От Алексей Мелия
К All
Дата 30.07.2004 15:10:05
Рубрики 11-19 век; WWI; 1917-1939;

Железные дороги в годы ПМВ и в период интервенции и гражданской

Алексей Мелия

Сейчас мне нужно срочно написать небольшую книгу о мобподготовке жд в межвоенный период.

Там будет глава посвященная историческому опыту, а именно железным дорогам в годы ПМВ и в период интервенции и гражданской, а также подготовки желдорог к войне перед первой мировой.

Хотел бы узнать какие вопросы в рамках этой темы более всего волнуют военно-историческую общественность.




http://www.military-economic.ru http://www.livejournal.com/users/alex_melia/

От skf
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 31.07.2004 10:09:43

Re: Железные дороги...

1.Изношенность локомотивного парка ж/д, связанная с тем что финанансовые и соответственно производственные ресурсы направлялись на строительство флота, в частности Балтийского, фактически простоявшего всю войну в базах.
Данный момент говорит об отсутствии у правящих кругов России ПЕРСПЕКТИВНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО мышления.
2.Прекращение экспорта хлеба (существенная часть грузооборота ж/д) должна была бы высвободить часть ресурсов (и хлебных и транспортных) на снабжение Питера и т.д.. Однако этого не произошло.
Скорее всего данный факт лежит в том, что производителям товарного хлеба было невыгодно его производить. Имеются в данном случае великоруссие губернии. Аренда помещичьей земли была возможна только за счет привлечения средств от несельскохозяйственной деятельности, котороя во время войны резко сократилась. Так что забастовка ж/дорожников здесь не при чем. И продразверстка была создана Верх. командованием в 16 году для снабжения армии, т.к. ЭКОНОМИЧЕСКИХ рычагов у правящих кругов не было.

От Васильич
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 31.07.2004 00:57:17

Роль иностранного капитала в постройке стратегических жд России...

К примеру, стратегическая Бологое-Полоцкая жд, построенная на французские деньги, полностью отвечавшая требованиям Военного ведомства, регулярное движение с 1907 г.

Специально для перевозимых войск были построены теплые бараки для новобранцев, продпункты и бани, специальные питьевые желоба для перевозимых коней и т.д.

Все мосты на жд были построены с возмоджностью прокладки второго пути...

От s.berg
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 31.07.2004 00:16:15

Узкоколейка

Как в планах (и на практике) выглядел переход армии на снабжении по линиям с 1435? ПМВ и ВМВ.



От Исаев Алексей
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 23:35:01

Re: Железные дороги...

Do not salute me. There are goddamned snipers all around this area...

1)Процесс перевозок по мобилизации. План/факт, насколько все точно следовало плану.
2)Эвакуация Варшавского промышленного района. Хватило ли вагонов, что успели или, наоборот, не успели(по вине ж.д.?)
3)Когда началася развал транспорта? Насколько повлияла на ремонт, производство паровозов мобилизация промышленности?
4)уже спрашивали и я спрошу: что там за история с углем?

С уважением, Алексей Исаев
http://www.livejournal.com/users/alex_isaev/

От Bokarev Alexandr
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 21:55:09

Вопросы

Желаю здравствовать

>Сейчас мне нужно срочно написать небольшую книгу о мобподготовке жд в межвоенный период.

>Там будет глава посвященная историческому опыту, а именно железным дорогам в годы ПМВ и в период интервенции и гражданской, а также подготовки желдорог к войне перед первой мировой.

>Хотел бы узнать какие вопросы в рамках этой темы более всего волнуют военно-историческую общественность.

1. Роль, отводившаяся сети рокадных железных дорог в восточной части Царства Польского и восточнее в военном планировании. Каким образом пожелания военных сказывались на строительстве соответствующих железнодорожных линий и сказывались ли. Или военные планы строились исходя из существующей конфигурации железнодорожной сети.

1а. Приходилось читать, что после "великого отступления" 1915 года, с потерей всей этой железнодорожной сети, вплоть до Барановичей, оставшаяся за нашими войсками железнодорожная сеть оказалась уже недостаточной. Предпринимались ли в 1916-17 попытки решения этой проблемы (прокладкой новых линий или увеличением пропускной способности имеющихся) и если да, то на чем основывались - были ли чисто импровизацией, или до войны предусматривали возможность подобных неприятностей ? Были ли сделаны из происшедшего выводы в СССР и велась ли подготовка к возможности утраты развитой приграничной железнодорожной сети ?

2. В какой степени проекты развития железнодорожной сети в СССР (Турксиб, например) основывались на дореволюционных наработках.

3. Ну и было бы интересно для сравнения узнать о мобподготовке железнодорожной сети в Польше в 1920-1930-х.

4. И чисто краеведчески-шкурный вопрос. Выстроенное в нач. 1940-х Большое кольцо Московской железной дороги изначально было импровизацией, сочиненной в 1941, или проектно-изыскательские работы велись и до войны ?

С уважением, Бокарёв Александр

От Iva
К Bokarev Alexandr (30.07.2004 21:55:09)
Дата 30.07.2004 22:02:18

Re: Вопросы

Привет!

>2. В какой степени проекты развития железнодорожной сети в СССР (Турксиб, например) основывались на дореволюционных наработках.

турксиб был в довоенных планах по развитию жд сети.

Владимир

От b-graf
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 19:01:25

Re: Железные дороги...

Здравствуйте !

>Там будет глава посвященная историческому опыту, а именно железным дорогам в годы ПМВ и в период интервенции и гражданской, а также подготовки желдорог к войне перед первой мировой.

- Порайонные комитеты по массовым грузам (и Центральный), образованные в 1905 г. (или 1906) и проблема исчерпанности внутренних резервов уже в мирное время, до 1914 г. (ИМХО создание - свидетельство неблагополучия, хотя возможно, что связано с большими сезонными колебаниями перевозок, характерными для ж.д. Рос.империи)

- Оценка работ комиссии Н.П.Петрова ("Особой междуведомственной", с 1908 г., аналогичной комиссии Баранова конца 1870х). Были ли какие последствия для сабжа (т.е. подготовки к войне)? Не втирали ли благодушно очки при оценке состояния и нужд ж.д. ? Не было ли ошибкой поставить во главе ее специалиста-инженера ?

Вообще, определенно, Вам надо с нашим А.С.Сениным пересечься... (у него ведь докторская будет по вопросам истории МПС/НКПС). Он - автор небольшой книжки о МПС в марте-октябре 1917 г. (и большой - о Военном министерстве этого же периода :-))

Павел

От Николай Манвелов
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 17:57:05

Вопросы

Привет
1. Функционирование пассажирского транспорта.
2. Перевозки для нужд Морского ведомства (в частности, с Дальнего Востока на Европейский театр).
3. состояне парка и рельсового пути по состоянию на 1.1.1914 и 1.1.1917.
Заранее благодарен.
Николай Манвелов

От Booker
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 16:42:02

Re: Железные дороги...

>Там будет глава посвященная историческому опыту, а именно железным дорогам в годы ПМВ и в период интервенции и гражданской, а также подготовки желдорог к войне перед первой мировой.

>Хотел бы узнать какие вопросы в рамках этой темы более всего волнуют военно-историческую общественность.

1. ЖД транспорт России в сравнении с другими странами-участницами - интегральные показатели (протяженность путей, их пропускная способность, количество занятых на обслуживание и т.п., вес в общих объемах перевозок).

2. использование ЖД на оккупированных территориях - где, кем, как.

3. каким образом частный капитал участвовал в ЖД транспорте (чем именно владел, как государство работало с частниками в годы ПМВ, желательно по разным странам).

4. Последствия ПМВ для ЖД транспорта Европы, как быстро он восстанавливался (опять же желательно в сравнении).

С уважением.

От А.Никольский
К Алексей Мелия (30.07.2004 15:10:05)
Дата 30.07.2004 16:37:07

Существует легенда


>Хотел бы узнать какие вопросы в рамках этой темы более всего волнуют военно-историческую общественность.
+++++
Что ж.-д. транспорт был настолько перегружен перевозками угля, что не справился со снабжением хлебом Петербурга, что и привело к революции 1917 г. Насколько это соответсвует действительности?

С уважением, А.Никольский

От Паршев
К А.Никольский (30.07.2004 16:37:07)
Дата 30.07.2004 17:08:32

Вообще-то есть и ещё более фундаментальная -

что поставки хлеба были сознательно остановлены профсоюзом железнодорожников - будущим Викжелем.

От Тов.Рю
К Паршев (30.07.2004 17:08:32)
Дата 30.07.2004 17:51:01

А есть и параллельная

Ввиду того, что в Петербурге, Москве и еще нескольких городах цены на муку и хлеб регулировались, на периферии они были значительно выше, что приводило к все увеличивающемуся оттоку из столиц.