вооружении-снабжении.
>191 ИАП занял почетное первое место.

Я бы в этом плане отдал предпочтение 8 ИАП ВВС ЧФ, который в период обороны Севастополя был вооружен всеми возможными типами истребителей (и не только), которые в тот период были в Крыму.

Правда иностранной техники и "лавок" в нем не было. После Як-1 полк получил Як-9, а затем Як-3.

С ув.
Игорь.

От Eddie
К Banzay (23.12.2004 15:55:05)
Дата 23.12.2004 16:10:58

Ре: Сидя над...

>Э-э-э... Каким макаром Питерское ПВО получило Спиты-9 тогда?
Так ПВО-же. Спиты и истребиытельных полках были Тип 5, а тип 9 - шли только в ПВО.

>У меня получается следующая картина по перемещениям данного подразделения
>Питер
>калинин
>Москва
>Сталинград
>Москва
>Ладога
>Питер
>Прибалтика

А в чем неувязка с моим предположением? Все кроме Сталинграда - в северной части раёна БД. А в Сталинграх, ИМХО, прибыли со своей матчастью.

С уважением, Андрей

От Тезка
К Banzay (23.12.2004 15:10:11)
Дата 23.12.2004 15:14:21

Re: Авиаторам и...

Привет

>интересный факт имеет место. есть такой 191 ИАП.
>Замечен в следующем...

Денис, а откуда углеводороды? У Быкова вот например совсем другие пепелацы
Есть еще И-153,МиГ-3,Як-9 а вот Кобры отсутствуют.

http://avia-hobby.ru/publ/soviaps/151_200iap.html

С уважением

От М.Быков
К Тезка (23.12.2004 15:14:21)
Дата 26.12.2004 16:32:11

Сорри!

Салют!

>Денис, а откуда углеводороды? У Быкова вот например совсем другие пепелацы
>Есть еще И-153,МиГ-3,Як-9 а вот Кобры отсутствуют.

>
http://avia-hobby.ru/publ/soviaps/151_200iap.html

К сожалению, информация этого раздела основательно устарела :(. Нет времени заниматься. Более-менее "отрихтованы" по данным ЦАМО только полки, ставшие гвардейскими.

А 191 ИАП имел за ВОВ на вооружении 4 типа самолетов: И-16, "Харрикейн", "Киттихаук" и Ла-5.

МБ

От Banzay
К Тезка (23.12.2004 15:14:21)
Дата 23.12.2004 15:22:44

Re: Авиаторам и...

Приветствую!

Вот отсюда...

http://wp.scn.ru/camms/articles/0003/index.shtml?0003

Совсем недавно установлено, что иногда бортовые номера и обводка звезд выполнялась не белой, а серебристой краской. Сбитый над Финляндией и сравнительно недавно восстановленный для финского музея истребитель Р-39, некогда принадлежавший 191-му ИАП, имеет опознавательные знаки в виде красных звезд с серебристо-красной окантовкой, вписанных в круги белого цвета. Другие самолеты 191-го ИАП имели такие же звезды, но без "транзитных" белых кругов. Серебрянкой в этом полку рисовали и бортовые номера.


http://www.airwar.ru/history/av2ww/soviet/p39-1/p39-1.html

Другими частями из числа воевавших на севере и получивших после середины 1943 г. истребители "Аэрокобра", являлись 20-й ГИАП, все пять истребительных авиаполков ВВС Северного флота, 102-й и 103-й ГИАП Ленинградской зоны ПВО и 191-й ИАП, сражавшийся над Финляндией. Все эти полки воевали на сравнительно тихом участке советско-германского фронта, вдали от центральных событий Великой Отечественной войны. Нередко на русском Севере, так же как и на Алеутских островах, главным врагом летчиков становилась плохая погода, а не истребители противника.


Типичный солдат Красной Армии, как и форумчанин,вел тоскливую, трудную жизнь

От М.Быков
К Banzay (23.12.2004 15:22:44)
Дата 26.12.2004 16:39:07

Re: Авиаторам и...

Салют!

>Сбитый над Финляндией и сравнительно недавно восстановленный для финского музея истребитель Р-39, некогда принадлежавший 191-му ИАП, имеет опознавательные знаки в виде красных звезд с серебристо-красной окантовкой, вписанных в круги белого цвета. Другие самолеты 191-го ИАП имели такие же звезды, но без "транзитных" белых кругов. Серебрянкой в этом полку рисовали и бортовые номера.

Это - неправильная информация. Та машина принадлежала 773 иап.

>Другими частями из числа воевавших на севере и получивших после середины 1943 г. истребители "Аэрокобра", являлись 20-й ГИАП, все пять истребительных авиаполков ВВС Северного флота, 102-й и 103-й ГИАП Ленинградской зоны ПВО и 191-й ИАП, сражавшийся над Финляндией. Все эти полки воевали на сравнительно тихом участке советско-германского фронта, вдали от центральных событий Великой Отечественной войны.

Тоже очень много ошибок.
Из "северных" полков (7 ВА) не назван 19 гиап, 773 иап.

Из истр. полков ВВС СФ только 2 - 2 гиап и 255 иап летали на "кобрах". В остальных этих машин не было.

Ленинградской зоны ПВО к моменту перевооружения 102 и 103 гиап на Р-39 давно не существовало, полки входили в состав 2 гиак ПВО, а он в свою очередь - в ЛенАрмию ПВО.

>Нередко на русском Севере, так же как и на Алеутских островах, главным врагом летчиков становилась плохая погода, а не истребители противника.

Ну, с этим утверждением спорить трудно :)...

МБ

От Тезка
К Banzay (23.12.2004 15:22:44)
Дата 23.12.2004 15:41:16

Re: Авиаторам и...

Привет

Кстати, да. Вспомнил, что не так давно как раз кобры именно 191 иапа всплывали на АиФе. Дикова надо бить по почкам, может и расколется.

С уважением.

От Виктор Крестинин
К Banzay (23.12.2004 15:10:11)
Дата 23.12.2004 15:11:43

Ты не внимателен(с) (+)

Здрасьте!
>А из наших пропустили только Яки интересная картина.
И МиГ, ЛаГГ отнесем к Ла.
Виктор

От Banzay
К Виктор Крестинин (23.12.2004 15:11:43)
Дата 23.12.2004 15:12:53

Так Миги ПВОшные а тут ВВС ный полк... (-)


От Pavel
К Banzay (23.12.2004 15:12:53)
Дата 23.12.2004 15:37:04

Re: Так Миги

Доброго времени суток!
Какая логика?
Покрышкин в 55ИАПе на МиГе летал, а Спитфайры тоже все в ПВО передали.
С уважением! Павел.

От Тезка
К Pavel (23.12.2004 15:37:04)
Дата 23.12.2004 15:50:40

Re: Так Миги

Привет

> а Спитфайры тоже все в ПВО передали.

Придирка - не все Спитфайры. VB на Кубани в 57 гиапе вовсю летали. А МиГи в ВВС вовсю использовались. Кстати, МиГ-9 (первый) тоже в ВВС был под Ленинградом.

С уважением.

От Pavel
К Тезка (23.12.2004 15:50:40)
Дата 23.12.2004 16:06:09

Re: Так Миги

Доброго времени суток!
>Придирка - не все Спитфайры. VB на Кубани в 57 гиапе вовсю летали. А МиГи в ВВС вовсю использовались. Кстати, МиГ-9 (первый) тоже в ВВС был под Ленинградом.
Так я к тому, что логики в том, что не летали на МиГах потому, что они ПВОшные нет ,а Спитфайры вроде как после Кубани и передали в ПВО потому, что свои со 109-ми путали.
С уважением! Павел.

От Banzay
К Тезка (23.12.2004 15:50:40)
Дата 23.12.2004 15:56:08

А не под Великими Луками? Калининский фронт? (-)


От Тезка
К Banzay (23.12.2004 15:56:08)
Дата 23.12.2004 16:33:25

Дык, я же про армейские

Привет

Я как раз говорил про армейские. Первые были в ПВО, с них спроса нет.

"В начале июня 1942 г. для проведения войсковых испытаний в 34 иап 6 ИАК ПВО были переданы три МиГ-9 войсковой серии №№6503, 6504, 6505, которые приняли участие в боевых действиях. Кроме того, самолет №6502 был передан в летную инспекцию ВВС, которая затем передала его в 12 гв.иап 6 ИАК ПВО. Но 27 октября 1942 г. полеты в 34 иап из-за выявленных дефектов винтомоторной группы были прекращены и самолеты вернули ОКБ-155 для доработки."
....
"Тем не менее, на этом история истребителя МиГ-9 не закончилась. 27 июня 1943 г. три самолета №№6501, 6502, 6503 после доработки были переданы в состав 260 САД 7 ВА Карельского фронта, где они эксплуатировались вплоть до списания по износу в 1944 г.
"


С уважением