От Cory
К Тов.Рю
Дата 19.05.2004 14:49:23
Рубрики WWII;

Re: Думаю, да

>>3. Как мог повести себя СССР по отношению, например, к Польше в такой ситуации? (удобный случай для возвращения западных областей Украины и Белоруссии).
>
>А что, договор с Чехословакией предусматривал подобную реакцию? Если нет - СССР был бы "агрессором" без всякий смягчающих обстоятельств.

С одной строны вроде бы предусматривал:
В случае, если... Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз Советских Социалистических Республик окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

А с другой как бы и нет:
Оба Правительства признают, что обязательства взаимной помощи будут действовать между ними лишь поскольку при наличии условий, предусмотренных в настоящем договоре, помощь стороне - жертве нападения будет оказана со стороны Франции.

От Тов.Рю
К Cory (19.05.2004 14:49:23)
Дата 19.05.2004 15:04:29

Между прочим...

>В случае, если... Союз Советских Социалистических Республик или Республика Чехословацкая явились бы предметом невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства, Республика Чехословацкая и взаимно Союз Советских Социалистических Республик окажут друг другу немедленно помощь и поддержку.

... в договоре - большая щель. Фишка в том, что Германия как раз и утверждала, что ее действия - "вызванные". И с ней как бы даже и склонны были все соглашаться (см. Мюнхен, который ни что иное, как согласие с ЭТИМ утверждением и есть). Вот о позиции СССР по ДАННОМУ конкретному поводу мне не известно.

От Cory
К Тов.Рю (19.05.2004 15:04:29)
Дата 19.05.2004 15:47:21

Re: Между прочим...

>... в договоре - большая щель. Фишка в том, что Германия как раз и утверждала, что ее действия - "вызванные". И с ней как бы даже и склонны были все соглашаться (см. Мюнхен, который ни что иное, как согласие с ЭТИМ утверждением и есть). Вот о позиции СССР по ДАННОМУ конкретному поводу мне не известно.

Президент Бенеш, получив утром 30 сентября текст Мюнхенского соглашения, сразу связался по телефону с советским полпредством в Праге и просил сообщить ему, что думает советское руководство о “двух возможностях”: бороться или капитулировать Чехословакии? Другие великие державы, сказал Бенеш, “позорным образом принесли Чехословакию в жертву Гитлеру”. Для него было важно знать мнение Москвы не позднее вечера того же дня. Советское полпредство направило срочную телеграмму в Москву. Тем временем полпред СССР С. С. Александровский решил посетить президента Бенеша для дополнительной информации, но встречи не произошло: секретарь Бенеша сообщил, что правительство приняло условия Мюнхенского соглашения, и необходимость в ответе Москвы на посланный запрос отпала. Об этом полпредство сообщило в Москву во второй телеграмме. Она расшифровывалась почти одновременно с первой, поскольку промежуток между ними был небольшой.

Открывая новые страницы...Международные вопросы: события и люди / Сост. Н. В. Попов.-Москва.: Политиздат, 1989. С. 65-79.
http://www.library.by/data/017/014.htm

Там же:
В директиве фюрера вермахту от 30 мая 1938 года указывалось:

“Надо предвидеть вероятность военной поддержки Чехословакии со стороны России, преимущественно силами авиации”. В анализе обстановки, подготовленном 25 августа 1938 года разведотделом генерального штаба сухопутных войск вермахта, отмечалось, что, “исходя из предполагаемого нейтралитета Польши, активное участие в войне Советского Союза ограничится преимущественно

военными действиями на Балтийском море. Кроме того,— говорилось в докладе,— следует ожидать налетов авиации на Восточную Пруссию и Балтийское побережье, а также периодических налетов на Берлин”.

На деле и сухопутные войска в западных областях СССР были в критические дни сентября 1938 года приведены в состояние мобилизационной готовности. То же самое было предпринято в Белорусском и Калининском военных округах. Киевскому особому военному округу было предписано начать выдвижение войск к государственной границе. Из запаса было призвано до 330 тысяч человек. Об этих мерах советское командование информировало 25 сентября французское командование. Полностью в курсе дел о готовности СССР оказать ему помощь находилось правительство Чехословакии, причем с советской стороны такая помощь уже не обуславливалась обязательно аналогичной помощью Франции.


На каких реальных документах основана позиция автора по готовности СССР независимо ни от чего оказывать помощь Чехословакии, я не знаю.