В ходе событий прошедшей недели ас-Садр стал иракской версией Ленина на Финляндском вокзале. Через несколько месяцев после свержения царя российские левые согласились сотрудничать с временным правительством в рамках парламентской демократии. Но лишь до тех пор, пока запломбированный вагон с Лениным не пришел в Петроград и вернувшийся из изгнания вождь не сообщил своим изумленным сторонникам, что они не будут работать с временным правительством, а будут его ниспровергать.
Я не предсказываю, что ас-Садру удастся скрыться от американских солдат и в свое время создать исламскую республику, столь же экстремистскую, как советская республика Ленина и Сталина, как бы он того ни желал. Но он, подобно Ленину, уловил настроение людей, которое распространено намного шире, чем можно предположить, судя по малому размеру его легиона.
Ясно также, что у гражданской власти, которая, предположительно, начнет править 30 июня, будет мало внутренних сил, способных ее защитить. Эта ситуация напоминает ту, с которой столкнулся Александр Керенский, глава российского временного правительства, не имевший в своем распоряжении лояльных войск, когда большевики захватили власть.
Все, что будет у иракского временного правительства, – это американцы. Было бы гораздо лучше, если бы оно имело в своем распоряжении войска под флагом ООН, солдат из стран как поддерживавших войну, так и выступавших против нее, особенно из арабских государств.