Туркмения вооружается; Туркменбаши - второй Саддам? :)
Здравствуйте!
Чтой то последнее время прокатилась типа миниволна публикаций о закупках ВВТ Туркменией, о "стратегическом партнерстве" с Украйной и о "сливе" России на этот счет
в российской прессе:
статья 1.
+++++++++++ РАКЕТЫ ДЛЯ ДИКТАТУРЫ ТУРКМЕНБАШИ
Владимир МУХИН, «Независимая газета», N243, 12 ноября 2003
Россия в ближайшее время кардинальным образом изменит свою военно-техническую политику в отношениях со странами СНГ, и в первую очередь с Туркменией. Такой вывод можно сделать после состоявшегося на прошлой неделе в Кремле заседания комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС), в котором принял участие российский президент Владимир Путин. Как сообщают источники в Минобороны РФ, на комиссии среди прочих вопросов ВТС обсуждалась проблема, связанная с усилением позиций Москвы на рынке вооружений в так называе-мых постсоветских странах. Не секрет, что ее с этого рынка в последнее время активно вытесняют. Так, США в во-енном бюджете на 2004 год запланировали льготные займы для массовых закупок странами СНГ американского военного оборудования и вооружения, а также для получения оборонных услуг и профессионального военного обу-чения на сумму 36,4 млн. долл. Несмотря на имеющиеся договоренности, теснит Россию в оружейном бизнесе и Украина. И именно там, где выгода России очевидна.
Скажем, с одним из самых платежеспособных государств Содружества - Туркменией баланс Москвы по ору-жейному бизнесу почти нулевой. Хотя еще летом 2001 года первый заместитель генерального директора госкомпа-нии "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов и президент Туркмении Сапармурат Ниязов при посредничестве междуна-родной энергетической корпорации "ИТЕРА" договорились о поставках оружия в обмен на газ. Тем не менее турк-менский газ Россия, как известно, покупает. А поставки оружия осуществляет Украина. Только в 2002 году она от этого выручила не менее 50 млн. долл. Как известно, Украина модернизировала туркменские войска ПВО, постави-ла для ВМС Туркмении 10 патрульных катеров типа "Калкан" (длина судна 10 метров, вооружение - крупнокали-берный пулемет и переносные средства ПВО типа "Стрела"), также ожидается прибытие более мощных военных катеров типа "Гриф" (длина 24 метра, могут иметь несколько крупнокалиберных пулеметов, 30-миллиметровые ав-томатические скорострельные пушки, а также легкие торпеды). К тому же Украина организует обучение туркмен-ских военнослужащих и т.п. Заметим, что все эти услуги, согласно предварительным договоренностям, должна была делать Россия. Но Туркменбаши выбрал почему-то другую страну. Почему - гадать не приходится.
В последнее время в соревновании с Москвой за рынки вооружений Киев почему-то всегда одерживает победы, поскольку продает оружие практически по демпинговым ценам. В случае же с Туркменией вооружение поставляет-ся в обмен на газ. Заметим, что этот газ идет по трубам через Россию. И при желании Москва бы могла надавить на Киев и Ашхабад, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Но это не было сделано. Хотя ситуация для Москвы не столь проигрышная. В отличие от Украины Россия имеет больший потенциал для развития ВТС с Туркменией. Скажем, только в России производятся современные зенитно-ракетные комплексы ПВО С-300, которых нет на воо-ружении туркменской армии. Четыре полка ПВО страны оснащены устаревшими системами ПВО С-60, С-75 и С-200, и, как бы Украина их ни модернизировала, эти комплексы не во всем соответствуют требованиям современного боя. Это во-первых. А во-вторых, для поддержания навыков даже с устаревших ЗРК ПВО надо периодически делать боевые пуски. Это возможно только на российском полигоне "Ашулук". То же самое касается военных самолетов и судов: на постсоветском пространстве модернизировать авиацию в соответствии с современными требованиями 4-го поколения может только Россия. Катера в Туркмению поставляются малотоннажные по суше. Россия запрещает проход каких-либо военных иностранных судов из Черного моря на Каспий, тем самым сдерживая начатую здесь гонку вооружений. Хотя сама может собирать и спускать на воду и транспортировать по Волге военные крейсеры и корветы, которые могут быть собраны на стапелях судостроительных заводов в Нижнем Новгороде и Казани.
Военные источники сообщают, что после недавнего совещания в Кремле по ВТС принято решение, что подго-товкой контрактов на подобные возможные сделки с Туркменией будет заниматься "Рособоронэкспорт". Хотя здесь обращает на себя внимание такое обстоятельство: ни в Москве, ни в Киеве, ни в других странах, в том числе и США (Вашингтон планирует потратить в 2004 году на модернизацию туркменской армии 450 тыс. долл.), никто не озабо-чен тем, что в Туркмении нарушаются права человека. А между тем 27 октября на параде в честь Дня независимости в Ашхабаде были представлены купленные у Киева скандально известные украинские станции пассивного обнару-жения целей "Кольчуга". Санкции против Ашхабада, который в свое время поддерживал режим талибов в Афгани-стане (по утверждению туркменской оппозиции, движение "Талибан" должно Ашхабаду 200 млн. долл. за оружие, которое им поставил Туркменбаши) и резко осудил действия США в войне с Ираком, никто вводить не собирается. Более того, развитием военных отношений с туркменской армией озаботилось и руководство НАТО, которое сейчас составляет план военного сотрудничества с Ашхабадом на 2004-2005 годы. Ниязов не теряется и сотрудничает со всеми. Он принимает военные подарки не только от американцев и Североатлантического альянса (на вооружении ВС Туркмении стоят два катера "Мериден" длиной 25 метров, переданных в дар США), но и от своего южного сосе-да - Ирана. В октябре по распоряжению министра обороны Ирана Али Шахмани в долгосрочную аренду на сверхль-готных условиях Туркмении переданы семь катеров береговой охраны и один эсминец.
Существует мнение, что Иран это сделал, чтобы усилить позиции Ашхабада в споре с Баку за каспийские место-рождения нефти и отпугнуть западных инвесторов. Таким образом, режим Туркменбаши наращивает свой "военный мускул". Хотя он у него и так самый мощный в Центрально-Азиатском регионе. По официальным данным, после распада СССР в Туркмении осталось более 300 боевых самолетов (в их числе 24 МИГа-29, 46 Су-25, 172 МИГа-23), около 600 танков Т-72, 1500 боевых машин (БТР и БМП, из которых более половины современных моделей). Зачем Ашхабаду столько оружия - непонятно. Хотя международное сообщество не ставило вопрос об его уничтожении. Более того, ведущие страны мира, в том числе и Россия, заинтересованы в военно-техническом сотрудничестве с режимом Туркменбаши. Не появится ли в результате этих усилий второй Саддам Хусейн?
++++++++++++
ТЕНДЕНЦИИ
"КОЛЬЧУГА" ДЛЯ САПАРМУРАТА НИЯЗОВА
ТУРКМЕНИСТАН СТАНОВИТСЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ УКРАИНЫ В СФЕРЕ ВТС
Туркменистан принадлежит к числу тех немногих государств на постсоветском пространстве, которые достаточно настороженно относятся к развитию военно-технического сотрудничества с Россией, несмотря на договоренность о поставках российского оружия, достигнутую во время встречи президента Сапармурата Ниязова (на снимке) с первым заместителем генерального директора ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергеем Чемезовым.
Эксперты связывают сдержанность Туркменистана с рядом объективных причин. Во-первых, у Ашхабада и Москвы разные позиции относительно раздела ресурсов Каспийского моря. Во-вторых, Туркменистан намеренно диверсифицирует источники получения оружия и услуг военного назначения, чтобы избежать зависимости от поставщиков критической продукции. В-третьих, в конце прошлого года Туркменбаши назвал имена подозреваемых в покушении на него экстремистов, и при этом выяснилось, что некоторые из них находятся в России. Было и другое крупное "туркменское" дело - о хищении миллионов долларов из Центробанка Туркменистана. Все это несколько подпортило двусторонние отношения между Ашхабадом и Москвой. Вследствие этих факторов у Украины появилась новая ниша для сбыта ВВТ.
27 октября Ашхабад отметил национальный праздник - День независимости. В этом году он имел особое значение для Украины: Туркменистан превратился в одного из наиболее важных партнеров Киева в сфере ВТС. Более того, с точки зрения наращивания военных мускулов вряд ли на сегодняшний день какое-либо еще государство-партнер Туркменистана внесло столь же весомый вклад в обеспечение его независимости, как Украина. На параде, посвященном Дню независимости Туркменистана, неожиданно для многих наблюдателей был продемонстрирован знаменитый комплекс пассивной радиоэлектронной разведки "Кольчуга".
Две такие станции "Укроборонсервис" (дочерняя фирма госкомпании "Укрспецэкспорт") поставил туркменской стороне накануне праздника. Одна из них была развернута прямо в ходе парада в Ашхабаде.
Поставки продукции военного назначения в Туркменистан начались не вдруг. Еще в 2000 г. эксперты отмечали значительное расширение военно-технического сотрудничества Украины с этим государством в рамках заключенного в 1996 г. специального соглашения. ГК "Укрспецэкспорт" и ее дочернее предприятие "Укроборонсервис" выполнили ряд контрактов, по результатам которых в 2000 г. заместитель главы правительства и министр обороны Туркменистана Батыр Сарджаев даже прислал благодарственное письмо в Киев. Согласно заявлению тогдашнего руководителя "Укрспецэкспорта" Валерия Малева с помощью украинских специалистов, предприятий и институтов была фактически восстановлена система противовоздушной обороны Туркменистана, выполнялся ряд работ по отдельным системам ПВО, начался ремонт туркменских самолетов с использованием украинских производственных мощностей.
Среди наиболее весомых контрактов - капитальный ремонт истребителей МиГ-29 туркменских ВВС. По экспертным оценкам, стоимость работ по одному самолету составила не менее 3 млн. долл. Еще одним важным направлением ВТС двух государств являются поставки Ашхабаду партии патрульных катеров, производимых ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море". На сегодняшний день поставлено уже четыре катера "Калкан-М", ведутся переговоры относительно постройки еще семи. Первый из "Калканов" прибыл на Каспий в мае 2002 г., на церемонии его принятия присутствовал президент Сапармурат Ниязов. Как ожидается, Ашхабад также закупит строящуюся на ФСК "Море" модернизированную версию катера "Гриф-Т" (экспортное наименование "Кондор"). Корни военно-морского сотрудничества тянутся к маю 2001 г., когда в ходе визита Ниязова на Украину и его пребывания в Одессе было принято решение о строительстве для пограничных сил Туркмении боевых патрульных катеров. Предварительный заказ Феодосийской судостроительной компании "Море" должен составить десять 40-тонных "Грифов" (или его версии "Кондор") и десять 8-тонных "Калканов". Кроме того, Ашхабад получал партии украинского стрелкового оружия.
При осуществлении ВТС с Ашхабадом отработаны довольно эффективные схемы, в рамках которых Киеву за отгруженные оружие и военную технику поставляется туркменский газ. На сегодняшний день уже две дочерние компании "Укрспецэкспорта" - "Укроборонсервис" и "Прогресс" - работают на рынке Туркменистана.
Весьма показательно, что по результатам 2001 г. Туркменистан вышел на второе после России место по объемам ВТС с Украиной.
Безусловно, такое военно-техническое сотрудничество не является самоцелью. "Отношения Украины с Туркменистаном имеют огромное значение для украинской экономики", - заявил Леонид Кучма в ходе одного из своих официальных визитов в эту страну. Причем он подчеркнул, что благодаря подписанным соглашениям с Ашхабадом Киев имеет альтернативные источники газа. "Мы забыли эту проблему в Украине" (недостаток газа. - Прим. автора), - сказал президент.
Именно ВТС с Туркменистаном проложило дорогу совместным многомиллионным инвестиционным программам. Сегодня дан старт уже 26 крупным проектам, в которых принимают участие украинские компании. "Украинская сторона и дальше готова развивать военное, экономическое, научное и культурное сотрудничество с Туркменистаном", - сказал Леонид Кучма.
В свою очередь Сапармурат Ниязов неоднократно подчеркивал, что "Туркменистан в лице Украины имеет надежный рынок". В прошлом году между двумя странами было подписано соглашение о поставках 250 млрд. кубометров газа в течение пяти лет. О высоких возможностях Киева на туркменском рынке свидетельствует статистика. К примеру, наибольшие импортные поступления на Украину в 2001 г., по данным Госкомстата республики, осуществлялись из Российской Федерации - 37,4% и Туркменистана - 10,4%. Кроме того, за постсоветское время на встречах министров обороны стран СНГ именно представители Туркменистана подписали наименьшее количество предлагавшихся для рассмотрения документов - только 7%. Такое обособленное положение Ашхабада дает возможность украинским спецэкспортерам связывать с Туркменистаном определенные надежды.
Отметим, что Туркменистан намеревается расширять ВТС и с рядом других государств. Эксперты считают, что много новых возможностей Ашхабад может получить благодаря поддержке позиции США по иракской проблеме. Кроме того, не так давно начальник турецкого генштаба Хусейн Киврикоглу подписал с президентом Ниязовым соглашение о военном сотрудничестве. Турецкий генерал также подписал с министром обороны Туркменистана соглашение о бесплатной передаче военного снаряжения и протокол о финансовой помощи, однако детали этих двух документов не разглашаются. Вдобавок Киврикоглу заявил о готовности турецкой армии поделиться своими знаниями и опытом с туркменскими военными и помочь туркменскому оборонному сектору.
Еще одним источником поставок Ашхабаду продукции и услуг специального назначения может стать Грузия. На ООО "Тбилавиамшени" ("Тбилавиастрой") уже начались работы по ремонту и модернизации туркменских военных самолетов.
Между тем украинские спецэкспортеры не боятся за свое место на туркменском рынке - они считают, что заложенный в течение нескольких лет фундамент сотрудничества между Киевом и Ашхабадом позволяет говорить о реализации долгосрочных военно-технических проектов.
Валентин Владимирович Бадрак
директор Центра исследований армии,
конверсии и разоружения
Киев
+++++++++