От Евгений Дриг
К All
Дата 10.09.2004 11:42:59
Рубрики WWII; Танки; Загадки;

Вопрос с форума РККА. Про танкетки и части РГК,

Уважаемые знатоки истории!
Мне посоветовали обратиться к вам.
Поможете?

Суть такова.
Когда еще был жив мой дед, он иногда (очень редко) рассказывал о своей армейской службе. Это были, ориентировочно, 36-39 годы. Поначалу я был юн и наивен, потом учеба съела все время, но кое что из его рассказов мне запомнилось.
Служил он водителем в какой-то мехчасти. В основоном, возил начальство, иногда - проверяющих высокого ранга. Пару раз - Мехлиса. Не любил его - страшно. Говорил: "очень неприятный был человек, жестокий, черно-белый..."
Так вот, в этой части были на вооружении разведки некие гусеничные танкетки-"подснежники". Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку. Дед говорил, что "...неудобно их водить было, лежишь на животе, голову задираешь вперед, чтобы дорогу видеть; а она вот она, рядом! Пыль, грязь, снег в лицо. Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь... А потом выскакиваешь из нее с ружьем и в атаку..."
Ни в одном музее, ни в одном справочнике я подобного чуда не видел! А дед у меня не выдумщик был, и рассказывал это не один раз. Слова были разные, а описания схожи.
Еще могу добавить, что дед называл свою часть - "Резерв Верховного Главнокомандующего", но добавлял, что к НКВД никакого отношения эта АРМЕЙСКАЯ часть отношения не имела. Часть действительно была какой-то особой.
Был еще такой эпизод.
Когда он с друзьями демобилизовался им, в отличае от "остальных частей" полагалось ехать домой в новой форме. Ехали в поезде, встретили односельчан, приняли, как водится за встречу, чуток расшумелись. На станции зашел патруль, услышал их и нагрянул. Увидел новую форму и офицера аж затрясло: молодые солдаты едут, а так себя ведут! Односельчане притухли, готовились уже на губу идти (или куда там полагается), но когда офицер взял предписания деда и его друзей, то тут же вернул со словами "я вас не видел, а вы меня... но вы все же не шумите... пожалуйста!" Вот это "пожалуйста!" врезалось деду в память, он тогда аж протрезвел. Дальше компания ехала вполне пристойно. Бабушка моя подтверждала, что из армии дед действительно приехал "во всем новом, хрустящем".
И еще. Деда, как и еще двоих его односельчан, с которыми он служил, не брали на фронт. Комиссар им трижды рвал заявления со словами "Работайте! Когда будет надо - сами знаете: вас самих призовут!" Не знаю, было ли это связано с их прежней службой, но этот эпизод с комиссаром как-то был рассказан при мне одним из тех односельчан. Увы, ныне покойным.
Вот такие воспоминания.

А теперь вопросы.
1. Что это за части такие "Резерв Верховного Главнокомандующего"? Каков был их статус и судьба?
2. Что это за танкетки-"Подснежники", которых так невзлюбил мой дед? Где про них можно прочитать? Участвовали ли они в войне?

---------------------------------

Мое мнение - часть эта - это одна из четырех танковых бригад РГК.
А вот, что за одноместная танкетка на вооружении?...

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От И. Кошкин
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:42:59)
Дата 10.09.2004 13:44:08

"Лежачая танкетка" сильно напоминает одну из мулек Гроховского (-)


От Дмитрий Козырев
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:42:59)
Дата 10.09.2004 12:15:07

Странная тактика

>Так вот, в этой части были на вооружении разведки некие гусеничные танкетки-"подснежники". Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку. Дед говорил, что "...неудобно их водить было, лежишь на животе, голову задираешь вперед, чтобы дорогу видеть; а она вот она, рядом! Пыль, грязь, снег в лицо. Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь... А потом выскакиваешь из нее с ружьем и в атаку..."

Зачем водителю выскакивать из танкетки?


От Cat
К Дмитрий Козырев (10.09.2004 12:15:07)
Дата 10.09.2004 14:16:46

А зачем мотострелки выскакивают из БТР/БМП?

Вот и тут для того же

От Дмитрий Козырев
К Cat (10.09.2004 14:16:46)
Дата 10.09.2004 15:01:19

:) А БМП или БТР - одноместные? :) (-)


От Виктор Крестинин
К Cat (10.09.2004 14:16:46)
Дата 10.09.2004 14:19:24

токо в БМП еще экипаж останется.... (-)


От Исаев Алексей
К Дмитрий Козырев (10.09.2004 12:15:07)
Дата 10.09.2004 12:20:29

О! Догадался!

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Его в санях за Т-28 таскали:


С уважением, Алексей Исаев

От Евгений Дриг
К Исаев Алексей (10.09.2004 12:20:29)
Дата 10.09.2004 12:25:44

Какие сани?

Это же экспромт финской войны.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Виктор Крестинин
К Исаев Алексей (10.09.2004 12:20:29)
Дата 10.09.2004 12:21:49

А как же "управлял", "как крот"?))) (-)


От Исаев Алексей
К Виктор Крестинин (10.09.2004 12:21:49)
Дата 10.09.2004 12:29:14

Невинное приукрашивание событий

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

В настоящее время денщики рассеяны по всей нашей республике и рассказывают о своих геройских подвигах. Они-де штурмовали Сокаль, Дубно, Ниш, Пиаву. Каждый из них -- Наполеон. "Вот я и говорю нашему полковнику: пусть, мол, позвонит в штаб, что можно начинать".

С уважением, Алексей Исаев

От Исаев Алексей
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:42:59)
Дата 10.09.2004 12:14:59

ИМХО выдумки

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

Описание танкетки это сон разума.
Товарищ по-моему газет перестроечных начитался. Если мне не изменяет склероз, Л.З.Мехлис до войны не имел отношения к армии и шляться по частям РГК с проверками не мог. "Правду" он редактировал в 30-х.

С уважением, Алексей Исаев

От Dmitriy Makeev
К Исаев Алексей (10.09.2004 12:14:59)
Дата 10.09.2004 15:19:15

Re: ИМХО выдумки

>Товарищ по-моему газет перестроечных начитался. Если мне не изменяет склероз, Л.З.Мехлис до войны не имел отношения к армии и шляться по частям РГК с проверками не мог. "Правду" он редактировал в 30-х.

В конце 1937 г. назначен начальником ПУ РККА и зам.наркома обороны. В 1938 г. присвоено звание армейского комиссара 1 ранга.

От ARTHURM
К Исаев Алексей (10.09.2004 12:14:59)
Дата 10.09.2004 12:57:09

Про сон разума

Добрый день!

Сон не сон, но абсолютно подходящий под описание девайс видел собственными глазами.

С уважением ARTHURM

От Евгений Дриг
К Исаев Алексей (10.09.2004 12:14:59)
Дата 10.09.2004 12:27:21

Re: ИМХО выдумки

Ну почему сразу выдумки?!

Скорее всего были какие-нибудь Т-27. Но передает-то он с чужих слов, да еще столько времени прошло... Вот и исказилось описание...

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Виктор Крестинин
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:42:59)
Дата 10.09.2004 12:03:13

Позволю себе усомнится(+)

Здрасьте!
"...неудобно их водить было, лежишь на животе, голову задираешь вперед, чтобы дорогу видеть; а она вот она, рядом! Пыль, грязь, снег в лицо. Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь... А потом выскакиваешь из нее с ружьем и в атаку..."


По какому там снегу может ехать Т-55? Вроде 50см. А этот крототарантас какого роста? Что-то пахнет гонивом, при всем уважении, т.с.
Виктор

От Константин Федченко
К Виктор Крестинин (10.09.2004 12:03:13)
Дата 10.09.2004 12:33:49

я твои возражения не понял

>Здрасьте!
> "...неудобно их водить было, лежишь на животе, голову задираешь вперед, чтобы дорогу видеть; а она вот она, рядом! Пыль, грязь, снег в лицо. Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь... А потом выскакиваешь из нее с ружьем и в атаку..."
>


>По какому там снегу может ехать Т-55? Вроде 50см. А этот крототарантас какого роста? Что-то пахнет гонивом, при всем уважении, т.с.

имеешь в виду, что наст он не мог проламывать? Т-55 ни при чем, надо смотреть удельное давление на гусеницы. А они у ППГ узкие. Хотя, на самом деле, такой тачке тонуть в снегу не стоит - а то совсем завязнет.
С уважением

От Виктор Крестинин
К Константин Федченко (10.09.2004 12:33:49)
Дата 10.09.2004 12:43:24

Re: я твои...

Здрасьте!
>имеешь в виду, что наст он не мог проламывать? Т-55 ни при чем, надо смотреть удельное давление на гусеницы. А они у ППГ узкие. Хотя, на самом деле, такой тачке тонуть в снегу не стоит - а то совсем завязнет.
Он пишет Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь...
Я что-то сомневаюсь, что эта машинка может ехать в толще снега. Рост ее какой? сантиметров 70? такой тоннель ей делать....
>С уважением
Виктор

От Евгений Дриг
К Виктор Крестинин (10.09.2004 12:03:13)
Дата 10.09.2004 12:12:11

Re: Позволю себе...

Есть у меня и такие мысли.
Похоже, что в общих чертах верно, а в подробностях... Да еще с чужих слов... Да еще и через столько лет...

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Константин Федченко
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:42:59)
Дата 10.09.2004 11:48:28

Re: Вопрос с...

>Служил он водителем в какой-то мехчасти. В основоном, возил начальство, иногда - проверяющих высокого ранга. Пару раз - Мехлиса. Не любил его - страшно. Говорил: "очень неприятный был человек, жестокий, черно-белый..."
>Так вот, в этой части были на вооружении разведки некие гусеничные танкетки-"подснежники". Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку. Дед говорил, что "...неудобно их водить было, лежишь на животе, голову задираешь вперед, чтобы дорогу видеть; а она вот она, рядом! Пыль, грязь, снег в лицо. Зато как в поле выйдешь - как крот под настом идет: ни тебя не видно, ни ты никого не видишь... А потом выскакиваешь из нее с ружьем и в атаку..."


танкетка ППГ

http://www.www.battlefield.ru/ppg_r.html
С уважением

От Сергей Зыков
К Константин Федченко (10.09.2004 11:48:28)
Дата 10.09.2004 14:19:20

из Павловых и К

Подвижное пулеметное гнездо ППГ было создано в ноябре 1940 г. в СКБ-2 ЛКЗ по заказу войск, которые вели боевые действия на Карельском перешейке. Оно предназначалось для огневого сопровождения боевых порядков пехоты. Разработчиком машины являлся Л.С.Сычев. Планировалось изготовить 5 машин, но был изготовлен только один опытный образец.
Танкетка имела схему компоновки с размещением вооружения и экипажа в корпусе и кормовым расположением двигателя и трансмиссии. При ведении боевых действий механик-водитель и пулеметчик находились в положении лежа. В остальных случаях они располагались сидя при открытых крышках люка. Высота машины не превышала 0,86 м. В конструкции танкетки был удачно решен вопрос компоновки моторно-трансмиссионного отделения, что позволило выполнить машину в малых размерах при достаточном объеме боевого отделения.
Машина была вооружена двумя 7,62-мм пулеметами ДТ, закрепленными в шаровых установках в верхнем наклонном лобовом листе корпуса. Боекомплект пулеметов составлял 1575 патронов.
Броневая защита была противопульной. Броневой корпус танкетки был выполнен из броневых листов толщиной 8, 10 и 20 мм и имел рациональные углы наклона.
На машине применялся двухтактный двухцилиндровый карбюраторный мотоциклетный двигатель ПМЗ воздушного охлаждения мощностью 16 л.с. (12 кВт). В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Машина управлялась только с помощью рычагов. Коробка передач — простая, механическая трехступенчатая, обеспечивавшая три передачи переднего и одну передачу заднего хода. Запас хода машины по шоссе достигал 100 км.
Танкетка не имела упругих элементов подвески. Передний опорный каток выполнял роль направляющего колеса. Опорные катки имели внутреннюю амортизацию.
Машина не предназначалась для длительного движения своим ходом и на большие расстояния перевозилась на 1,5-тонном автомобиле.
При герметизации корпуса машина имела запас плавучести 40%.



Подвижное пулеметное гнездо ППГ
Боевая масса — 1,73 т; экипаж — 2 чел; вооружение: 2 пулемета — 7,62 мм; броня — противопульная; мощность двигателя — 16 л.с.; максимальная скорость — 18,5 км/ч


От Константин Федченко
К Константин Федченко (10.09.2004 11:48:28)
Дата 10.09.2004 11:50:58

Re: Вопрос с...

http://mechcorps.rkka.ru/files/before_41/pages/rtt_3.html
Во время боев на Карельском перешейке (...) группа конструкторов во главе с К.И.Кузьминым и Л.Е.Сычевым разработала специальную танкетку, названную ППГ (подвижное пулеметное гнездо). Танкетка вооружалась двумя пулеметами, закрепленными на лобовом листе в специальных опорах. Боекомплект - 25 дисков к пулеметам ДТ. Экипаж состоял из водителя и стрелка. Оба они в боевом
положении располагались в машине лежа, а в походном - сидя. Машина имела двигатель мотоциклетного типа. Ходовая часть - гусеничная. На Кировском заводе изготовили несколько образцов вооружения этого вида, их использовали в боях, но в дальнейшем не производили.
C уважением

От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 11:50:58)
Дата 10.09.2004 11:58:02

Re: Вопрос с...

Трабл в том, что настаивают на одноместности танкетки. Если же брать вариант ППГ, то она двухместная. Почему тогда не Т-27? Уж она могла быть в ТТБР элементарно.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Константин Федченко
К Евгений Дриг (10.09.2004 11:58:02)
Дата 10.09.2004 12:08:17

Re: Вопрос с...

>Трабл в том, что настаивают на одноместности танкетки. Если же брать вариант ППГ, то она двухместная. Почему тогда не Т-27? Уж она могла быть в ТТБР элементарно.

одноместность не утверждается - только "Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку". Причем это слова водителя.

а в Т-27 лежать точно не нужно было.

С уважением

От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 12:08:17)
Дата 10.09.2004 12:13:29

Re: Вопрос с...

>>Трабл в том, что настаивают на одноместности танкетки. Если же брать вариант ППГ, то она двухместная. Почему тогда не Т-27? Уж она могла быть в ТТБР элементарно.
>
>одноместность не утверждается - только "Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку". Причем это слова водителя.

>а в Т-27 лежать точно не нужно было.

Загляни на РККА, я ему сразу предложил Т-27 причем с такими же аргументами (один ведет, другой стреляет), а он настаивает, что она одноместная!

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Дмитрий Козырев
К Евгений Дриг (10.09.2004 12:13:29)
Дата 10.09.2004 14:10:22

Re: Вопрос с...

>а он настаивает, что она одноместная!

а потом "выскочил с винтовкой и пошел в бой" а машину бросил? - "не бывает"

От Евгений Дриг
К Дмитрий Козырев (10.09.2004 14:10:22)
Дата 10.09.2004 14:16:17

Я уже выссказал свое мнение.

Это Т-27 из ТТБР РГК и пока его не меняю.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Константин Федченко
К Евгений Дриг (10.09.2004 12:13:29)
Дата 10.09.2004 12:31:37

Re: Вопрос с...

>>>Трабл в том, что настаивают на одноместности танкетки. Если же брать вариант ППГ, то она двухместная. Почему тогда не Т-27? Уж она могла быть в ТТБР элементарно.
>>
>>одноместность не утверждается - только "Вроде бы ими управляли лежа, в одиночку". Причем это слова водителя.
>
>>а в Т-27 лежать точно не нужно было.
>
>Загляни на РККА, я ему сразу предложил Т-27 причем с такими же аргументами (один ведет, другой стреляет), а он настаивает, что она одноместная!

Пусть настаивает - это же испорченный телефон. "Одноместность-двухместность" - это вторично. Первично для водителя (на всю жизнь врезается) - вождение на пузе. И тут кроме ППГ вариантов нет. Проверить можно только одним способом - узнать, ГДЕ (хотя бы в каком округе) служил автор воспоминаний. Если ЛенВО - то все сойдется. Кстати, КЕМ был Мехлис на первую половину 1941?

С уважением

От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 12:31:37)
Дата 10.09.2004 14:09:05

Re: Вопрос с...

>>>>Кстати, КЕМ был Мехлис на первую половину 1941?

А Мехлис в бригаду мог приезжать в качестве шефа. Например, если бригада была подшефной у "Правды".

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 12:31:37)
Дата 10.09.2004 12:33:48

Re: Вопрос с...

>>"Одноместность-двухместность" - это вторично. Первично для водителя (на всю жизнь врезается) - вождение на пузе. И тут кроме ППГ вариантов нет. Проверить можно только одним способом - узнать, ГДЕ (хотя бы в каком округе) служил автор воспоминаний. Если ЛенВО - то все сойдется.

К сождалению, не известно. Из Башкирии два дня на поезде :)

>>Кстати, КЕМ был Мехлис на первую половину 1941?

Причем тут первая половина 41-го?
Вроде нароком какой-то, что-то типа госконтроля... Хотя, вру наверно.

С уважением, Евгений Дриг.
http://mechcorps.rkka.ru

От Константин Федченко
К Евгений Дриг (10.09.2004 12:33:48)
Дата 10.09.2004 12:35:11

очепятка - первая половина 1940 (постройка ППГ) (-)


От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 12:35:11)
Дата 10.09.2004 12:41:02

Дык человек служил в 1936-39 гг. :) (-)


От Константин Федченко
К Евгений Дриг (10.09.2004 12:41:02)
Дата 10.09.2004 13:03:03

"оринентировочно, 1936-39". а может, и нет. нет точности-то (-)


От Евгений Дриг
К Константин Федченко (10.09.2004 13:03:03)
Дата 10.09.2004 13:06:31

В 40-м в ЛВО попал бы на финскую, а не воевал.

Иначе знали бы...