От Exeter
К Дм. Журко
Дата 26.02.2004 01:04:31
Рубрики Современность; ВВС;

Re: Спасибо! Интересно....

Здравствуйте!


>БРЛС изготовлена лишь к концу прошлого года и установлена на стенд. PV3 её ждёт.

Е:
Вот именно. Остается только вспомнить успехи индусов в области радиолокации. К примеру, программы создания ЗРК Trishul и Akash закончились фактически неудачей именно из-за неспособности индийских разработчиков довести радиолокационные системы управления огнем. Можно также вспомнить китайцев, у которых тоже много чего на стенде и даже на опытных самолетах, да вот только для выпускаемых J-10 им приходится пока что озолачивать "Фазотрон", покупая у него десятками целые комплекты "Жемчугов". То есть индийцев, похоже, ждет еще долгий путь, пока (и если) БРЭО их разработки для Tejas будет доведено хоть до какой-то приемлемо эксплуатационной стадии.


>>Реально сиитуация с двигателем весьма плоха, хотя он создается при активном русском содействии, проводятся испытания в Жуковском на ЛЛ Ту-16 и в ЦИАМ на стенде, но, похоже, там еще годы работы, о чем заявляет само руководство ВВС Индии. Стендовые испытания первого прототипа этого двигателя под названием Kabini были начаты еще в 1996 г, но к началу 2003 г было изготовлено только два Kabini и пять прототипов собственно Cauvery (пятый как раз с начала 2003 г гоняли в ЦИАМ).
>
>Я пока с названием Kabini не встречался, есть Kaveri.

Е:
Это, скорее всего, ошибки индийских журналистов. В принципе, вроде бы английская транскрипция с хинди допускает написание Cauvery через "К" (Kaveri), но дело в том, что оба "предпрототипа" этого двигателя Kabini обозначаются как К-1 и К-2, а прототипы собственно Cauvery - как С-1, С-2 и т.д. Так что написание его названия через "К" неверно.


По мнению журналиста, интервьюировавшего министра обороны в январе, «почти готовый», мол, зачем F404? На что министр возразил, в том смысле, что он недопустит, чтоб такая важная штука как Tejas зависела от каких-то там мелких агрегатов, и на «a few» Tajes будет ставиться F404. Если в программу верить, то так и надо поступать.

Е:
Угу, но это означает подрыв всей идеологии программы, которая строилась изначально на том, что LCA - полностью "indigenous" самолет, создание которого к тому же даст толчок развитию(а фактически создаст) соответствующих отраслей национальной промышленности. А тут получается зависимость от американцев, которые уже крупно индийцам подгадили своими санкциями в 1998 г.




>>Было построено два т.наз "демонстратора технологии" (т.е. без БРЭО) - TD-1 и TD-2.
>>TD-1 был выкачен 17.11.1996, однако полетел впервые только 04.01.2001.
>
>Такие задержки случались в недавней истории. Однако не со столь лёгкими машинами. Я вычитал о различии оснащения кабины электроникой и ПО на TD1 и TD2.

Е:
Ну, я не знаю, какая электроника там у них "в кабине", но ясно, что никаких систем, необходимых боевому самолету, там и в помине нет.




>>Прототипы PV-2 и PV-3 только недавно построены, начало их летных ожиданий ожидается в 2004 г. Ни о каких "20-23 построенных самолетах", речи, разумеется, и быть не может. Замечу, что до сих пор летных испытаний БРЭО самолета вообще не начиналось, так что у индусов еще впереди непаханное поле работы - на годы.
>
>А вот министр вслух надеялся в январе, что через 4 года. Журналисты заверяют о готовности HAL произвести ещё 6 планеров.

Е:
Да хоть 20 планеров. В том, что они планеры склепать могут - никто как бы и не сомневается :-))


>>Поэтому говорить о какой-то реальности объявлявшегося в 2001 г срока поступления Tejas на вооружение как 2007 г - просто несерьезно.
>
>Однако свежие газеты по-прежнему твердят о 2005-ом. Видимо могут и хотят выдавать желаемое за действительное.

Е:
Да там они его каждый год переносят. Нужно понимать, что все подобного рода вещи у индийцев в принципе "неокончательные", и все программы развиваются достаточно хаотично и сопровождаются массой "информационного шума", в том числе и на высоком уровне.


>>Индуи наверняка будут вандалаться с ним еще долго-долго, особенно учитывая, что за последние годы они успешно практически полностью провалили такие свои разрекламированные программы как Trishul, Akash и Arjun.
>
>Вы знаете, Arjun полностью свернули или продолжают бюджет сдаивать?

Е:
А я думаю, они сами этого не знают. При оценке индийских программ надо иметь в виду такую вещь, как общую слабую координацию между военными структурами и собственно разработчиками (как правило, из DRDO). Первые могут отбрыкиваться и требовать прекратить программу, а DRDO как ни в чем не бывало продолжать "осваивать средства" и кормить общественность рассказами об успехах и т.п. Самый яркий образчик этого - тот же Trishul. Опыт показывает, что это может продолжаться годами. Т.е. программа непонятно в какой стадии - то ли она прекращена, то ли она ведется. С обоих сторон, по-видимому, действуют достаточно могучие силы, да еще и задействованы соображения национального престижа - поэтому в рамках нынешней индийской политической системы, похоже, принять какое-нибудь определенное политическое решение в таких областях оказывется просто невозможно.
С Arjun, видимо, та же картина. Т.е. в 1999 г была заказана заводу в Авади партия из 124 машин, и с тех пор глухо и непонятно, что же с этим заказом стало. В войска эти машины не поступали, хотя Фернандес в 2001 г божился в парламенте, что в 2003 г они поступят во 2-ю БРТБР. По разным версиям самой же индийской печати:
1) Танки до сих пор делают поштучно.
2) Все 124 сделали, но до сих пор на заводе продолжают "устранять конструктивные недостатки".
3) Сделали только 124 шасси без башен, поскольку довести СУО не смогли, и эти шасси должны быть использованы для изготовления САУ Bhim путем установки на них закупаемых в ЮАР башен Т6 со 155-мм/52 гаубицами. Впрочем, по последним данным, этот проект накрылся, поскольку южноафриканцы запросили за башни Т6 слишком большие деньги.
Индийский журнал “Frontline” писал в мае в очень осведомленной статье о проблемах ВПК, что танки Arjun все-таки в Авади сделали, но передача их в войска ожидается не ранее 2007 г! Ну и как всегда у индийцев в прессе присутствует масса шума на тему "прекратили" программу и "продолжаем". Но то, что завод в Авади перешел на выпуск Т-90С, говорит само за себя.


>Для Бразилии это пробный камень. Замечу, очень смиренный, не столь уж самостоятельный и недорогой. И опыт, полагаю, они получили нужный.

Е:
Никакого особого развития сей опыт так и не получил и явно бразильцам не понадобился. Своих разработок в области реактивной боевой авиации там не ведется, и все проекты последнего времени вращались вокруг сборки на EMBRAER Mirage-2000-5BR.


>Самое для меня забавное, что из недавнего интервью министра обороны следует, что они всерьёз рассматривают модернизацию МиГ-21 как альтернативу Tejas, если она провалится. Видимо полчища Китайских и Пакистанских маленьких, устарелых, но многочисленных самолётиков пугают.

Е:
А что тут забавного? Собственно, модернизация МиГ-21 (в тот же "93") у индийцев и появилась вследствие того, что программа LCA превратилась в бесконечный долгострой. Вспомните, что по первоначальным прожектам LCA должен был начать поступать в ВВС на замену МиГам-21 в 1993-1994 гг :-))))


С уважением, Exeter

От Дм. Журко
К Exeter (26.02.2004 01:04:31)
Дата 27.02.2004 00:19:29

Продолжение

Продолжу.

>>Вы знаете, Arjun полностью свернули или продолжают бюджет сдаивать?
>Е: А я думаю, они сами этого не знают. При оценке индийских программ надо иметь в виду такую вещь, как общую слабую координацию между военными структурами и собственно разработчиками (как правило, из DRDO). Первые могут отбрыкиваться и требовать прекратить программу, а DRDO как ни в чем не бывало продолжать "осваивать средства" и кормить общественность рассказами об успехах и т.п. Самый яркий образчик этого - тот же Trishul. Опыт показывает, что это может продолжаться годами. Т.е. программа непонятно в какой стадии - то ли она прекращена, то ли она ведется. С обоих сторон, по-видимому, действуют достаточно могучие силы, да еще и задействованы соображения национального престижа - поэтому в рамках нынешней индийской политической системы, похоже, принять какое-нибудь определенное политическое решение в таких областях оказывется просто невозможно.

Вот и у нас подобное, потому любопытна динамика. У них число бесцельных трат растёт, по-Вашему?

>С Arjun, видимо, та же картина. Т.е. в 1999 г была заказана заводу в Авади партия из 124 машин, и с тех пор глухо и непонятно, что же с этим заказом стало. В войска эти машины не поступали, хотя Фернандес в 2001 г божился в парламенте, что в 2003 г они поступят во 2-ю БРТБР. По разным версиям самой же индийской печати:
>1) Танки до сих пор делают поштучно.
>2) Все 124 сделали, но до сих пор на заводе продолжают "устранять конструктивные недостатки".
>3) Сделали только 124 шасси без башен, поскольку довести СУО не смогли, и эти шасси должны быть использованы для изготовления САУ Bhim путем установки на них закупаемых в ЮАР башен Т6 со 155-мм/52 гаубицами. Впрочем, по последним данным, этот проект накрылся, поскольку южноафриканцы запросили за башни Т6 слишком большие деньги.
>Индийский журнал “Frontline” писал в мае в очень осведомленной статье о проблемах ВПК, что танки Arjun все-таки в Авади сделали, но передача их в войска ожидается не ранее 2007 г! Ну и как всегда у индийцев в прессе присутствует масса шума на тему "прекратили" программу и "продолжаем". Но то, что завод в Авади перешел на выпуск Т-90С, говорит само за себя.

А Т-90С по всем перечисленным Вами пунктам как смотрится? Насколько он indigenous получается?

И ещё, даже не знаю, как корректно Вас спросить. Вы о ВПК ЮАР недавно аналитических обзоров не делали? Любопытно, страсть.

>>Для Бразилии это пробный камень. Замечу, очень смиренный, не столь уж самостоятельный и недорогой. И опыт, полагаю, они получили нужный.
>Е: Никакого особого развития сей опыт так и не получил и явно бразильцам не понадобился. Своих разработок в области реактивной боевой авиации там не ведется, и все проекты последнего времени вращались вокруг сборки на EMBRAER Mirage-2000-5BR.

Ну, тут им, полагаю, кончина ОВД и обломила — force major. Они дёшево отделались.

>>Самое для меня забавное, что из недавнего интервью министра обороны следует, что они всерьёз рассматривают модернизацию МиГ-21 как альтернативу Tejas, если она провалится. Видимо полчища Китайских и Пакистанских маленьких, устарелых, но многочисленных самолётиков пугают.
>Е: А что тут забавного? Собственно, модернизация МиГ-21 (в тот же "93") у индийцев и появилась вследствие того, что программа LCA превратилась в бесконечный долгострой. Вспомните, что по первоначальным прожектам LCA должен был начать поступать в ВВС на замену МиГам-21 в 1993-1994 гг :-))))

Не знаю. Ведь если с планером и управлением у них нормально, то агрегаты к Tejas, вроде тех же РД-33 (подобен параметрами F404) и «Копья» с антенной побольше, они могли бы приобрести у нас.

Возможно, в начале 90-ых индийские ресурсы были сосредоточены на ЯО и его носителях? Не знаю, предполагаю.

Вообще же любопытно узнать о подобном проекте с подобными сроками, который бы реализовался вовремя. Gripen? И там не всё по плану, да и от хоть сколь-нибудь своего двигателя они отказались. Rafale? F-22? МФИ? Сейчас вроде видно, что тут какая-то закономерность.

На упомянутом форуме, те кто пишет сколь-нибудь осмысленно, взаимоувязывают события в индийском ВПК с событиями в Пакистане и Китае. Там тоже ведь пролёты, вот и в Индии тормозят, не напрягаются.

Дмитрий Журко

От Exeter
К Дм. Журко (27.02.2004 00:19:29)
Дата 27.02.2004 01:11:55

Re: Продолжение

Здравствуйте!

>Вот и у нас подобное, потому любопытна динамика. У них число бесцельных трат растёт, по-Вашему?

Е:
У нас мне неведомо - скорее, у нас проблема в том, что на все разработки денег не хватает. А у индусов корни проблем в основном именно технологические, поскольку на нехватку финансов по основным программам они не жалуются.


>А Т-90С по всем перечисленным Вами пунктам как смотрится? Насколько он indigenous получается?

Е:
А как он может быть indigenous, если он фактически собирается из комплектов, поставляемых с УВЗ??


>И ещё, даже не знаю, как корректно Вас спросить. Вы о ВПК ЮАР недавно аналитических обзоров не делали? Любопытно, страсть.

Е:
Нет, а чего там особо любопытного? Сейчас это обычный капиталистический ВПК достаточно развитой в промышленном отношении страны.


>>Е: Никакого особого развития сей опыт так и не получил и явно бразильцам не понадобился. Своих разработок в области реактивной боевой авиации там не ведется, и все проекты последнего времени вращались вокруг сборки на EMBRAER Mirage-2000-5BR.
>
>Ну, тут им, полагаю, кончина ОВД и обломила — force major. Они дёшево отделались.

Е:
Сомневаюсь - ни о каких новых бразильских разработках в этой области, насколько мне известно, не сообщалось и до 1992 г. Что свидетельствует, видимо, об очень здравом и дальновидном менеджменте на EMBRAER, давно четко определившегося с областями НИОКР, где можно ждать отдачи (что видно и на крупных успехах этой компании на мировом рынке авиатехники в 90-е гг).


>>Е: А что тут забавного? Собственно, модернизация МиГ-21 (в тот же "93") у индийцев и появилась вследствие того, что программа LCA превратилась в бесконечный долгострой. Вспомните, что по первоначальным прожектам LCA должен был начать поступать в ВВС на замену МиГам-21 в 1993-1994 гг :-))))
>
>Не знаю. Ведь если с планером и управлением у них нормально, то агрегаты к Tejas, вроде тех же РД-33 (подобен параметрами F404) и «Копья» с антенной побольше, они могли бы приобрести у нас.

Е:
Вы забываете, что основами военной-промышленной политики Индии являются:
а) диверсификация источников зарубежных поставок ВВТ;
б) максимально возможное самообеспечение ВС системами своей разработки и производства.
Обоим этим принципам Ваше предложение противоречит в корне. Превращаться едва ли не во всех видах авиатехники в заложников поставок из РФ индусы явно не хотят - и нельзя не признать, что с их точки зрения это весьма здраво.


>Возможно, в начале 90-ых индийские ресурсы были сосредоточены на ЯО и его носителях? Не знаю, предполагаю.

Е:
Это здесь не причем - повторяю, проблемы у индийцев не столько финансовые, сколько технологические. Ни сложную электронику военного назначения, ни двигатели (не только авиационные) индусы пока что создавать самостоятельно явно не в состоянии. А "абсорбирование" иностранного опыта и заимствование иностранных разработок, относительно успешно осуществляемое китайцами, у индусов явно не работает. Т.е. дело, видимо, именно в особенностях организации индийского ВПК и в организации ведения НИОКР в нем.


>Вообще же любопытно узнать о подобном проекте с подобными сроками, который бы реализовался вовремя. Gripen? И там не всё по плану, да и от хоть сколь-нибудь своего двигателя они отказались. Rafale? F-22? МФИ? Сейчас вроде видно, что тут какая-то закономерность.

Е:
Нет никаких закономерностей, ибо немного несерьезно сравнивать страну, не имеющую серьезного опыта в создании современных боевых самолетов и систем для них, с ведущими авиационнми державами. F-22 заторможен главным образом по причинам исчезновения главного противника. Впрочем, и F-22, и Rafale наглядно показывают, что даже у ведущих держав путь от первого полета прототипа до поступления машин в войска занимает 10-15 лет. Поэтому говорить о "серийных" индийских Tejas в 2005 или там в 2007 годах просто смешно. А кому этот Tejas будет нужен в 2015 г, если уже сейчас, как пишет Беди, представители индийских ВВС говорят о его "устаревании" и несоответствии современным требованиям?

>На упомянутом форуме, те кто пишет сколь-нибудь осмысленно, взаимоувязывают события в индийском ВПК с событиями в Пакистане и Китае. Там тоже ведь пролёты, вот и в Индии тормозят, не напрягаются.

Е:
Как раз в Китае никаких особых пролетов не видно - J-10 в 2002 г доведен до серийного производства. Да, пока что с полностью импортными (русскими) двигателями и БРЛС, но это свидетельствует только о прагматизме китайцев, которые с самого начала сделали ставку на применение русских систем, одновременно с разработкой своих - причем, судя по всему, с явным подражанием/передиранием первых (не случайно про двигатель WS10A говорят, что это чуть ли не копия АЛ-31).
Да и программа FС-1 (JH-17) движется - опять-таки с русскими движками и импортными РЛС. А вот сколько индусы будут со своими чисто "indigenous" возиться - одному Богу известно.



С уважением, Exeter

От Дм. Журко
К Exeter (26.02.2004 01:04:31)
Дата 26.02.2004 23:43:52

Меня детские вопросы мучают, может ответите?

Здравствуйте, уважаемый Exeter.

Очень интересно, значительно раздвигает моё представление о том, что бывает «в порядке вещей». Забавно напрячься и на известные долгострои в РФ и даже СССР посмотреть.

Задам, простите, детские вопросы. А есть ли ныне страны, которые берутся за новые проекты и доводят их до конца всегда? Какая страна или крупная «фирма» может стать примером? Ну, чтобы понять разницу.

>>БРЛС изготовлена лишь к концу прошлого года и установлена на стенд. PV3 её ждёт.
>Е: Вот именно. Остается только вспомнить успехи индусов в области радиолокации. К примеру, программы создания ЗРК Trishul и Akash закончились фактически неудачей именно из-за неспособности индийских разработчиков довести радиолокационные системы управления огнем. Можно также вспомнить китайцев, у которых тоже много чего на стенде и даже на опытных самолетах, да вот только для выпускаемых J-10 им приходится пока что озолачивать "Фазотрон", покупая у него десятками целые комплекты "Жемчугов". То есть индийцев, похоже, ждет еще долгий путь, пока (и если) БРЭО их разработки для Tejas будет доведено хоть до какой-то приемлемо эксплуатационной стадии.

И это забавно «перекликается» с мнением индийских авторов из вот этого форума:
http://www.defenceindia.com/newforum
Мол, уж радар-то у нас замечательный. Вы перечислили их долгострой, но не знаете ли Вы об индийских удачах в радиолокации? Я не знаю, многого не знаю.

>>Я пока с названием Kabini не встречался, есть Kaveri.
>Е: Это, скорее всего, ошибки индийских журналистов. В принципе, вроде бы английская транскрипция с хинди допускает написание Cauvery через "К" (Kaveri), но дело в том, что оба "предпрототипа" этого двигателя Kabini обозначаются как К-1 и К-2, а прототипы собственно Cauvery - как С-1, С-2 и т.д. Так что написание его названия через "К" неверно.

Спасибо. Вопрос не пустяковый, так как из-за разности в написании, а ещё из-за любви молодёжи всех стран коверкать слова, поиск в Сети очень затрудняется. Но написание «Kaveri», как я понял, цитировано из Hindustan Times.

Меня ещё позабавило, что всюду, где речь ведут о наименовании употребляют christened, то бишь окрещён, например «LCA christened Tejas». В Индии-то?

>>По мнению журналиста, интервьюировавшего министра обороны в январе, «почти готовый», мол, зачем F404? На что министр возразил, в том смысле, что он недопустит, чтоб такая важная штука как Tejas зависела от каких-то там мелких агрегатов, и на «a few» Tajes будет ставиться F404. Если в программу верить, то так и надо поступать.
>Е: Угу, но это означает подрыв всей идеологии программы, которая строилась изначально на том, что LCA - полностью "indigenous" самолет, создание которого к тому же даст толчок развитию(а фактически создаст) соответствующих отраслей национальной промышленности. А тут получается зависимость от американцев, которые уже крупно индийцам подгадили своими санкциями в 1998 г.

Здесь 2 соображения. 1) Всё-таки никакой он не «туземный», там и французы, и Израиль, и мы вот покопались. Полагаю не всё сразу они сумеют у себя выпускать, не только двигатель. 2) А вот планер и его СУО у них уникальные, их надо долго осваивать.

>>Такие задержки случались в недавней истории. Однако не со столь лёгкими машинами. Я вычитал о различии оснащения кабины электроникой и ПО на TD1 и TD2.
>Е: Ну, я не знаю, какая электроника там у них "в кабине", но ясно, что никаких систем, необходимых боевому самолету, там и в помине нет.

Не в первый раз новый самолёт не оснащается боевой системой сразу, а через пару-пятёрку лет. Иногда уж и в войсках, а всё с недоделками. Его ведь ещё осваивать как самолёт дооолго. Ведь я понял так, что его квадруплексная цифровая ЭДСУ не испытана толком. Манёвры с перегрузкой 2 ед., хм.

>>А вот министр вслух надеялся в январе, что через 4 года. Журналисты заверяют о готовности HAL произвести ещё 6 планеров.
>Е: Да хоть 20 планеров. В том, что они планеры склепать могут - никто как бы и не сомневается

Когда «склепают», это будет свидетельствовать об окончательном выборе в пользу программы, а не модернизации МиГ-21, полагаю. Финансы у них есть, а системы они с миру соберут.

>>Однако свежие газеты по-прежнему твердят о 2005-ом. Видимо могут и хотят выдавать желаемое за действительное.
>Е: Да там они его каждый год переносят. Нужно понимать, что все подобного рода вещи у индийцев в принципе "неокончательные", и все программы развиваются достаточно хаотично и сопровождаются массой "информационного шума", в том числе и на высоком уровне.

Это меня уже совсем не удивляет, раньше — да. Это не удивляет у нас, в США, во Франции... Хотя, разумеется, есть и разница.

Дмитрий Журко
PS Пошлю часть письма. Соберусь, допишу.

От Exeter
К Дм. Журко (26.02.2004 23:43:52)
Дата 27.02.2004 00:36:32

Re: Меня детские...

Здравствуйте!


>Задам, простите, детские вопросы. А есть ли ныне страны, которые берутся за новые проекты и доводят их до конца всегда? Какая страна или крупная «фирма» может стать примером? Ну, чтобы понять разницу.

Е:
Неправильный вопрос. Правильно задать: есть ли другие страны, которые берутся за новые проекты и, пока что, КАК ПРАВИЛО, не доводят их до конца?
Фактом является то, что индусы пока что за 20 лет работ не смогли довести до стадии серийного производства ни одного своего разрабатываемого комплекса УПРАВЛЯЕМОГО оружия (всякие там "тупые" ТР/ОТР "Притхви" и "Агни" не берем), а также фактически провалили две самые радикальные программы, которые должны были по замыслу их организаторов стать еще в 90-е годы «становыми хребтами» технического оснащения соответствующих видов вооруженных сил – основного боевого танка Arjun в сухопутных войсках и легкого истребителя LCA в ВВС.


>>Е: Вот именно. Остается только вспомнить успехи индусов в области радиолокации. К примеру, программы создания ЗРК Trishul и Akash закончились фактически неудачей именно из-за неспособности индийских разработчиков довести радиолокационные системы управления огнем. Можно также вспомнить китайцев, у которых тоже много чего на стенде и даже на опытных самолетах, да вот только для выпускаемых J-10 им приходится пока что озолачивать "Фазотрон", покупая у него десятками целые комплекты "Жемчугов". То есть индийцев, похоже, ждет еще долгий путь, пока (и если) БРЭО их разработки для Tejas будет доведено хоть до какой-то приемлемо эксплуатационной стадии.
>
>И это забавно «перекликается» с мнением индийских авторов из вот этого форума:
>
http://www.defenceindia.com/newforum
>Мол, уж радар-то у нас замечательный. Вы перечислили их долгострой, но не знаете ли Вы об индийских удачах в радиолокации? Я не знаю, многого не знаю.

Е:
Мне неизвестны их удачи в сей области. Ни одной серийной индийской РЛС военного назначения мне неизвестно. О чем и речь.


>Меня ещё позабавило, что всюду, где речь ведут о наименовании употребляют christened, то бишь окрещён, например «LCA christened Tejas». В Индии-то?

Е:
А чего - Фернандес-то вроде католик из Гоа :-)))


>>Е: Угу, но это означает подрыв всей идеологии программы, которая строилась изначально на том, что LCA - полностью "indigenous" самолет, создание которого к тому же даст толчок развитию(а фактически создаст) соответствующих отраслей национальной промышленности. А тут получается зависимость от американцев, которые уже крупно индийцам подгадили своими санкциями в 1998 г.
>
>Здесь 2 соображения. 1) Всё-таки никакой он не «туземный», там и французы, и Израиль, и мы вот покопались. Полагаю не всё сразу они сумеют у себя выпускать, не только двигатель.

Е:
Изначально они хотели все сами как раз делать. А иначе бы с тем же Cauvery не возились бы - целый НИИ GTRE в Бангалоре под разработку движка создали.


2) А вот планер и его СУО у них уникальные, их надо долго осваивать.

Е:
Чего там уникального? Планер им как раз французы спроектировали. Что Вы имеете в виду под "СУО планера"? :-)) Если ЭДСУ, то ее им делала американская Martin-Marietta, отчасти почему с введением санкций в 1998 г такой удар по программе LCA и был нанесен.


>>Е: Ну, я не знаю, какая электроника там у них "в кабине", но ясно, что никаких систем, необходимых боевому самолету, там и в помине нет.
>
>Не в первый раз новый самолёт не оснащается боевой системой сразу, а через пару-пятёрку лет. Иногда уж и в войсках, а всё с недоделками.

Е:
Ну, уж не знаю, какой это боевой самолет оснащался БРЛС и СУ оружием уже "в войсках" :-)))


Его ведь ещё осваивать как самолёт дооолго. Ведь я понял так, что его квадруплексная цифровая ЭДСУ не испытана толком. Манёвры с перегрузкой 2 ед., хм.

Е:
Как я понял, после отпадения американцев в 1998 г индийцы эту ЭДСУ пытались своими усилиями воссоздать.


>Когда «склепают», это будет свидетельствовать об окончательном выборе в пользу программы, а не модернизации МиГ-21, полагаю.

Е:
Ха, когда они 20 планеров склепают, уж не то что модернизация МиГ-21 закончится, а уж и модернизированные самолеты устареть и выбить ресурс успеют :-))


Финансы у них есть, а системы они с миру соберут.

Е:
Ну о том и речь, что кончится это, скорее всего, выпуском нескольких десятков машин для пары эскадрилий. Как с АМХ, или как это уже было у индийцев с теми же "Марутами". Которые им, замечу, отнюдь "не обормот какой" спроектировал, а сами-знаете-кто.


>>Е: Да там они его каждый год переносят. Нужно понимать, что все подобного рода вещи у индийцев в принципе "неокончательные", и все программы развиваются достаточно хаотично и сопровождаются массой "информационного шума", в том числе и на высоком уровне.
>
>Это меня уже совсем не удивляет, раньше — да. Это не удивляет у нас, в США, во Франции... Хотя, разумеется, есть и разница.

Е:
Разница большая, и я про нее уже сказал подробно - индуи ни прекратить многие программы не решаются, ни довести их не в состоянии. Так и болтаются годами в промежуточном состоянии. Да, такое есть у всех, но у индусов это массовое и типичное явление, которое, как я понимаю, проистекает из особенностей организации ихнего ВПК и особенностей индийской политической системы вообще.



С уважением, Exeter

От А.Никольский
К Exeter (27.02.2004 00:36:32)
Дата 27.02.2004 02:04:16

позволю себе влезть

Здравствуйте, уважаемый Exeter!
Извиняюсь, что влез, но позволю себе свое поверхностное впечатление об Индии высказать. Мне так показалось за пару недель отдыха в Гоа и чтения местной прессы, что в этом миллиардном человеческом океане есть отдельные островки порядка, сделанные иностранцами и завербованными ими индусами - типа вооруженных сил, IT-бизнеса, гражданской авиации, коммунистической партии, еще чего-то может быть, а все остальное живет в соответствии с философией созерцания - как есть, пусть так и будет, ну и ладно. И нет никаких внутренних стимулов к дисциплине кроме весьма неопасной "пакистанской угрозы", ну а китайский вызов вообще волнует довольно незначительную прослойку журналистов.
С уважением, А.Никольский

С уважением, А.Никольский