Смещение Акцентов в боевой и оперативной подготовке вооруженных сил США
Полковник С. Печуров, доктор военных наук, действительный член АВН
Окончание “активной фазы” войны в Ираке и первичный анализ уроков, вынесенных из боевых действий с иракскими вооруженными силами и силами так называемой вооруженной оппозиции, настоятельно поставили перед американским командованием вопрос о смещении акцентов в оперативной и боевой подготовке войск. Генерал-лейтенант Уильям Уоллес, ныне возглавляющий один из учебных центров ВС США в Форт-Ливенуорт (штат Канзас), а в ходе войны в Ираке командовавший 5-м армейским корпусом, прямо заявляет, что “противник, с которым столкнулись американские войска, весьма существенно отличался от того, с которым нам приходилось “воевать” на учебных полях”.
Еще до начала военных действий, предвидя возможные “сюрпризы” в ходе реального противоборства на поле боя, по указанию американского военного руководства в каждом из видов ВС были созданы специальные группы для постоянного мониторинга и анализа текущих боестолкновений. Для извлечения уроков на оперативном уровне в рамках объединенного командования единых сил (ОКЕС), призванного разрабатывать новые концепции и апробировать их в ходе учений в интересах всех вооруженных сил, была сформирована команда из 30 экспертов, специализирующихся в различных областях, включая оперативное искусство, тактику, управление, связь, разведку и т. п. Главной ее задачей являлось проведение анализа всего происходящего под углом зрения межвидового взаимодействия, то есть реализации концепции “объединенности”. Данное ОК в соответствии с распоряжением председателя КНШ было определено как головное в деле сбора информации и анализа уроков войны как в Ираке, так и в Афганистане. С этой целью по указанию командующего ОКЕС адмирала Эдмунда Джамбастиани был создан центр по изучению и анализу боевых действий, в котором аккумулируется и вся информация, касающаяся результатов учений, военных игр и экспериментов, которая поступает из видов ВС, а также из объединенных региональных и функциональных командований вооруженных сил США. Причем этой должным образом обработанной информации Пентагон уделяет едва ли не самое большое внимание, поскольку, как считается, именно на учениях исправляются и искореняются ошибки и недочеты, допускаемые войсками в ходе проведения реальных операций на поле боя.
С целью более эффективного учета уроков операций в Афганистане и Ираке руководство ВС США приняло решение
корректировке в интересах всех вооруженных сил разрабатываемого ОКЕС при содействии руководства региональных объединенных командований “Плана кампании объединенных экспериментов” (то есть учений, проводимых с научно-исследовательскими целями) - нового документа, который отныне будет представляться на утверждение в высшие инстанции к
декабря раз в два года. В указаниях руководства Пентагона относительно целии содержания данного документа, судя по данным открытой прессы, говорится о том, что он (план) должен:
во-первых, соответствовать объединенным (межвидовым) возможностям, обеспечивающим быстрое развертывание группировок войск, дислоцированных на территории США и за рубежом, в конфликтных районах, а в случае необходимости в условиях сильного сопротивления противника и их переброску в другие регионы мира;
во-вторых, предусматривать привлечение к объединенным (межвидовым) операциям национальных группировок войск, дислоцированных как на своей территории, так и за границей, а также ВС союзников с одновременным задействованием воздушных, наземных, морских и космических компонентов на фоне всеобъемлющего охвата систем управления, связи, разведки и компьютерного обеспечения.
На реализацию предусмотренных указанным планом мероприятий министерство обороны намерено израсходовать в течение шести лет (2004—2009 финансовые годы) 1,3 млрд долларов. Причем, как следует из заявления официального представителя МО, учения, военные игры и различного рода межвидовые эксперименты, предусмотренные данным документом, ни в коем случае не будут подменять аналогичные мероприятия в видах ВС, но должны тщательно согласовываться и дополняться.
Так, сразу после завершения “активной фазы” войны в Ираке уже в мае 2003 года было проведено совместное учение ОКЕС и сухопутных войск США под кодовым названием “Юнифайд квест”, которое, по оценкам американских экспертов, обошлось в 600 тыс. долларов. В ходе его в основном отрабатывались вопросы планирования объединенных операций с учетом опыта только что закончившихся боевых действий. Чуть позже, также совместно с ОКЕС состоялось учение ВМС под кодовым названием “Юнифайд коре”, которое в целом было посвящено вопросам преодоления сопротивления противника при проведении операции вторжения на его территорию. Запланированы и частично прошли совместные учения ОКЕС и морской пехоты, в частности - посвященное отработке боевых действий в условиях городской застройки “Джойнт урбан уор-риор-4”, а также под кодовым названием “Си Кинг”. Военно-воздушные силы США вместе с ОКЕС участвовали в крупном учении “Глобал ингейджмент-7”. По указанию председателя КНШ ОК единых сил привлекается к совместным учениям и с объединенными функциональными командованиями. Например, в феврале 2004 года его представители приняли активное участие в совместной с объединенным командованием специальных операций и объединенным стратегическим командованием разработке и проведении крупного учения под кодовым названием “Десижн супериорити”. С учетом проблем, с которыми столкнулись американские ВС в Ираке при подавлении сопротивления “местных” и “международных террористов”, по словам начальника управления экспериментов ОКЕС генерал-майора Джеймса Дьюбика, в ходе как видовых, так и объединенных учений решено сосредоточить внимание на отработке процедур проведения так называемых постконфликтных (стабилизационных) операций. При этом, по его словам, по результатам данных учений может быть даже проведена существенная корректировка увидевшего в конце 2003 года свет нового документа - “Концепции объединенных операций”, призванного стать базовым при последующей углубленной разработке всех видов потенциально возможных операций, к которым в перспективе будут привлекаться ВС США.
Смещение акцента в последних по времени учениях и экспериментах было произведено, в частности, в русле указаний влиятельного в военном истеблишменте Соединенных Штатов начальника управления МО по вопросам трансформации вооруженных сил вице-адмирала в отставке Артура Цебровски, который, озвучивая мнение своего шефа—министра Дональда Рамсфелда, призвал командующих видами ВС и руководителей объединенных командований обратить самое серьезное внимание на подготовку не только к боям с применением обычных видов вооружения, но и к действиям по стабилизации обстановки после окончания активной фазы военных действий.
В связи с этим при разработке сценариев всех учений, как компьютерных КШУ, так и полевых, в качестве приоритетного рассматривался вопрос “о реальном отображении противника”, который зачастую прибегает, как показал опыт Ирака и Афганистана, к асимметричным действиям. Весьма примечателен следующий факт, приведенный в газете “Дефенс ньюс”. Когда на январских 2004 года учениях (более подробно о них будет рассказано ниже) под эгидой ОКЕС были даны вводные, касающиеся включения в противоборство “нетрадиционных” противников, применявших “низкотехнологичное” оружие и элементарную тактику действий, обучаемая сторона ничего не смогла противопоставить и проиграла по всем статьям. Для исправления положения помимо учета собственного опыта упомянутый А. Цебровски рекомендовал руководству ОКЕС рассмотреть вопрос о более широком привлечении к национальным учениям союзников США и региональных партнеров, чтобы воспользоваться их информацией о том, кто же действительно может противостоять американцам в операциях будущего.
Другим важным аспектом при реализации упомянутого “Плана кампании объединенных экспериментов” считается введение в строй так называемой объединенной системы тренажеров, которая охватывала бы все учебные центры видов ВС и ОК, а также резервных компонентов. Осознавая, что это весьма непростая задача, требующая создания единой методологической базы, сложных технических решений и соответствующих затрат, Пентагон, тем не менее, методично, шаг за шагом внедряет данную идею в жизнь. Так, на уже упоминавшихся учениях, прошедших в январе 2004 года, где отрабатывались в том числе и задачи по непосредственной авиационной поддержке, была сделана попытка связать в единую сеть ряд полигонов всех, видов ВС. С этой целью было принято решение сертифицировать после соответствующей проверки все главные учебные центры видов вооруженных сил. Представители ОКЕС к осени 2003 года уже провели необходимую проверку большей части учебных центров сухопутных войск и морской пехоты. Кроме того, в рамках выделенного на шестилетний период более чем миллиардного финансирования решено заказать фирмам-производителям соответствующие тренажеры, другую необходимую технику и оборудование, которые бы “полностью отвечали требованиям стандартизации обучения”.
Следуя рекомендациям научного комитета МО США, адресованным ОКЕС, суть которых заключается в переориентации курса объединенного командования “от политики приглашения представителей видов ВС и других ОК на внутрикомандные учения” к “политике активного участия в разработке и проведении учений и экспериментов”, командующий ОК единых сил адмирал Э. Джамбастиани осенью 2003 года объявил о планах проведения в 2004-м (в, январе, июне, августе и сентябре) крупных маневров с научно-исследовательскими целями, которые должны объединить в единую систему по согласованному сценарию различные учения, игры, тренировки и эксперименты в видовых учебных центрах.
Главной целью комплексного учения, прошедшего с 18 по 30 января, являлась апробация проекта, который будет реализовываться с конца 2004 года под названием “Объединенные национальные тренировочные возможности”. Осуществление этого проекта, констатируется, в новой “Национальной военной стратегии” (2004), обеспечит объединенным силам возможность тренироваться и использовать опыт как на тактическом, так и оперативном уровне”. К данным учениям было привлечено 9 400 военнослужащих и гражданских лиц из всех видов ВС. В задачу ОКЕС входили не только состыковка сценариев видов ВС, но и обеспечение “интеграции тренажеров, линий связи и соответствующей аппаратуры”. В частности, в этих мероприятиях участвовали: от СВ - формирования, проходящие подготовку в национальном учебном центре в Форт-Ирвин (штат Калифорния); от ВВС - подразделения регулярных ВВС и национальной гвардии, участвующие в видовом учении “Эйр уор-риер” на авиабазе Неллис (штат Невада); от ВМС - корабли основных классов, задействованные в маневрах на базе Сан-Диего (Калифорния); от морской пехоты - подразделения, участвующие в видовых учениях “Комбайнд армс” в учебном центре МП “Твентинайн Палмс”. В общей сложности коммуникационной сетью прошедших мероприятий было охвачено 16 крупных объектов по всей территории страны. Спецификой этих комплексных учений было то, что, несмотря на общее содержание сценариев, в каждом из видовых учебных центров отрабатывались различные вопросы в рамках всего спектра возможных конфликтов.
Январские учения, на проведение которых было затрачено 20 млн долларов США, выявили ряд существенных проблем, которые планируется решить в ходе последующих учений. К их числу, судя по информации в открытой прессе, начальник управления объединенной (межвидовой) боевой подготовки ОКЕС генерал-майор Гордон Нэш, в часности, отнес: несогласованность в терминологии, “что весьма характерно” для различных видов ВС; разное содержание, порой вкладываемое представителями этих видов в одни и те же термины; различия во временных графиках работы штабов видов вооруженных сил на отдельных фазах учений; несогласованность процедур подведения промежуточных итогов учений между видами ВС и прочие. К завершающим - октябрьским - учениям данной серии решено привлечь представителей других “федеральных агентств”, а также союзников. Учения будут охватывать тактический, оперативный и стратегический уровни руководства войсками.
По мнению зарубежных экспертов, американской системе планирования боевой и оперативной подготовки присущи гибкость, способность быстро перенацеливать учения и различного рода тренировки на отработку тех неотложных задач, которые возникают в ходе реального применения вооруженных сил.
АРМЕЙСКИЕ КОРПУСА БЫСТРОГО РАЗВЕРТЫВАНИЯ ОВС НАТО
Полковник С. КЛИМЕНКО
В стратегической концепции Североатлантического союза, принятой в апреле 1999 года на саммите государств-участников в Вашингтоне, подчеркивается, что в обозримом будущем развязывание крупномасштабной агрессии против альянса или отдельных его членов не ожидается. Одновременно признается возможность возникновения в зоне ответственности кризисных ситуаций с последующим перерастанием их в военные конфликты различного масштаба и интенсивности, представляющие угрозу для интересов и безопасности НАТО.
В качестве основных причин возникновения кризисных ситуаций рассматриваются: международный терроризм, территориальные претензии, национальные и религиозные противоречия, распространение оружия массового поражения и технологий двойного назначения, рост организованной преступности, а также увеличение масштабов незаконной миграции. Кроме того, руководство альянса не исключает того, что при определенных условиях источником угроз могут стать резкие изменения внутриполитической обстановки в ряде государств с “переходной” экономикой, связанные с провалом социально-экономических реформ, дезинтеграционные процессы и массовые нарушения прав человека в отдельных странах.
Поскольку к основным рискам, угрожающим безопасности стран - участниц блока отнесены как существующие, так и потенциальные угрозы в Европе, то в качестве одной из приоритетных задач рассматривается контроль над кризисами, включающий деятельность по их предотвращению и урегулированию, а также по недопущению перерастания таких ситуаций в вооруженные конфликты.
Кроме того, в стратегической концепции НАТО предусматривается возможность действий за пределами зоны его ответственности с целью “проецирования стабильности” на те регионы мира, откуда может исходить угроза для стран-участниц или других государств, заявивших о своей приверженности “трансатлантическим ценностям”.
Следствием расширения перечня угроз для безопасности альянса и пространственных рамок возможного использования его военного потенциала стало решение о реорганизации объединенных вооруженных сил. Основным содержанием данной реформы является переход от одной организационной структуры войск (сил), предназначенных главным образом для решения оперативных задач (реагирование на-кризисы или ведение крупномасштабных военных действий), к другой, обеспечивающей универсальность применения воинских формирований.
При этом новая структура коалиционных войск (сил) в большей степени ориентирована на ведение военных действий локального характера и проведение различного рода “миротворческих операций”, а также позволяет решать принципиально новые для ОВС альянса задачи - предупреждение или ликвидация источников угроз, связанных с терроризмом и распространением ОМП. Согласно новым требованиям основная часть коалиционных вооруженных сил должна быть готова к выполнению всего спектра военных задач, стоящих перед блоком в течение продолжительного периода времени, на значительном удалении от пунктов постоянной дислокации и баз снабжения.
В частности, для сухопутных войск была разработана концепция создания армейских корпусов быстрого развертывания (NATO Rapid Deployable Corps - NRDC), установлены нормативы по приведению их в готовность к перегруппировке и определены сроки ведения военных действий автономно. Так, передовая группа штаба корпуса должна прибыть в район применения в течение 10 сут для рекогносцировки и подготовки к работе органов управления объединения. На 20-е сутки планируется развернуть ПУ тактического звена, который обеспечит управление сухопутным контингентом сил первоочередного задействования НАТО бригадного уровня. Согласно существующим требованиям основной КП и ТПУ должны быть готовы к управлению подчиненными формированиями не позднее чем через 30 сут с момента получения приказа. На приведение армейского корпуса (включая боевые и обеспечивающие формирования) в готовность к выполнению поставленных задач отводится не более 90 сут, что соответствует требованиям, предъявляемым руководством НАТО к силам высокой готовности.
По результатам комплексной проверки многонациональных оперативно-тактических объединений, проведенной осенью 2002 года, шесть из них соответствовали вышеперечисленным требованиям и были определены в качестве армейских корпусов быстрого развертывания (БР). Среди них: объединенный АК БР НАТО, германо-голландский, итальянский, испанский и турецкий АК БР, а также “Еврокорпус”.
При создании этих объединений за основу была взята “рамочная” модель многонационального формирования, по принципу которой создавались командование и OAK СБР НАТО. Она предполагает, что одна из стран альянса берет на себя ответственность за организацию управления и всестороннего обеспечения многонационального формирования, выделяет в его состав основную часть боевых соединений (частей и подразделений), становясь таким образом государством-основателем (Framework Nation) корпуса. Естественно, основные командные посты и более 60 проц. других должностей в штабе корпуса при этом занимают представители данной страны. Распределение оставшихся руководящих и штабных должностей, а также участие других партнеров по блоку в формировании объединения определены в меморандуме о взаимопонимании, который подписывают государство-основатель и остальные страны-участницы. При этом ответственность за формирование корпусного комплекта частей и подразделений боевого и тылового обеспечения, который согласно стандартам НАТО должен включать: бригады связи, реактивной артиллерии, армейской авиации, инженерную, войск РХБЗ, транспортную, тылового обеспечения, медицинскую; батальон военной полиции; подразделения разведки и радиоэлектронной борьбы - тоже лежит на государстве-основателе.
По оценкам специалистов НАТО, именно “рамочная” модель зарекомендовала себя как наиболее гибкая и эффективная, так как в ней постоянным элементом является лишь государство-основатель, а состав участников объединения можно расширять, боевой же состав корпуса может меняться в зависимости от решаемых задач. Кроме того, в ходе подготовки и проведения операций по урегулированию кризисов предусмотрена возможность усиления объединений такого типа за счет включения в их состав подразделений других государств, не являющихся членами Североатлантического союза.
При формировании армейских корпусов БР особое внимание уделялось созданию органов управления. В соответствии с требованиями, предъявляемыми в НАТО, они должны обеспечивать надежное и устойчивое руководство подчиненными силами и средствами в операциях различного характера и масштаба в течение длительного периода времени:
- На начальном этапе возникновения и развития кризисной ситуации из состава командно-штабных структур АК БР может быть выделен орган управления тактического уровня (бригада - дивизия), который обязан действовать автономно в течение 30 сут.
- В военных конфликтах ограниченного масштаба штаб АК БР может использоваться в качестве органа управления группировкой объединенных
сухопутных войск (до корпусного уровня) под непосредственным руководством командования ОВС блока стратегического (оперативно-стратегического) уровня или штаба многонациональных оперативных сил и действовать в течение шести месяцев до последующей замены;
- В крупномасштабных военных действиях штабы АК БР должны осущест
влять руководство переданными в их оперативное подчинение соединениями
ВС стран - участниц объединения (до четырех дивизий и корпусной комплект
частей и подразделений поддержки и обеспечения). Они могут выделяться в
распоряжение соответствующего командования объединенных сухопутных войск
НАТО и действовать в составе группировки, насчитывающей несколько АК.
В интересах приведения штабов армейских корпусов в соответствие с вышеперечисленными требованиями и оперативными нормативами установлены единые стандарты по их организационно-штатной структуре, а также по силам и средствам, выделяемым для усиления органа управления в кризисной ситуации или в военное время.
Так, характерным для организационной структуры органов управления всех АК БР является наличие группы командования, оперативного и специального штабов (см. Справочные данные).
Группа командования включает: командира АК, его заместителя, начальника штаба, центр координации воздушных операций, группы связи и взаимодействия с ВВС и ВМС.
Оперативный штаб подчинен непосредственно начальнику и, как правило, имеет в своем составе три управления - операций, всестороннего обеспечения и операций в тыловом районе, а также отделы связи и информационных систем и инженерный.
Специальный штаб, как правило, включает отделы: организационный, анализа операций и обобщения опыта, группы советников по политическим и юридическим вопросам, пресс-центр, а также бюро по работе с международными наблюдателями.
Численность личного состава штаба армейского корпуса быстрого развертывания в мирное время 360 - 450 военнослужащих. В кризисной ситуации (в военное время) она может возрастать в 1,5 - 2 раза за счет военнослужащих стран, передающих силы и средства в состав АК БР, в том числе не являющихся членами блока (в операциях по урегулированию кризисов).
Силы первоочередного задействования (СПЗ) НАТО (NATO Response Forces) созданы в октябре 2003 года. С этого момента армейские корпуса БР отвечают (на ротационной основе) за укомплектование их командования сухопутным компонентом. СПЗ предназначены для решения широкого круга задач, стоящих перед ОВС альянса, в том числе: ведения самостоятельных боевых действий, проведения операций по урегулированию кризисов, а также гуманитарных операций, обеспечения развертывания более крупной группировки войск (сил),
эффективного противодействия терроризму и распространению ОМП и ряда других. При этом за выделение основных подразделений (боевых) в состав СПЗ на ротационный период (шесть месяцев) отвечает государство - основатель того АК БР, штаб которого выполняет функции командования сухопутного компонента данных сил.
Объединенный армейский корпус быстрого развертывания НАТО (штаб в Рейндален, ФРГ) сформирован на базе командования (OAK) сил быстрого развертывания (СБР) альянса, которое было создано в 1992 году по инициативе британской стороны.
С переходом ОВС НАТО на новую структуру организация штаба объединения и его боевой состав практически не претерпели изменения. Была лишь расформирована многонациональная аэромобильная дивизия “Центр”.
Органы управления сухопутного компонента СБР альянса задействовались в миротворческих операциях в Боснии и Герцеговине (1995) и Косово (1999) под общим руководством ВГК ОВС НАТО в Европе. В обоих случаях, после подписания противоборствующими сторонами соглашения о прекращении огня, штаб СБР организовывал ввод и развертывание в районе конфликта группировки многонациональных миротворческих сил и руководил их действиями в ходе операции. В дальнейшем полномочия по руководству этими группировками по ротации передавались другим органам управления ОВС НАТО или ЗЕС.
Германо-голландский армейский корпус быстрого развертывания (штаб в Мюнстер, ФРГ) сформирован на базе 1-го германо-голландского АК, который был создан в 1995 году э соответствии с двусторонним соглашением.
В дальнейшем в ходе реорганизации ОВС НАТО к данному соглашению присоединились еще девять государств, направивших своих представителей (офицеров) в штаб объединения и заявивших о готовности в случае необходимости выделить национальные воинские контингента в состав корпуса.
Штаб германо-голландского АК БР после утверждения его в качестве органа управления сил высокой готовности ОВС НАТО с февраля по июль 2003 года руководил действиями группировки Международных сил содействия безопасности в Афганистане.
Итальянский армейский корпус быстрого развертывания (штаб в Сол-бьяте Олона, район г. Милан, Италия) сформирован в 2001 году на базе командования национальных сил быстрого реагирования (ранее - командование 3 АКСВ Италии).
В штаб объединения входят представители сухопутных войск 11 стран - участниц НАТО. Боевые соединения выделяются из состава СВ Италии и Великобритании. В перспективе еще одну дивизию в состав итальянского АК БР планирует выделить Греция.
С июля 2004 по январь 2005 года штаб объединения будет осуществлять руководство сухопутным компонентом сил первоочередного задействования НАТО. При этом основные боевые подразделения (штаб бригады, механизированный, горнопехотный и аэромобильный батальоны) выделяются в них итальянской стороной.
Испанский армейский корпус быстрого развертывания (штаб в г. Валенсия, Испания) сформирован в начале 2000 года на базе командования маневренных сил национальных СВ.
Штаб корпуса кроме испанских военнослужащих укомплектован представителями 10 стран - участниц блока. Боевые соединения в состав АК передаются Испанией, Португалией и Грецией.
Турецкий армейский корпус быстрого развертывания (штаб в г. Стамбул, Турция) сформирован в сентябре 2002 года на базе 3 АК национальных СВ.
Подразделения штаба объединения укомплектованы представителями сухопутных войск 11 стран - членов НАТО. В состав корпуса выделяется бронетанковая дивизия национальных СВ. В перспективе ожидается включение в него соединений, частей и подразделений других участников альянса.
С октября 2003 по июль 2004 года штаб турецкого АК БР руководил сухопутным компонентом сил первоочередного задействования НАТО. Основу СПЗ в этот период составляла 66-я бронетанковая бригада 52-й бронетанковой дивизии национальных СВ.
Европейский корпус быстрого развертывания (штаб в г. Страсбург, Франция) сформирован на базе “Еврокорпуса” ЗЕС, который, в свою очередь, был создан в 1993 году. Первоначально над решением данного вопроса работали три государства (Франция, Германия и Бельгия). В 1994 году к договору присоединилась Испания, а в 1996-м - Люксембург. В 1999 году перечисленные государства приняли решение о преобразовании объединения в армейский корпус быстрого развертывания и утвердили концепцию “5 государств-основателей + X стран - участниц операции”. Такой подход к формированию “Еврокорпуса” БР позволяет обеспечить гибкость задействования объединения по планам как Европейского союза, так и НАТО.
Штаб “Еврокорпуса” БР укомплектован военнослужащими ВС пяти стран - основателей объединения. В соответствии с установленным порядком раз в два года осуществляется ротация генералов и офицеров, занимающих ключевые посты в командно-штабной структуре корпуса. К ним относятся командир АК, его заместитель, начальник штаба, два заместителя начальника штаба, а также начальник пресс-центра. На эти должности назначаются представители тех стран, которые вносят наибольший вклад в формирование “Еврокорпуса” (выделяют в его состав по дивизии). Кроме того, с 2000 года в работе штаба объединения в г. Страсбург активно принимают участие офицеры связи и взаимодействия от ВС европейских стран НАТО, а также государств Евросоюза, не являющихся членами альянса.
Практически командно-штабные структуры и подразделения “Еврокорпуса” задейс-твовались в ходе миротворческих операций, проводимых под руководством НАТО на Балканах: “Джойнт фордж” (Босния и Герцеговина) и “Джойнт гардиан” (Косово). В период с июня 1998 по июнь 2000 года в составе органов управления СФОР постоянно находились отдельные штабные подразделения “Еврокорпуса”. Полученный опыт в дальнейшем был применен в ходе миротворческой операции в Косово, где штаб объединения в течение шести месяцев руководил действиями группировки КФОР численностью около 45 000 военнослужащих. С августа 2004 года орган управления “Еврокорпуса” БР направлял и координировал действия Международных сил содействия безопасности в Афганистане. При этом основу данной группировки войск составила франко-германская мотопехотная бригада.
Вопросы применения армейских корпусов быстрого развертывания в операциях по урегулированию кризисов различного масштаба отрабатываются в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки типа “Эллайд риспонс”, “Эллайд экшн” или “Эллайд уорриер”, проводимых по планам Североатлантического союза. При этом руководство армейского корпуса БР выполняет функции командования сухопутного компонента группировки сил первоочередного задействования НАТО или многонациональных оперативных сил, включающих воинские подразделения стран, не входящих в альянс. Эти учения проходят в период непосредственной подготовки объединения к приему (по ротации) командования сухопутного контингента СПЗ.
Вопросы применения армейских корпусов БР в крупномасштабных военных действиях планируется отрабатывать в ходе более крупных мероприятий учебно-боевой деятельности коалиционных войск (сил). Для более эффективного решения задач при их проведении предусматривается создавать группы из трех объединений, включающие один из армейских корпусов сил пониженной готовности (согласно требованиям НАТО готовность к применению составляет от 90 до 180 сут).
В целом создание в структуре ОВС НАТО армейских корпусов быстрого развертывания свидетельствует о стремлении руководства Североатлантического союза иметь в своем распоряжении многонациональные объединения сухопутных войск, находящиеся в высокой степени боевой готовности и способные успешно решать задачи в ходе военных действий различного характера и масштаба. При этом применение принципа “многонациональности” в процессе их формирования преследует прежде всего цель продемонстрировать готовность стран-участниц выступить с одинаковых позиций и максимально задействовать имеющийся потенциал для отстаивания коалиционных интересов как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами.