От Андрей Сергеев
К All
Дата 11.03.2004 18:13:51
Рубрики WWII; ВВС; Фортификация; 1917-1939;

А не поговорить ли о старом - о подземных аэродромах?

Приветствую, уважаемые!

Собственно, тема поднималась и обсуждалась на форуме не раз, но так и не было выяснено - откуда есть пошла столь часто встречающаяся информация о них? Напрашиваются явные аналогии с "кукушками":)

Итак, что мы имеем:

1.Перед войной наличие подобных сооружений считалось "общим местом". Они упоминались в наставлениях, считалось, что их количествов иностранных государствах может исчисляться десятками, приводилось разделение таких аэродромов по типам;

2.В предвоенных разведсводках регулярно фигурирует наличие или строительство подземных аэродромов или подземных ангаров, причем не только в Германии и оккупированных ей странах, но, например, и в Иране;

3.Имеются упоминания ветеранов, либо участвовавших в строительстве таких аэродромов и сооружений в годы войны, либо встречавших подобные сооружения на территории Германии.

Итак, вопросов, собственно, два - что имелось на самом деле и что послужило причиной столь частых упоминаний?

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 15.03.2004 11:31:32

Промежуточные выводы

Приветствую, уважаемый Андрей Сергеев!

Итак, что в ходе дискуссии удалось выяснить по теме:

1.Идея подобных сооружений была озвучена в теоретических работах конца 20-х - начала 30-х гг, и тогда же начались первые опытные работы в этом направлении.
В частности у нас-таки велись полномасштабные ОКР с экспериментальным строительством.

2.Существование "подземных авиабаз" с укрытыми ВПП или другими устройствами для взлета до сих пор под вопросом. Может, ув. Олег Тульнов что-нибудь знает?:)

3.Подземные и полуподземные ангары как индивидуального, так и группового базирования авиации использовались достаточно широко, при этом как правило в тех местах, где авиация на земле находилась под плотным воздействием вражеской авиации, а зачастую и артиллерии и где отсутствовали возможности ее рассредоточения. Также большим подспорьем служило наличие скального грунта. По конструкциям таких ангаров хотелось бы подробностей, пока известны только типовые японские и немецкие ангары с арочным ж/б перекрытием, полузаглубленные в грунт или врезанные в склон холма.

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (15.03.2004 11:31:32)
Дата 15.03.2004 11:33:26

Дополнение к п.3

Приветствую, уважаемые!

При этом значительная часть таких сооружений начала возводиться уже в ходе боевых действий, когда заставила необходимость.

С уважением, А.Сергеев

От Чайник
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 15:12:11

на Кубани

был, по рассказам знакомого. Об этом я когда-то постил на форуме, искал подтверждения, но их не тогда было. Повторюсь еще. Мой знакомец жил, кажется, в Гулькевичах (или Кропоткине) Краснодарского края, но сабж, возможно был не рядом с Гулькевичами. Рассказчик тогда был далек от воентем, но отличался пытливым умом. По его словам была взлетная полоса в туннеле длиной 300-400 м., выходившем в обрыв над Кубанью. Истребители садились на поверхность и заезжали в подземный ангар своим ходом. Под землей было много помещений. Сабж подорвали пресловутые диверсанты в самом начале войны. После нескольких несчастных случаев с любопытными все пути проникновения в подземелья были заколочены, замурованы.

От Косильщик
К Чайник (12.03.2004 15:12:11)
Дата 13.03.2004 09:44:19

100% байка (-)


От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 15:02:26

Про подземные ангары на Пантеллерии

Приветствую, уважаемые!

Хотя победа союзников в Северной Африке сильно снизила значимость Пантеллерии как опорного пункта, там все еще сохранялись подземные ангары, использовавшиеся для ремонта и обслуживания техники.

...

В конце мая разведка подтвердила серьезные повреждения, нанесенные островному аэродрому. Ясно различимы были воронки, главные казармы и здания возле подземного ангара были уничтожены прямыми попаданиями, также были серьезно повреждены склады. Более того, ощутимый ущерб был нанесен и самолетам на стоянках. Береговые батареи и орудийные установки подвергались непрерывным бомбардировкам. Был сделан вывод, что бомбежки полностью нарушили жизнь на острове.

...

На аэродроме Маргхана ВПП были покрыты воронками. Хотя подземный ангар выдержал несколько прямых попаданий, за исключением двух самолетов, остальные (более 80-ти) были или разрушены, или повреждены.

Что-нибудь более подробное про них известно?

С уважением, А.Сергеев

От Андрей Сергеев
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 14:42:38

А вот и один из возможных источников:

Приветствую, уважаемые!

http://pages.tias.com/7760/PictPage/1921929188.html

С уважением, А.Сергеев

От Сергей Зыков
К Андрей Сергеев (12.03.2004 14:42:38)
Дата 12.03.2004 16:06:27

Первоисточник один - "Господство в воздухе" Джулио Дуэ

http://www.opencd.ru/ozon.php?id=1422729
откуда есть пошло..

а прожекты подземных а. доныне появляются вот проект боинга
http://vif2ne.ru/nvk/forum/files/Maler/HARD_FLUSH_AIRPLANE_SHELTER.pdf

От Андрей Сергеев
К Сергей Зыков (12.03.2004 16:06:27)
Дата 12.03.2004 16:12:33

А тогдашних патентов у Вас нет? (-)


От Сергей Зыков
К Андрей Сергеев (12.03.2004 16:12:33)
Дата 12.03.2004 16:33:21

нету

разве что такие картинки. Вообще это же военые инженерные сооружения - что то должно быть в книгах типа "архитектура агрессии" и тп.



От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 14:42:38)
Дата 12.03.2004 14:47:53

У Маслова была вырезка из довоеного "Знания-сила" с подобными картинками (-)


От Андрей Сергеев
К М.Свирин (12.03.2004 14:47:53)
Дата 12.03.2004 14:54:11

Ага! Кое-что начинает проясняться. (-)


От Бульдог
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 10:19:43

смотря что считать подземным

если ангары и стоянки - то такого вроде хватало, а ВПП ...

От Андрей Сергеев
К Бульдог (12.03.2004 10:19:43)
Дата 12.03.2004 11:22:19

Где? Когда? Какой конструкции и уровня защищенности? (-)


От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 11:22:19)
Дата 12.03.2004 12:32:31

Люберцы 1933. Опытный аэродром МПВО. (-)


От Андрей Сергеев
К М.Свирин (12.03.2004 12:32:31)
Дата 12.03.2004 12:43:40

А подробности известны? (-)


От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 12:43:40)
Дата 12.03.2004 12:45:30

А что интересует? И какого года? Его развивали от 1933 до 1938. Дальше не знаю. (-)


От Андрей Сергеев
К М.Свирин (12.03.2004 12:45:30)
Дата 12.03.2004 12:50:56

Все!:)

Приветствую, уважаемый М.Свирин!

Таблеток мне от жадности, и побольше, побольше!:)

1.Когда у нас появилась такая идея?

2.Кто автор проекта?

3.Когда началось строительство?

4.Что из себя представляли конструкции исходно и какие изменения вносились, когда и почему?

5.Какой уровень защищенности по пооекту на разных этапах развития?

6.Для чего предполагался, почему не был принят к тиражированию?

С уважением, А.Сергеев

От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 12:50:56)
Дата 12.03.2004 13:04:17

Re: Все!:)

Приветствие
>Приветствую, уважаемый М.Свирин!

>Таблеток мне от жадности, и побольше, побольше!:)

>1.Когда у нас появилась такая идея?

Понятия не имею.

>2.Кто автор проекта?

Курировал проект М.Тухачевский.

>3.Когда началось строительство?

Как я уже говорил, в 1933-м.

>4.Что из себя представляли конструкции исходно и какие изменения вносились, когда и почему?

Сначала (в 1933-м) построили деревянное укрытие и аппарель для Р-5 что ли? Испытали его на предмет фотографирования и обстреля их 3-дм пушки. Потом до 1936 ничего не знаю. В 1936-м начали строить уже долговременный вариант с применением железобетона. В результате создали спецплощадку для не то трех не то 4-х истребителей и одного бомбера СБ. Они выползали на круглое поле с разных сторон. На оном же поле отрабатывали всякие варианты маскировки с воздуха ВПП и проч. Говорят, что в РГВА в фонде начальника ВВС есть даже фотки оных сооружений при их инспекции Тухачевским в конце 1936-го. Фоток я не видел, но историю вопроса читал в письме Ворошилову о результатах исследований мероприятий по защите военных объектов от ударов с воздуха. Это аккурат самое начало 1937-го.

>5.Какой уровень защищенности по пооекту на разных этапах развития?

Предполагалось достичь 100% боеготовности после бомбового удара авиационной бомбардировочной эскадрильи.

>6.Для чего предполагался, почему не был принят к тиражированию?

Для чего, я вам уже сказал, а почему непринят, могу только имхошничать.

Подпись

От Андрей Сергеев
К М.Свирин (12.03.2004 13:04:17)
Дата 12.03.2004 13:08:12

Спасибо! (-)


От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 13:08:12)
Дата 12.03.2004 13:12:19

Кстати! Оным вопросом по открытым источникам и музею Миша Маслов интересовался. (-)


От Андрей Сергеев
К М.Свирин (12.03.2004 13:12:19)
Дата 12.03.2004 13:16:34

Давно? И с какими результатами?

Приветствую, уважаемый М.Свирин!

В смысле, стоит ли ждать публикации ув. М.Маслова на эту тему?

С уважением, А.Сергеев

От М.Свирин
К Андрей Сергеев (12.03.2004 13:16:34)
Дата 12.03.2004 13:20:09

Да я с ним мало общаюсь уже где-то год. А разговаривали мы об этом в 2000-м. (-)


От Дмитрий Козырев
К Андрей Сергеев (12.03.2004 11:22:19)
Дата 12.03.2004 11:46:48

Севастополь

http://militera.lib.ru/memo/russian/avdeev_mv/index.html

Аэродром на полуострове тоже назывался Херсонесский маяк. Собственно, аэродром — это громко сказано: обыкновенная посадочная площадка. По сторонам взлётного поля торчали в зарослях мелкого кустарника и бурьяна огромные глыбы камня. Вдоль Казачьей бухты и по берегу моря с севера я увидел рассредоточенные истребители самых различных типов. К югу от маяка, в направлении 35-й батареи, пристроились на побережье штурмовики и бомбардировщики. И всюду люди, люди. Бескозырки, белые и красные платочки. Платочков больше. Женщины Севастополя и краснофлотцы ворочали камни — расширяли летное поле, рыли для самолетов капониры, сооружали землянки для летчиков и техников, командные пункты, подземные хранилища.

...
Приземлились все благополучно. Незнакомые техники и механики показали место стоянки, закатили самолеты в крытые капониры,



От Samsv
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:46:48)
Дата 16.03.2004 08:05:37

Читая Моргунова...

>Аэродром на полуострове тоже назывался Херсонесский маяк. Собственно, аэродром — это громко сказано: обыкновенная посадочная площадка.

... удивлялся, как мог существовать и действовать этот аэродром практически до последних дней обороны Севастополя (50-100 самолетовылетов в день) при полном господстве немецкой авиации. И ведь действовал!
С уважением, Samsv,
http://samsv.narod.ru

От Бульдог
К Андрей Сергеев (12.03.2004 11:22:19)
Дата 12.03.2004 11:38:35

Вы про ангары или про ВПП?

ВПП IMHO не было, а ангары - в Севастополе вроде были перекрытые

От Андрей Сергеев
К Бульдог (12.03.2004 11:38:35)
Дата 12.03.2004 11:43:58

Я и про то, и про другое

Приветствую, уважаемый Бульдог!

Интересуют все подробности по сооружениям предвоенного и военного периода.

С уважением, А.Сергеев

От Бульдог
К Андрей Сергеев (12.03.2004 11:43:58)
Дата 12.03.2004 12:44:47

подробностей мало помню.

в основном по воспоминаниям ...Вот еще что то про Ханко вспомнилось, но может таки путаю с Севастопольскими

От Андрей Сергеев
К Бульдог (12.03.2004 12:44:47)
Дата 12.03.2004 13:24:40

На Ханко упоминались подземные укрытия для самолетов

Приветствую, уважаемый Бульдог!

По крайней мере, в мемуарах.

С уважением, А.Сергеев

От Максим~1
К Андрей Сергеев (12.03.2004 13:24:40)
Дата 13.03.2004 00:29:18

И на Ханко, и на Рыбачьем - у Кабанова описано (-)

(_)

От Андрей Сергеев
К Максим~1 (13.03.2004 00:29:18)
Дата 15.03.2004 11:15:44

Про Ханко

Приветствую, уважаемый Максим~1!

"(после обстрелов финскими батареями) на аэродроме оставались воронки глубиной до 2м и диаметром 3-4м - летчик рисковал погибнуть при посадке... При огневых налетах страдали и самолеты - так, 6 июля прямым попаданием был уничтожен истребитель И-153, а три других самолета выведены из строя. Бывали дни, когда на аэродроме разрывалось до полутора тысяч снарядов - обстрел вели 6-7 батарей калибром 152-203мм...

Стало очевидно, что требуется построить укррытия для самолетов. Через некоторое время на аэродроме круглосуточно работало уже два строительных батальона и 8 сентября строители сдали летчикам девять подземных железобетонных ангаров с рулежными дорожками для въезда и выезда истребителей и взлета без маневрирования на поле. Теперь самолеты могли уходить в воздух прямо с рулежной дорожки, а после посадки мгновенно скрываться в убежище. Укрытия выдерживали попадания 152мм снарядов; были построены и блиндажи для летчиков."

А.А.Аллилуев, Н.И.Слесаревский, "164 боевых дня".

С уважением, А.Сергеев

От Бульдог
К Андрей Сергеев (12.03.2004 13:24:40)
Дата 12.03.2004 14:53:51

значит правильно помню :) (-)


От Сергей Зыков
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 10:17:30

Re: А не...

дык не аэродром подземный (и звучит то абсурдно как и "подводный аэродром") а скрытый скорее всего, бо там только служебные помещения и ангары для самолетов подземные. Вот если бы он выстреливал паровой катапультой самолет, причем крыша коровника допустим поднималась оттуда вылетал СБ и крыша за ним захлопывалась. Вот то был бы подземный аэродром. Уж если звон об таких аэродромах по миру шёл то нет причин чтоб нашим такой чудесный обьект не собезьяничать.

-------------------------------------------------
Страницы истории ТМ 9-1992
Самуил КРЫЛОВ,
гвардии майор в отставке
"ПТИЧКА" ДЛЯ КОМСОСТАВА
(Из записок ночного фотографа)

В июльский день 1936 года меня, курсанта школы младших авиационных специалистов в Люберецком авиагарнизоне, вызвали к командиру. Он почему-то поинтересовался моими познаниями в фотографии. Узнав, что я окончил курсы фотокорреспондентов при Московском Доме журналистов и публиковался в местной печати, и, главное, еще раз убедившись в моем пролетарском происхождении, командир, понизив голос, сообщил, что мне поручена ответственная съемка. После чего велел дождаться заместителя командующего Московским военным округом.
Через два часа я, начищенный и туго затянутый, стоял навытяжку перед широкоплечим комкором Б.С.Горбачевым.
- Получите в политотделе бригады аппаратуру, фотоматериалы и подробный соответствующий инструктаж, - приказал он.
Бригадный комиссар Котов бережно вручил мне "Фотокор" и 12 кассет с фотопластинками, объяснив, что завтра предстоит заснять высший комсостав РККА при осмотре подземных ангаров, выстроенных по приказу М.Н.Тухачевского. Вместе с командиром бригады полковником Монархо и начальником политотдела мы приехали в особую зону одного подмосковного аэродрома и остановились у небольшой возвышенности. Кто мог знать, что глубоко под нами залегает ангар, а в нем -готовые к вылету боевые самолеты. Что мы и заметили, так это маскировочные сети у рулежной дорожки, закрывавшие какой-то вход.
Вскоре к площадке подкатили с десяток новеньких ЗИСов, из них выбрались военные, все в высоких званиях, и группками сосредоточились неподалеку от нас. Поскольку синоптики обещали жару, они были в легкой полевой или повседневной форме. Помимо командующего Московским военным округом, я узнал его коллегу по Белорусскому округу командарма 1-го ранга И.П.Уборевича, строго поблескивавшего пенсне, "первого красного офицера" наркома обороны маршала К.Е. Ворошилова - тот стоял в кругу сравнительно молодых командиров с синими петлицами (сотрудников НКВД). Было заметно, что многие стараются держаться от них подальше...
Подойдя к ним, я направил объектив на Ворошилова и быстро сделал первый снимок, получив в ответ недобрый, колючий взгляд наркома. Затем, уже без робости, приблизился к тем, кто окружал его первого заместителя - Тухачевского. На портретах я привык видеть его молодым и в маршальской форме, а здесь, наяву, он выглядел уставшим и гораздо старше.
Беседуя с командирами, Тухачевский не обращал на меня внимания до тех пор, пока я не нажал на спуск затвора. Запомнились большие, выпуклые глаза с "мешками", приятный, что называется бархатный тембр голоса, благородная и естественная манера держаться.
Сам удивляюсь, как это не сразу распознал легендарные усы инспектора кавалерии РККА маршала С.М.Буденного. Обычно я представлял его этаким богатырем-конником в блестящих сапогах со шпорами и шашкой на боку. А он был (кстати, единственный) в новой маршальской форме - хорошо подогнанном кителе, брюках навыпуск и "цивильных" ботинках, что ему явно не шло. На первый взгляд, Семен Михайлович напоминал элегантного западного военного атташе и, возможно, именно таковым и хотел казаться. Фотографируя его, я заметил, что он не проявляет никакого интереса к окружающему, держится особняком, как тот киплинговский "кот, который гуляет сам по себе". Видно, подумалось мне, у него хватает своих забот - кавалерийских... Не сразу удалось заснять другого заместителя наркома, армейского комиссара 1-го ранга Я.Б. Гамарника. Невысокий, широкоплечий, с крупной головой, подпираемой густой прямоугольной бородой, он беспрестанно переходил от группы к группе, активно включался в разговоры.

Нарком обороны маршал Ворошилов вместе с сотрудниками ОГПУ на поле секретного аэродрома.

"Врага народа" Тухачевского я, во избежание ареста, отрезал, оставив только "легендарного" Буденного.
Ворошилов не спеша направляется к подземному ангару.

Таким был подземный аэродром в Люберцах. Показано расположение ангаров для истребителей и бомбардировщиков, размещение тележек, на которых те располагались под землей.

Тем временем "разминка" после езды на машинах закончилась, комсостав приумолк, и всех пригласили в подземный ангар. Курсанты нашей школы откинули маскировочные сети, и мы увидели командующего ВВС РККА Я.И.Алксниса - высокого, стройного, облаченного в белую гимнастерку, с синей пилоткой на голове (кстати, только что введенной для авиаторов). Он поделился соображениями о будущей войне, о необходимости таких ангаров, подробно рассказал об их устройстве, о том, как размещены самолеты и как решена проблема их взлета по тревоге.
Потом все спустились вниз, и я принялся разглядывать необычное инженерное сооружение, словно предназначенное для съемок научно-фантастического фильма. Стены и купол были выложены скорее всего из железобетонных блоков, на цементированном полу протянулись два кольца рельсов, на которых стояли тележки с треугольными площадками, а на них - истребители И-16. Летчики сидели в кабинах, осторожно посматривая на нас.
После того как военачальники вышли наружу, взревел авиамотор, из ангара выкатился самолет, развернулся к рулежной дорожке и после короткого разбега взмыл в небо. Я оказался неподалеку от Ворошилова и хорошо слышал его глуховатый, с хрипотцой, голос, поясняющие реплики:
- Вот "кавалерист" вывел коня из конюшни... Вот вскочил в седло... Вот поскакал галопом....
Стоявшие рядом понимающе усмехнулись. После посадки истребителя все двинулись к краю летного поля, заросшему кустарником и молодыми березками. Там был вход в другой ангар, походивший на широкий, длинный туннель. Его потолок, стены и пол укрепили бревнами, а низ покрыли еще и досками - на них стоял новый скоростной бомбардировщик СБ. Снаружи ангар обложили проросшим дерном, а над верхним перекрытием посадили кусты. Случись война, такие ангары здорово помогут сберечь боевую технику и людей.
Метрах в двухстах располагался третий ангар, с четырехмоторным тяжелым бомбардировщиком ТБ-3.
Завершив осмотр, все собрались вокруг Тухачевского. Он улыбался, отвечал на вопросы, изредка поглядывая в сторону Ворошилова, а я сделал последний общий снимок начальства РККА.
На следующий день в военный городок вновь приехали Ворошилов и Гамарник, осмотрели достраивающийся дом для летно-технического состава, а я снял еще два фото, "добив" выданные мне пластинки.
Слава богу, негативы вышли неплохими, а позитивная фотопечать с таких - одно удовольствие. Приятно наблюдать, как на фотобумаге в проявителе возникают контуры тех, кого "щелкнул" накануне. С десяти наиболее качественных негативов сделал по три отпечатка, как и было приказано (тогда все было ох как строго!). Снимки и негативы отдал начальнику политотдела.
Дело прошлое, признаю - желая сохранить память о встрече с комсоставом, рискнул отпечатать несколько "лишних" фото. Хранил их в своем чемоданчике.
Наступил 1937 год. Один из самых тяжелых в нашей истории, особенно для судеб многих командиров и военачальников Красной Армии. Я хорошо помню то страшное время...
Еще в начале года я оказался в Воронеже, в 18-й дальнеразведывательной эскадрилье, где как фотограммист обслуживал соответствующую аппаратуру самолетов типа Р-6. Небольшой коллектив эскадрильи оказался дружным, а большинство летчиков, окончивших училище в городе Энгельсе, были немецкими коммунистами - например, Редер, Гесс, Бертман. Остальные члены экипажей были разных национальностей. Прямой контакт у меня установился со штурманами - перед вылетом мы вместе проверяли фототехнику, я сообщал количество заряженной фотопленки и предупреждал об особенностях фотоаппаратов.
Особенно близкие отношения у меня сложились со старшим лейтенантом Максимом Лахманом, и однажды я рассказал ему о том, что посчастливилось снимать высший комсостав РККА, показал фотографии.
- Эти подземные ангары - только часть плана модернизации Красной Армии, разработанного маршалом Тухачевским,- пояснил Лахман. Хотя тогда я и был всего младшим комвзвода (старшим сержантом, по-нынешнему), сообразил, что у Тухачевского, в отличие от кавалериста Ворошилова, иной взгляд на характер будущих сражений.
А фотографии я больше никому не показывал. Вспомнил о них только летом 1937 года, когда нас собрали на митинг у штаба авиабригады, на котором начальник политотдела зачитал сообщение из Наркомата обороны о раскрытии "антисоветско-троцкистской военной организации", возглавляемой "бывшим маршалом" Тухачевским и "бывшими командармами" Якиром, Уборевичем, Корком и другими. Все они обвинялись в шпионаже и подрыве мощи РККА.
Выступившие на митинге два командира клеймили позором "предателей". Я был оглушен услышанным - менее года назад я видел их, фотографировал, они казались честными, умными, преданными.
Расходились подавленными, не смея смотреть друг другу в глаза. Вскоре пришла директива об увольнении всех летчиков-немцев. Лахмана постигла та же участь, хотя он к ним не имел отношения. Ночью увели комсорга эскадрильи Василия Гусакова, которому я также поведал, как снимал комсостав. Страх и подавленность сковали меня - раз проверяют тумбочки, то наверняка доберутся до каптерки, а там мой чемоданчик. Вечером достал злополучный конверт и стал вырезать "предателей", некоторые карточки вообще уничтожил, оставив только те, где запечатлены "непорочные" Ворошилов и Буденный. Они и сохранились в моем семейном архиве. Признаюсь - всегда с болью и досадой смотрю на них и ругаю, ругаю себя за то, что испортил такие ценные исторические документы! Впрочем, теплится надежда: а вдруг где-нибудь в архивах отыщутся те самые 12 негативов. Я бы их сразу узнал...

От редакции. "Птичка для комсостава" С. Крылова - одна из первых глав рукописи "Записки ночного фотографа". Для скорейшего издания своей книги автор просит читателей "ТМ" прислать отзыв по адресу: 129224, Москва, п/я № 35.





Лев ВЯТКИН,
военный летчик
По приказу Тухачевского...

Устройство подземного ангара для истребителей И-16 конструкции Н.Поликарпова
Рис. Л.ВЯТКИНА

В 1964 году мне довелось гостить у генерал-майора авиации А.А.Туржанского. Зашел разговор о репрессированных военачальниках, в том числе о маршале Тухачевском, которого Александр Александрович хорошо знал по совместной службе. Тогда-то и услышал многозначительную фразу:
- Остался бы Тухачевский в живых, мы закончили бы войну с Гитлером пораньше...
Признаться, я воспринял это со скепсисом. Разве можно гадать: что было бы, если бы да кабы... Но, оказывается, генерал имел в виду вот что:
- Тухачевский, как начальник вооружений РККА, курировал научно-технические разработки, испытания новых образцов военной техники. Немало внимания уделял конструкторам и изобретателям. Знаете ли вы, например, что он помогал Петропавловскому создавать реактивные снаряды, Гроховскому - реализовывать свои смелые задумки, Курчевскому - улучшать динамореактивную пушку, Ощепкову - совершенствовать радиоулавливатель самолетов?
Туржанский прошелся по гостиной, потом встал напротив меня и произнес назидательным баском:
- Удивительно, как это Тухачевский везде поспевал. Представляете, если бы мы успели провести техническое перевооружение Красной Армии, насколько возросла бы ее мощь?
Генерал привел эпизод и из собственной жизни:
- Кстати, поддержал и меня в деле создания совершенно нового рода авиации, штурмовой, предназначавшейся для взаимодействия с пехотой непосредственно на поле боя. Несмотря на противодействие Ворошилова, который в авиации разбирался неважно и потому ее недолюбливал, я с согласия Тухачевского стал набирать летчиков, умевших летать очень низко, на бреющем, что формально было запрещено. Действительно, такой полет очень труден и опасен - ведь чтобы избежать столкновения с внезапно появляющимися препятствиями, реакция летчика должна быть мгновенной.

Я быстро скомпоновал команду отменных "воздушных хулиганов", составил программу и "Курс летной подготовки по малой высоте", отработал в воздухе специальные упражнения и показал их на маневрах Киевского военного округа. Тогда 19 штурмовиков Р-1 неожиданно, на бреющем, атаковали 44-ю Бессарабскую дивизию конного корпуса Криворучко, совершавшую марш по шоссе Киев - Житомир. Открыв огонь из пулеметов (разумеется, холостыми), летчики насмерть перепугали боевых коней, те опрокинули в кюветы пушки, повозки и походные кухни. На втором заходе штурмовики "отбомбились" да еще облили конников какой-то вонючей жидкостью и скрылись. Криворучко потом три дня собирал своих кавалеристов по лесам и болотам.
Тухачевский был доволен результатами маневров и доверительно сказал мне, что работает над планами новых учений, с использованием воздушных десантов. Замечу, что и подземный аэродром в Люберцах соорудили по его приказу...
Остается добавить, что это строительство выпало за рамки исследований военных историков, не вспоминали о нем и мемуаристы. Поэтому по сей день неизвестны авторы проекта подземных ангаров и строители.
Затрудняюсь сказать, знают ли старожилы Люберец, где находились подземные капониры, кстати, весьма солидные, ибо вмещали по нескольку истребителей, а то и тяжелые бомбовозы. Было бы неплохо, если бы поисковики, занимающиеся обследованием мест сражений Великой Отечественной, в том числе укрепленных районов, попытались найти в Москве довоенные секретные объекты.
А теперь - насколько была верна поддержанная Тухачевским идея укрыть авиацию под землей? Как известно, к началу боевых операций в зоне Персидского залива ВВС Ирака насчитывали 750 боевых самолетов. Известно и то, что каждые сутки авиация коалиции, возглавляемой США, делала до 2,5 тыс. боевых вылетов. Однако через неделю американские разведчики установили, что иракская авиация почти не пострадала. И только потому, что была заблаговременно и надежно укрыта в подземных бункерах, построенных бельгийской компанией "СББМ энд сикс контракт".



От Андрей Сергеев
К Сергей Зыков (12.03.2004 10:17:30)
Дата 12.03.2004 11:21:39

Так это и есть единственные и самые известные публикации по данному вопросу

Приветствую, уважаемый Сергей Зыков!

За последнее время. И то с ними масса неясностей - "был ли мальчик" или только образцы-макеты? И откуда "звон"-то пошел? И что под собой реальное имел?

С уважением, А.Сергеев

От Дмитрий Козырев
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 12.03.2004 09:43:00

А это совершенно невероятно?

>Итак, вопросов, собственно, два - что имелось на самом деле и что послужило причиной столь частых упоминаний?

Я видел на современном аэродроме стоянки су-25 в виде (да простит меня Тульнов) - капониров.
Постройка подобных укрытий не могла сойти за сабж?
Тем более что до перекрытия его сверху - один шаг.

От Андрей Сергеев
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 09:43:00)
Дата 12.03.2004 10:52:43

Могла. Это рассматривалось, как частный случай

Приветствую, уважаемый Дмитрий Козырев!

Вот одна из типичных заметок (начала 1941 года) на эту тему:

Вот почему военные специалисты додумались загнать самолеты... под землю. Там уж они будут в полной безопасности от воздушного врага. Подземный ангар трудно найти с самолета; аэробомбы не могут причинить ему большого вреда.
Во многих государствах имеются уже десятки аэродромов, на которых самолеты хранятся глубоко под землей. Такие аэродромы обходятся очень дорого: спуск самолетов под землю и подъем их наверх производятся с помощью особых механизмов. Только в некоторых случаях подземные ангары устраиваются неглубоко, и тогда самолеты могут самостоятельно выезжать, а то и просто вылетать из-под земли.

То, о чем ты говоришь, предполагалось (и, естественно, не было обнаружено) на иранском аэродроме Ардебиль - подземные ангары с плоскими воротами и возможностью запуска моторов в ангарах.

Вопро, в сущности, вот какой - насколько часто встречались такие сооружения, как перекрытые бетонированные капониры, они же, но с возможностью старта из них по наземной ВПП, и существовали ли, хотя бы в единичных случаях, "действительно подземные"(подскальные) базы с подъемниками и т.д. ?

С уважением, А.Сергеев

От Evg
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 09:43:00)
Дата 12.03.2004 09:58:16

Re: Вполне возможно что были эксперименты и с перекрытиями

>>Итак, вопросов, собственно, два - что имелось на самом деле и что послужило причиной столь частых упоминаний?
>
>Я видел на современном аэродроме стоянки су-25 в виде (да простит меня Тульнов) - капониров.
>Постройка подобных укрытий не могла сойти за сабж?
>Тем более что до перекрытия его сверху - один шаг.

Причем не с целью защиты (n+1 метр бетона и земли), а с целью маскировки (скажем легкий деревянный настил покрытый дёрном)

От Андрей Сергеев
К Evg (12.03.2004 09:58:16)
Дата 12.03.2004 10:55:20

Этот вариант был и рассматривался в тот период совершенно отдельно

Приветствую, уважаемый Evg!

Тогда четко различалась маскировка и создание защищенных аэродромных сооружений, причем второму уделялось странно много внимания по сравнению с реальным положением дел.

С уважением, А.Сергеев

От Stein
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 11.03.2004 21:40:17

Re: А не...

У немцев точно были. Причем совмещенные с заводами по производству самолетов.

От Косильщик
К Stein (11.03.2004 21:40:17)
Дата 12.03.2004 09:38:39

о! калиниградские мифы? (-)


От Андрей Сергеев
К Косильщик (12.03.2004 09:38:39)
Дата 12.03.2004 10:42:53

Нет. Из воспоминаний ветеранов

Приветствую, уважаемый Косильщик!

Несколько АП разного назначения (ИАП и ШАП) были преброшены на три бетонных полосы, принадлежащих "подземному заводу Фокке-Вульф".

С уважением, А.Сергеев

От Китоврас
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 11.03.2004 18:21:05

сумбурный поток сознания

Доброго здравия!
>Приветствую, уважаемые!


>Итак, что мы имеем:

>1.Перед войной наличие подобных сооружений считалось "общим местом". Они упоминались в наставлениях, считалось, что их количествов иностранных государствах может исчисляться десятками, приводилось разделение таких аэродромов по типам;

>2.В предвоенных разведсводках регулярно фигурирует наличие или строительство подземных аэродромов или подземных ангаров, причем не только в Германии и оккупированных ей странах, но, например, и в Иране;

>3.Имеются упоминания ветеранов, либо участвовавших в строительстве таких аэродромов и сооружений в годы войны, либо встречавших подобные сооружения на территории Германии.
Вроде была статья в ТМ про эспериментальный подземный аэродром в подмосковье, там еще И-16 на корде взлетали.

>Итак, вопросов, собственно, два - что имелось на самом деле и что послужило причиной столь частых упоминаний?

Выскажусь по второму вопросу - ИМХО не исключено, что на разведчиков оказали влияние мифы массового сознания. Такие вещи как подземные аэродромы неоднократно упоминались в литературе того времени (чтобы далеко не ходить можно вспомнить шпановский "Первый удар"). Наверняка были они и в кино.
Откуда возникали в донесениях. АФАИК в СССР было немного аэродромов с бетонными ВПП. Т.е. Бетон на обычном аэродроме для советского человека вещь необычная. Отсюда возможен посыл что за строительство подземных аэродромов разведка принмала сооружение бетонных ВПП.


>С уважением, А.Сергеев
С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Андрей Сергеев
К Китоврас (11.03.2004 18:21:05)
Дата 11.03.2004 18:46:11

Re: сумбурный поток...

Приветствую, уважаемый Китоврас!

>Вроде была статья в ТМ про эспериментальный подземный аэродром в подмосковье, там еще И-16 на корде взлетали.

И до сих пор неясно, что это было - реальный аэродром, макет двух ангаров или что-то еще. в любом случае такой единичный объект должен был быть совсекретным и в массовые издания информация попасть не могла.


>Выскажусь по второму вопросу - ИМХО не исключено, что на разведчиков оказали влияние мифы массового сознания. Такие вещи как подземные аэродромы неоднократно упоминались в литературе того времени (чтобы далеко не ходить можно вспомнить шпановский "Первый удар"). Наверняка были они и в кино.
>Откуда возникали в донесениях. АФАИК в СССР было немного аэродромов с бетонными ВПП. Т.е. Бетон на обычном аэродроме для советского человека вещь необычная. Отсюда возможен посыл что за строительство подземных аэродромов разведка принмала сооружение бетонных ВПП.

Да вот в том-то и дело, что эти категории у них различались. Более того, задания говорили отдельно о получении информации об аэродромах с покрытием и о подземных сооружениях. И как быть со свидетельствами ветеранов? И информацией, передаваемой, скажем, французским Сопротивлением (группой Вильде-Левицкого)?

Так что вопросов пока больше, чем ответов...

С уважением, А.Сергеев

От Китоврас
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:46:11)
Дата 11.03.2004 23:25:06

Re: сумбурный поток...

Доброго здравия!
>Приветствую, уважаемый Китоврас!

>И до сих пор неясно, что это было - реальный аэродром, макет двух ангаров или что-то еще. в любом случае такой единичный объект должен был быть совсекретным и в массовые издания информация попасть не могла.
Но активно муссировалась в литературе и возможно (?) в кино.



>С уважением, А.Сергеев
С уважением, Китоврас
http://gradrus.chat.ru/

От Nachtwolf
К Китоврас (11.03.2004 23:25:06)
Дата 12.03.2004 10:11:03

Re: сумбурный поток...


>Но активно муссировалась в литературе и возможно (?) в кино.


Точно-точно! Был перед войной такой фильм "Эскадрилья №7" (если с номером не напутал - рабочее название картины "Война началась!") и там во всех подробностях демонстрировали эти самые подземные аэродромы у немцев.

От Андрей Сергеев
К Nachtwolf (12.03.2004 10:11:03)
Дата 12.03.2004 10:56:10

Так вот и вопрос - откуда все пошло?

Приветствую, уважаемый Nachtwolf!

И было ли что-то на самом деле?

С уважением, А.Сергеев

От Моцарт
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 11.03.2004 18:20:30

Логика простая

у нас были -значит в промышленно более развитых странах должны быть.

От Андрей Сергеев
К Моцарт (11.03.2004 18:20:30)
Дата 11.03.2004 18:38:57

А у нас многие про них знали? (-)


От объект 925
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:13:51)
Дата 11.03.2004 18:17:24

Ре: Дык японы на Камчатке вроде же имели. (-)


От Константин Федченко
К объект 925 (11.03.2004 18:17:24)
Дата 11.03.2004 18:43:07

а откуда на Камчатке японцы? Путаете с Сахалином или Курилами? (-)


От объект 925
К Константин Федченко (11.03.2004 18:43:07)
Дата 11.03.2004 18:45:42

Ре: Точно. С Курилами.:) (-)


От Андрей Сергеев
К объект 925 (11.03.2004 18:45:42)
Дата 11.03.2004 18:47:17

Это надо у ув. Сергея Зыкова и Косильщика спрашивать

Приветствую, уважаемый объект 925!

Курилы - знатный "байкодром" по части описаний японских сооружений.

С уважением, А.Сергеев

От объект 925
К Андрей Сергеев (11.03.2004 18:47:17)
Дата 11.03.2004 18:59:49

Ре: Прошлым летом кто-то из форумчан был там. Еще на форуме рассказывал про

етот аеродром.
Алеxей

От Косильщик
К объект 925 (11.03.2004 18:59:49)
Дата 12.03.2004 10:15:17

Про Камчатку слышу не впервые, бред журналистов и очевидцев...(+)

Подсекай!

+++++ это все басенки из рязряда романа "7 авианосец"... Да, японцы в плоть до августа 1945 года вели хозяйственную деятельность в Охотском море вдоль побережья Камчатского п-ва, ловили краба, рыбу, перерабатывали на плавбазах и снабжали деликатесами всех заинтересованных лиц... Наши молча смотрели на это. Есть смутные упоминания, на то, что это были в чистом виде концессии, оставшиеся в захолустье СССР со времен НЭПа...
Чем они расплачивались, натурой, каучуком, золотом или бананами/кокосами к столу Жданова в осаждённом Ленинграде, я не знаю...:))

Постоить на Камчатке секретный аэродром, даже с грунтовой полосой - это из разряда подвигов Аматерасу...
Это невозможно было сохранить в секрете от местных властей, контолирующих свою территорию, трудозатраты превышают все мыслемое и не мыслемое и вообще нафиг надо в военном плане строить что то на чужой террритории негласно, бо даже на Курилах японцы зашевелились с возведением фортификаций, только после 1943 года... Казарм нормальных так и не успели достроить, типичная японская казарма - большая полуземляка заглубленного типа, с шатровой кровлей, обвалованной дерном. ДОТов из бетона сооружено меньше, чем ДЗОТов в разы... У меня есть карты фортификаций, топосьемка сентября 1945, сделанные нашими на Курилах (бенкам дал), там помечено все и вся, зоны обстрела, склады, дороги, окопы, противотанковые рвы и так далее... Поэтому кроме моего слова как очевидца, знаю о чем говорю, карты подтверждают то, что видел своими глазами и даже больше.


Примеры подобных слухов и сплетен - каждый танк или его останки выдаются местными жителями обязательно за Тигры, каждый бетонный дот объявляется неприменно немецким, каждый древний угро-славянский курган называют французкими могилами, любой заброшенный аэродром непременно японский и подземный, подземные железные дороги на десятки км и так далее...

А вот инфраструктуру для ведения в первую очередь хозяйства на Курилах была создана намного раньше, это дороги по всем северным островам (не доделали до конца, а жаль), густая цепь рыбных заводиков с деревушками, гидроэлектростанции, водозаборы, молы, пирсы и слиповые ремзоны, синтоистские храмы для тех кто жил, работал и строил все это + военные обьекты ВМФ японии.
Аэродромов сделали действительно много, с бетонной ВПП я знаю лично только 2 (Шумшу и Парамушир).
Грутовых, выстланных метнастилом или деревянными (!!!) плахами, намного больше. Имеется небольшое количество наземных ангаров с бетонным куполом. Все остальные капониры - земляные насыпные а так же вырубленные в скатах сопок.

На Шумшу - 3 аэродрома, с бетонной ВВП, с выстланными метнастилом земляной ВВП + гидроаэродром. На Парамушире я знаю 3 аэродрома, основной возле СевероКурильска, с земляной ВВП (выстланной деревянными плахами в прошлом), в бухте р.Тайна с бетонкой толщиной 2-3 см без армации и на Тихоокеанском побережье, тип покрытия не знаю, не был... может ещё где на юге Парамушира есть.

Косильщик
http://crt.shatoon.ru/

От Ezzz
К Косильщик (12.03.2004 10:15:17)
Дата 12.03.2004 11:12:32

по Жданову в осажденном Ленинграде

>Чем они расплачивались, натурой, каучуком, золотом или бананами/кокосами к столу Жданова в осаждённом Ленинграде, я не знаю...:))

* А что, доказано, что Жданов в осажденном Ленинграде жировал ?

От Джон
К Ezzz (12.03.2004 11:12:32)
Дата 12.03.2004 11:17:24

Не жировал, но жрал!

Привет,

Почитайте воспоминания академика Лихачева, как он в Декабре 1941 еле приполз в Смольный, а там на все здание пахло супом и жарким!

Я полагаю при выдаче 250 и 125г хлеба это круче любых омаров и бананьев.

Джон

От Дмитрий Адров
К Джон (12.03.2004 11:17:24)
Дата 12.03.2004 13:01:10

Лихачев - звездунишка дешевый

Здравия желаю!
>Привет,

>Почитайте воспоминания академика Лихачева, как он в Декабре 1941 еле приполз в Смольный, а там на все здание пахло супом и жарким!

>Я полагаю при выдаче 250 и 125г хлеба это круче любых омаров и бананьев.

Верьте больше. Они и не такое писал.

Дмитрий Адров

От Ezzz
К Дмитрий Адров (12.03.2004 13:01:10)
Дата 12.03.2004 13:06:41

Re: Лихачев -...

>Верьте больше. Они и не такое писал.

* Наверное, имел зуб на ленинградских боссов за Соловки и Беломорканал.

От Джон
К Ezzz (12.03.2004 13:06:41)
Дата 12.03.2004 13:08:52

И Ю. Мухина не читал, а то бы понял в чем соль жизни!:))) (-)


От Ezzz
К Джон (12.03.2004 13:08:52)
Дата 12.03.2004 13:24:13

я вот читал, но в чем соль жизни - ранье понял

И я согласен с Ю.Мухиным, что в творчестве и в служении своему народу.

От Одессит
К Ezzz (12.03.2004 13:24:13)
Дата 12.03.2004 13:47:53

Я...

Добрый день

>И я согласен с Ю.Мухиным, что в творчестве и в служении своему народу.

А про свою семью забыли! Ей-то тоже служить надо! Детей воспитывать! Долг мужчины, между прочим. Или Вы семью в общие списки народа включили?

С уважением

От Ezzz
К Одессит (12.03.2004 13:47:53)
Дата 12.03.2004 13:58:30

Да !

>А про свою семью забыли! Ей-то тоже служить надо! Детей воспитывать! Долг мужчины, между прочим. Или Вы семью в общие списки народа включили?

* Да, т.к. для меня народ отличается только степенью родства. Степень родства определяет еще и уровень контактов. Обьясняю: для меня ( указываю так, т.к. вижу - не для всех русаков свои - братья ) русские люди в той или иной мере все родственники ( в каком-то там ...юродном плане ), ну а с самыми близкими из них ( семья ) и происходит большинство всяких движений.

От Лейтенант
К Джон (12.03.2004 11:17:24)
Дата 12.03.2004 11:29:58

Re: Не жировал,...

Один из братьев Стругацких вспоминал, что семья их соседа, инструктора обкома выбрасывала в мусор ЧЕРСТВЫЙ ХЛЕБ. Степень достоверности неизвестна.

От badger
К Лейтенант (12.03.2004 11:29:58)
Дата 13.03.2004 13:41:29

Re: А это уже странно

>Один из братьев Стругацких вспоминал, что семья их соседа, инструктора обкома выбрасывала в мусор ЧЕРСТВЫЙ ХЛЕБ. Степень достоверности неизвестна.

Зачем выбрасывать, когда его сменять можно на различные мат. ценности?

От Dmitriy Makeev
К Джон (12.03.2004 11:17:24)
Дата 12.03.2004 11:28:53

Re: Не жировал,...

А Д.Гранин вспоминал как его в Смольном награждали орденом. После награждения было усроено чаепитие. Каждому награжденному выдали по бутеброду с колбасой и по конфетке. Бутерброд он съел, а конфетку понес показать товарищам. Тоже наверное обсуждали как начальство обжирается?

От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 11:17:24)
Дата 12.03.2004 11:20:01

Какая сволочь! А у солдатских кухонь тоже пахло! И генералы жрали, жрали, падонк (-)


От Андрей Диков
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:20:01)
Дата 12.03.2004 12:51:15

Re: Какая сволочь!...

День добрый!

Сколько я слышал, живя в Питере, Жданов блокадниками и вообще питерцами воспринимается негативно и сволочью его тоже порой называли.

Вот Кирова уважали.


С уважением, Андрей

От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:20:01)
Дата 12.03.2004 11:25:55

Эмоции. (-)


От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 11:25:55)
Дата 12.03.2004 11:26:33

Конечно. И у тебя. И у Лихачева. (при всем уважении). (-)


От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:26:33)
Дата 12.03.2004 11:28:50

Дык Лихачев голодал. Имел право. Я вот не имею. Это да. (-)


От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 11:28:50)
Дата 12.03.2004 11:37:22

Лихачев попал в помещение где была кухня. От голода соответсвующие эмоции

они понятны.
Не понятно только почему в Смольном НЕ должно было быть кухни?

От Лейтенант
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:37:22)
Дата 12.03.2004 13:09:53

Не только

еще он расказывал что тетка-инструктор обкома, которая его собствено и вызвала в смольный была мягко говоря упитанной, что на фоне исхудавших людей которых он привык видеть выделялось особенно резко. А еще она она во время беседы с ним кушала (что не помню, но не горбушку хлеба, кажись наваристый супчик), а он все надеялся что на ему что-нибудь предложит съесть, но она так и не предложила.

От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 11:37:22)
Дата 12.03.2004 11:52:54

Я помню, что он вошел в вестибюль (-)


От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 11:52:54)
Дата 12.03.2004 12:00:33

В вестибюль здания. В здании - кухня. (-)


От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 12:00:33)
Дата 12.03.2004 12:03:52

А чего надо доказать - то?

Привет,

Что скромно жили партийные бонзы в умирающем городе? Сомневаюсь, но больше препираться не буду.

Есть вот роман Чаковского блокада - так там Жданов скромнейший умнейший человек.

Джон

От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 12:03:52)
Дата 12.03.2004 12:11:32

Что "жрал" а не "ел"

>Что скромно жили партийные бонзы в умирающем городе? Сомневаюсь, но больше препираться не буду.

Ну так это вопрос веры только. Зачем же писать "жрал"?

>Есть вот роман Чаковского блокада - так там Жданов скромнейший умнейший человек.

А мы это роман не обсуждаем.

От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 12:11:32)
Дата 12.03.2004 12:14:43

Ели паек. (-)


От Дмитрий Козырев
К Джон (12.03.2004 12:14:43)
Дата 12.03.2004 12:17:04

Он разный был у всех (-)


От Джон
К Дмитрий Козырев (12.03.2004 12:17:04)
Дата 12.03.2004 12:19:07

Угу. И сейчас у слуг народа другой паек:( (-)


От Бульдог
К Джон (12.03.2004 12:19:07)
Дата 12.03.2004 12:46:01

у них сейчас нет пайков :)

пайки только у военных, и то, в основном денежными компенсациями заменены

От Андрей Сергеев
К Косильщик (12.03.2004 10:15:17)
Дата 12.03.2004 10:58:16

О! Большое спасибо и еще вопрос

Приветствую, уважаемый Косильщик!

Что из себя представляли капониры, вырубленные в сопках?

С уважением, А.Сергеев

От Косильщик
К Андрей Сергеев (12.03.2004 10:58:16)
Дата 13.03.2004 09:38:52

по ссылке, там должно быть видно

Подсекай!
>Приветствую, уважаемый Косильщик!

>Что из себя представляли капониры, вырубленные в сопках?


http://crt.shatoon.ru/shop_goods.asp?fid=4&rid=131&language=

Косильщик http://crt.shatoon.ru/

От Андрей Сергеев
К Косильщик (13.03.2004 09:38:52)
Дата 15.03.2004 11:02:15

Спасибо, но

Приветствую, уважаемый Косильщик!

Там нашел только заглубленный ангар с перекрытием арочного типа. А скальных капониров что-то не нашел:(

С уважением, А.Сергеев

От Косильщик
К Андрей Сергеев (15.03.2004 11:02:15)
Дата 16.03.2004 07:11:38

да есть ещё фотки+видео, руки недоходят (+)

Подсекай!

+++++ в основном повторы с разных ракурсов... Площадь скальных капониров на глаз и по памяти больше 10 м х 10 м будет, как бы даже не 20 на 20... Заглубление - не меньше 5 метров, по 5 штук в ряд. Т.е. ничего особенного, что бы привлекло тогда мое внимание.
Капониры сделали вдоль рулежных полос, вкопавшись в вершины сопок. Т.е. когда делали ВВП, все что выше её уровня сровняли или использовали под укрытия.
"Центральный" аэродром - там капониры чисто насыпные, в виде буквы П.

Косильщик
http://crt.shatoon.ru/