От Sav
К All
Дата 24.11.2003 12:49:46
Рубрики 11-19 век;

Немного о мечах-каролингах Древней Руси

Приветствую!

Отрывок из статьи А.Н.Кирпичникова, И.В.Дубова, Г.С. Лебедева "Русь и варяги ( русско-скандинавские отношения домонгольского периода)" из сборника: Славяне и скандинавы:Пер. с нем./Общ.ред. Е.А.Мельниковой.-М.: Прогресс, 1986. (сборник был издан в 1982 г. в ГДР под руководством академика АН ГДР Й.Херрмана, раздел "Русь и варяги" добавлен при переводе сборника на русский язык):

Динамика распостранения типов каролингских мечей, представленных на Руси и в скандинавских старанах показательна для развития русско-скандинавских отношений. Из примерно трех десятков типов мечей, в эпоху викингов известных в Скандинавии, на Руси представлено 12 ( с некоторыми вариантами); не менее 4 типов мечей 9-10 вв. следует рассматривать как сформировавшиеся на Руси.

Можно выделить несколько основных групп типов мечей: ранняя, характерная для начала эпохи викингов, представленная типами B и H, распостраненными в 9 в, ( варианты последнего - и в 10 веке ); зрелая группа типов нарядно декорированных мечей со сложнопрофильными навершиями, получившая широкое распостранение в "дружинной культуре" раннефеодальной знати, представлена типами D,E,S,T-1,T-2; поздние типы мечей эпохи викингов у нас представлены типами U,V,W,X,Y,Z, распостранившимися со второй половины 10 и существовавшими до 11 века. Особую группу составляют "русские формы": мечи типов Z-особый, А-местный, и "скандинавский" ( фощеватовский меч).

http://ladoga.km.ru/swordstipology.htm - здесь картинка "Типология мечей"

В целом мечи 9-первой половины 11 века встречаются в бассейнах Днепра, Ладожского озера и Верхней Волги, концентрируясь в районах древнейших городских центров. Территориальное распределение выделенных типов и форм позволяет установить определенные тенденции в их распостранении, во многом, видимо, мотивированном этносоциальными условиями.

Мечи ранней группы концентрируются в Приладожье и близ южного побережья Финского залива, в Днепро-Двинском междуречьи ( район Смоленска-Гнездова), Киеве и Чернигове; два меча типа Н найдены в Подболотье близ Мурома.
Мечи поздней группы сосредоточены в тех же центрах, 4 меча найдены в Ярославском Поволжье (Михайловский могильник).

Мечи зрелых форм "дружинной группы" с богатой парадной отделкой, в отличии от двух предыдущих, равномерно распределяются в пределах государственной территории Древней Руси. Они представлены как в тех же районах, где и ранние и поздние группы мечей, так и в бассейне Верхней Волги, в Среднем и Нижнем Поднепровье, на Дону, в Новгородско-Псковской земле ( на Шелони). Ареал этой группы оказался самым широким, совпадая практически с территорией Древнерусского государства 9-10 веков.

Мечи "русских форм" сосредоточены в Среднем Поднепровье и прилегающих районах, они образуют самостоятельный и компактный ареал.

Распределение импортных и местных форм мечей можно интерпретировать следующим образом. Ранние формы, характерные для дружин викингов, появились на Руси в связи с проникновением варягов на Волховско-Днепровский путь. Эти мечи концентрируются в могильниках наиболее ранних открытых торгово-ремесленных поселений, локальных центрах на водных путях и дружинно-городских могильниках Киева и Чернигова. В тех же центрах, включая район Ярославского Поволжья сосредоточены поздние формы мечей эпохи викингов. Как и ранняя группа, они связаны с присутствием на Руси варяжских дружин и отражают различные этапы интеграции скандинавов в древнерусской военно-дружинной среде, "руси" 9-первой половины 10 в.

Парадные, богато украшенные дружинные мечи "зрелых форм" получили общерусское распостранение. По-видимому, в конце 9-10 в. принесенная варягами мода на роскошно украшенной каролингское оружие утвердилась в качестве одной из культурных норм в дружинной среде, и русские дружинники, "русь" 10 в., разнесли ее по всей территории Киевского государства. Эти мечи найдены не только в крупнейших центрах, но и в "глубинке", сигнализируя о начавшемся процессе феодального освоения племенных земель. Ареал этих мечей точно соответствует сложившейся государственной территории Киевской Руси, вписываясь в ее границы от Балтики до Черного моря ( включая зону военной активности киевских князей).

Мечи группы "русских форм" представляют сосбой специфический для Древней Руси этап развития дружинной культуры, неизвестный в Скандинавии. Это выразилось не только в их конструктивных отличиях ( связанных с воздействием кочевнической сабли и повлиявших на конструкцию некоторых скандинавских мечей), но и в характерном богатом декоре, лишь в незначительной степени использовавшем скандинавские мотивы. Ярким образцом этой группы является фощеватовский меч.
Ареал этих мечей представляет собой особую культурно-историческую область. Показательна четкая граница между ареалами группы "русских форм" и ранней группы мечей: она проходит по линии Киев-Чернигов-Муром. Эта граница распостранения черноземных почв, северная граница зоны наиболее эффективного земледелия, зоны, где быстрее и ранее всего происходила феодализация, "оседание" древнерусских дружин на землю и где нет следов присутствия ранних варяжских, викингских дружин.
Ареал мечей группы "русских форм" довольно точно соответствует очертаниям территориального ядра, первичной государственной территории Киевской Руси, "Руской Земле" вокруг Киева, Чернигова, Переяслава. За пределами Дреаней Руси мечи "русских форм" известны лишь в Финляндии, Прибалтике и Польше, т.е. тех землях, которые в первую очередь испытывали культурно-политическое влияние Киевского государства.

Итак, в 9 в. вместе с варяжскими дружинами на важнейших водные магистрали в землях восточных славян начинает поступать каролингское оружие, распостраняются новые формы дружинной культуры, первоначально представленной в немногих, наиболее развитых центрах на торговых путях, прежде всего в "трех центрах русов" арабских источников.В конце 9 - начале 10 веков, по мере объеденения Древней Руси эти нормы обретают общерусский характер. Во второй половине 10 - начале 11 в. древнерусское "рыцарство", дружинная "русь", распостранившая по всей земле Древнерусского государства богато украшенные формы оружия, вырабатывает новые, собственные, специфические культурные нормы. Они представлены в центральной области Древнерусского государства и связаны с утвердившимя у власти феодальным классом, славянским по происхождению и составу, "русинами" "Русской правды".



С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 12:49:46)
Дата 24.11.2003 13:10:14

спасибо

Вот толко в отделении "мечей русских форм" видня явная натяжка. Так сказать "идеологического" свойства :)))
Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 13:10:14)
Дата 24.11.2003 13:43:46

Насчет явной натяжки - не согласен

Приветствую!

>Вот толко в отделении "мечей русских форм" видня явная натяжка. Так сказать "идеологического" свойства :)))

Ниже приведена цитата из того же Кирпичникова "Древняя Русь - город, замок, село", в которой более подробно расписано, о каких мечах идет речь:

"Обращают внимание мечи типов X и X особый, отчасти У. Они демонстрируют, как около 1000 г. изменились традиционные рукояти франкских клинков. Этим образцам свойственны не прямые, а изогнутые навершия и перекрестья (табл. 114). Такие мечи были удобны при конной рубке, так как позволяли более свободно манипулировать рукой и кистью при ударе. Подобные преобразования европейского рубящего оружия произошли не без участия Руси. Весьма правдоподобно, что соприкосновение русской конной дружины с кочевниками, влияние сабельного боя, самой тактики конной борьбы, наконец, растущее преобладание конницы как главного рода войск - это и привело к возникновению мечей, приспособленных к кавалерийскому бою. Среди найденных на Руси средневековых мечей есть и такие, которые позволяют предполагать существование в Киевском государстве не только подражательного, но и вполне самостоятельного отделочно-клинкового ремесла. Таковы пять сохранившихся фрагментарно мечей, рукояти которых при наличии некоторых международных черт (например, трехчастное навершие) отличаются выраженным местным своеобразием формы и декора (тип А местный, табл. 114, 15 - 17; 115, 2 - 3) . Им присущи плавные очертания навершия и перекрестья и растительная орнаментация. Особенно заметно выделяются рукояти мечей из Киева, Карабчиева и Старой Рязани, отделанные чернью по бронзе. Их с уверенностью можно причислить к высокохудожественным произведениям киевского оружейного и ювелирнолитейного ремесла. Производившиеся в Киеве бронзовые детали рукоятей мечей (типа табл. 115, 2, 8) и наконечники ножен, украшенные растительным орнаментом, очевидно, находили сбыт в землях юго- восточной Прибалтики, Финляндии и Скандинавии. Тогда, т. е. не позже первой половины XI в., изделия русских оружейников появились на мировых рынках. Заметим, что число таких находок, еще в древности оторвавшихся от своей родины и оказавшихся в странах бассейна Балтийского моря, год от года растет (ср. Koskimies M., 1973, kuva 5). Продолжается их вычленение в музейных коллекциях. Среди мечей новых форм, распространившихся в конце X в. в Восточной Европе, встречены и совсем необычные. Таков образец, найденный в Фощеватой около Миргорода (в нашей типологии условно назван скандинавским, табл. 115, 1) . Его рукоять состоит из отдельных отлитых из бронзы частей с рельефным изображением чудовищ в стиле надгробных рунических камней XI в. Место изготовления меча (точнее, его рукояти) искали в Скандинавии, юго-восточной Прибалтике, однако на самом деле его правильнее связывать с районом Киева. Дело в том, что на фощеватском клинке найдено некаролингское клеймо, перевернувшее прежние представления о древнерусских мечах."

Т.е., эта группа выделена не только из-за изменений в формах навершия, рукояти и крестовины (которые таки присутствуют), но и из-за особенностей отделки и в конце-концов, из-за того, что фощеватовский меч явно местного производства - фирмы "Людота" и вообще уникальная железяка:)

Тут даже главное не то, тянут ли эти 7 мечей на отдельные типы, а то, что они явно местного производства ( как минимум - сборки) и в "главном" авторы все-таки правы - время появления и места находок этих мечей иллюстрируют определенный этап развития Древнерусского государства.

До кучи - места находок мечей, которые отнесены к "русским формам" - Карабчиев ( Подолье), Глуховцы (Бердичев), Киев ( могильник 1), Чернигов, Краснянка (Сев.Донец), Старая Рязань, Фощеватая ( Полтавщина) - южная и юго-восточная граница Руси, место приложения военных усилий в 11 веке.


С уважением, Савельев Владимир

От Паршев
К Sav (24.11.2003 13:43:46)
Дата 24.11.2003 23:33:19

А вообще почему меч русской работы именуется Дубовым и Ко "скандинавским"? (-)


От Sav
К Паршев (24.11.2003 23:33:19)
Дата 25.11.2003 11:44:04

Re: А вообще...

Приветствую!

Из-за отделки рукояти этот меч долго считался однозначно скандинавским безо всяких кавычек и условностей. До того момента, пока ученый Х.Арбман не обратил внимание на разностильность в отделке элементов рукояти, что дало повод усомниться в шведском происхождении меча. Ну а уж после того, как расчитили клеймо на клинке стало ясно, что меч этот русского производства.
Но название "скандинавский" или условно скандинавский за ним сохранилось - как знак отличия от других мечей русского производства. Короче говоря, это никоим образом не происки "норманистов".

С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 13:43:46)
Дата 24.11.2003 14:01:56

ну давай поспорим

Во первых - говорить о том, что выгнутые перекретие и наершие появились в европе под воздействием Руси как минимум недоказуемо. Т.е. конная дружина европейских рыцарей тсалкнулась с восточной конницей за долго до появления руси и на рукояти это не повлияло ни как (авары, венгры). так что изменение формы рукояти - это скорее всеевропейская мода, у которой гораздо больше шансов пойти из европейских центров производства оружия, чем с восточной окраины. Далее, на счет русского декора, вывод о происхождении меча из Фощеватова спорен по сути. т.юе. авторы сами пишут о скандиновском декоре рукояти, но почему-то выводят метсо его производства в Киеве...без всяких доказательств.
Я не спорю, что на руси мечи делали, и уж тем более не подвергаю сомнию то, что их "собирали", т.е. были свои мастерскеи со своими дизайнерскими особенностями, но...в общей конструкции меча мы следовали в общеевропйской традиции, у нас даже не находят мечей классической "степной" традиции, с дисковым навершием, отя по идее с такими клинками мы должны были сталкиваться.
Так что, при всем моем безграничном уваженнии к Кирпичникову, я вижу явные натяжки, вполнее соответствующие времени написания статьи.

Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 14:01:56)
Дата 24.11.2003 14:40:37

натяжки есть, но не такие уж явные

Приветствую!

>Во первых - говорить о том, что выгнутые перекретие и наершие появились в европе под воздействием Руси как минимум недоказуемо.

А никто так и не говорит - "Подобные преобразования европейского рубящего оружия произошли не без участия Руси. Весьма правдоподобно, что соприкосновение русской конной дружины с кочевниками..." - т.е. в очень осторожных выражениях "не без участия", "весьма правдоподобно".

Более того, в цитированном сборнике речь идет даже не о "появлении в Европе под воздействием Руси", а о появлении подобных мечей в Скандинавии, наряду с пиками, саблями, деталями конной сбруи, топориками-чеканами, сложносоставными луками и т.д. В качестве аргумента приводится комплекс "восточного оружия" из одного захоронения воина в Бирке - логика такая, раз весь комплекс указывает на то, что товарищ имел честь сражаться на Востоке, то и найденный там же меч с "опущенным перекрестием" привезен им оттуда же.

> Далее, на счет русского декора, вывод о происхождении меча из Фощеватова спорен по сути. т.юе. авторы сами пишут о скандиновском декоре рукояти, но почему-то выводят метсо его производства в Киеве...без всяких доказательств.

Так в Фощеватовском мече главное-то не декор, а клинок. Что же касается декора, то перекрестье плюс навершие, с одной стороны, и рукоять, с другой стороны, отделаны в разных стилях - т.е. либо сборка из запчастей, либо реплики со/на основе скандинавских оригиналов. Опять же, форма перекрестия вполне тянет на отдельный тип, смущает только то, что он один такой.

Декор - это киевский, подолянские и рязанский, вот тут есть :



Но тут спорить наверное не будем - не исскуствоведы мы. Хотя если бы не декор - то, например, меч из Глуховцев вполне был бы Т-1.


>Так что, при всем моем безграничном уваженнии к Кирпичникову, я вижу явные натяжки, вполнее соответствующие времени написания статьи.

Гы, а я думал "антинорманисты" первыми плеваться начнут :)


С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 14:40:37)
Дата 24.11.2003 14:53:01

ну все относительно :))

День добрый

>>Во первых - говорить о том, что выгнутые перекретие и наершие появились в европе под воздействием Руси как минимум недоказуемо.
>
> А никто так и не говорит - "Подобные преобразования европейского рубящего оружия произошли не без участия Руси. Весьма правдоподобно, что соприкосновение русской конной дружины с кочевниками..." - т.е. в очень осторожных выражениях "не без участия", "весьма правдоподобно".
--------------
это не научно :)))
что такое "весьма правдоподобно"? что таое "не без участия"...если мы пытаемся оценить сей процесс с помощью логики, то это не логично, почему - я писал в прошлом мессадже. Если с точки зрения археологиий - то примеры выгнутого навершия встречаются еще в мечах меровингского времени, причем явно восточного происхождения.

> Более того, в цитированном сборнике речь идет даже не о "появлении в Европе под воздействием Руси", а о появлении подобных мечей в Скандинавии, наряду с пиками, саблями, деталями конной сбруи, топориками-чеканами, сложносоставными луками и т.д. В качестве аргумента приводится комплекс "восточного оружия" из одного захоронения воина в Бирке - логика такая, раз весь комплекс указывает на то, что товарищ имел честь сражаться на Востоке, то и найденный там же меч с "опущенным перекрестием" привезен им оттуда же.
-------------------------------
То, что восточный комплекс повлиял некоторым образом на скандинавов - это бесспорно, но это относится к лукам и саблям, к чекнам и легким копьям, но мечи - это вряд ли...гораздо проще предположить, что это общеевропейская мода. Хотя бы потому, что на востоке такие мечи не использовали :))

>> Далее, на счет русского декора, вывод о происхождении меча из Фощеватова спорен по сути. т.юе. авторы сами пишут о скандиновском декоре рукояти, но почему-то выводят метсо его производства в Киеве...без всяких доказательств.
>
> Так в Фощеватовском мече главное-то не декор, а клинок. Что же касается декора, то перекрестье плюс навершие, с одной стороны, и рукоять, с другой стороны, отделаны в разных стилях - т.е. либо сборка из запчастей, либо реплики со/на основе скандинавских оригиналов. Опять же, форма перекрестия вполне тянет на отдельный тип, смущает только то, что он один такой.
------------
Опять ж, доказать, что этот меч был скован в Киеве или окрестностях нвозможно адэкватно.


>>>Так что, при всем моем безграничном уваженнии к Кирпичникову, я вижу явные натяжки, вполнее соответствующие времени написания статьи.
>
> Гы, а я думал "антинорманисты" первыми плеваться начнут :)
--------
А я и не плююсь, я отмечаю некоторые натяжки, совершенно понятно откуда берущиеся..вот и все :))


Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 14:53:01)
Дата 24.11.2003 14:59:46

Re: ну все...

Приветствую!



>То, что восточный комплекс повлиял некоторым образом на скандинавов - это бесспорно, но это относится к лукам и саблям, к чекнам и легким копьям, но мечи - это вряд ли...гораздо проще предположить, что это общеевропейская мода. Хотя бы потому, что на востоке такие мечи не использовали :))

В данном случае Восток - это имелись в виду мы. Но в целом согласен - однозначных доказательств исключительно русского происхождения этого типа нету.

>> Так в Фощеватовском мече главное-то не декор, а клинок. Что же касается декора, то перекрестье плюс навершие, с одной стороны, и рукоять, с другой стороны, отделаны в разных стилях - т.е. либо сборка из запчастей, либо реплики со/на основе скандинавских оригиналов. Опять же, форма перекрестия вполне тянет на отдельный тип, смущает только то, что он один такой.
>------------
>Опять ж, доказать, что этот меч был скован в Киеве или окрестностях нвозможно адэкватно.

Т.е.? А как же кириллическое клеймо "Людота ковал" на клинке?

С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 14:59:46)
Дата 24.11.2003 15:04:31

Re: ну все...

> Т.е.? А как же кириллическое клеймо "Людота ковал" на клинке?
--------
ну например он перековывал клинок, вышедший из рейнских мастерских? :)))
хотя конечно это условность...скорее всего иенно этот клинок скован именно на Руси.


Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 15:04:31)
Дата 24.11.2003 15:24:43

Re: ну все...

Приветствую!
>> Т.е.? А как же кириллическое клеймо "Людота ковал" на клинке?
>--------
>ну например он перековывал клинок, вышедший из рейнских мастерских? :)))

Ага, и нарочно его пометил своим клеймом - что бы продать подешевле :)


>хотя конечно это условность...скорее всего иенно этот клинок скован именно на Руси.

А красивая штука - шведы все локти пообгрызли себе :)

С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 15:24:43)
Дата 24.11.2003 15:29:31

Re: ну все...

!
>>> Т.е.? А как же кириллическое клеймо "Людота ковал" на клинке?
>>--------
>>ну например он перековывал клинок, вышедший из рейнских мастерских? :)))

>
> Ага, и нарочно его пометил своим клеймом - что бы продать подешевле :)

------------
Ну почему? может его дезайн-студия была столь модна и популярна, что и цена была выше оригинала. А заготовки клинков с рейна на русь везли, это факт известный.


Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 15:29:31)
Дата 24.11.2003 15:34:23

Re: ну все...

Приветствую!

>> Ага, и нарочно его пометил своим клеймом - что бы продать подешевле :)
>
>------------
>Ну почему? может его дезайн-студия была столь модна и популярна, что и цена была выше оригинала. А заготовки клинков с рейна на русь везли, это факт известный.

Что есть "заготовки клинков" и зачем их возить с Рейна? Готовые клинки - другое дело, но тут, опять же, имеет значение наличия клейма производителя, а не дизайн-студии.

С уважением, Савельев Владимир

От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 15:34:23)
Дата 24.11.2003 15:41:03

Re: ну все...

День добрый
>>Ну почему? может его дезайн-студия была столь модна и популярна, что и цена была выше оригинала. А заготовки клинков с рейна на русь везли, это факт известный.
>
> Что есть "заготовки клинков" и зачем их возить с Рейна? Готовые клинки - другое дело, но тут, опять же, имеет значение наличия клейма производителя, а не дизайн-студии.
--------
Заготовка клинка - это железная полоса с наваренными стальными лезвиями и хвостовиком. дальнейшее - подгонка под руку, заточку, длину клинка в конце концов может довести дизайн-студия., причем клеймо на заготовку вполне могли и не ставить.

Денисов

От Sav
К Михаил Денисов (24.11.2003 15:41:03)
Дата 24.11.2003 16:18:25

Re: ну все...

Приветствую!

>Заготовка клинка - это железная полоса с наваренными стальными лезвиями и хвостовиком. дальнейшее - подгонка под руку, заточку, длину клинка в конце концов может довести дизайн-студия., причем клеймо на заготовку вполне могли и не ставить.

Т.е., кроме несложных слесарных операций ничего особенного над заготовкой в дизайн-студии не проделывали (кстати, а что есть "подгонка под руку"?) А нанесение клейма - это уже кузнечная, более сложная и чреватая операция, можно и очень нехороший результат получить - стремно. В случае с фощеватовским мечом еще сложней - там клеймо нанесено дамаскированием, вряд ли кто-то стал бы подобным образом извращаться над дорогостоящим импортным клинком.

Насчет отсутствия клейм - действительно, на части из 55 исследованных клинков клейма отсутствуют - это 8 клинков, причем все 10 века (а дизайн-студии - первая половина 11-го), т.е. 15 % всего.

С уважением, Савельев Владимир

От Китаец
К Sav (24.11.2003 16:18:25)
Дата 25.11.2003 10:01:00

Re: ну все...

Салют!

> Т.е., кроме несложных слесарных операций ничего особенного над заготовкой в дизайн-студии не проделывали (...) А нанесение клейма - это уже кузнечная, более сложная и чреватая операция, можно и очень нехороший результат получить - стремно...

Я не специалист в этом периоде, зато слесарем работал, и с кузнецами мал-мала (специальность моя: "изготовитель художественных изделий из металла"). Так я хотел бы уточнить, как и чем тогда проводились "несложные слесарные операции"?
С почтением. Китаец.

От Sav
К Китаец (25.11.2003 10:01:00)
Дата 25.11.2003 11:33:33

Незатейливым слесарным инструментом :)

Приветствую!

>Я не специалист в этом периоде, зато слесарем работал, и с кузнецами мал-мала (специальность моя: "изготовитель художественных изделий из металла"). Так я хотел бы уточнить, как и чем тогда проводились "несложные слесарные операции"?

Есть "заготовка" - фактически готовый клинок - откованый, с приваренными лезвиями, термобработанный и т.д. Для того, что бы сделать из него меч нужно смонтировать перекрестье, рукоять, навершие (считаем, что они тоже уже кем-то сделаны), ну и еще может быть заточить. Что нам для этого может понадобится? ИМХО, молоток, напильник/точильный камень.

С уважением, Савельев Владимир

От Китаец
К Sav (25.11.2003 11:33:33)
Дата 25.11.2003 11:37:53

Всё ясно, но совершенно ничего не понятно - (с) чей-то.

В часности, интересно, что тогда представлял из себя напильник?
Все вопросы задаю без подначек, из профессионального интереса.
С почтением. Китаец.

От Sav
К Китаец (25.11.2003 11:37:53)
Дата 25.11.2003 12:59:49

Re: Всё ясно,...

Приветствую!
>В часности, интересно, что тогда представлял из себя напильник?

Картинки под рукой нет. Стальная пластинка с насечками.

>Все вопросы задаю без подначек, из профессионального интереса.

По технологии металлообработкив Древней Руси надо глядеть работы Б.А.Рыбакова по ремеслам Древней Руси или Б.А. Колчина - "Черная металлургия и металлообработка в древней Руси", "Техника обработки металла в древней Руси", "Железообрабатывающее ремесло Новгорода Великого". Или статьи в сборниках "Культура Древней Руси" или "Археология Древней Руси". Если интересно, постараюсь составить обзорчик и выложить сюда.

Из того, что есть в сети - можно глянуть это, "Техника кузнечного производства в Городке на Ловате" ( на украинском языке), но там больше по технологии, про инструменты - зубила, пробойники - совсем немного.

http://archaeology.kiev.ua/journal/010101/voznesenskaya.htm


С уважением, Савельев Владимир

От Китаец
К Sav (25.11.2003 12:59:49)
Дата 25.11.2003 18:15:57

Посмотрел, благодарю.

Салют!

> Картинки под рукой нет. Стальная пластинка с насечками.

А жаль, что нет. Я видел только ренесансные, более ранние как-то не всплывали.

> Если интересно, постараюсь составить обзорчик и выложить сюда.

Смотря по тому, насколько напряжно. В принципе - я понял, где искать, могу сам.

> Из того, что есть в сети - можно глянуть это, "Техника кузнечного производства в Городке на Ловате" ( на украинском языке), но там больше по технологии, про инструменты - зубила, пробойники - совсем немного.

Очень интересно - благодарю. Но, к сожалению, всё не по предмету (ни мечей, ни напильников).

>С уважением, Савельев Владимир
С почтением. Китаец.

От Random
К Китаец (25.11.2003 11:37:53)
Дата 25.11.2003 12:22:17

ИМХО - точильный камень (-)


От Михаил Денисов
К Sav (24.11.2003 16:18:25)
Дата 24.11.2003 16:50:58

ну в общем убедил

День добрый

> Т.е., кроме несложных слесарных операций ничего особенного над заготовкой в дизайн-студии не проделывали (кстати, а что есть "подгонка под руку"?)
-----------
Подгонка под руку - это по длине и по балансу.

Денисов