Древняя история; Современность; Искусство и творчество;
Re: Да есть...
>>А эта, как насчет обосновать? А то мне все берестяные грамоты вспоминаются...
>
>Что обосновать-то? Глубочайшую культурную традицию язычников?
Уважаемый Никита,
Не трогая остальных поднятых тут вопросов, а что, римляне, греки там древние и прочие египтяне не были язычниками? Или культуры у них небыло. Ну за египтян не скажу, а греки вполне себе индивидуальное развитие поошряли и всякие там поиски духовные.
Предвидя некоторые ответы, сразу соглашусь что многое от них было принято христианством и в общем-то на пользу пошло, на и случаи разрушения христианами статуй и храмов, библиотек да и просто физические расправы. Это как?
Что до Руси, тут я не велик спец, но вроде и запреты на вяских там скоморохов, загон людей для крещения в речки "огнем и мечом" и прочие безобразия таки были?
Кто сейчас однозначно может сказать об уровне культуры языческой руси если почти тысячу лет все что с ней было связано, мягко говоря не приветствовалось?
Хотя православие несет на себе явные отпечатки славянского язычества, процесс принятия христианства на Руси был, делом сложным, неоднозначным, и вцелом, по моему скромному мнению, полезным.
С уважением, Андрей
>Уважаемый Никита,
>Не трогая остальных поднятых тут вопросов, а что, римляне, греки там древние и прочие египтяне не были язычниками? Или культуры у них небыло. Ну за египтян не скажу, а греки вполне себе индивидуальное развитие поошряли и всякие там поиски духовные.
Совершенно верно. Греческая культура - она вообще феноменальная, основанная во многом на ratio. В религиозных своих проявлениях она была весьма неоднозначной (например, человеческие жертвоприношения). Греческий гуманизм был скорее рационального свойства, а не религиозного. Я, например, склоняюсь к мысли, что основа греческой цмивилизации была не духовная, а практическая, исходившая из особенностей освоения Эгейского моря, с его уникальными ландшафтами.
То же можно сказать и про Рим: есть какая-то тончайшая связь между римской религией и рациональной юриспруденцией, но вряд ли можно назвать специфику Рима религиозно обусловленной.
А вот Средневековая Европа, Россия, Др.Египет, Иудея, арабские страны имеют в своей основе в первую очередь религию. Т.е., то, что Греции и Риме было лишь малозначительным (или, все же, среднезначительным) фоном, в этих странах являлось важнейшим культурным фактором.