От
|
Сергей Зыков
|
К
|
All
|
Дата
|
05.03.2004 16:20:54
|
Рубрики
|
WWII; ВВС;
|
забавная статья, "мифы (и факи) об Ил-2"
а место стрелка Ил-2 занимал штрафник...
------------------------------------------
МАРТ 2004
POPULAR MECHANICS
ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА
Иллюстрации предоставлены компаниями "1C" и "Maddox Games" - производителями лучшего в мире авиасимулятора "Ил-2 штурмовик"
Сергей Иванов
МИФЫ ОБ ИЛ-2
Вокруг легендарных самолетов легенд порой витает больше, чем реальных фактов
Внимательно прочитайте следующий абзац:
"Ил-2 - знаменитый "летающий танк", наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли. Бомбы, пушки и реактивные снаряды "летающих танков" сокрушали броню танков наземных.
К сожалению, первоначальный замысел Ильюшина, проектировавшего двухместный штурмовик, был грубо нарушен военным руководством. Посчитав, что в будущей войне у сталинских соколов будет подавляющее преимущество, конструктора вынудили отказаться от воздушного стрелка и запустить в производство одноместный вариант самолета. Протесты Ильюшина ни к чему не привели. В итоге хозяйничавшие в воздухе истребители Люфтваффе безнаказанно сбивали тяжелые неповоротливые Илы... Когда предвоенная ошибка была ликвидирована и на самолете снова появился стрелок, оборонительные возможности Ил-2 существенно повысились. Штурмовик Ил-2, самый массовый самолет Великой Отечественной, наряду с танком Т-34 стал символом торжества нашего оружия".
Если вы, уважаемые читатели, из предыдущего абзаца не узнали ничего нового, не спешите откладывать журнал в сторону. Мы просто собрали воедино хрестоматийные сведения об Ил-2. Так стоит ли вновь писать о боевой машине, о которой все известно? Стоит. Хотя бы потому, что в приведенном абзаце бесспорны только два предложения - первое и последнее. Все остальное требует уточнений...
КОМПОНОВКА САМОЛЕТА ИЛ-2
1. Мотор АМ-38Ф
2. Носовая часть фюзеляжа - бронекорпус
3. Бензобак
4. Лобовое бронестекло
5. Пулемет УБТ
6. Туннель обдува водорадиатора
7. Водорадиатор
8. Маслорадиатор
9. Брезентовое сиденье стрелка
10. Бронестенка стрелка
11. Хвостовая часть деревянной конструкции
12. Снарядный ящик
13. Пушка ВЯ
14. Пулемет ШКАС
15. Внутренняя подвеска бомб
Бронелёт - возможно ли такое?
Проблема защиты самолетов и их экипажей от огня с земли возникла одновременно с появлением боевой авиации. На первых порах авиаторам приходилось заниматься самодеятельностью: подкладывали под сиденье подходящие по размеру куски брони, металла, а то и просто чугунные сковородки. Ближе к окончанию Первой мировой войны конструкторы в Великобритании, Германии и России попытались создать защищенные броней самолеты. Но в то время еще не было мощных двигателей для осуществления этой идеи.
Между двумя мировыми войнами широкое распространение получили военные доктрины, отдававшие приоритет стратегической авиации. Однако наиболее дальновидные военные (в том числе и в СССР) понимали, что нельзя обойтись и без самолетов, атакующих (штурмующих) противника непосредственно на поле боя или в прифронтовой полосе. То есть там, где по нему будет стрелять с земли все, что может стрелять, - от зенитных пушек до пистолетов. В начале 30-х у нас были построены опытные тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, а также ШОН (штурмовик особого назначения), бронированные бипланы. Значительным шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (таким образом, приоритет здесь принадлежит не Ильюшину). Вооружение составляли десять пулеметов и бомбы. Правда, самолет довольно плохо летал - его угловатый корпус из сваренных бронелистов не был аэродинамическим шедевром. Поэтому ТШ-3, испытания которого завершились в 1934 году, серийно не строился.
Некоторое время было вообще неясно, возможно ли в принципе построить бронированный штурмовик, обладающий неплохими летными данными. В Великобритании и США отказались от этой идеи, посчитав, что аналогичные задачи может выполнять пикирующий бомбардировщик. Так же думали и в Германии, тем более что там был отличный пикировщик Ju-87.
И тем не менее весной 1937 года перед несколькими немецкими фирмами была поставлена задача разработать вооруженный пушками штурмовик для борьбы с бронетехникой и укреплениями противника.
Ил-2 появился не по указке сверху, а благодаря инициативе Сергея Ильюшина. Этот известный конструктор, создавший дальний бомбардировщик ДБ-3, в 1938 году работал начальником Главка авиационной промышленности. Административная должность не только отвлекала от создания новых самолетов, но и давала некоторые преимущества. Любому авиаконструктору той поры было ясно, что самолет с угловатым фюзеляжем из брони будет плохо летать, но лишь в гениальную голову, свободную от стереотипов мышления, могла прийти идея сделать бронекорпус обтекаемым. И только глава всей авиационной промышленности мог дать специалистам-металлургам задание в короткий срок разработать технологию изготовления брони двойной кривизны! Причем для самолета, который пока не значился ни в каких планах.
Ильюшин имел смелость обратиться к руководству с письмом, в котором излагал свою идею бронированного штурмовика и критиковал самолеты конкурентов. Письмо возымело действие: конструктору поручили в кратчайшие сроки представить на испытания свой штурмовик. К этому моменту разрабатывавшийся подпольно проект машины был готов. Выяснилась также принципиальная возможность изготовления обтекаемого бронекорпуса. Была достигнута договоренность с конструктором Микулиным, обещавшим мощный двигатель.
К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, в то время как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Ведь достаточно попадания одной пули в систему охлаждения, и вода из нее будет постепенно вытекать. Мотор перегреется и откажет, штурмовик будет выведен из строя. Можно, конечно, забронировать радиатор со всех сторон, но тогда он просто не будет охлаждаться!
Нерешенная проблема охлаждения мотора была одной из причин неудачи ТШ-3. Там радиатор торчал под фюзеляжем, а в случае попадания под обстрел летчик втягивал его в фюзеляж полностью. Получалось, что в самый ответственный момент боевой работы двигатель начинал греться, хотя кое-какой обдув втянутого радиатора предусматривался. Ильюшин творчески переосмыслил опыт предшественников и разместил внутри бронекорпуса воздушный туннель, поперек которого стоял радиатор. Набегающий поток воздуха втягивался через верхний воздухозаборник, охлаждал радиатор и выходил под днищем самолета. Таким образом, уязвимый радиатор оказался внутри, под надежной защитой брони.
Это лишь одно неординарное решение, а Ильюшину приходилось делать десятки подобных конструкторских мини-революций. Главной технологической новинкой было, конечно, изготовление обтекаемой бронекоробки из листов переменной толщины и двойной кривизны. Но... Преодолев невероятное количество сложностей, Ильюшин построил самолет, который не хотел хорошо летать. Испытания показали недостаточную скорость и дальность полета, а также продольную неустойчивость машины.
Любопытно, что примерно в это же время немецкие летчики испытывали Henschel 129, который был сделан даже раньше, чем самолет Ильюшина (таким образом, именно Henschel может считаться первым в мире бронированным штурмовиком). В некотором отношении этот одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский. Но специалисты Люфтваффе признали его неудачным, после чего о нем не вспоминали до 1942 года. Подобная судьба могла ждать и наш "летающий танк": на первом этапе у него было ничуть не меньше недостатков, чем у немецкого аналога. Но Ильюшин все-таки добился запуска своей машины в серию - пусть и не совсем честным способом.
Henschel 129 выполнял над полем боя те же функции, что и Ил-2 - но гораздо менее эффективно
А теперь - "горбатый!"
Сергей Владимирович имел образцовую советскую биографию. Происхождение - из безлошадных крестьян-бедняков, дореволюционные профессии - чернорабочий, возчик молока, смазчик на железной дороге... Житейской смекалки Ильюшину было не занимать. Он был не только гениальным конструктором, но и человеком, который четко видел свою цель и добивался ее всеми возможными способами. А возглавляя Главк авиапромышленности, Ильюшин отлично научился разбираться в работе советского бюрократического механизма.
Военные отправили самолет на доработку? Отлично. Дальность можно повысить с помощью подвесных баков, но тогда скорость уменьшится. Поставить более мощный мотор? Он есть, но еще не доведен. Дожидаться мотора? Даже успешно прошедший испытания самолет мог не добраться до конвейера. Между советскими авиаконструкторами тоже существовала конкуренция, соперники боролись за авиационные заводы. В тот момент возникла угроза снятия с производства дальнего бомбардировщика Ильюшина, и в этом случае его конструкторское бюро оставалось без производственной базы. Ильюшин уже не был начальником Главка - его отпустили с административной работы, чтобы он целиком сосредоточился на создании штурмовика. Конструктор понимал: если не запустить штурмовик в производство в ближайшее время, то нужный стране самолет может так и остаться опытной машиной.
Ильюшин решил не дожидаться, пока мотор Микулина АМ-38 будет доведен до ума. А проблему недостаточной скорости и дальности он решил просто - сделал самолет одноместным! На место кабины штурмана поставили дополнительный бензобак, бронекорпус уменьшили, и самолет стал легче. Кабину пилота приподняли по отношению к мотору, чтобы обеспечить лучший обзор. И самолет, называвшийся тогда БШ-2 (бронированный штурмовик), приобрел характерный профиль, за который на фронте его прозвали "горбатым". В одноместном варианте штурмовик выдавал обещанные характеристики.
Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству - воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)? С одной стороны, это было трагической ошибкой, и сотни летчиков-штурмовиков заплатили за нее в начальный период войны своими жизнями. С другой - одноместный штурмовик все-таки был поставлен на конвейер и перед самой войной начал поступать в авиационные части.
В дальнейшем Ильюшин постоянно придерживался версии, что убрать штурмана-стрелка его заставили, и в советское время была известна именно такая трактовка событий. В зависимости от политической конъюнктуры "заставляли" Ильюшина либо лично Сталин, либо некие абстрактные военные. Увы, документы свидетельствуют, что одноместный штурмовик появился именно по инициативе КБ, а наркоматы авиапромышленности и обороны узнали о модернизации в последний момент. Более того, Ильюшина обязали представить на испытания и двухместный вариант штурмовика, но конструктор, понимая, что его летные данные будут посредственными, так этого и не сделал.
В войну Ил-2 вступил одноместным штурмовиком, вооруженным двумя пушками и двумя пулеметами, располагавшимися в крыльях. Дополнительное вооружение - реактивные снаряды (PC) и 400 кг бомб на внутренней и внешней подвеске. Летчика, мотор и бензобаки защищал 4-8-мм бронекорпус, а общий вес брони составлял около 700 кг. К бронекоробке, основному силовому элементу самолета, пристыковывались крылья и хвостовая часть фюзеляжа. Последняя первоначально была дюралевой, но ради экономии дефицитного материала ее стали делать из многослойной фанеры.
Во второй половине войны немцы попытались переделать пикировщик Ju-87 в эрзац-штурмовик
Легенды и мифы
Говорят, сначала человек работает на репутацию, а потом - репутация на человека. По отношению к самолету правило тоже работает! В первые же месяцы применения Ил-2 о нем сложилось вполне определенное мнение, причем по обе стороны фронта. Миф о неуклюжем, беззащитном перед истребителями, но неуязвимом для зениток "летающем танке", который щелкал бронетехнику как семечки, благополучно дошел до наших дней. На самом деле и боевая эффективность, и неповоротливость Илов были сильно преувеличены.
Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: "Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!" Увы, маршал заблуждался... Бороться с немецкими танками на Ил-2 в начале войны было крайне сложно. Эффективность 20-миллиметровых пушек ШВАК против танковой брони была низкой. Точно сбросить бомбы с Ил-2 не получалось. Штурмана, который на бомбардировщиках обеспечивает прицеливание, здесь не было. Бомбардировочный прицел летчика оказался малоэффективным. Ил-2 атаковал с малых высот или очень пологого пикирования, и длинный капот самолета просто загораживал от пилота цель! В конце концов прицел (о который при аварийной посадке летчик почти всегда разбивал голову) был из кабины удален, а прицеливаться летчики должны были самым примитивным способом, по нанесенным на капоте меткам. Наконец, и чудо-оружие, реактивные снаряды, были вовсе не так хороши, как казалось советским военачальникам. Даже при прямом попадании танк не всегда выходил из строя, а попасть эрэсами в отдельно стоящую цель было возможно только при большом везении.
Почему же у нас на Илы так надеялись, а немцы их так боялись? Надо представить себе обстановку 1941 года. Советская авиация в нокдауне, в воздухе господствует Люфтваффе. Для штурмовки применяются совсем неподходящие для этого самолеты. Например, истребители-бипланы И-15 бис и И-153, которые переводились в штурмовую авиацию лишь потому, что в роли истребителей в схватках с Мессершмиттами вообще не имели никаких шансов. На этом фоне "летающий танк", конечно, был шагом вперед. Кроме того, Илы чаще всего действовали против передвигавшихся колонн противника. Здесь прицеливаться особо тщательно не было нужды: лети вдоль дороги, а бомбы с эрэсами хоть какую-то цель найдут. И если с танками Илы справлялись не всегда, то автомашины, артиллерия или пехота были для них вполне подходящей целью. А ведь блицкриг, с помощью которого Германия сокрушала своих противников и надеялась разбить Красную армию, -это маневренная война, постоянное передвижение войск! Налет хотя бы нескольких Ил-2 на колонну означал как минимум панику, остановку и выведенную из строя технику. Чтобы возобновить движение, подчас требовалось несколько часов.
Правда, "неуязвимый" самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты. А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой. Да плюс еще немецкие асы.
Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messer-schmitt Bf-109! На фронте знали много приемов, с помощью которых Ил-2 мог постоять за себя: например, летчикам рекомендовалось резко сбросить скорость - так, чтобы быстрый истребитель проскочил мимо, а затем довернуть на него и расстрелять из пушек. При лобовой атаке бронированный штурмовик тоже имел больше шансов, чем Мессер.
Увы, мастерство основной массы летчиков нашей штурмовой авиации в тот момент было невысоким. Научившись лишь взлетать, стрелять по наземным целям и садиться, вчерашние мальчишки попадали на фронт. Сложному пилотажу во время краткой подготовки в запасных полках их не учили. Потому-то и считался Ил-2 самолетом неповоротливым - на нем просто летало слишком мало опытных летчиков, умевших маневрировать. Как результат - серьезные потери и от вражеских истребителей, и от зенитной артиллерии. В первые месяцы войны жизнь Ил-2 на фронте в среднем исчислялась лишь десятком боевых вылетов. Конечно, летчик не всегда погибал при потере самолета, он мог выпрыгнуть с парашютом или уцелеть при аварийной посадке. Тем не менее пилоты Ил-2 погибали чаще, чем истребители или бомбардировщики. За 30 успешных боевых вылетов летчика-штурмовика представляли к званию Героя Советского Союза.
Народный герой
В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский. Но ради сохранения темпов выпуска решили сохранить в производстве проверенную машину. Вторую половину войны Ил-2 прошел в блеске своей славы, пользуясь заслуженной любовью нашей пехоты, которой он много и эффективно помогал. Самолет получил форсированный двигатель, более мощное вооружение - 23-миллиметровые, а затем даже 37-миллиметровые пушки. А настоящей грозой бронетехники Ил-2 стал тогда, когда появились противотанковые кумулятивные бомбы мелкого калибра. Высыпая из своих бомболюков по 192 такие бомбы, штурмовик гарантированно поражал танки на площади 15x75 метров.
Попытались решить и проблему защиты задней полусферы - в состав экипажа был вновь включен воздушный стрелок. Правда, его пулемет был не слишком эффективным оружием против немецких истребителей, но все-таки это было лучше, чем ничего. Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась.
А самое главное - стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен. Поэтому место стрелка в Ил-2 нередко предназначалось для штрафников. Знаменитый летчик, участник чкаловского перелета Георгий Байдуков в войну командовал дивизией штурмовиков и оценивал двухместный Ил-2 даже ниже одноместного: в нем летчик должен был думать о том, как маневрировать над целью с наименьшим риском для стрелка.
Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов. Ильюшин был сыном своего времени и не привык подсчитывать цену побед. Ил-2 тоже был сыном своего времени. Самолет-фронтовик, он прошел войну до последнего дня. И, как большинство фронтовиков, сразу же после победы стал ненужным. Его отправили в отставку, заменив на более совершенный Ил-10.пм
От
|
FVL1~01
|
К
|
Сергей Зыков (05.03.2004 16:20:54)
|
Дата
|
09.03.2004 18:18:52
|
Кошмар, статья продолжает плодить мифы
И снова здравствуйте
>>"Ил-2 - знаменитый "летающий танк", наводивший ужас на гитлеровцев, первый в мире бронированный штурмовик. Самолета, равного по боевым качествам машине Ильюшина, не смог создать за всю Вторую мировую войну ни один другой конструктор. Сергею Владимировичу Ильюшину впервые пришла в голову идея для облегчения самолета не навешивать броню на штурмовик, а сделать броневую защиту самолета несущим элементом конструкции, что позволило летчикам Илов не обращать внимания на огонь с земли.
Не совсем так, собственно впервые бронекорпус "заиграл" в конструкции еще в 1918 на Сопвиче Саламандре, Штурмовики Кочергина в начале 1930х имели НЕСУЩУЮ бронекоробку... Идея Ильюшина в бронекорпусе ГНУТОМ из поверхностей двойной кривизны, для пущей обтекаемости . Это была и правда революционная идея.
>К сожалению, первоначальный замысел Ильюшина, проектировавшего двухместный штурмовик, был грубо нарушен военным руководством.
Не военным руковдством - собственно тут все еще запутанная история, но часть инициативы принадлежала и самому Ильюшину... ЗАМЕЧУ что на опыте Испании, где блистали ОДНОМЕТНЫЕ штурмовики (применялись именно как штурмовики) Хе-123 моду на одноместныйе самолеты поля боя подхватили наши сонструкторы - ОДНОМЕСТНЫМИ на первых порах ыли и штурмовики Сухого, Ильюшина, пикирующий бомбардировщик штурмовик Кочергина. Военное руковдство лишь задним числом оправдало ИНИЦИАТИВУ контрукторов... Зато потом в полевоенных мемуарах понаписали ДРУГОГО.
Ну тут ниже с мифами уже БОРЮТСЯ :-)
>В начале 30-х у нас были построены опытные тяжелые штурмовики ТШ-1 и ТШ-2, а также ШОН (штурмовик особого назначения), бронированные бипланы. Значительным шагом вперед был ТШ-3 конструктора Кочеригина. Это был двухместный моноплан, бронекоробка которого была частью несущей конструкции самолета (таким образом, приоритет здесь принадлежит не Ильюшину).
Да в общем и не Кочергину то же... Первичен Юнкерс.
>Некоторое время было вообще неясно, возможно ли в принципе построить бронированный штурмовик, обладающий неплохими летными данными. В Великобритании и США отказались от этой идеи, посчитав, что аналогичные задачи может выполнять пикирующий бомбардировщик.
Пикирующий бомбардировщик? в Великобритании ? :-) Оригинально-с... Зато британцы таки сделали СЕРЙИНЫЙ БРОНИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК, хотя и двухмоторный но с двумя легкими моторами - я про Бленхейм-5.
>Так же думали и в Германии, тем более что там был отличный пикировщик Ju-87.
Так думали НЕКОТОРЫЕ в Германии... Например Удет думал чуть иначе чем Мильх.
>К сожалению, это был двигатель водяного охлаждения, в то время как для штурмовика предпочтительнее было охлаждение воздушное. Ведь достаточно попадания одной пули в систему охлаждения, и вода из нее будет постепенно вытекать.
А как показала практика достаточно одной пули в головку цилиндров и мотор воздушного охлаждения ВЫШЕЛ из строя от видбраций на предельных оборотах... ДА моторы воздушного охлаждения боллее живучи чем водяного но на ШТУРМОВИКАХ (FW-190F, Бичкрафт Гризли) приходилось броней прикрывать и моторы ВОЗДУШНОГО охлаждения). Так что баш на баш. Да и не было в стране мощныйх моторов воздушного охлаждения.
>Любопытно, что примерно в это же время немецкие летчики испытывали Henschel 129, который был сделан даже раньше, чем самолет Ильюшина (таким образом, именно Henschel может считаться первым в мире бронированным штурмовиком).
Первым в мире СЕРИЙНЫМ бронированным штурмовиком стал Сопвич Саламандра 1918 года, ибо J Юнкерса ФОРМАЛЬНО не ыл штурмовиком, это был КОРПУСНОЙ САМОЛЕТ. Многоцелевой разведчик.
>В некотором отношении этот одноместный двухмоторный самолет, вооруженный тремя пушками, был прогрессивнее, чем ильюшинский.
Двумя пушками и 2 пулеметами, на 1939 год... НО в чем он в 1939-41 превосходил Ил-2 (точнее еще ЦКБ 55 и 57я затруднюсь сказать. Правильнее сказать УСТУПАЛ КАТЕГОРИЧЕСКИ ВО ВСЕМ.
Еще был Фокке вульф 189, Рама штурмовик. ЕЩЕ паршивее.
>Но специалисты Люфтваффе признали его неудачным, после чего о нем не вспоминали до 1942 года.
И правильно признали.. два РЯДНЫХ мотора по 450 лс - не смешите попугая.
>на первом этапе у него было ничуть не меньше недостатков, чем у немецкого аналога.
Он мог летать летом... Для немца даже это была проблема.
>Прав ли был Ильюшин, отказываясь от штурмана (и по совместительству - воздушного стрелка, который мог защищать самолет от атак сзади)?
НА БШ-2 СТРЕЛОК. ДАЖЕ НЕ СТРЕЛОК РАДИСТ . РАЦИЯ то же была у летчика. НИКАКОГО ШТУРМАНА, НЕ ПУТАЙТЕ С СУ-2.
>Во второй половине войны немцы попытались переделать пикировщик Ju-87 в эрзац-штурмовик
Ну почему эрзац то? 200 с лишкним кило бронелистов напротив ПОЧТИ ПОЛОВИНА "пикировщиков" Ю-87 НИ КОГДА не пикировала и пикировать не могла - СРАЗУ выпускались как штурмовики.
>Феликс Чуев, автор биографии Ильюшина, приводит слова маршала Конева: "Вы знаете, что такое Ил-2? Да он если эрэсом по танку даст, танк переворачивается!" Увы, маршал заблуждался...
РБС-132 и по "трешке"... ДА ни на йоту - если РБС попадает в легкий и средний немецкий танк то ему кирдык. Есть даже фото перевернувшегося Хетцера в 1945м. ДРУГОЕ дело что РБС-132 с 1942 по 1944 выпускались только малыми партиями и были редки и дороги. Так что маршал ПРАВ, другое дело маршал умолчал что спецснарды к ИЛ-2 были ОЧЕНЬ редки до конца войны.
>Правда, "неуязвимый" самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты.
А пули винтовочного калибра составляли до 70% поаржений самолетов до 1943 года... ИЛ-2 защищал от 70% средств поражения. То есть вместо 10 самолетов теряли 3. А абсолютной защиты не бывает . ..
>А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой.
А еще бронекорпус давал защиту от ОСКОЛКОВ немецкой зенитной артиллерии. ЧТО ТО ЖЕ НЕМАЛОВАЖНО. Так что одни плюсы.
>Вот тут-то таится один из самых удивительных секретов Ил-2. Избавившись от бомб, на нем можно было сражаться с немецкими самолетами, как на хорошем истребителе! Опытный пилот на Ил-2 мог сманеврировать и зайти в хвост атаковавшему его немецкому истребителю Messer-schmitt Bf-109!
Это так, но если мессер примет бой на вираже... А зачем ему это делать?
> Народный герой
>В 1942 году немцы спохватились и запустили в серийное производство Henschel 129, сражаясь с недостатками машины (однако массовый выпуск наладить так и не удалось). К этому моменту Ил-2 выпускался на нескольких крупных авиазаводах и постоянно модернизировался. Авиаконструктор Сухой тем временем создал свой штурмовик Су-6, который по всем показателям превосходил ильюшинский.
К 1942 Су-6 имея на 60 км/ч большую скорость имел ХУДШЕЕ вооружение чем Ил-2, меньшую вдвое бомбовую нагрузку и более тонкую бронезащиту.... ЗАЧЕМ нуджен такое ероплан, не истребитель и не штурмовик. Да еще одноместный то же.
Другое дело что к середине 1943 Су-6 ДОВЕЛИ до ума, но поезд то уже ушел
>Второй член экипажа летал в спартанских условиях, даже элементарного сиденья не было! Он сидел на брезентовой лямке, которая при виражах самолета нередко обрывалась.
Условия на БШ-2 в 1939 были такие же спартанские. а пулеметик куда слабее и кабина теснее.
>А самое главное - стрелка защищала одна-единственная бронеплита сзади! С боков и снизу он был беззащитен.
КАк и на любом самолете с турелью. То есть стрелок на Ил-2 был даже ЛУЧШЕ защищен чем стрелок на большистве Ю-87 и Ю-88. И немцы своих стрелков штрайниками почему то не считали.
ТАКАЯ же одна бронеплита полагалась стрелку и на Су-6 и на Су-8... НА них то же кабина стрелка фактически не прикрыта. А в бронекоробку БШ-2 не влезал бы пулемет УБ. Так что круть верть или верть круть никакой разницы.
>Конечно, создатель самолета мог увеличить размеры бронекорпуса, чтобы он защищал и стрелка. Но тогда нужно было бы переналаживать производство, приостанавливая выпуск нужных фронту самолетов.
А во вторых, даже когда разработали экранированную бронестеклом турель ВУБ которую можно ставить на Ил-2 без переделок выяснилось что тяжелый груз в хвосте затрудняет пилотирование. Так что альтернатива незащищенному стрелку - пилот и стрелок разбившиеся на взлете.
А галвное не настолько превосходили потери стреков потри летчиков как это принято писать - 1 к 7 из результатов испытания в ОДНОМ полку - статистически не подтверждаються. А гланвым протвиником ИЛ-2 стала зенитная артилерия, а там теряли пилота вместе со стрелком.
С уважением ФВЛ
От
|
amyatishkin
|
К
|
FVL1~01 (09.03.2004 18:18:52)
|
Дата
|
09.03.2004 22:37:40
|
Re: Кошмар, статья...
>А галвное не настолько превосходили потери стреков потри летчиков как это принято писать - 1 к 7 из результатов испытания в ОДНОМ полку - статистически не подтверждаються. А гланвым протвиником ИЛ-2 стала зенитная артилерия, а там теряли пилота вместе со стрелком.
На АИФ кто-то выкладывал по одному ШАПу список потерь. Я его попытался расписать по типам самолетов и циклам. Получилось, что на Су-2 на потерю летчика приходилось 2 стрелка, а на Ил-2 четко 1 летчик - 1 стрелок. Плюс еще набирается 3 летчика без стрелков - хотя там уже 44/45 гг.
От
|
FVL1~01
|
К
|
amyatishkin (09.03.2004 22:37:40)
|
Дата
|
09.03.2004 22:46:21
|
А в среднем даже 1 к 2 не было... (-)
От
|
FVL1~01
|
К
|
FVL1~01 (09.03.2004 22:46:21)
|
Дата
|
09.03.2004 22:47:15
|
Хотя справедливости ради замечу
И снова здравствуйте
Что ранили стрелков все же чаще чем летчиков... Летчик в бронекоробке либо жив либо убит, обычно. Для стрелков же возможны были варианты.
С уважением ФВЛ
От
|
Pavel
|
К
|
FVL1~01 (09.03.2004 22:47:15)
|
Дата
|
09.03.2004 23:57:44
|
Re: Хотя справедливости...
Доброго времени суток!
>Что ранили стрелков все же чаще чем летчиков... Летчик в бронекоробке либо жив либо убит, обычно. Для стрелков же возможны были варианты.
Для летчиков тоже, почти во всех мемуарах автор был ранен и садился на брюхо или прыгал.Помнится в интервью Хухрикова приводятся потери стрелков и пилотов примерно равные, но это с учетом одноместных машин, т.е. при двухместных все таки стрелков побольше, но даже не в два раза.
С уважением! Павел.
От
|
amyatishkin
|
К
|
Pavel (09.03.2004 23:57:44)
|
Дата
|
10.03.2004 04:23:07
|
В обчем, вот что тогда насчитано.
Итого при использовании Ил-2 двухместных потеряно
37 экипажей
2 летчика
3 летчика (возможно на одноместных)
2 стрелка
При использовании Су-2 потеряно
14 экипажей
10 стрелков
(возможно, 12 экипажей, 2 летчика и 12 стрелков)
На ИЛ-2 одноместных потеряно
20 летчиков. (+3?)
Если нужен исходник, то мне его искать надо.
Отдельные пилоты на Ил-2 к двухместным отнесены потому что там перерывы были
10.01.43/08.05.43
07.10.43/07.05.44
- я это счел за перерывы между циклами с заменой матчасти.
От
|
Evg
|
К
|
FVL1~01 (09.03.2004 18:18:52)
|
Дата
|
09.03.2004 18:35:34
|
Re: Следует добавить к этим 70%
>>Правда, "неуязвимый" самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями. Броня защищала только от пуль, но остальные наши самолеты не имели и такой защиты.
>
>А пули винтовочного калибра составляли до 70% поаржений самолетов до 1943 года... ИЛ-2 защищал от 70% средств поражения. То есть вместо 10 самолетов теряли 3. А абсолютной защиты не бывает . ..
>>А насыщенность мобильных немецких частей зенитной артиллерией была очень высокой.
>
>А еще бронекорпус давал защиту от ОСКОЛКОВ немецкой зенитной артиллерии. ЧТО ТО ЖЕ НЕМАЛОВАЖНО. Так что одни плюсы.
Крупнокалиберные пулемёты, в том числе и авиационные, от которых тоже броня вполне себе защищала.
И спросить еще сто подразумевается под "высокой насыщенностью мобильных немецких частей зенитной артиллерией"
От
|
FVL1~01
|
К
|
Evg (09.03.2004 18:35:34)
|
Дата
|
09.03.2004 20:01:11
|
не стоит, у немцев не было НОРМЛАЬНОГО крупнокалиберного пулемета
И снова здравствуйте
>Крупнокалиберные пулемёты, в том числе и авиационные, от которых тоже броня вполне себе защищала.
Пехотных так кот наплакал. Авиационные слишком поздно и слишком мало. 15 мм МГ-151 что угодно но не пулемет :-) энергия снаряда больше чем у ШВАК. Так что мейнстрим поражения на начало войны от станковых пулеметов. А когда у немцев стали МАССОВО отмечаться малокалиберные занитки пошли разговоры о снятии брони с Ил-2... Но не стали из за того что бронекорпус давал защиту от соколков.
>И спросить еще сто подразумевается под "высокой насыщенностью мобильных немецких частей зенитной артиллерией"
То и подразумеваеться 20мм атоматы и 37 мм атоматы и полуавтоматы на мобильных установках или на быстроходных тягачах. ПЛЮС 88 и среднекалиберные трофейные союзнические зенитные орудия на тягачах.
С уважением ФВЛ
От
|
М.Свирин
|
К
|
FVL1~01 (09.03.2004 20:01:11)
|
Дата
|
09.03.2004 22:12:08
|
А все почему? Низзя было КК кулумет бошам иметь. Потому и пробел до 20 мм. (-)
От
|
Mike
|
К
|
М.Свирин (09.03.2004 22:12:08)
|
Дата
|
09.03.2004 22:14:45
|
разве им запрещали? (-)
От
|
FVL1~01
|
К
|
Mike (09.03.2004 22:14:45)
|
Дата
|
09.03.2004 22:29:19
|
Именно так, запрещали
И снова здравствуйте
Оттого то даже когда они раскачались на крупнокалиберный пулемет за совноу был принят ФРАНЦУЗСКИЙ патрон (ведущий правда свою родословную от немецкого 13,2мм патрона TUF 1917 года) так что пулемет получился крайне паршивенький и слабенький.
С уважением ФВЛ
От
|
Rwester
|
К
|
Сергей Зыков (05.03.2004 16:20:54)
|
Дата
|
09.03.2004 11:28:01
|
смутила одна фраза
"Правда, "неуязвимый" самолет, оказалось, поражался даже самыми мелкокалиберными 20-миллиметровыми зенитными орудиями".
Я конечно не специалист, но действия штурмовика ил-2 в каком-то смысле можно сравнивать с вертолётом хотя бы потому, что летает он в зоне обстрела ручным оружием (пулеметы, винтовки, пистолеты и т.д.). Что делает порой ДШК с вертолётом - известно. И бронирование от ручного оружия это уже ого-го! Не нужно о нём так пернебрежительно.
А бронирование против зушки никакой вертолёт/самолёт не поднимет (интересно, а Ка-50 как?).
Рвестер
От
|
Pavel
|
К
|
Rwester (09.03.2004 11:28:01)
|
Дата
|
09.03.2004 12:11:27
|
Re: смутила одна...
Доброго времени суток!
И бронирование от ручного оружия это уже ого-го! Не нужно о нём так пернебрежительно.
Тем более, что и 20мм он далеко не всегда поражался.
С уважением! Павел.