1-2 декабря прошла эта самая конференция. Не на Лубянке (а в Одном Жутко Тайном Музее, в который, впрочем вифовцы ходили на экскурсию - в Музее Пограничных войск :-)) и все же историческая. Мое сообщение можно озаглавить "записки опаздывавшего" (т.к. опаздывал как к началу, так и после обеда, который, кстати сказать, проходил в ведомственной поликлинике №2 ФСБ неподалеку от музея).
Тем не менее, даже в 1-ы день я застал все же конец вступительного слова Президента ОИСС А.А. Здановича, который, судя по концовке посвятил его ответственности исследователей спецслужб перед обществом (приводились примеры как плохого знания на ТВ опубликованных работ, так и использование сомнительных источников, вроде "дневников" Буденого, который, возможно, написаны внучкой). Была обозначена также тема конференции - персоналии деятелей спецслужб (ей, в общем, и придерживались).
Далее последовали доклады: Ю.Ф.Овченко о Зубатове (см. его статью в "Вопр.ист." где-то за 1997-98 г.г.), А.В.Седунова о местном псковском жандармском деятеле И.Р.Янчевском и его последующей судьбе в СССР (в советский период работал парикмахером в Псковской тюрьме, расстрелян немцами в 1941 г.), В.С.Измозика (совместно с А.А.Здановичем, но докладовал Измозик) о криптографе и авантюристе В.И.Кривош-Неманиче, В.Л.Загайновой о К.А.Мячине ("Василии Яковлеве", который досталял Романовых в Екатеринбург, а потом разошелся с соввластью, но позже вернулся в СССР и был репрессирован), А.А.Чернобаева о А.И.Тодорском, что было дополнено докладом В.П.Суворова об чекистах Тверской губернии и анархистах в рядах ЧК на ее примере. После обеда - А.М Плеханов о Дзержинском, Ю.Н.Моруков о ротации кадров между ВЧК и НКВД в годы гражданской войны, О.И.Капчинский об анархисте П.М.Сидорове и вообще типологии привлечения инопартийцев в ЧК, А.В.Козаков о первом председателе ЧК Кабардино-Балкарии, В.И.Михеев о А.П.Александрове и борьбе с бандитизмом в Курской губернии в 20-е г.г., Суворов М.В. о руководстве УНКВД Калиниской области в 35-39 г.г., М.Уль о руководителях восточногерманской военной разведки, С.М. Штутман - о своей новой книжке о руководителях внутренней стражи - внутренних войск с 1811 по настоящее время, А.М.Борейко о Скоблине как руководителе "внутренней линии" РОВС (много скептических замечаний с мест из зала). Из книжек вышел сборник "Смерш" (аналогичен "Лубянке-2"), также - переиздание книги Агафонова о заграничной охранке (с комментариями и т.д.), и "Еженедельника ВЧК" (тоже, и тоже издательство - "Кучково поле", продавались обе и на Нон-фикшн-2004 за ту же цену). Также из кулуаров узнал, что подготовлен 4-ый том серии "Органы госбезопасности в ВОВ", но делят деньги, чтоб издать :-))
Следующий день начался с доклада В.Н.Хаустова об А.И.Успенском - наркоме ВД УССР (который бежать пытался), далее - Ф.Л.Севастьянов о Гагельштреме - руководителе петербургской тайной полиции при военном губернаторе Палене, Е.И.Щербакова - о Булгарине и вообще сотрудничестве с 3-им отделением (типологии и т.д.), Я.В. Леонтьев о Д.Попове (все кроме 6.07.1918), Ю.Н.Богданов - о Н.К Богданове на службе в ОГПУ-НКВД-МВД (своем отце), В.П.Сидоренко о Берии на сев.Кавказе в годы ВОв, Н.В.Петров о Ежове, кто-то о ком-то и истерббатах, А.И.Пожаров - о Берии (с поправками Н.Петрова с места). Далее я присоединился к той части, которая пошла на экскурсию по музею, а вообще - еще довольно большая программа (Берия очень популярный персонаж - еще по меньшей мере один о нем доклад заявлен :-)).
> В.Л.Загайновой о К.А.Мячине ("Василии Яковлеве", который досталял Романовых в Екатеринбург, а потом разошелся с соввластью, но позже вернулся в СССР и был репрессирован
А он разве куда-то уезжал? Насколько я помню, Яковлев-Мячин просто остался в Уфе при сдаче ее белым. Потом за это оправдывался. А репрессирован он был уже в конце 30-х
>А он разве куда-то уезжал? Насколько я помню, Яковлев-Мячин просто остался в Уфе при сдаче ее белым. Потом за это оправдывался. А репрессирован он был уже в конце 30-х
Детектив в том, что и белые его тоже пытались арестовать, но он успел уехать в Харбин быстрее, чем соответствующее распоряжение передавалось вдоль Транссиба (этот момент докладчица очень живописно описывала). Далее в 20-е г.г. он вновь стал сотрудничать с советскими представителями в Китае (с Бородиным-Грузенбергом), а потом вернулся в СССР в 1928 г. (вроде не напутал...).