Но толку от ежедневных штурмов не было, и от 16 гвсд осталось "127 активных штыков".
Скорее всего имеются ввиду пехотные подразделения, те кто непосредственно ведет штурм, но есть еще артиллерия, тыловые службы, штаб.
>Но вот 17.8.42 командир 16 гвсд С.А.Князьков заболел (дальнейшая судьба его покрыта мраком, куда он делся я не выяснил, наверное пошел на повышение). Вместо него назначили полковника Петра Григорьевича Шафранова. Который лично разведал, что за месяц боев болота вокруг высоты пересохли и разработал план скрытого обхода высоты и атаки ее с юга.
>Вот два командира дивизии, Князьков и Шафранов. Солдаты у обоих одни и те же. А потери разные. И результат тоже. Один - месяц костьми поле выстилал, другой - решил задачу за четыре дня относительно малой кровью. Так что "популярное обьяснение" волей-неволей напрашивается само: "дед бил-бил, не разбил, а мышка пробежала, хвостиком махнула...". Можно было бы решать ту задачу БЕЗ месячного лобового штурма? Можно ж и так сказать, что штурм подготавливал эффектный "ход конем" в конце драмы. И все жертвы были, типа, не напрасны.
Несовсем так - согласно книге посвященной боевому пути 16 ГСД написанной ее ветеранами (причем совпадение один из основных авторов Н.Белов) Шафранову сильно помогли разведчики. Почему разведка не сработала раньше - вопрос.
"Полковник Шафранов разработал план взятия села Полунино. Он был прост, но в то же время серьезно обоснован. До этого все атаки на оборону противника в районе Полунино велись только с севера. Это направление считалось единственно доступным для атакующей пехоты и танков, так как с запада село окружало болото, которое на топографической карте было помечено как непроходимое. Однако вездесущие разведчики побывали там. Когда они притащили языка, Шафранов спросил их:
-Как пробрались в Полунино?
-Болотом, товарищ полковник.
-Но ведь оно непроходимое?
-Пройти можно,-ответили разведчики трудно, но можно.
Шафранов сам пошел разведать, проходимо ли болото. Взял с собой командиров полков и батальонов и шестерых солдат. Они должны были ознакомиться с маршрутами, по которым поведут потом стрелковые роты. Болото, как болото. Вода, грязь, но топких мест не обнаружили, Мало того, оказалось и конные упряжки 45 мм орудий могут здесь пройти. Видимо, с течением времени непроходимое болото подсохло и затянулось травой и грунтом так, что даже затяжные дожди не смогли превратить его в трясину. За несколько дней затяжных боев под Полуниным противник привык, что все атаки на его оборону ведуться с севера. Поэтому Шафранов и приказал провести обычную артиллерийскую подготовку командирам 35 танковой бригады и 46 гвардейского стрелкового полка обозначить атаку в этом направлении, 43 и 49 гвардейские стрелковые полки должны были ударить в обход через болото".
Кстати, вы проявляли озабоченность судьбой комдива Князькова, в книге есть его фотография в форме нового образца с погонами, так что в 1943г., как минимум, он был жив.
>>Но толку от ежедневных штурмов не было, и от 16 гвсд осталось "127 активных штыков".
>Скорее всего имеются ввиду пехотные подразделения, те кто непосредственно ведет штурм, но есть еще артиллерия, тыловые службы, штаб.
Вы правы. Вот думаю, что Князьков заболел, чтобы не попасть начальству под горячую руку и не стать 128-м "активным штыком".
Но рад за него, хоть он уцелел.
>Не совсем так - согласно книге посвященной боевому пути 16 ГСД написанной ее ветеранами (причем совпадение один из основных авторов Н.Белов) Шафранову сильно помогли разведчики. Почему разведка не сработала раньше - вопрос....
Шафранов спросил их:
-Как пробрались в Полунино?
Видимо, раньше разведчиков никто и не спрашивал - по каких болотам они лазают.
За мемуары спасибо, интересно.
>... так как с запада село окружало болото, которое на топографической карте было помечено как непроходимое.
Вообще-то болото и на топокартах и на картах боевых действий было к востоку от Полунина.
> Однако вездесущие разведчики побывали там.
Несмотря на общее грустные впечатления о ведении разведки под Ржевом я и слышал и читал много удивительных историй о наших разведчиках. Скажем, недавно в "Ржевской правде" были опубликованы дневники жителя, погибшего во Ржеве в 1942 г. Там упомянуто, как осенью 42, в ходе уличных боев во Ржеве, по ночным улицам проходили советские разведгруппы и разведчики успокаивали жителей, что скоро их освободят. И это в оккупированном городе в сотнях метров от передовой!
(О советских разведчиках в немецком тылу под Ржевом упоминал и А.Лисенков, за цитирование воспоминаний которого меня уже отключали :(