От mpolikar
К All
Дата 22.07.2004 14:21:42
Рубрики WWII; ВВС;

День ПВО (Насколько немецкие потери завышены?)


СИСТЕМА ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ МОСКВЫ ГОТОВА К ОТРАЖЕНИЮ ЛЮБОГО УДАРА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ПРОТИВНИКА - УПРАВЛЕНИЕ ПВО ОКРУГА
МОСКВА, 22 июл - РИА "Новости", Алексей Березин. Система противовоздушной обороны Москвы готова к отражению любого удара потенциального противника. Об этом в интервью РИА "Новости" по случаю 63-й годовщины успешного отражения первого массированного налета немецко-фашистских бомбардировщиков на
Москву заявил начальник управления противовоздушной обороны Московского военного округа генерал-майор Михаил Круш.
"Вполне официально, в рамках своей компетенции, могу заявить: система у нас рабочая и всецело решает поставленные военно-политическим руководством страны задачи", - сказал Круш.
"В иные времена и Руст бы не проскочил - это было политическое решение. Его вели с самого начала и могли бы несколько раз сбить хоть ракетой, хоть самолетом", - отметил Круш. "Мы люди честные, хлеб свой отрабатываем, никто не проскочит", - подчеркнул он.
Так же было и в далеком 1941 году. Вечером, около 20.00 мск 21 июля с наблюдательных постов, расположенных на линии Рославль-Смоленск, на командный пункт ПВО поступили сообщения, что в сторону Москвы с четырех направлений движутся большие группы немецких бомбардировщиков.
Уже ночью начался первый массированный налет вражеской авиации на Москву, который длился более пяти часов.
Основной удар на себя приняли первый корпус ПВО, который состоял из полков зенитной артиллерии, прожекторных, аэростатных частей, подразделений войск воздушного наблюдения, оповещения и связи (командовал им Даниил Журавлев) и шестой корпус, который состоял из 11 авиаполков по 30 самолетов в каждом (командовал Иван Климов).
На Москву было брошено свыше 200 самолетов второго воздушного флота Люфтваффе, которым командовал генерал-фельдмаршал
Кессельринг. Только девять самолетов из всей армады прорвались к Москве.
Первый фугас попал в жилой дом номер 64 на Ленинградском шоссе. Последующие взорвались в районе Белорусского вокзала и попали в эшелон с горючим.
В ходе первого налета штаб Московского округа ПВО чуть не
лишился своего начальника: несколько фугасных бомб упали у моста, соединяющего улицу 1905 года с Хорошевским шоссе как раз в тот момент, когда там проезжали председатель исполкома Моссовета Пронин и начштаба Московского округа ПВО Лапиров.
Бомбы сыпались и на Владимирский проезд, сгорели несколько деревянных бараков на окраине. Бомбардировщики, в панике покидавшие московское небо беспорядочно сбрасывали бомбы куда
придется. Налет закончился в 3.25 утра 22 июля и продолжался немногим более пяти часов.
Бомбардировщики шли несколькими эшелонами на разной высоте большими и малыми группами. Они выполняли главный приказ - прорваться к центру столицы. Однако, этот приказ выполнен не
был. В ночь на 22 июля летчики шестого истребительного
авиационного корпуса сбили в воздушных боях 12
бомбардировщиков, зенитчики уничтожили 10. Вражеский налет был сорван.
Всего с июля 1941 по 1943 год фашистская авиация произвела 134 налета на Москву, в которых участвовало около 9 тысяч самолетов. В столице 120 раз объявлялась воздушная тревога.
Благодаря стойкости и мастерству ее защитников из общего количества налетавших на столицу бомбардировщиков лишь 243 прорвались к городу. При отражении вражеских налетов на Москву
было уничтожено 1 тысяча 392 фашистских самолета. Из них 1 тысячу 75 уничтожили летчики-истребители 6-го истребительного авиационного корпуса, зенитчики - 307.
К ноябрю 1941 года москвичи уже начнут привыкать к воздушным тревогам. Бомбы попадут в Большой театр, Театр имени Вахтангова, Политехнический музей, одно из зданий МГУ,
кинотеатр в парке имени Горького. Будут разрушены порядка 20 промышленных объектов.
Еще дымящиеся западные районы столицы на следующий день после первого налета снова приняли на себя фугасные бомбы. Одна из "зажигалок" взорвалась в районе Арбата и, несмотря на то, что прямых жертв не было - 46 человек погибли в давке, когда толпа бросилась в вестибюль станции метро.
Но в конце июля войска ПВО праздновали победу - первый
массированный налет был отражен. В ночь с 21 на 22 июля менее 5% вражеских самолетов прорвались в Москву.

От Eddie
К mpolikar (22.07.2004 14:21:42)
Дата 26.07.2004 21:24:57

Ре: День ПВО...

>Только девять самолетов из всей армады прорвались к Москве. Первый фугас попал в жилой дом номер 64 на Ленинградском шоссе. Последующие взорвались в районе Белорусского вокзала и попали в эшелон с горючим. Бомбы сыпались и на Владимирский проезд, сгорели несколько деревянных бараков на окраине. Бомбардировщики, в панике покидавшие московское небо беспорядочно сбрасывали бомбы куда придется. Налет закончился в 3.25 утра 22 июля и продолжался немногим более пяти часов.

Помимо этого, один фугас попал в сборочный цех 22 авиазавода (были уничтожены 9 почти готовых "пешек") и ешэ один - в здание ЦК на Старой площади...

От Dinamik
К mpolikar (22.07.2004 14:21:42)
Дата 23.07.2004 10:48:05

Любимый город может спать спокойно...

>Кессельринг. Только девять самолетов из всей армады прорвались к Москве.
>Первый фугас попал в жилой дом номер 64 на Ленинградском шоссе. Последующие взорвались в районе Белорусского вокзала и попали в эшелон с горючим.
>В ходе первого налета штаб Московского округа ПВО чуть не
>лишился своего начальника: несколько фугасных бомб упали у моста, соединяющего улицу 1905 года с Хорошевским шоссе как раз в тот момент, когда там проезжали председатель исполкома Моссовета Пронин и начштаба Московского округа ПВО Лапиров.
>Бомбы сыпались и на Владимирский проезд, сгорели несколько деревянных бараков на окраине. Бомбардировщики, в панике покидавшие московское небо беспорядочно сбрасывали бомбы куда
>придется. Налет закончился в 3.25 утра 22 июля и продолжался немногим более пяти часов.

Василий Иванович Алексеенко, летя на фронт в составе авиаполка летчиков испытателей, видел последствия этого налета. Говорит, что ему тогда казалось буто пылала вся Москва. Зарево пожаров видно было издалека. И слова из известной песни в этот момент ему вспомнились.


С уважением к сообществу

От Белаш
К Dinamik (23.07.2004 10:48:05)
Дата 26.07.2004 18:58:55

Галлаю тоже так показалось (по неопытности) (-)


От Дмитрий Козырев
К mpolikar (22.07.2004 14:21:42)
Дата 22.07.2004 14:29:27

Нелишне будет вспомнить

>Так же было и в далеком 1941 году.

ПРИКАЗ О ФАКТЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ САМОЛЕТА Ю-52 15 МАЯ 1941 Г.
№ 0035 10 июня 1941 г.
15 мая 1941 г. германский внерейсовый самолет Ю-52 совершенно беспрепятственно был пропущен через государственную границу и совершил перелет по советской территории через Белосток, Минск, Смоленск в Москву. Никаких мер к прекращению его полета со стороны органов ПВО принято не было.
Посты ВНОС 4-й отд. бригады ПВО Западного особого военного округа, вследствие плохой организации службы ВНОС, обнаружили нарушивший границу самолет лишь тогда, когда он углубился на советскую территорию на 29 км, но, не зная силуэтов германских самолетов, приняли его за
рейсовый самолет ДС-3 и никого о появлении внерейсового Ю-52 не опо-вестли.
Белостокский аэропорт, имея телеграмму о вылете самолета Ю-52, также не поставил в известность командиров 4-й бригады ПВО и 9-й смешанной авиадивизии, так как связь с ними с 9 мая была порвана военнослужащими. Командование 9-й смешанной авиадивизии никаких мер к немедленному восстановлению связи не приняло, а вместо этого сутяжничало с Белостокским аэропортом о том, кому надлежит восстановить нарушенную связь.
В результате командир западной зоны ПВО генерал-майор артиллерии Сазонов и начальник штаба 4-й отд. бригады ПВО майор Автономов никаких данных о полете Ю-52 до извещения из Москвы не имели.
В свою очередь вследствие плохой организации службы в штабе 1-го корпуса ПВО г. Москвы командир 1-го корпуса ПВО генерал-майор артиллерии Тихонов и зам. начальника Главного управления ПВО генерал-майор артиллерии Осипов до 17 мая ничего не знали о самовольном перелете границы самолетом Ю-52, хотя дежурный 1-го корпуса ПВО 15 мая получил извещение от диспетчера Гражданского воздушного флота, что внерейсовый самолет пролетел Белосток.
Никаких мер к прекращению полета внерейсового самолета Ю-52 не было принято и по линии Главного управления ВВС КА. Более того, начальник штаба ВВС КА генерал-майор авиации Володин и заместитель начальника 1-го отдела штаба ВВС генерал-майор авиации Грендаль, зная о том, что самолет Ю-52 самовольно перелетел границу, не только не приняли мер к задержанию его, но и содействовали его полету в Москву разрешением посадки на Московском аэродроме и дачей указания службе ПВО обеспечить перелет.
Все эти факты говорят о неблагополучном состоянии службы ПВО Западного особого военного округа, о плохой ее организации, слабой подготовленности личного состава ВНОС ПВО, потере бдительности в 4-й отд. бригаде ПВО и отсутствии должной требовательности со стороны командующих военными округами и высшего начсостава ПВО и ВВС к четкости несения службы ПВО.
Приказываю:
1. Военному совету Западного особого военного округа тщательно расследовать факт самовольного пролета самолета Ю-52 через территорию округа, выявить всех виновных лиц и наложить на них взыскания своею властью. Немедленно восстановить телефонную связь Белостокского аэропорта с 9-й смешанной авиадивизией и штабом 4-й бригады ПВО и в пятидневный срок проверить состояние связи аэропортов со штабами ПВО. Исполнение донести к 20.6.41 г.