Сергею Стрыгину для сведения - про лагеря ГУШОСДОРА
//Очень похоже, что Я.Мороз схлопотал свой срок в ИТЛ еще осенью 1939 г. и вместе с обычными советскими зеками попал в Катынский лагерь ГУШОСДОРА НКВД еще до того, как этот лагерь стал "лагерем №2-ОН".
В 1939-1941 у ГУШОСДОРА не было "своих" лагерей, но это так, к слову...))
С 1938 по июнь 1942 ГУШОСДОР занимался ТОЛЬКО организационными вопросами строительства, реконструкции и управления дорог.
Поэтому, термин "лагерь ГУСОШДОРА", для 1939 года, не верен принципиально.
>В 1939-1941 у ГУШОСДОРА не было "своих" лагерей, но это так, к слову...))
>С 1938 по июнь 1942 ГУШОСДОР занимался ТОЛЬКО организационными вопросами строительства, реконструкции и управления дорог.
>Поэтому, термин "лагерь ГУСОШДОРА", для 1939 года, не верен принципиально.
Может быть, это и так.
Однако в 1936-42 г.г. структура строительных подразделений НКВД, в том числе ГУШОСДОРА, неоднократно менялась.
ГУШОСДОР то выступал заказчиком работ, то одновременно и подрядчиком, то Вяземлаг передавали из ГУЛАГА в двойное подчинение ГУЛАГА и ГУШОСДОРА, то возвращали обратно в ГУЛАГ.
При этом начальник ГУШОСДОРовской структуры -"Управления строительства автодороги Москва-Минск" одновременно являлся начальником Вяземлага.
Я, честно говоря, запутался в этой НКВДешной чехарде.
Если сможете просто и доходчиво растолковать внутриведомственные взаимоотношения различных управлений НКВД СССР на строительстве дороги Москва-Минск в 1939-41 г.г., буду Вам весьма признателен (да и другие читатели форума тоже).
Но в любом случае на строительстве автодороги Москва-Минск ГУШОСДОР формально был главнее ГУЛАГА, так как являлся по отношению к Вяземлагу и его лагпунктам заказчиком работ, т.е. начальником.
ВЯЗЕМСКИЙ ИТЛ
(Вяземлаг, Упр. Строительства и Вяземлага ГУШОСДОРа)
Время существования: организован 05.02.36 [1];
закрыт 22.07.42 — (переименован в СТРОИТЕЛЬСТВО ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ) [2].
Подчинен: ГУЛАГ с 05.02.36 [1];
ГУЛЖДС не позднее 02.04.41 [3];
ГУАС с 02.07.41 [4];
ГУШОСДОР с 14.02.42 [5, 2].
Дислокация: Смоленская обл., г.Вязьма с 05.02.36 до эвакуации в 1941 г. [1], {6, 10, 11};
Пензенская обл., Николаевский р-н, с. Николаевка {13}.
Литер: нет.
Телегр. код: нет.
Адрес: Смоленская обл., г.Вязьма, п/я 221 {10, 11};
Пензенская обл., Николаевский р-н, с.Николаевка, п/я — нет {13}.
Производство: стр-во автомагистрали Москва—Минск [1]1, стр-во аэродромов в Тамбовской и Смоленской обл. [3, 5, 6]2.
Численность: 01.04.36 — 12 052, 01.10.36 — 56 180, 01.01.37 — 31 305, 01.01.38 — 24 100, 01.07.38 — 49 738, 01.10.38 — 39 3503, 01.01.39 — 27 470 (УРО);
01.01.41 — 10 394, 01.07.41 — 14 374 [7];
01.01.42 — 8676 [8];
01.04.42 — 58484 [9].
Начальники: нач. УС и Вяземлага — Петрович П.А., с 31.01.36 — не ранее 14.03.37 [10, 11];
Рудминский Л.И., с 09.11.37 по 03.01.39 [12, 13];
Козловский Б.А., с 03.01.39 — ? [13];
Горшков А.А., с 10.03.39 по 11.06.39 [14];
Саркисьянц ?.?., с 11.06.39 — ? (упом. 26.06.41) [14, 15].
Архив: В архиве СТРОИТЕЛЬСТВА ГУШОСДОРА НКВД № 1 И ИТЛ {1}.
Примечания:
1 Стр-во автомагистрали силами з/к Вяземлага вело «УС автомагистрали Москва—Минск НКВД СССР». Нач. УС являлся одновременно нач. лагеря [1, 2]. С момента организации УС подчинялось ГУШОСДОРу [1], с июня 1936 г. — ГУЛАГу [16], в марте 1937 г. вновь передано в ГУШОСДОР [17], пр. [11] возвращено в ГУЛАГ. При этом Вяземлаг в течение всего этого времени оставался в подчинении ГУЛАГа. Дальнейшую подчиненность «УС автомагистрали Москва—Минск и Вяземлага» см. в графе «Подчинен». В сентябре 1938 г. организовано «Упр. дороги Москва—Минск» ГУШОСДОРа НКВД, которое стало «заказчиком» стр-ва;
«подрядчиком» осталось Упр. стр-ва и Вяземлага ГУЛАГа НКВД СССР [18].
2 Весной 1941 г. состоялось решение правительства, согласно которому стр-во 200 км автомагистрали Москва—Минск было перенесено на осень 1942 г.;
ГУЛЖДС поручено переключить Вяземлаг на стр-во аэродромов [3]. Окончательно работы на стр-ве автомагистрали Москва—Минск прекращены пр. {12}. В январе 1942 г. рем.-восстановительные работы и работы по содержанию дороги Москва—Минск были возобновлены [6].
3 Из них 1988 осужденных за к/р преступления, 10 260 — как СОЭ и СВЭ [19].
4 Из них 435 женщин, 294 осужденных за к/р преступления [9].
Источники:
28.10.35 ЦУДОРТРАНС передан в НКВД.
3.3.36 ЦУДОРТРАНС реорганизован в ГУШОСДОР.
Функции ГУШОСДОРА при реорганизации:
строительство, ремонт, эксплуатация дорог общесоюзного, республиканского, краевого и областного значения, контроль за дорожным строительством райисполкомов.
Использование заключенных на стройках ГУШОСДОРа началось 10.1.36. Обеспечение рабочей силой возлагалось на ГУЛАГ.
При этом, запрещалось использование заключенных на строительстве дорог в приграничной полосе.
Местные органы ГУШОСДОРа осуществляли ТОЛЬКО техническое руководство работами.
В феврале 1936 на НКВД было возложено строительство дву автомагистралей - Москва-Киев и Москва-Минск.
Для руководствами работами в непосредственном подчинении ГУШОСДОРа были организованы управления строительств, в в ГУЛАГе - Калужский и Вяземский ИТЛ. Начальник управления строительства был и нгачальником ИТЛ - по производственным вопросам он подчинялся ГУШОСДОРу, а по лагерным - ГУЛАГу.
В апреле 1938 ГУШОСДОР вновь был реорганизован - в его ведении оставались только дороги общесоюзного значения.
Тогда же и сложилась структура, которая просуществовала до 1941 года:
Заказчиками работ стали управления дорог.
Подрядчиками работ стали управления строительства лорог и дорожно-строительные тресты.
Заключенных использовали на основе локальных подрядных договоров между УИТЛК-ОИТК УНКВД и хозяственными органами ГУШОСДОРа.
Исключением было строительство дорог в Киевском военном округе, где подрядчиками были непосредственно ИТЛ.
Таким образом, в предвоенное время в подчинении ГУШОСДОРа НЕ БЫЛО лагерей.
Их стали организовывать только летом 1942, но это уже совсем другая история ))