От Rom
К Presscenter
Дата 13.07.2004 14:04:17
Рубрики ВВС;

Надувной планер

>Вот что нашел в каталоге красногорского киноархива:
>4сюж. - Планерист надувает насосом резиновый планер, садится в него, взлетает самолет-буксировщик, взлетает планер

>Что такое резиновый планер??????????????????????????????

Спросите у Яндекса...;-)
Вот, например (
http://www.testpilot.ru/review/fdream/son.htm ):
"В 1935 году Гроховский соорудил первый, во всяком случае первый в Союзе, надувной планер. Резиновая основа и прорезиненная оболочка представляли редчайшую по своей дерзновенной простоте конструкцию. Его можно было переносить в тюках, как надувные лодки, палатки и прочую туристскую утварь. В этом отношении все как будто бы удобно: в двух тюках свитые в рулоны крылья, еще в одном — фюзеляж и хвостовое оперение. Притащил на поле, раскинул на траве, и трудись накачивай.
По мере того как воздух наполнял все эластичные отсеки, планер приобретал не слишком, правда, элегантную, но более или менее обтекаемую форму.
12 июля того же года необыкновенный аппарат демонстрировался на Тушинском параде членам правительства. Газеты поторопились весьма лестно отозваться о надувном планере.
Но сам изобретатель, очевидно, разочаровался довольно скоро в этой идее. Вообще, как мне тогда казалось, Гроховский воспламенялся быстро идеями — их у него всегда было достаточно, — но горел не так уж долго. В данном случае, убедившись, что транспортабельный планер летает скверно, изобретатель решил подарить его аэроклубу МАИ.
Здесь-то и подвернулся Гроховскому Клавдий Егоров. Он был тогда инструктором аэроклуба МАИ, уже опытным планеристом. Изобретатель счел возможным доверить свое надувное детище молодому летчику Егорову. Планер необходимо было «перегнать» по воздуху с Центрального аэродрома в Химки, в аэроклуб МАИ.
Смелый и горячий пилот на этот раз отнесся к перелету с похвальной осмотрительностью. Получив предложение от Гроховского, Клавдий сдержал в себе редкую свою восторженность, принялся ходить вокруг диковинного планера, вдавливая палец в его одутловатые бока. При этом с лица его не исчезала улыбка удивленного отрицания: «Ерунда, не может быть!»
Процесс моральной подготовки пилота к полету занял не менее получаса. Клавдий пробовал встряхивать планер за крыло, как обычно делают все планеристы, пробуя, очевидно, не останется ли конец крыла при такой пробе у них в руках. Нет, вздутое, зашнурованное, как в корсет, «полнеющее» тело встряхивалось непривычно, как т е л о без костей.
Когда Клавдий сел в кабину, словно в надувную ванну, он понял, что и думать нечего устроиться здесь с парашютом.
И так грудь и голова его возвышались над планером. Летчик попробовал двигать рулями. Рули ходили туго, но в общем отвечали на движения рычагов управления правильно.
Пора было решиться.
— Ладно, я согласен, давайте попробуем лететь... — сказал пилот конструктору. Гроховский скомандовал самолету подруливать. Люди забегали, прицепили трос. Через некоторое время воздушный поезд приготовился к взлету.
День клонился к вечеру, и Клавдий был уверен, что в воздухе спокойно. «Дутик» — так Клавдий окрестил новый планер Гроховского — оторвался сравнительно легко. Но по мере разгона скорости за самолетом Клавдий почувствовал, что запаса рулей у планера недостаточно: он отдал почти полностью ручку от себя, а резиновый планер все еще стремился «вспухнуть» сверх меры над самолетом...
Буксировщик, как и просил Клавдий, с минимальной скоростью набирал высоту. Пока летели по прямой, Клавдию удавалось, хоть и не без напряжения, удерживать планер в режиме подъема.
Но вот начался разворот... И тут дела пошли из рук вон плохо. Клавдий явственно ощутил, как под действием боковых сил планер стал изгибаться... Быстрый взгляд на хвост подтвердил его опасения: отклоненные рули теперь лишь выкручивали т е л о планера. Рули действовали сами по себе, фюзеляж эластично гасил все их усилия.
Мгновенно стало ясно, что лететь так невозможно, что планер фактически неуправляем. Он рванул кольцо буксирного замка. «Дутик» освободился от троса. Буксировщик стал уходить вперед. Планер же круто начал снижаться...
Под ним был край летного поля, но «дутику» не потребовалось много места. Он плюхнулся почти вертикально и еще несколько раз подпрыгнул, как мяч. Тут же Клавдий уловил легкий свист воздуха.
Гроховский выскочил из автомобиля.
— Что ж ты отцепился?
— Знаете, как-то непривычно... Тело у него словно бы дельфинье — гнется, а рули сами по себе... И вот прислушайтесь, кричит: «Уйди! Уйди!»
— Это ерунда, — сказал Гроховский, — мы его залатаем сейчас, подкачаем...
— Здесь-то вы его подкачаете, а как в воздухе, если он опять... того?.. Там у меня рук не хватит возиться с насосом! — Клавдий рассмеялся, довольный своей шуткой.
— Так что же, ты не полетишь?
— Нет. Лучше я заберу его в тюках. Мне он в ранцах внушает как-то больше доверия.
"

От Rom
К Rom (13.07.2004 14:04:17)
Дата 13.07.2004 14:13:40

И ещё кое-что

http://grokhovs.chat.ru/sky/sky.html
"В. И. МАЛЫНИЧ

Опыты по постройке мягкого летательного аппарата мы начали с «резинового крыла».

Очень скоро чертежи крыла изготовили. Приложили к ним документацию по технологии. Заказ принял ленинградский завод «Красный треугольник».

В один из дней директор завода позвонил нам:

- Заберите свой воздушный матрац.

В тюках два комплекта пневматических крыльев доставили в Москву. За десять минут каждое надули обычным автомобильным насосом.

Первым испробовать полет на необычных крыльях вызвался комсомолец из нашего КБ планерист Ваня Петушков. Подходящей горки рядом с аэродромом не нашли. Кидаться с крыши дома Гроховский запретил. Пригнали грузовичок.

Закрепив ремнями крылья, Петушков встал в открытый кузов. Грузовик поехал. По мере набора скорости планерист почувствовал, что крылья набирают подъемную силу и отдирают его от платформы. И вот из-под ног у хлопца ушел кузов, и Петушков оказался в воздухе. Пролетев совсем немного, он мягонько ткнулся в землю ногами.

- Ну, шасси выдержали? - радуясь первому успеху, спросил Гроховский. - Не скапотировал носом в пыль?

- Очень нежно коснулся и всего шага три пробежал!

- Вот и давай, Петушков, осваивай технику полета. Будешь заглавным испытателем матраца.

Несколько коротких подлетов Петушков сделал с грузовичка. Потом мы замыслили привязь. Планерист после отрыва от платформы кузова оказывался на буксире за автомобилем. Таким макаром полет мог длиться несколько минут до тех пор, пока автомобиль не уменьшал скорость. Бывало, увлекались. Планерист уставал. Случались синяки и шишки. Но в конце концов Петушков начал летать устойчиво и довольно продолжительное время.

За испытаниями зорко следил Гроховский. При одном из полетов Петушков упал на крыло. Оно мягонько самортизировало. Хлопец даже не ушибся.

- Безопасность на все сто! - засмеялся Гроховский. - И чинить не надо. Будем строить резиновый планер. Пожалуй, на нем можно будет летать без парашюта. Посмотрим, быть может, и десантника снабдим таким аппаратом.

Не откладывая задуманного в долгий ящик, мы изготовили проект надувного планера и передали его для постройки на завод «Промтехника» в Ленинграде.

Когда планер был готов, я дал его описание в журнале «Самолет», где сообщал, что он «в отличие от современных учебных планеров не имеет элеронов и рулей, управляется при помощи перекоса консолей крыла и хвостового оперения».

Пневматический планер летал вполне прилично. И на буксире за самолетами «Авро» и У-2. И в планирующем полете. На нем поднимался в воздух Василий Степанченок. И сам Гроховский. И другие пилоты.

12 июля 1935 года необыкновенный аппарат демонстрировался на параде в Тушино членам правительства. После Гроховский подарил планер МАИ для спортивных и учебных целей, надеясь, что работа над надувными летательными аппаратами заинтересует молодых инженеров.

Попав на склад МАИ, планер так там и остался, пока не пришел в негодность.

Но мы не прекратили экспериментальных исследований по той линии. В Ленинграде работала группа под руководством инженерна Ивана Васильевича Титова, и через некоторое время в воздух поднялся пневматический планер-амфибия «Имени Х съезда ВЛКСМ». Аппаратик получился оригинальный, по своей конструкции не имеющий аналогов в мировой практике планеростроения: одноместный моноплан с высокорасположенным крылом; фюзеляж с законцовкой-раструбом, на котором крепилось хвостовое оперение и костыль; в кабине пилота-деревянные рычаги управления. Сидел пилот на мягкой подушке. Слева от него, в специальном кармане, лежало кольцо отцепки, соединенное при помощи тросика с буксировочным замком на носу планера.

В этом варианте пневматического планера мы использовали и дерево, и металл. Добились портативности и легкости аппарата. Вес - 77 килограммов. Планер умещался в одну сумку размером метр на метр, глубиной 50 сантиметров. К полету мог быть готов через 20 минут при использовании ножного воздушного меха.

Первый полет на том «дутике» Гроховский не доверил никому.

В один из вечеров жители Ленинграда, гуляющие по набережной Невы, увидели, что за глиссером, отруливающим на малых оборотах от причала, тянется планер с опущенными в воду концами крыльев. Взревел мотор глиссера. Сцепка устремилась вперед. Крылья планера стали подниматься. Как только глиссер вышел на редан, «дутик» оторвался от воды и на малой высоте пошел над речкой. Сведенные мосты через Неву не дали полетать долго. Но Гроховский остался доволен:

- Кажется, мы сделали то, что хотели!

Дальнейшие заводские испытания проводил Георгий Шмидт. Его буксировал самолет У-2. На высоте 60-100 метров Шмидт отцеплялся. Пролетев по прямой километр или более, садился на землю или воду. Все было ладно.

В одной из своих статей в журнале «Самолет» я писал: «Учитывая данные заводских испытаний, изобретатель П.И.Гроховский приступает к дальнейшей работе по совершенствованию конструкции пневматического планера и в недалеком будущем предполагает выпустить отработанную во всех отношениях модель для передачи ее на государственные испытания и внедрение в массовое производство».

В 1935 году Павел Игнатьевич разработал и «складной планер».

И все-таки тема «Надувные летательные аппараты» была закрыта в институте как исчерпанная. Нам заявили: «Вы доказали, что подобные аппараты летать могут, но, несмотря на их транспортабельность на земле, в воздухе они непригодны для десантников из-за громоздкости и недостаточной прочности»'.

Да, в том виде для десантников они не подходили, были малоудобны.
"

От Presscenter
К Rom (13.07.2004 14:13:40)
Дата 13.07.2004 14:24:57

Забавные штуки:) (-)


От Rom
К Presscenter (13.07.2004 14:24:57)
Дата 13.07.2004 14:43:02

Это да. Даже упоминания (две фразы в 13-й главе) в "Ледоколе" удостоились!..;-)

Правда, фамилию конструктора там всё-таки переврал кто-то...:-)
http://militera.lib.ru/research/suvorov1/13.html
В конце третьего абзаца: "Конструктор П. Гороховский создал резиновый надувной планер. После выброски в тыл противника несколько таких планеров могли быть загружены в один транспортный самолет и возвращены на свою территорию для повторного использования."

От Presscenter
К Rom (13.07.2004 14:43:02)
Дата 13.07.2004 14:59:09

Присланных вами сведений Ризуну явно не хватило:))) (-)