>Посмотрю советскую запись, отвечу. По-моему слова Молотова лучше интерпретировать по записи на русском, а не в обратном переводе с немецкого.
Посмотрите, пожалуйста, сделайте одолжение. Я книги 22-го тома ДВП в руках не держал, потому было бы интересно узнать - чем отличается запись в ДВП от аналогичной в малиновке - док.179. Там из текста, начиная со слов "Молотов говорит, что он согласен с выводами рейхсканцлера." (с.377) до слов "Молотов считает этот вопрос неактуальным."(с.380) однозначно следует, что СССР именно испрашивает разрешения у Германии на "урегулирование вопросов в Финляндии", к коим относит нахождение германских войск в Финляндии и "двойственную политику настраивания масс против СССР правительства Финляндии". Гитлер однозначно считает, что это "урегулирование" снова выльется в продолжительную войну, в которую могут вступить Швеция и Америка и просит СССР подождать до окончания "большой войны Германии", после чего СССР получит всё, что пожелает. К нахождению германских войск прпосит отнестись спокойно - они, якобы, нужны ему исключительно для обеспечения транспортных вопросов. Молотов, в свою очередь настаивает, что вопрос должен урегулироваться сейчас в рамках августовского пакта, что СССР должен иметь в Финляндии такую же свободу рук, как в Эстонии и Бессарабии, и к перспективе вступления Швеции и Америки в новую советско-финскую войну (вероятность возникновения которой он не отрицает!) относится скептически.
=====
>>А контакты Коллонтай в январе-начале февраля никого ни к чему не обязывали.
>Как и контакты Молотова с Ассерсоном. Да и не об обязательствах у нас речь, а об умонастроениях в советском руководстве. А умонастроения были таковы, что уже в конце декабря начахлся зондаж в поисках посредников к миру.
Не смогли бы Вы изложить конспективно содержание послания Коллонтай от 29 января? Мне известно лишь то, что при встрече с Шуленбургом 26 марта 1940 года Молотов отрицал и само послание и вообще такие "умонастроения" у СССР в тот период: ...Шуленбург сообщает, что Риббентроп поручил ему просить Молотова кратко информировать его о ходе мирных переговорах с финнами, т.к. по этому вопросу много всяких пересудов. Гюнтер, например, заявляет, что инициатива этих переговоров исходила от СССР.
Шведская пресса сообщает, что первый шаг был предпринят 29 января, а уже 23 февраля Чемберлен открыто намекал на то, что к Англии обращались с просьбой о посредничестве.
...Молотов отвечает послу, что он нигде не читал и не слышал о заявлении Гюнтера относительно того, что инициатива будто исходила от СССР. Мы сдержанно относились к предложениям о мирных переговорах. Фактически дело обстояло так: шведы передали Коллонтай просьбу финнов - начать мирные переговоры и сообщить им условия, на которых СССР согласен заключить мир. При этом шведы обращались с просьбой пойти им навстречу и согласиться на мирные переговоры.
Финны ответили, что они согласны начать переговоры, хотя конкретных условий мы им не передавали и неизвестно было, с чем же, собственно, согласны финны...
=====
>Посмотрите, пожалуйста, сделайте одолжение. Я книги 22-го тома ДВП в руках не держал
Это вобще-то 23-й том., кн.2, ч.1
> потому было бы интересно узнать - чем отличается запись в ДВП от аналогичной в малиновке - док.179.
На первый взгляд записи идентичны. Там, где Шмидт пишет о предложении Гитлера "подождать полгода-год" в русской записи стоит "Финляндия же не уйдет от Советского Союза". Реплики Молотова о "планах" там нет.
Но в ДВП есть и записи других бесед. Вот в частности как Молотов излагает советскую позицию по Финляндии в тот же день перед Шулленбургом (который по поручению Риббентропа как раз хотел провентилировать финский вопрос):
Что касается политической стороны вопроса о Финляндии, то желательна ясность Германии в этом отношении. Если Германия считает, что нужно пересмотреть и изменить прошлогоднее соглашение, мы хотели бы знать, есть ли у Германии такое намерение [...] Хотя мы удовлетворены мирным договором с Финляндией(выделено мной), но дело не может сводится к договору. Важно как он выполняется. Мы видим со стороноы финляндского правительства двойственность. Эта двойственность находит свое выражение в поощрении агитации и в распространении лозунгов вроде "тот не финн, кто помирился с мирным договором" от 12 марта 1940 года [...] Летом этого года мы вынуждены были намекнуть финнам, что у нас с ними не будет хороших отношений, пока во главе правительства стоит Таннер. Дело шло, конечно, не о личности Таннера, которого финны убрали, а о линии поведения финского правительства, в которой ничего не изменилось. Поэтому т. Молотов полагает, что германское правительство сделает практические выводы и удалит свои войска из Финляндии и прекратит политические демонстрации. Если это было бы сделано, то в позиции Финляндии не было бы двойственности. Если этой двойственности не будет, то отношения с Финляндией будут дружественными и дело пойдет гладко. Причем мы помним, заявляет т.Молотов, что Финляндия входит в сферу интересов СССР, и считаем это естественным и обязательным.
Это наиболее подробное разъяснение позиции СССР по Финляндии за все время переговоров. Если очистить речь Молотова от дипломатической шелухи, то выйдет примерно так:
Финляндия должна быть в зоне влияния СССР, а сл-но проводить дружественную к СССР политику. А сейчас мы наблюдаем беспардонное германское вмешательство; финны чувствуя за спиной Германию мало того, что не считают себя зависимым от СССР государством, так еще и мечтают о реванше. СССР такое положение не устраивает.
>Не смогли бы Вы изложить конспективно содержание послания Коллонтай от 29 января?
Ну у вас есть наверное "Зимняя война 1939-1940", кн.1, М.:Наука 1998 ? У меня информация оттуда. Если нет - изложу.