От А.Никольский
К All
Дата 17.09.2004 00:50:05
Рубрики Прочее; Политек;

Никто не слыхал про разработку атомовоза для жел.дорог в СССР в 60-е гг???

Говорят, на волне модных тогда идей атомных подлодок, самолетов, судов и т.д. в СССР разрабатывался атомовоз для жележной дороги, причем предполагалось сделать колею для него в 4 метра, и якобы использовались немецкие наработки времен войны (была у фюлера мечта построить ж.-д. Берлин-Крым шириной колеи в три метра)? В архив МПС обращались, но следов не нашли, что не значит, что там ничего нет - никто не знает, где искать такое.
С уважением, А.Никольский

От Сергей Зыков
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 19.09.2004 05:26:58

Re: Никто не...


может отсюда звон пошел? от амского популяризатора
Наткнулся сейчас у Соколова

http://www.conservator.ru/lib/msokol/2000/094.shtml

В основном же былые и прежние придумки благополучно сосуществуют. По своему футурологическому пафосу Тоффлер-Щедровицкий чем-то напоминают то ли Жюль Верна, то ли некоторого американского популяризатора атомной энергетики, предположившего (дело было в середине 50-х), что вскорости на железной дороге появятся атомные локомотивы, а самолеты станут оснащаться ядерными двигателями.

От Андрей
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 23:17:03

Была такая книжка.

>Говорят, на волне модных тогда идей атомных подлодок, самолетов, судов и т.д. в СССР разрабатывался атомовоз для жележной дороги, причем предполагалось сделать колею для него в 4 метра, и якобы использовались немецкие наработки времен войны (была у фюлера мечта построить ж.-д. Берлин-Крым шириной колеи в три метра)? В архив МПС обращались, но следов не нашли, что не значит, что там ничего нет - никто не знает, где искать такое.

"По ком звонит колокол" ЕМНИП, авторы какие-то японцы, книга рассказвает о военном и мирном применении ядерной энергии. Рассказывалось и про историю исследования радиоактивности, и про Хиросиму с Нагасаки, и про подобные проекты поездов, самолетов и кораблей.

>С уважением, А.Никольский
С уважением

От Андрей
К Андрей (17.09.2004 23:17:03)
Дата 18.09.2004 01:49:28

Вот нашел.

Память меня подвела.:)

Книга называется "Радиация - угроза и надежда", авторы Ю.Тельдеши, М. Кенда. Издательство "Мир", Москва, 1979 г.

Собственно про атомные поезда написано немного, и написано об атомных поездах ВООБЩЕ, никакой конкретики, кроме того, что ширину колеи возможно придется увеличить до 4,5 м.

Пишется что из-за относительно больших габаритов биологической защиты реактора, и соответственно больших размеров самого локомотива, создание таких поездов дело всетаки будущего.

Кстати про атомные самолеты написано невпример больше.

Если надо могу картинку сосканировать.

С уважением

От Warrior Frog
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 19:15:03

Проблемы построить небыло (+)

Здравствуйте, Алл

Была ведь передвижная атомнаы эл.станция на шасси из 3х Т10. Тут на форуме даже ее фото помещали. По массогабариту вполне влезла бы в размер сцепки из 2х тепловозов. Проблема была в переменном режиме работы. На подьем - реактор разгонять, на спуск или остановка - тормозить. Не предназначены реакторы для такиз знакопеременных нагрузок. Им лучше бы постоянную.



>С уважением, А.Никольский
Александр

От bankir
К Warrior Frog (17.09.2004 19:15:03)
Дата 17.09.2004 19:23:07

Ре: Проблемы построить...

>Здравствуйте, Алл

> Проблема была в переменном режиме работы. На подьем - реактор разгонять, на спуск или остановка - тормозить. Не предназначены реакторы для такиз знакопеременных нагрузок. Им лучше бы постоянную.

...так же как и любой дизель - проблемы успешно решались и решаются в электрической части любого тепловоза...

**********************************************************
Впрочем об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником (С)

От СанитарЖеня
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 16:54:02

Атомовоз для железной дороги называется электровоз.

>Говорят, на волне модных тогда идей атомных подлодок, самолетов, судов и т.д. в СССР разрабатывался атомовоз для жележной дороги, причем предполагалось сделать колею для него в 4 метра, и якобы использовались немецкие наработки времен войны (была у фюлера мечта построить ж.-д. Берлин-Крым шириной колеи в три метра)? В архив МПС обращались, но следов не нашли, что не значит, что там ничего нет - никто не знает, где искать такое.

Электрификация Ж/Д (и строительство в том числе АЭС) всяко дешевле обеспечения безопасности малых реакторов.
Есть ситуации, когда автономность принципиальна (ПЛ, как проект - самолеты), а здесь - нет.
Были популярные статьи. Не более.

От Герцог с ~~Бофорсом~~
К СанитарЖеня (17.09.2004 16:54:02)
Дата 18.09.2004 02:14:23

Re: Атомовоз для...


>Электрификация Ж/Д (и строительство в том числе АЭС) всяко дешевле обеспечения безопасности малых реакторов.

Ну так модно это было тогда. Вон, у Азимова в "Основании" даже бытовая техника на ядерной энергии работала.

--
С уважением, Алексей Шапошников (список титулов запрашивайте отдельно)

От Константин Чиркин
К СанитарЖеня (17.09.2004 16:54:02)
Дата 17.09.2004 21:44:48

Re: А вы не думали сколько стоит электрофикация Ж/Д в масштабах страны? (-)


От Технолог Петухов
К Константин Чиркин (17.09.2004 21:44:48)
Дата 18.09.2004 08:05:35

Re: А Вы подумайте, сколько будут стоить работы по дезактивации

в случае крушения такого поезда,
сколько будут стоить работы по модернизации жд путей, что-бы выдержать атомовоз с соотв. уровнем биологической защиты....

От Константин Чиркин
К Технолог Петухов (18.09.2004 08:05:35)
Дата 18.09.2004 13:05:13

Re: А Вы заголовок ветки читали?Там вроде пишется про 50е годы

Приветствую.Так что не путайте Божий дар с яишницей.Кто тогда думал про облучения.На мой взгляд до Чернобыля,вообще не думали,что мирный атом способен причинять крупные неприятности.

От Evg
К Константин Чиркин (18.09.2004 13:05:13)
Дата 18.09.2004 14:46:34

Re: Те кому надо было - тот думал

>Приветствую.Так что не путайте Божий дар с яишницей.Кто тогда думал про облучения.На мой взгляд до Чернобыля,вообще не думали,что мирный атом способен причинять крупные неприятности.

Другой вопрос, что знали тогда относительно мало про радиационную опасность. Но в расчет принимали - однозначно.
И про неприятности от мирного атома
тоже специалисты знали.
Хотя среди "принимающих решение" эйфория конечно была.

От Андю
К Evg (18.09.2004 14:46:34)
Дата 18.09.2004 20:11:23

Не так думали. На самом деле, и TMI и злоказнённая ЧАЭС были шоком и для (+)

Приветствую !

специалистов и для руководителей ядерной отрасли практически по всему миру.

Андрей.

Соблюдать правила гигиены ещё важнее, чем правила безопасности.

От Лис
К Технолог Петухов (18.09.2004 08:05:35)
Дата 18.09.2004 10:41:07

А плюс к тому...

... строительство целой инфраструктуры по обслуживанию этих самых "атомовозов". Это же в каждом мало-мальски крупном депо пришлось бы сооружать структуру, наподобие той, что на базах АПЛ!

От Captain Africa
К Лис (18.09.2004 10:41:07)
Дата 18.09.2004 11:08:06

Не факт

>... строительство целой инфраструктуры по обслуживанию этих самых "атомовозов". Это же в каждом мало-мальски крупном депо пришлось бы сооружать структуру, наподобие той, что на базах АПЛ!

Ходовую и паровую части можно починить и в обычном депо, а для обслуживания реактора раз в пару лет можно и на завод сгонять. А вот заражение при крушении это серьезно... если не предусмотреть бронированой клетки для реактора плюс зоны контролируемого разрушения. Хотя все равно несколько таких инцидентов гарантированы.

От МиГ-31
К СанитарЖеня (17.09.2004 16:54:02)
Дата 17.09.2004 21:11:27

Re: Атомовоз для...


>Электрификация Ж/Д (и строительство в том числе АЭС) всяко дешевле обеспечения безопасности малых реакторов.
>Есть ситуации, когда автономность принципиальна (ПЛ, как проект - самолеты), а здесь - нет.
>Были популярные статьи. Не более.
Контактный провод перебивается на раз чем угодно.
Не зря к качестве моб.резерва есть дофига законсервированных паровозов. Законсервированных электровозов вы не найдете.
С уважением, МиГ-31 (тоже эсквайр).

От Pout
К СанитарЖеня (17.09.2004 16:54:02)
Дата 17.09.2004 18:37:44

тогда была дикая мода на мирный атом

помнится сюжет 1950х про "неуловимый бомбер с атомным движком" - и у нас, и у них

От CANIS AUREUS
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 12:03:49

Re: Вот он

разрабатывался в 50е для Транссиба. Туда-Сюда без запрвки.



От Тов.Рю
К CANIS AUREUS (17.09.2004 12:03:49)
Дата 17.09.2004 19:02:45

Нет, он - вот

Атомовоз


Рисунок из инет-газеты "Neviditelny pes", но там ссылка на журнал "Veda a technika" конца 50-х годов. Более того, я самолично видел этот номер журнала лет десять назад у одного знакомого чеха, который его еще в детстве выписывал и хранил до сих пор. Там была статья при мирный атом - понятно, только в СССР - и были рисунки и фотографии атомных судов, космических аппаратов, вот таких локомотивов и даже автопоездов. И были ссылки на какие-то советские книжки - ну, конечно, не помню ни слова... :-(

От bankir
К Тов.Рю (17.09.2004 19:02:45)
Дата 17.09.2004 19:42:55

Этот круче, и ездил к тому же....






********************************************************
Впрочем об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником (С)

От Vadim
К bankir (17.09.2004 19:42:55)
Дата 18.09.2004 22:29:08

Ре: Эxм...

Приветствую

Круче, значит.

Отсюда:


Классная фотография, а вот и рассказ к ней.

Материал взят из книги Давида Тироша "Ракевет аЭмек".

Ракевет аЭмек держит три !!! мировых рекорда. Один из них это рекорд скорости на узкоколейке - 100км/ч.
Как он получился?

Дело было в середине 1916 года, эскадрилья немецких ВВС распологалась рядом с Мерхавией,
для облегчения снабжения от Афулы до места дислокации эскадрильи протянули ж\д ветку.

В один из тех дней старший инженер-железнодорожник Катинка(личность известная в еврейском Иешуве),
получает приказ от объеденённого немецко-турецкого командования, что сидело в Назарете, приготовить
в короткое время несколько автомотрис(дрезин-самоходных вагонов) для использования нем. лётчиками.

Катинка попросил двигатели у управления железных дорог, но там не было, тогда Катинка обратился к
комэску нем. эскадрилии.Комэск ответил, что у него есть мотор марки Даймлер от сломаного самолёта. Мощность движка была 160 л.с. Его укрепили на плоской ж\д платформе инженер и лётчик взобрались на вагон завели двигатель
и отпустили тормоза вагона.Рекорд был поставлен.

Было сделано несколько таких вагонов-дрезин.

Остальные два рекорда:

1) Во время И мировой ощущалась острая нехватка в паровозах.
Немецкие инженера решили установить паруса на плоские платформы для перевозки солдат по линии Хайфа-Афула.
Это называлось парусный поезд(ракевет амифрас).Было только одна проблема - под парусом можно было идти только
в одну сторону.

2) Самая низкая в мире ж\д станция находилась 246м ниже уровня моря,станция "гешер Наараим" восточнее кибуца Гешер
рекорд был побит когда проложили ж.дорогу в Сдом - 400 м ниже уровня моря.

Кстати на ближайшей встрече есть шанс увидить ж\д мост частично разрушенный через Иордан с вагонами на нём.


От Vadim
К Vadim (18.09.2004 22:29:08)
Дата 18.09.2004 22:31:11

Ре: Эxм...

Приветствую

http://www.waronline.org/forum/ftopic4990-0-asc-300.html

Это фотка известная. На ней изображен первый вертолето-поезд действующий на трассе Бейт-Шеан - Хайфа. Год примерно 1914, назначение - возить немцев в афтеры. Кстати поставил рекорд скорости.
Благородные останки сей дороги мы с McKaby и Bazom посещали в том году. Если кому интересно - вот:
http://community.webshots.com/album/76261825zUgVum

От А.Никольский
К Тов.Рю (17.09.2004 19:02:45)
Дата 17.09.2004 19:30:21

не производит впечатления ширококолейного (-)


От А.Никольский
К CANIS AUREUS (17.09.2004 12:03:49)
Дата 17.09.2004 16:40:21

Спасибо, а откуда это и что это?

атомовз под обычную колею?
С уважением, А.Никольский

От Юрий А.
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 11:03:48

Re: Никто не...

100 % сказать не могу, но краем уха слышал, что в более позднее время разработали, построили две эксперементальные модели. Откатали на Щербинке. Решили, что слишком большая вероятность создания множества маленьких Чернобылей. Отложили идею прозапас.

В принципе могу попробывать уточнить.


От Эвок Грызли
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 10:32:31

Ну я слыхал. И видал в научпоповской книжке про мирный атом ~50-60гг

...которую я к сожалению не с3.14ил из библиотеки. Правда там паровоз был таки вполне под стандартную колею; зато были атомные самолет и корабль с теневой защитой.

От А.Никольский
К Эвок Грызли (17.09.2004 10:32:31)
Дата 17.09.2004 11:10:01

и слыхали и видали?

если слыхали, то что, если не секрет? Понятно, что может быть даже и проектирования никакого не было, а просто предложения.
А брошюры какие-нибудь данные случайно не помните?
С уважением, А.Никольский

От Boris
К А.Никольский (17.09.2004 11:10:01)
Дата 18.09.2004 22:25:10

Вот еще мирный атом (топик ;) )

Доброе утро,
>если слыхали, то что, если не секрет? Понятно, что может быть даже и проектирования никакого не было, а просто предложения.
В книге генерала В.И Манойлина "Базирование Военно-морского флота СССР" (СПб.: Издательсткий Дом "Нева", 2004 г. - 320 с.) написано, что примерно в 1985 году по заказу инженерных войск начали создавать ВАЭС - войсковые атомные электростанции, на автошасси, для развертывания войск в необжитых районах без электричества. Хотели, из экономии массы, сделать реакторы с газовым теплоносителем. Придумали это в Минске в Белорусской АН, около Минска построили испытательный центр, сделали два опытных образца. Испытания они не прошли - параметры задания достигнуты не были (ИМХО дело еще в Чернобыле - "а ну его..."). Работу передали в ВМФ, стали прорабатывать три типа ВАЭС : пловучий (теплоноситель - вода), на ж.-д.ходу (тн - жидкометаллический), стационарный блочный (тн водный). Мощность пловучих была в десятки раз больше, чем автомобильных. После развала СССР все прекратилось.
А про атомовоз дело было скорее всего так: определяющие параметры - нагрузка на ось и габариты, первые прикидки показали, что "не лезет" и начались уже полные фантазии про 4-м колею. Мода такая была.
В ветке поместили фото вагона. Это созданный в ОКБ Яковлева реактивный вагон: вагон метро с 2 моторами АИ-25 (от Як-40). Ездил быстро, но очень шумел и повреждал путевые сооружения. Дело было в 60е годы.
С уважением, Boris.

От Герцог с ~~Бофорсом~~
К Boris (18.09.2004 22:25:10)
Дата 20.09.2004 11:20:06

Re: Вот еще...


>В книге генерала В.И Манойлина "Базирование
>Военно-морского флота СССР" (СПб.:
>Издательсткий Дом "Нева", 2004 г. - 320 с.)
>написано, что примерно в 1985 году по заказу
>инженерных войск начали создавать ВАЭС -
>войсковые атомные электростанции, на
>автошасси, для развертывания войск в
>необжитых районах без электричества.

Есть такая книжке "Химические астероиды" о третьей группе периодической системы Менделеева. Там помимо всего прочего было про передвижную АЭС "Северянка" на базе чего-то гусеничного. Там приводился рисунок, вот уж действительно "Сарай на гусеницах"

---
С уважением, Алексей Шапошников (список титулов запрашивайте отдельно)

От Роман (rvb)
К Герцог с ~~Бофорсом~~ (20.09.2004 11:20:06)
Дата 20.09.2004 11:23:20

Re: Вот еще...

>Есть такая книжке "Химические астероиды" о третьей группе периодической системы Менделеева. Там помимо всего прочего было про передвижную АЭС "Северянка" на базе чего-то гусеничного.

Там чуть ли не четыре удлиненных шасси Т-10 - реактор, теплообменник, генератор и машина управления.

S.Y. Roman ( Холмовцы:
http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )

От Герцог с ~~Бофорсом~~
К Эвок Грызли (17.09.2004 10:32:31)
Дата 17.09.2004 11:09:28

Re: Ну я...

>...которую я к сожалению не с3.14ил из библиотеки. Правда там паровоз был таки вполне под стандартную колею;

Если при описании паровоза были ссылки на ефремовскую спиральную дорогу, то это мы явно в одной книжке читали. :)

--
С уважением, Алексей Шапошников (список титулов запрашивайте отдельно)

От Эвок Грызли
К Герцог с ~~Бофорсом~~ (17.09.2004 11:09:28)
Дата 17.09.2004 15:27:55

Re: Ну я...

>Если при описании паровоза были ссылки на ефремовскую спиральную дорогу, то это мы явно в одной книжке читали. :)

АХЕЗ. Давно было. Помню иллюстрацию с самолетом компоновки ту144 с реактором в носу и бетонный бункер куда он этот нос сувал на земле...

От TOM
К Эвок Грызли (17.09.2004 15:27:55)
Дата 17.09.2004 21:27:04

Re: Ну я...

>>Если при описании паровоза были ссылки на ефремовскую спиральную дорогу, то это мы явно в одной книжке читали. :)
>
>АХЕЗ. Давно было. Помню иллюстрацию с самолетом компоновки ту144 с реактором в носу и бетонный бункер куда он этот нос сувал на земле...

Был даже проект атомного дирижабля

От bankir
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 09:14:32

Ре: Никто не...

> В архив МПС обращались, но следов не нашли, что не значит, что там ничего нет - никто не знает, где искать такое.

там вряд ли и будет - это явная инициатива промышленности - скорее найдете в архиве КБ в Коломне или в Ворошиловграде (как он там сейчас называется...). Можно так же поспрошать в Политехническом Музее. У них была отличная экспозиция по "мирному атому" - может быть до них чего-нибудь дошло...



*********************************************
Впрочем об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником (С)

От Герцог с ~~Бофорсом~~
К А.Никольский (17.09.2004 00:50:05)
Дата 17.09.2004 02:53:28

Re: Никто не...

>Говорят, на волне модных тогда идей атомных подлодок, самолетов, судов и т.д. в СССР разрабатывался атомовоз для жележной дороги, причем предполагалось сделать колею для него в 4 метра, и якобы использовались немецкие наработки времен войны (была у фюлера мечта построить ж.-д. Берлин-Крым шириной колеи в три метра)?

Вспоминается какая-то мурзилка шестидесятых, где описывался проект атомного локомотива для ЖД. Насколько это было серьёзно я не знаю.

--
С уважением, Алексей Шапошников (список титулов запрашивайте отдельно)

От Роман (rvb)
К Герцог с ~~Бофорсом~~ (17.09.2004 02:53:28)
Дата 17.09.2004 10:11:19

Re: Никто не...

>Вспоминается какая-то мурзилка шестидесятых, где описывался проект атомного локомотива для ЖД. Насколько это было серьёзно я не знаю.

Не "Техника-Молодежи" года эдак 65-го? Что-то подобное и я припоминаю, видел когда-то.

S.Y. Roman ( Холмовцы:
http://vif2ne.ru/holmovo/forum/ )

От Герцог с ~~Бофорсом~~
К Роман (rvb) (17.09.2004 10:11:19)
Дата 17.09.2004 11:08:05

Re: Никто не...

>>Вспоминается какая-то мурзилка шестидесятых, где описывался проект атомного локомотива для ЖД. Насколько это было серьёзно я не знаю.
>
>Не "Техника-Молодежи" года эдак 65-го? Что-то подобное и я припоминаю, видел когда-то.

Нет. Научно-популярная книжка, описывавшая как хорошо будет, когда у нас даже мясорубки будур работать на атомной энергии. Там ещё было про колеоптеры (ЛА с кольцевым крылом), опять же с ЯЭУ.

--
С уважением, Алексей Шапошников (список титулов запрашивайте отдельно)