От Несцерка
К All
Дата 16.09.2004 06:42:01
Рубрики WWII; Танки;

Т-34 в блокадном Ленинграде

Что за странная броня на нём - мелкими листами? Местное производство "из того, что было"?

Блокадный Ленинград

Лiтва! Бацькоускi край, ты як здароўе тое: Не ценiм, маючы, а страцiм залатое

От UFO
К Несцерка (16.09.2004 06:42:01)
Дата 20.09.2004 12:31:02

У меня есть это фото в пристойном виде. Дома гляну. Тут не разобрать адреса.

Приветствую Вас!

>Что за странная броня на нём - мелкими листами? Местное производство "из того, что было"?

Экранировка. В Питере экранировали все - от Т-26 до КВ.

С уважением, UFO.

От Дмитрий Шумаков
К UFO (20.09.2004 12:31:02)
Дата 20.09.2004 14:01:22

Re: У меня...

>Приветствую Вас!

>Экранировка. В Питере экранировали все - от Т-26 до КВ.

Про Т-26 – не в курсе, когда и сколько.
Экранирование КВ проводилось в июне-июле после чего было признано избыточным, и от него отказались. Примечательно, что скорее всего на 27 заводе и проводилось, ибо по ЛКЗ цифр выпуска экранированных машин нет. Впрочем, ремонтироваться они могли в течение всего периода обороны города.

По Т-34 вот что вырисовывается (И.Желтов, Неизвестный Т-34)
«Мероприятия по улучшению защищенности танка Т-34 в годы войны сводились, главным образом, к наращиванию толщины отдельных броневых деталей, применению дополнительного бронирования (экранирования) и совершенствованию технологии производства корпуса и башни. Прежде всего, это было связано с тем, что конструкция броневой защиты танка Т-34 с большим трудом поддавалась изменениям даже при проведении глубокой модернизации.
Работы по усилению броневой защиты танка Т-34 начались еще весной 1941 г. На основе опыта боевых действий в Финляндии и предположений военного руководства о том, что у вероятных противников возможно наличие танковой и противотанковой артиллерии крупного калибра, способной поражать новые отечественные танки, 5 мая 1941 г. было принято постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1216-502, согласно которому заводы № 183 и СТЗ были обязаны производить экранирование танков Т-34, как непосредственно при производстве, так и в войсках.
Чертежи экранирования танка Т-34 к июлю 1941 г. были разработаны и запущены в производство. Два первых экранированных танка Т-34 были изготовлены в июле 1941 г. Ввод экранировки в серию был намечен на август того же года, причем, в 1941 г. предполагалось на 500 танках Т-34 произвести дополнительную защиту корпусов и башен. Экранированию должны были подвергаться как танки с катаной сварной, так и с литой башней. С началом войны решение об экранировании танков было отменено.

Однако, поскольку в конце 1941 г. немцы стали применять против наших танков зенитную артиллерию калибра 88 мм и 50-мм противотанковые пушки, вновь было принято решение об экранировании корпусов и башен танка Т-34. Для корпуса с носовыми листами толщиной 45 мм вводилась экранировка толщиной 15 мм. Подбашенный лист толщиной 20 мм с целью унификации был сохранен. Литая башня изготавливалась с толщиной бортов 60 мм.
На основании постановления ГКО от 14 января 1942 г. на полигоне завода "Красный Октябрь" завод № 264 провел испытания двух вариантов экранировки носа корпуса. Вопрос о замене носовой детали толщиной 45 мм на 60 мм зависел от возможностей завода "Красный Октябрь", который в то время еще не мог катать верхний носовой лист такой толщины.
Вариант экранировки лобовой части танка Т-34 был параллельно разработан и на заводе № 112. Как уже отмечалось ранее, постановлением ГКО № 1333 от 23 февраля 1942 г. экранировка лобовой части танка Т-34 была отменена.
К экранированию танка Т-34 вновь вернулись в августе 1942 г., когда немцы применили против отечественных танков подкалиберные и кумулятивные снаряды. На заводе № 112 работы по экранированию были развернуты в сентябре того же года под руководством начальника конструкторского отдела В.В.Крылова.»

В тему, оттуда же,
«В декабре 1941г. немцы применили под Москвой последнюю, только что разработанную модификацию среднего танка T-IIIJ, вооруженного 50-мм длинноствольной пушкой, бронебойный снаряд которой на дистанции 500 м пробивал 59-мм броню, расположенную под углом 60 градусов к вертикали. Тогда с фронта стали поступать тревожные известия о том, что лобовая броня танка Т-34 стала пробиваться огнем пушек этих танков. 25 декабря 1941 г. на заседании ГКО было принято постановление № 1062 о производстве танка Т-34 с лобовой броней толщиной 60 мм, начиная с 15 февраля 1942 г.
На первом этапе до освоения металлургическими заводами производства брони толщиной 60 мм танковые заводы должны были начать экранировку лобовых частей корпуса и башни танка дополнительными 15-мм бронелистами. Первые танки Т-34 с усиленным бронированием надлежало выпустить уже к 15 января 1942 г. КБ завода № 183, получив правительственное задание, решило не позднее 20 января 1942 г. начать производство литой башни с толщиной стенок 60 мм, а с 1 февраля 1942 г. завод должен был полностью перейти и на производство экранированных бронекорпусов. Но в связи с большими трудностями, возникшими при изготовлении броневых листов толщиной 60 мм и крайне редким применением немцами 50-мм бронебойных и бронебойно-подкалиберных снарядов, ГКО постановлением № 1333 от 23 февраля 1942 г. отменил усиление броневой защиты лобовой части танка Т-34. Завод № 183, израсходовав задел экранированных бронекорпусов, в начале марта 1942 г. прекратил производство танков Т-34 с усиленным бронированием.
На СТЗ работы по усилению броневой защиты "тридцатьчетверки" были начаты в первых числах 1942 г. Уже 14 января на полигоне завода "Красный Октябрь", изготавливавшего броневые листы, представителями завода № 264 были проведены успешные испытания двух вариантов дополнительно бронирования

До 23 февраля 1942 г. (т.е. до момента отмены постановления ГКО об экранировке) на СТЗ было выпущено около 200 танков Т-34 с усиленной броневои защитой.
На заводе "Красное Сормово" первая экранированная башня была изготовлена 21 февраля 1942 г. Четырьмя днями позже - 25 февраля был изготовлен и первый усиленный корпус. Всего же на заводе № 112 было изготовлено 80 экранированных корпусов и 109 башен. Кроме того, к 1 марта 1942 г. на заводе № 112 было отлито 8 башен с утолщенными до 75 мм стенками. Эти башни в начале марта были установлены на серийные танки Т-34»

До кучи, вот чего нашдлось в архиве,
«2. Дополнительному бронированию по приказу НКТП подвергались АБСОЛЮТНО ВСЕ танки Т-34, несшие мотор М-17 и выпускавшиеся ВСЕМИ танковыми заводами. Толщина доп. бронирования не менее 15 мм.
3. Дополнительно бронировались также танки, имеющие повреждения лобового листа, препятствующие их боевой службе (трещины, вырывы, многочисленные отверстия и т.д.)
4. Дополнительно бронировались в 1942 - начале 1943 г. ОГНЕМЕТНЫЕ танки Т-34, или из подразделения поддержки огнеметных танков.»

http://vif2ne.ru/nvk/forum/2/archive/31/31573.htm
Таким образом, собственно, с чего я и начал, что там за машина, и как она в Ленинград попала, вот, к примеру, аналогичное фото, но это никак не октябрь 1941г.




С уважением, Дмитрий

От Banzay
К Дмитрий Шумаков (20.09.2004 14:01:22)
Дата 20.09.2004 14:20:08

Кратенько....

Приветствую!

Про Т-26 допбронированны фффсе... брони в Питере как рязи ... с рабочей силой и сваркой проблем нет есть даже упоминании об установке на трофейные виккерсы допброни...

Про КВ тут вопросов нет есть инструкция ЛКЗ об установке доп плит и технологическая карта ЛКЗ об установке допбронирования.

Про Т34 тут все таки мне кажется это танкоремонтный завод. все фотографии Т34 поступающих на ЛФ без допброни в частности снимки перегоа Т34 через ладогу они там все голые..

От Дмитрий Шумаков
К Banzay (20.09.2004 14:20:08)
Дата 20.09.2004 14:34:19

Re: Кратенько....

>Приветствую!

>Про Т-26 допбронированны фффсе... брони в Питере как рязи ... с рабочей силой и сваркой проблем нет есть даже упоминании об установке на трофейные виккерсы допброни...

Спору нет, было их много, ремонтировались постоянно.

>Про КВ тут вопросов нет есть инструкция ЛКЗ об установке доп плит и технологическая карта ЛКЗ об установке допбронирования.

Это все есть. Нет цифры выпуска. С того когда-то версия и родилась, что регламент по доп. экранированию на ремзавод передали.

>Про Т34 тут все таки мне кажется это танкоремонтный завод. все фотографии Т34 поступающих на ЛФ без допброни в частности снимки перегоа Т34 через ладогу они там все голые..

Вот с этого момента поподробней можно, в смысле - на фото бы глянуть. Да и появление в городе танков с шипо-пазными корпусами ранее января 42г. ИМХО как-то маловероятно.

С уважением, Дмитрий

От Banzay
К Несцерка (16.09.2004 06:42:01)
Дата 16.09.2004 09:30:00

Питер Московский пр. Вид на центр города...

Приветсвую!

Слева ворота молокозавода... За следующей барикадой справа Фрунзенский универмаг... ИМХО...

От Николай Поникаров
К Banzay (16.09.2004 09:30:00)
Дата 20.09.2004 09:05:18

Тогда Обводного канала не видно. Черная полоса на него непохожа (-)


От Banzay
К Николай Поникаров (20.09.2004 09:05:18)
Дата 20.09.2004 09:16:47

Так это.. блин предмостное укрепление не помню как по научному... мост за ним... (-)


От Евгений Путилов
К Banzay (20.09.2004 09:16:47)
Дата 20.09.2004 15:27:11

Тэд-депон (с французского, могу ошибиться в написании). (-)


От Андю
К Евгений Путилов (20.09.2004 15:27:11)
Дата 20.09.2004 15:38:10

tete de pont [тэт (голова) дэ пон (мост)] -- плацдарм, предмостное укрепление. (-)


От Андрей Диков
К Banzay (16.09.2004 09:30:00)
Дата 16.09.2004 14:08:32

Re: Питер Московский

День добрый!
>Приветсвую!

>Слева ворота молокозавода... За следующей барикадой справа Фрунзенский универмаг... ИМХО...

Думаю, что нет.

Имхо это снимок в районе Электросилы в направлении от центра города - на юг. Примерно с места современного жд-моста на уровне "Максидома" и заправки "Несте". Дальше впереди - Благодатная. Слева - сейчас станция метро.


С уважением, Андрей

От Олег...
К Banzay (16.09.2004 09:30:00)
Дата 16.09.2004 13:32:37

А откуда снимали?...

Дорогие товарищи, друзья!

Точка сьемки интересная...

http://www.fortification.ru/

От Arcticfox
К Олег... (16.09.2004 13:32:37)
Дата 16.09.2004 13:35:13

Видимо, с ж/д моста (-)


От БорисК
К Несцерка (16.09.2004 06:42:01)
Дата 16.09.2004 07:11:11

Re: Т-34 в...

>Что за странная броня на нём - мелкими листами? Местное производство "из того, что было"?

Это Т-34, экранированные дополнительными броневыми листами поверх основной брони.

См. "Неизвестный Т-34" стр. 74.

А это точно Ленинград?

С уважением, БорисК

От Дмитрий Шумаков
К БорисК (16.09.2004 07:11:11)
Дата 16.09.2004 10:09:31

Вопрос интересный (+)

>>Что за странная броня на нём - мелкими листами? Местное производство "из того, что было"?

Маловероятно, что это "местное творчество" 27 завода. Практика доп.бронировки Т-34 окончилась в 42г.

>Это Т-34, экранированные дополнительными броневыми листами поверх основной брони.

К сожалению исходное фото мутновато, посему трудно сказать однозначно.
Процентов 20 за то, что изначально это Т-34 выпуска СТЗ ноября-декабря 1941г., т.е. произведен после начала блокады Ленинграда.
Процентов 80, что это прозводство 112 завода (начало 1942г), там же и экранированное, в порядке апгрэйда машин с М-17.

>А это точно Ленинград?

Похоже на то. Скорее всего фото сделано году в 44м.

От Николай Поникаров
К Дмитрий Шумаков (16.09.2004 10:09:31)
Дата 20.09.2004 09:04:22

Никак не 44 - много народу, женщины, дети! (-)


От Дмитрий Шумаков
К Николай Поникаров (20.09.2004 09:04:22)
Дата 20.09.2004 11:07:19

Т.е. в 1944г ни женщин, ни детей в городе не было? (+)

Кстати, видно смутно, но кабы не в погонах военный на рельсах стоит.
Опять же, приказ о переходе на зимнюю форму обычно с первого октября, а он еще в картузе.

С уважением, Дмитрий

От Николай Поникаров
К Дмитрий Шумаков (20.09.2004 11:07:19)
Дата 20.09.2004 13:08:06

Насчет женщин я сгоряча написал, а детей практически не было

День добрый.

К октябрю 1941 в Ленинграде было 3.3 млн жителей (несколько больше, чем до войны). К концу 1943 - около 600 тыс (3/4 - женщины). С начала 1944 население стало увеличиваться за счет частичной реэвакуации и приезда специалистов и к концу 1944 достигает ~1 млн. Соотношение мужчины-женщины несколько выравнивается. Массовая реэвакуация детей началась только в 1945.

В общем, по-моему, кадр снят до голодной зимы 1941-42 и до эвакуации блокадников.

С уважением, Николай.

P.S. Трамвай не ходил с ноября или декабря 41 по март 42, так что по определению даты не поможет.

От Дмитрий Шумаков
К Николай Поникаров (20.09.2004 13:08:06)
Дата 20.09.2004 14:12:32

Re: Насчет женщин...

>В общем, по-моему, кадр снят до голодной зимы 1941-42 и до эвакуации блокадников.
>Трамвай не ходил с ноября или декабря 41 по март 42, так что по определению даты не поможет.

Ну почему же, фото могло быть сделано в любой незимний месяц после марта 42г. Да и появление в деблокированном городе детей из порушенных пригородов - ИМХО не такое уж невероятное событие.



С уважением, Дмитрий

От Banzay
К Дмитрий Шумаков (16.09.2004 10:09:31)
Дата 16.09.2004 10:14:03

В Питере это фото датировано октябрем-ноябрем 1941 года... (-)


От Дмитрий Шумаков
К Banzay (16.09.2004 10:14:03)
Дата 16.09.2004 12:41:35

Знаю. Я ж сказал, вопрос интересный (+)

Начало блокады Ленинграда ЕМНИП датируется 8 сентября 1941г.
Шипопазное соединение на СТЗ реально пошло в ноябре 1941г., а в Кр.Сормово в это время только готовили выпуск.
С того вопрос - когда и откуда мог этот танк взяться в блокированном городе, или фото сделано было несколько позже?

С уважением, Дмитрий

От Banzay
К Дмитрий Шумаков (16.09.2004 12:41:35)
Дата 16.09.2004 12:54:27

Вопрос стремный согласен...поставки танков в Питер были такие...

Приветсвую!

Сентябрь-октябрь 1941 на ст.Кобона 75 танков Т26 с Дальнего востока.
Декабрь 1941 года 50 КВ-1 из Питера на ст.Кобона.
Январь 1942 около 50 танков Т-34 в Питер.
.....
Ноябрь 1942 около 150 танков Т-60 и Т-70...

От Дмитрий Шумаков
К Banzay (16.09.2004 12:54:27)
Дата 16.09.2004 14:06:47

Возможно, оно и есть разгадка (+)

>Январь 1942 около 50 танков Т-34 в Питер.

По декабрю 41 112 з-д собрал 83 машины, да по январю 145, вполне возможно, что эта одна из них по Ладоге просочилась.

Так что фото может быть и октябрем 1942, а то и маем, мож те же трамваи чего подскажут, вам в Питере там на местах виднее...
Но на 1941г. оно не похоже.
С уважением, Дмитрий

От Тезка
К Banzay (16.09.2004 12:54:27)
Дата 16.09.2004 13:27:16

Re: Вопрос стремный согласен...

Привет

>Декабрь 1941 года 50 КВ-1 из Питера на ст.Кобона.
>Январь 1942 около 50 танков Т-34 в Питер.

Была такая книжка "Скворцы перелетают Ладогу" про то как танки по льду перегоняли.

С уважением

От Исаев Алексей
К Тезка (16.09.2004 13:27:16)
Дата 16.09.2004 15:26:23

А их не в обратную сторону гоняли?

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Вроде наоборот с Ленфронта на большую землю КВ перегоняли в связи со стабилизацией фронта.

С уважением, Алексей Исаев

От Тезка
К Исаев Алексей (16.09.2004 15:26:23)
Дата 16.09.2004 15:32:13

В обе стороны гоняли. (-)