От Sendemann
К HorNet
Дата 12.11.2004 14:10:34
Рубрики WWII; Флот; ВВС;

Толи лыжи не едут....

>Доброго Вам времени дня и года.

>Вкратце - первая эскадрилья АК "Гензан" (G3M2) сбросила 8 торпед
>по PoW, попав одной (возможно, двумя) торпедами в р-не 289
>шпангоута и одной в р-не 206го - обе в левый борт. Вторая
>эскадрилья (G3M2), сбросив тоже 8 торпед по "Репалсу", не попала
>ни разу - отчасти из-за неправильного выбора курса ведущим, но в
>основном из-за отличной отработки расчета ГКП и личных навыков
>командира крейсера кэптена Уильяма Дж. Теннанта. Наконец, семья
>самолетов 4-й эскадрильи АК "Михоро" (G3M2)опять не попала в
>"Репалс", сбросив семь торпед. И, наконец, 26 G4M1 АК "Канойя",
>произведя распределение целей, уложила 4 торпеды в правый борт
>почти неподвижного PoW, и пять - в "Репалс", из них три - в
>кормовую часть левого борта. Итого - семь в линкор, пять - в
>крейсер, всего - 12 из 49 сброшенных, что составляет примерно
>24% - лучший результат торпедных атак с воздуха по целям в море
>за всю историю этих ударов - уже, увы, завершенную.
>В качестве открытых вопросов этого боя можно упамянуть
>потрясающее количество глупостей товарища Филиппса, настолько же
>диаметральное мастерство Теннанта и некие непонятки с мощностью
>БЗО японских торпед - гибель "Репалса" в течении 8 минут после
>первого попадания без детонаций боезапаса вызывает много
>вопросов. Вполне возможно, все же всеми тремя АК применялись
>торпеды тип 91 мод.2, содержащие по 205 кг взрывчатой смеси тип
>97, содержащей 60% тротила и 40% гексанитродифениламина, но даже
>в этом случае ТАКИЕ повреждения все равно смотрятся из ряда
>вон...
>--
>BR----> HorNet
>"

Я откопал книгу Хорикоши Д. "Зеро! Японская авиация во второй мировой войне", перевод Г. Больных. Там такая статистика. "Принца" атаковало 15 торпедоносцев. Попаданий - 10. "Рипалс" атаковало 35 торпедоносцев. Попаданий - около 18. Первая торпеда попала в "Принц" 12.14, он затонул в 13.20. Первая торпеда попала в "Рипалс" в 11.22, затонул он 12.33.

Ещё вопрос - есть точная схема маневрирования "принца" и "рипалса"? Они вообще уклонялись от торпед или даже не пытались?



От FVL1~01
К Sendemann (12.11.2004 14:10:34)
Дата 12.11.2004 22:43:53

ширина ПТЗ Рипалса

И снова здравствуйте
Де факто рассчитана на 100-110 кг тротила...

Плюс нагрузки от построек перестроек. Когад стало затапливать КО корабль был обречен и без взрыва погребов.

С уважением ФВЛ

От HorNet
К FVL1~01 (12.11.2004 22:43:53)
Дата 13.11.2004 20:31:45

Re: ширина ПТЗ...

> Плюс нагрузки от построек перестроек. Когда стало затапливать
КО корабль был обречен и без взрыва погребов.

Обречен, но обнуление метацентра за 8 минут - какими должны быть
две дырки в левом борту в корму за пределы булей? Здесь вопрос не
столько ПТЗшный, сколько водонепроницаемости поперечных
переборок - насколько я могу судить, моментального затопления
смежных отсеков, как, например, на HMS Eagle, не было. А
оверкиль, по традиции, означает наличие незатопленных помещений в
пределах цитадели, явно превышающих объем булей правого борта -
получается, что для такой картины гибели, очень похожей на кирдык
"Атаго" в Сан-Бернардино, нужно, с учетом размеров ЛКР, не менее
пяти торпед в один борт, каждая из которых обязательно пробьет
сооружения конструктивной защиты за ПТЗ - в данном случае були и
переборку; в то же время известно, что первая торпеда затоплений
в помещениях ГЭУ не вызвала. В сущности, судьбу корабля решили
торпеды со 2й по 5ю, но два из них пришлись в корму левого борта
и никак не могли привести к равномерному затоплению корабля столь
быстро. Так што вапрос аткрыт...

BR----> HorNet







От Exeter
К Sendemann (12.11.2004 14:10:34)
Дата 12.11.2004 17:59:09

Японские байки похлеще руделевских будут. Нация с развитым воображением (-)


От Вулкан
К Exeter (12.11.2004 17:59:09)
Дата 12.11.2004 18:46:44

Байки любых летчиков всегда крутые

Приветствую!
Уж сколько наши Ильмаринен топили, или немцы - Иллариес.
В этом смысле они похожи с подводниками. К любым данным следует относиться с осторожностью. Например - капитан-лейтенант (затем кап. 3-го и 2-го ранга) В.А.Тураев - командир С-12 (КБФ), С-104 (СФ).
На С-12 совершил 1 поход на Балтике (19.09 - 18.11.42)
21.10.42 - торпедировал войсковой транспорт «Sabine Howaldt» (5956 брт). Несмотря на тяжелые повреждения ТР остался на плаву.
27.10.42 - торпедировал ТР «Malgache» (6903 брт), который через пять часов букси-ровки сел на грунт у входа в аванпорт Либавы. Транспорт был поднят и отремонтирован.
Естественно, Тураев доложил, что потопил их. И это впечатление наверное было бы у любого подводника.
С уважением, Вулкан

От FVL1~01
К Вулкан (12.11.2004 18:46:44)
Дата 12.11.2004 22:46:55

К немецким данным подводников то же надо относиться аккуратнее

И снова здравствуйте
а самым непотопляемыми стоит наверное признать некоторые япоснские танкеры, которых по 3 раза "топили" американские подводники. Вот бывшший "авианосец" Ноторо хорош - три атаки ПЛ пережил


С уважением ФВЛ

От Banzay
К Sendemann (12.11.2004 14:10:34)
Дата 12.11.2004 14:14:56

Хорикоши надо губозакаточнуюмашинку прикупить было....

Приветствую!

>Я откопал книгу Хорикоши Д. "Зеро! Японская авиация во второй мировой войне", перевод Г. Больных. Там такая статистика. "Принца" атаковало 15 торпедоносцев. Попаданий - 10. "Рипалс" атаковало 35 торпедоносцев. Попаданий - около 18. Первая торпеда попала в "Принц" 12.14, он затонул в 13.20. Первая торпеда попала в "Рипалс" в 11.22, затонул он 12.33.

>Ещё вопрос - есть точная схема маневрирования "принца" и "рипалса"? Они вообще уклонялись от торпед или даже не пытались?
**************************************
18 попаданий? Щаз... Точной схемы нет по причине отсутвия в живых командования обоих кораблей. Уклонится сумел только "Рипалз" и то не от всех.


От Sendemann
К Banzay (12.11.2004 14:14:56)
Дата 12.11.2004 14:20:46

Ваш источник? (-)


От Banzay
К Sendemann (12.11.2004 14:20:46)
Дата 12.11.2004 17:33:55

http://www.wunderwaffe.narod.ru/Magazine/MK/2004_09/05.htm

250-кг бомба пробила отверстие диаметром 15 дюймов в левом ан­гаре и взорвалась на броневой палубе, разрушив помещение кают-ком­пании морских пехотинцев. Палуба выдержала, и в котельном отделе­нии под ней никаких разрушений не было. Еще одна бомба упала в непосредственной близости по правому борту напротив башни «В».

Пожар, возникший в результате бомбового попадания, аварийные партии «Рипалса» взяли под контроль до начала следующей атаки. Поврежденный взрывом гидросамолет «Уолрус» столкнули за борт, по­скольку его заполненные бензином баки могли в любой момент стать причиной нового пожара.

Вторая атака началась примерно через 20 минут после первой, в 11.44 —11.46. На этот раз японские самолеты разделились и практи­чески атаковали оба корабля. На «Рипалсе» шло восемь или девять машин, в которых с мостика быстро опознали торпедоносцы. Вода в Южно-Китайском море совершенно прозрачная, и следы торпед были четко видны. Умелое маневрирование помогло «Рипалсу» уклониться от всех нацеленных на него «угрей». Кэптен Теннант применил стан­дартную тактику, стараясь выйти на курс, параллельный торпедам, и пройти между ними. В своем отчете Адмиралтейству кэптен особо под­черкивал спокойствие, царившее на мостике во время атаки, и хлад­нокровие, с которым докладывалось о приближении все новых торпед.

Флагману повезло меньше. Его атаковали девять торпедоносцев. Линкор начал поворачивать влево, чтобы пройти между следами тор­пед, но сделал это слишком поздно. Одна из торпед попала в левый борт «Принс оф Уэлса» между 133-мм башнями. Крен достаточно быст­ро достиг 13°, а скорость снизилась до 15 узлов. Рулевое управление и оба вала левого борта оказались сильно повреждены и вышли из строя.

В ходе второй атаки англичане сделали неприятное открытие — япон­цы сбрасывали торпеды с высоты от 90 до 120 м, вместо того чтобы снижаться к самой воде, как это делали сами англичане и итальянцы.

Прошло уже почти 45 минут после начала атаки, однако с «Принс оф Уэлса» так и не была отправлена радиограмма с просьбой о помо­щи. Филлипс даже не удосужился сообщить, что эскадра атакована японскими самолетами. Кэптен Теннант предположил, что этому по­мешала какая-то неисправность на борту «Принс оф Уэлса», поэтому в 11.50 «Рипалс» сам отправил радиограмму, которая была получена в Сингапуре десять минут спустя. Королевские ВВС немедленно под­няли в воздух эскадрилью истребителей, которая полетела к Куантану. Однако было уже слишком поздно.

В 11.58 началась новая, третья по счету атака. На этот раз она была направлена против «Рипалса». Несколько бомбардировщиков в плот­ном строю сбросили свои бомбы с высоты 3000 м. Как и в ходе первой атаки, японские летчики продемонстрировали отменную точность. Две бомбы легли в непосредственной близости от борта «Рипалса», но по­вреждений не нанесли.

Теннант видел, что флагман оказался в крайне тяжелом положе­нии, так как на мачте линкора взвился сигнал: «Не могу управляться». Корабль не ответил и на повторный вызов «Рипалса», поэтому стало ясно, что он в критическом состоянии. «Рипалс» снизил скорость до 20 узлов, чтобы не отрываться от флагмана.

В 12.22 началась четвертая атака, в которой опять участвовали тор­педоносцы. Они появились с носовых курсовых углов правого борта. На расстоянии трех миль от «Рипалса» самолеты разделились на две груп­пы. Теннант посчитал, что правая группа из трех машин первой сбросит свои торпеды, и сам начал поворачивать направо, чтобы его корабль представлял для торпед наименьшую цель. Левая группа из шести са­молетов тем временем продолжала лететь по направлению к «Принс оф Уэлсу», находящемуся в этот момент по левому борту линейного крейсера. Пролетая мимо левого борта «Рипалса», несколько самоле­тов внезапно повернули на него и с дистанции примерно 2000 ярдов сбросили свои торпеды. Линейный крейсер в этот момент выполнял маневр уклонения от торпед, сброшенных ранее, и не имел никаких шансов избежать попадания. «Рипалсу» еще повезло, и дело ограничи­лось всего одним попаданием в левый борт за второй дымовой трубой. Благодаря хорошей видимости и прозрачности воды, за ходом торпеды, попавшей в «Рипалс», с мостика наблюдали по меньшей мере в тече­ние минуты, но сделать что-либо уже не могли. Взрыв сильно встряхнул корабль, однако повреждения были довольно быстро локализованы, и «Рипалс» снова дал 25 узлов. Все орудия продолжали вести огонь.

На «Принс оф Уэлсе» дела обстояли гораздо хуже. Корабль уже имел тяжелые повреждения, и большая часть зенитной артиллерии вышла из строя. Во время четвертой атаки в него попали еще три тор­педы — все в правый борт. Флагман выдержал этот страшный удар, но его скорость снизилась до 8 узлов.

До первого попадания «Рипалс» уклонился по крайней мере от 19 торпед. Пока линейный крейсер оставался цел благодаря искусству капитана и невероятной маневренности корабля, однако это не могло продолжаться бесконечно. Прибыла новая волна бомбардировщиков, и на сей раз они просто задавили числом.

Последняя для «Рипалса» атака началась в 12.25. Девять торпедо­носцев зашли с разных направлений, и в течение одной-двух минут ко­рабль получил сразу четыре попадания. Первая торпеда угодила в ле­вый борт, напротив кормовой башни главного калибра. От сотрясения корпуса заклинило руль, и корабль потерял управление. За первым по­паданием последовало еще три: два в левый борт (первое — в корму от башни «Y», второе — в районе машинного отделения) и одно — в пра­вый (в районе котельного отделения «Е»).

Линейный крейсер не проектировался в расчете на подобные по­вреждения. Он быстро получил сильный крен, и капитан 1 ранга Тен­нант приказал команде покинуть корабль. Вот как он описывал послед­ние минуты своего корабля в отчете Адмиралтейству: «Рулевое управление отказало, и корабль начал, шатаясь, беспорядочно вилять на курсе, не способный увернуться от новых ударов. Третий, четвер­тый и пятый взрывы громыхнули у борта линейного крейсера, и матро­сы хлынули на палубу. Корабль начал медленно переворачиваться, одновременно погружаясь. Его мелкие орудия продолжали стрелять, пока он не скрылся под водой.... Когда корабль получил крен в 30° на левый борт, я поглядел через поручни мостика и увидел старшего по­мощника и две или три сотни матросов, собравшихся на правом бор­ту. Не было заметно ни малейших следов паники или неповиновения. Я с мостика сказал им, что они хорошо дрались, и пожелал удачи. Крен корабля постепенно увеличился до 60°, потом — до 70°. В 12.23 он, наконец перевернулся».

Несмотря на то, что корабль тонул очень быстро и скрылся под водой менее чем за восемь минут после первого попадания, вовре­мя отданная Теннантом команда «Покинуть корабль» спасла боль­шинство личного состава. Эсминцы «Вампир» и «Электра» незамед­лительно подошли к месту гибели «Рипалса» и приступили к спасе­нию экипажа.

«Рипалс» затонул в точке с координатами 3°45' с.ш. и 104°24' в.д. Вместе с ним на дно ушли 427 офицеров и матросов из 1309 чело­век экипажа.

В своем рапорте Адмиралтейству, посвященном обстоятельствам ги­бели «Рипалса», кэптен Теннант привел ряд интересных подробностей. Так, из-за грохота 102-мм артустановок произошел один или два слу­чая задержки передачи команд рулевому. Теннант подчеркнул, что за­держки не превышали полуминуты и не могли послужить причиной по­падания торпеды.

По оценке кэптена, было сбито четыре или пять самолетов (фак­тически три, причем на долю «Ринауна» пришлись два). В рапорте подчеркивалось, что все атаки авиации проводились противником с большим мастерством и полным пренебрежением к смерти. По утверждению Теннанта, он заметил всего один торпедоносец, пилот которого сбросил торпеду в двух милях от корабля, остальные сбли­жались с целью до 1000 — 2000 ярдов. Столь малая дистанция осложняла уклонение, несмотря на прозрачную воду. Несколько об­легчало обнаружение идущих на корабль торпед то, что они оказа­лись установлены на малую глубину хода. Единственное «глубокое» попадание «Рипалс» получил в правый борт под боковой киль. Ско­рее всего, корабль получил его последним, когда уже имел крен на противоположный борт.

Еще одна интересная подробность в рапорте касалась «Принс оф Уэлса». Описывая первое торпедное попадание во флагман, Теннант подчеркнул то обстоятельство, что столб воды, поднятый при взры­ве, значительно превосходил фонтаны у борта «Рипалса», когда по­зднее и в него попадали торпеды. Косвенно это подтверждает вер­сию о том, что в «Принс оф Уэлс» в ходе атаки попала не одна, а две торпеды, с небольшим интервалом.

«Принс оф Уэлс» ненадолго пережил своего боевого товарища. В 12.46 последовала последняя, шестая по счету атака японской авиа­ции, в которой приняли участие девять бомбардировщиков. Им удалось добиться одного прямого попадания и двух близких разрывов, которые, впрочем, ничего не решали — линкор медленно тонул, и его корма уже скрылась под водой. Тем не менее «Принс оф Уэлс» еще некоторое вре­мя сохранял 6-узловый ход. В 13.05 к его правому борту подошел эсми­нец «Экспресс» и начал снимать экипаж. В 13.20 линкор опрокинулся через левый борт, чуть не покалечив «Экспресс» своим бортовым ки­лем и затонул в точке с координатами 3°36' с.ш. и 104°28' в.д.

Уже после того как «Принс оф Уэлс» скрылся под водой, над мес­том трагедии появились шесть истребителей «Буффало», но к этому времени японские бомбардировщики последней волны уже улетели.

Эсминцы со спасенными членами команд «Рипалса» и «Принс оф Уэлса» пришли в Сингапур между 23.10 и 24.00 10 декабря.

От Sendemann
К Banzay (12.11.2004 17:33:55)
Дата 13.11.2004 20:34:36

а источник источника? (-)