По ширине колеи. попробую ответить всем и сразу, на вопросы заданные в ветке.
>>>
>>>>Когда была выравнена европейская колея, в смысле когда она стала одинаковой(если была разной)?
>>>>Понятно что Англия вещь в себе, но скажем Франция-Бельгия-Германия-Австрия?
>>>
>>>Сразу со времен Стефенсона. (там же тоже анекдот :)
>>
>>Т.е. просто назло англичанке?
>
>Почему назло?
>>Кстати какой анекдот(если конечно его можно рассказать в обществе)?;-)
>
>Можно :)
>Сразу предупрежу, что научная достоверность легенды находится под большим вопросом! Но уж очень она красивая.
>Итак, перенесёмся в 1825 год и попытаемся помочь Стефенсону в кратчайший срок закончить работу над «чудом техники XIX века». Уже существуют первые рельсовые дороги с гужевой тягой (в том числе фроловская ж. д. в России!), поэтому поиск рельсов и шпал не представляет из себя особой проблемы. А вот с экипажем – загвоздочка… Не было ещё в Англии, да и во всём мире, паровозов! Не было, и всё тут… А время поджимает! И Стефенсон для ускорения процесса решает воспользоваться готовым решением – взять экипажную часть, или хотя бы её основные узлы, от гужевых повозок. В число основных узлов, вероятно, попали и оси с расстоянеям между колёсами, равным 4 футам и 8,5 дюймам.
>А почему же все повозки, брички, телеги, тарантасы и прочая выпускались в доброй старой Англии с осями одинаковой длины? Дело тут вовсе не в силе традиций, а в разбитых, веками наезженных английских дорогах, по которым могла проехать только повозка определённой колеи. Так сказать, «рельсы наизнанку».
>Но дороги эти не появились в доброй старой Англии сами собой! Их построили римляне – большие любители капитальных сооружений. Они же были первыми пользователями мощёных дорог (по латыни – via strata, отсюда – автострада), и они же перыми довели эти дороги до «рельсоизнаночного» состояния. Довели своими боевыми колесницами.
>Осталось ответить на последний вопрос: а чему же равнялась ширина стандартной римской боевой колесницы? Ну конечно! Ширине, прошу прощения, крепкого конского зада. Вот мы с Вами и прошли по цепочке. И каждый раз, когда судьба занесёт Вас на железную дорогу стандартной колеи, не поленитесь и скажите «спасибо!» суровым римским легионерам и их верным коням.
>>>>И какие причины заставили Россию сделать иной размер?(Анекдоты слышал - есть ли иное объяснение).
>>>
>>>В связи с болшей протяженостью территорий необходимо было повысить пропускную способность (грузооборот) ж/д потому колея была принята равной 5 футов. (опять же цифра круглая)
>>
>>Т.е. просто из-за того что платформу желали сделать больше?
>
>В смысле вагон - шире. (кстати этот факт отмечен даже после ВМВ когда Лиддел-Гарт сотоварищи опрашивали пленных немецких офицеров )
Существует (существовало) около 160 типов колеи. От 301 мм (США и Россия) до 3000 Германия (не осуществленный проект Гитлера).
На территории нынешней России действовало что-то около 15 типов колеи (а если брать территорию СССР, то за 20 точно зайдет). Да и сейчас последствия этого хаоса не до конца преодолены. У нас действует более трех видов колеи. Собственно на железных дорогах России осталось три вида 1520, 750 и 1067. А на заводских и пр. ведомственных путях кое-где сохранились и другие. Есть надежда, что в следующем году 1067 ликвидируют (сейчас стадия разработки ППР), но там есть определенные сложности.
В Европе неразбериха тоже еще та, так что никакой «Европейской» колеи не существует.
Что касается того, почему у нас «не круглая» ширина колеи 1524 (1519, 1520).
Так это она в миллиметрах (1524) не круглая, а в английской системе измерения, она круглая - 5 футов. А размер принят исходя из наиболее высоких экономическо-технических и эксплуатационных возможностей этой колеи, по отношениюк другим (скорость, удобство, выдерживаемые нагрузки, и пр.)