>Так не сразу после войны, а скорее с 1949 года. До этого рост приходов, потом сокращение. Но при этом совершенно не исключено что количество прихожан продолжало расти и их стало больше, чем во время войны.
>Полагаю, что и во время войны не шла речь о помощи РПЦ в увеличении числа верующих, речь шла лишь об избежании лишних конфликтов с верующими. Поэтому вряд ли можно говорить о принципиальном изменении отношении к РПЦ после войны. Дальнейшее усиление, именно усиление влияния Церкви было ненужно.
>Тем более что развернулась компания по борьбе с космополитизмом и дальнейшее усиление церкви могло выглядеть в глазах многих коммунистов как откровенное черносотенство.
Я думаю, что изменение отношения к церкви во время войны - не изменение генеральной линии (как нектоторые полагают), а временная и во многом вынужденная мера.Отпала необходимость в церкви - и советская власть вернулась к старому
> http://www.military-economic.ru
>Я думаю, что изменение отношения к церкви во время войны - не изменение генеральной линии (как нектоторые полагают), а временная и во многом вынужденная мера.Отпала необходимость в церкви - и советская власть вернулась к старому
При прежней генеральной линии - "церковь враг", в сложной ситуации речь шла бы усиление борьбы с церковью, как одним из центоров кристализации враждебных сил. Каким церковь была, например, весной 1930 года на Укаране. Тогда кстати считали весьма вероятным внешние вторжение.
Поодержка церковью политики власти в сложные периоды (иностранная интервенция и гражданская война, коллективизация) означало изменение политики в отношение церкви. Произошло же это в 1941 году.
Но совсем своей церковь не стала, хотя бы потому что готова открытием храмов на окупированной территории способствовать стабильности окупационного режима.
Но в любом лучае РПЦ стала лучшей из церквей и после войны у государства и церкви были общие противники: сектанство, католицизм.
Папа Пий беснуется,
а в лапах
держит крест и доллар золотой
чем земле иметь такого "папу",
лучше ей быть вовсе сиротой.