Попробую высказать свой взгляд на армейскую рукопашку.
Итак. Все согласны с тем, что рукопашный бой - прекрасное средство физической и психологической подготовки бойца. Однако этот факт практически не зависит от технического арсенала армейской рукопашки - бокс/карате/самбо/вольная борьба/тэйквондо/что угодно равно подходят.
Вопрос: какой технический арсенал должен составлять базу армейского рукопашного боя (именно базу - не спец. часть для разведчиков/спецназа)?
Очевидно, что приемов должно быть мало и они должны быть простые. Но какие?
Итак. Первая задача - подготовить бойца к действиям в ближнем бою, если у него закончился магазин автомата, а перезарядить его некогда. В этом случае, с моей точки зрения, боец должен действовать автоматом - эта тяжелая железяка априори у него в руках. Причем - отмечу!- без штыка. Так как штык заранее к автомату никто не примыкает (он увеличивает длину оружия, что неудобно в стесненных условиях, в которых как раз наиболее вероятна рукопашная), а если есть время примкнуть штык - есть время сменить магазин. Соответственно, необходимо включить в базовый арсенал удары прикладом(вперед, вбок, сбоку, снизу) и стволом автомата. Обучение последним, кстати, пригодится и в тех случаях, когда штык все-таки используется - конвоирование, охрана порядка. Кроме того, сюда можно включить удар магазином/телом автомата (от себя) - на случай, есл противник подошел близко.
Кстати, в американсокм же наставлении морпехов по рукопашке (MCRP 3-02B Close combat. 113 страниц - оно целиком меньше, чем разделы по борьбе в армейском) есть очень приличные правила соревнование по бою на палках, имитирующих винтовку со штыком - такие поединки можно было видеть в фильме Full Metal Jacket.
Далее. Хорошим дополнением к этому послужат удары ногами - прямой удар носком в пах/живот и удар вперед-вверх коленом туда-же. Они эффективны, просты, кроме того несколько похожи, что облегчает обучение. Можно добавить также прямой удар в колено-голень и "топчущий" удар вниз - последний хорош в случае захвата сзади.
Самостраховка при падениях. Этому учить надо. Пригодится не только в рукопашной, да и не только в армии (сколько людей в гололед калечится...).
Приемы борьбы. Нафиг не нужны. Если враг схватил нашего бойца - его задачей является не проведение приема, а быстрое извлечение ножа (который давно пора переделать в обычную финку для строгания колышков/резки колбасы, имея в виду его использование в качестве штыка постольку-поскольку) и втыкание его в противника. На крайний случай - если боец уже промотал нож (плохой боец!) - удары коленом/головой в стойке, выдавливание глаз/откручивание гениталий/вырывание горла в партере.
Действия ножом в стойке. На случай бойца схватили-выронил автомат-оборонился ножом-что дальше? Можно ограничиться прямым ударом ножа - этого хватит, случай маловероятный.
Действия руками. Прямой удар кулаком в голову. Этого хватит. Опять же, случай маловероятный - у солдата был и автомат, и нож - куда все дел? Кроме того, прямой удар кулаком годится и для случая, когда закончились патроны в пистолете - просто удар наносится не кулаком, а стволом пистолета.
Саперная лопатка. А зачем? В крайнем случае, если уж приперло, считаем, что физически крепкий и агрессивный боец как-нибудь да сообразит, что ей не плашмя бить надо.
Получается что-то не слишком далекое от НФП-87. Видимо, это не спроста:).
Жду табуреток.
Всё это хорошо. О технике можно бесконечно говорить, но главное – психологическая подготовка. А точнее, как сохранить трезвость сознания (восприятия), чтобы вспомнить, всё то, что учил, когда дело дошло до рукопашки?
Вот в чём вопрос! (Гамлет отдыхает).
Вот воспоминания Смоктуновского.
Конечно, не будем забывать, что великий художник, мастер рефлексии и т.д. и т.п.
Но общая картина эмоционально – психологического состояние человека в бою,
передано, ИМХО, верно.
"…— Эй, эй, эй! — Я полз к нему и орал, словно ошалелый крик мой оставит, задержит жизнь. Развернув набок вздрагивающее, размякшее тело, понял, что все закончилось — тепло, накопленное жизнью, вместе с кровью покидало его. Глаза заволакивала мутная пелена, и они остались вяло прикрыты. Кто-то кричит? Кто и где — не пойму! Тащу из-под него автомат, весь в липкой теплой крови с комками земли и снега. Кажется, сейчас, отплевываясь, он заорет: ты что, обалдел, что ли? Вместе с ремнем вытягиваю руку, и она, рвано вздрагивая, вдруг совершенно безразлично отпускает автомат... Весь диск изжеван попаданием роя пуль. Опять крик, но откуда, кто и что кричат — понять не могу. Странный, «фырчащий» звук над головой... Какое-то мгновение сознание ничего не фиксирует — его нет. Что — все?.. а, вот опять вижу, слышу... Рву затвор на себя — привычно напрягаюсь, как палка, ожидая напор давления выстрелов... диск пустой! В низине частые беспорядочные взмахи рук и опять этот «хромающий» звук летящих на нас их на длинных, деревянных ручках гранат... Некоторые, в шальном азарте бросить прицельно и дальше, вскакивали в полный рост. Какие-то неясные быстрые тени, скользкими силуэтами метнувшись в сторону, исчезли, оставив загадку и вопрос: показалось или было? И что это? Опять разрывы, но много дальше — перестарались, слишком подползли, наверное... В них уже вызрела уверенность, решимость: вот сейчас, уже в следующее мгновение расстрелять в упор, смести, стереть, убрать. Отрывисто и гортанно, нагло громко, вроде пытаясь догнать что-то, пронеслось в долине по-немецки, темная полынья, вскочив, ожила... вопль с каждой секундой усиливался, набирая силу, черная масса, неистово вдруг взревев, колыхнулась и бросилась на нас!..."
Весь текст здесь: http://militera.lib.ru/memo/russian/smoktunovsky_im/02.html