От Агент
К All
Дата 04.11.2003 22:01:19
Рубрики 11-19 век;

Иван Грозный - повелитель Вселенной!

Только что вышла книга Анны Хорошкевич "Россия в системе международных отношений середины 16 века".

Автор уважаемый профисторик, работала вместе с Зиминым. Большой видимо знаток эпохи.

Тем большее удивление вызывают тезисы, которая она выдвигает в своей безусловно интересной работе. А они таковы:

1. Ливонская война была вызвана агрессивными устремлениями русской элиты и лично царя Ивана Грозного.

2. Агрессивность русских обьясняется доктриной "Москва - Третий Рим".

3. Царь Иван Грозный верил в эту доктрину и хотел "овладеть Вселенной" (!!!)

4. Кроме того, тогдашние религиозные представления русских предписывали царю, повелителю православного мира вести непрерывную борьбу с ересью как внутри России так и за ее пределами. Если я правильно понял эту мысль, Хорошкевич считает, что Ливонская война это своего рода православный джихад...

5. Огромное негативное влияние на внешнюю политику России сыграло присоединение татарских ханств в Поволжье. Туземная верхушка этих государств привыкла добывать себе средства к существованию путем грабительских набегов на соседние государства и с присоединением к России ничего не изменилось. Но Россия сама под влиянием этой татарской верхушки превратилась в такое же хищническое государство и начало войну в Ливонии с единственной целью, чтобы было кого грабить и уводить в полон местное население.

Никаких, однако, доказательств этим сенсационным утверждениям не приводится. А жаль...


От Deli2
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 05.11.2003 13:58:43

Re: тезисы

> 1. Ливонская война была вызвана агрессивными устремлениями русской элиты и лично царя Ивана Грозного.

Нормальный тезис, война была необдуманным внешнеполитическим шагом Ивана и вызванна она была не желанием освободить "порабощенные народы Прибалтики", а именно "агрессивными устремлениями" завладеть балтийскими портами и т.д.

> 2. Агрессивность русских обьясняется доктриной "Москва - Третий Рим".

Т.е. курс на создание империи, о специфике этой доктрины Хорошкевич пишет не первая. Оболенский подчеркивал её "государственность" и замкнутость по сравнению с Константинопольской вселенскй духовной доктриной.

> 3. Царь Иван Грозный верил в эту доктрину и хотел "овладеть Вселенной" (!!!)

Из идеи духовной-религиозной она переделанна в государственно-имперскую.

> 4. Кроме того, тогдашние религиозные представления русских предписывали царю, повелителю православного мира вести непрерывную борьбу с ересью как внутри России так и за ее пределами. Если я правильно понял эту мысль, Хорошкевич считает, что Ливонская война это своего рода православный джихад...

Это не так просто, надо почитать написанное или поспрашать лучше сведующих в религиозных делах. Однако разного рода ереси в Византийской империи были делом обычным. Как это трансформировалось в Московии надо почитать трактовку автора.

> 5. Огромное негативное влияние на внешнюю политику России сыграло присоединение татарских ханств в Поволжье. Туземная верхушка этих государств привыкла добывать себе средства к существованию путем грабительских набегов на соседние государства и с присоединением к России ничего не изменилось. Но Россия сама под влиянием этой татарской верхушки превратилась в такое же хищническое государство и начало войну в Ливонии с единственной целью, чтобы было кого грабить и уводить в полон местное население.

Дополнительный мотив к 1. и 2. пунктам.
Безусловно, факт присоединения ханств имел влияние на характер внутреполитических отношений. Возможно, это влияние не всегда было положительным с точки зрения мотивации внешнеполитических решений. Очевидно, что элемент агресивности в монголо-татарских государствах занимал не последнее место на всём протяжении их существования.

> Никаких, однако, доказательств этим сенсационным утверждениям не приводится. А жаль...

Невероятно, не тот автор, чтоб нести ерунду.

С уважением,
http://memorandum.tinklapis.lt

От Черный мессер
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 05.11.2003 02:43:46

Да, и рентген тоже он изобрел...

... и к французам есть претензии по поводу некоторых патентов.

ГЫ! :-)))

ЧМ

От Агент
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 04.11.2003 23:45:21

Цитаты из книги Хорошкевич

"Для государя России середины 16 в. мог быть более весомым "субьективный" фактор - стремление обладать "всею вселенною", гипертрофированное желание утвердить себя в качестве истинного и законного преемника Пруса. Кроме того, достаточно уверенно в литературе того времени звучит тема России как последнего православного царства и его главы как наследника православного императора. Даже если доктрина "Москва -Третий Рим" не стала политическим обоснованием нападению на Ливонию и вообше внешних акций Российского государства, то она, как и "Сказание о князьях владимирских" создавала базу для развития и поддержания идеи о божественном происхождении и назначении главы Российского царства. Одна из функций его - поддержание истинного христианства, а посему ему надлежало вести борьбу с ересями как в пределах России так и вне ее. Эта сторона деятельности царя отчетливо осознавалась сторонними наблюдателями. В аннонимном письме из Вильнюса от 6 января 1561 г. читаем, что "этот Московит (т.е. царь) предан своей религии...", что он проводит политику обращения в православие ливонцев, часть которых исповедует лютеранство, часть католичество, что так же он поступил с пленным "императором татар, которого он перекрестил в православие и привел к своей вере".

Быд еще один обьективный фактор, способствовавший эскалации войны Россией - присоединение двух ханств - Казанского и Астраханского и подчинение одной орды - Ногайской. Большая часть населения этих гоударственных образований привыкла добывать пропитание и одежду путем грабежа и захвата. Перестройка хозяйств новообретенных земель разумеется не произошла. Вхождение их в состав Российского царства поставило перед его главой задачу обеспечения знатной верхушки покоренных ханств средствами существования. Иной альтернативы кроме войны в то время у России не было. Далеко не все понимали и принимали это, пытаясь содействовать развитию экономических связей."

Стр. 204, А.Л. Хорошкевич "Россия в системе международных отношений середины 16 века" Москва, издательство
"Древлехранилище" 2003.


От Агент
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 04.11.2003 23:18:39

Реферат по книге Хорошкевич

--
Наши рефераты:

Тайны внешней политики Ивана Грозного

Одной правды не бывает, этому нас учит история. Например, историк В.Д.Назаров утверждает, что реформы Ивана Грозного — это целый ряд хорошо продуманных шагов правительства, стремившегося вывести страну из кризисного состояния.

А вот известный историк А.Л.Хорошкевич считает, что Россия с середины ХVI века кризиса вообще не переживала. Просто необходимо было решить некоторые национальные задачи, лежавшие вне сферы внутренних политических и социальных отношений, но оказавшие тем не менее воздействие на внутреннее развитие страны. Ни о какой предварительной выработке комплекса мер по преодолению кризисного состояния и речи быть не может, пишет Хорошкевич.

В исследовании Хорошкевич Иван Грозный предстает перед нами в жалком виде. На протяжении доброй половины его царствования властолюбивые бояре, поднимавшие даже мятеж против царя, не давали Ивану IV почувствовать себя хозяином в собственной стране и утвердить свой авторитет за ее пределами. Тут уж любой введет опричнину. Грозный еще долго терпел — таково мнение Хорошкевич.

С детства Ивана IV мучила мысль о слишком большой роли Боярской думы, сильно его ограничивавшей. К тому же ему очень хотелось добиться признания своего авторитета западным соседом — великим князем литовским и королем польским Сигизмундом II Августом. Он предлагал начать войну с Литовским княжеством. Но Боярская дума была категорически против, и Ивану Грозному пришлось смириться. Более того, в Судебнике 1550 года зафиксировано, что отныне все новые установления должны были принимать «з государства докладу и со всех бояр приговору». Это было оскорблением для царя. Понятно, что это — попытка понять психологию человека, нареченного Грозным, психологию человека, по мнению многих исследователей, историков и психиатров, нездорового. Хорошкевич пытается понять его поведение не с позиций и оценок сегодняшнего дня, а с позиции того времени, тех установлений. А средневековые установления сплошь и рядом демонстрировали авторитарность и деспотизм как норму, а не аномалию.

Вскоре Иван Грозный начал самое длительное свое военное предприятие — Ливонскую войну. Не только идея расширения русской территории за счет хорошо освоенных ливонских земель, не только представление о наследственных правах на эти земли русского государя (который, по-видимому, искренне верил идеологическому изобретению времен Василия III о происхождении русской православной династии от римских императоров, один из которых владел Прибалтикой), но и стремление добиться признания нового титула — царь — все это и послужило стимулом для начала этой войны. Боярство возмущалось, военные действия были неудачны. Для продолжения столь непопулярной войны нужны были экстренные и чрезвычайные меры. Тут-то Иван IV и вводит опричнину.

Вот и получается, что реформы 50-х годов и «великая опричная реформа» были производными или органически связанными с внешнеполитическими задачами.

Анна Минаева

http://www.znanie-sila.ru/online/issue_57.html
--


Ну что ж, вполне логично для сайта резунистов заняться пропагандированием идейно близкого автора :-)))



От Александр Жмодиков
К Агент (04.11.2003 23:18:39)
Дата 05.11.2003 12:11:47

Re: Реферат по...

Забросьте это на исторический форум:

http://by.ru/serv/book/view?book=historiae2

Есть подозрение, что автор - несерьезный историк.

От Роман Храпачевский
К Александр Жмодиков (05.11.2003 12:11:47)
Дата 05.11.2003 12:25:20

Re: Реферат по...

>Забросьте это на исторический форум:

Я уже забросил.

>Есть подозрение, что автор - несерьезный историк.

Вы не правы - Хорошкевич признанный историк. Правда она больше специализировалась на теме отношений Руси с ВКЛ. Но период 15-16 вв. - это ее тема.

http://rutenica.narod.ru/

От Александр Жмодиков
К Роман Храпачевский (05.11.2003 12:25:20)
Дата 05.11.2003 16:34:48

Re: Реферат по...

>Вы не правы - Хорошкевич признанный историк. Правда она больше специализировалась на теме отношений Руси с ВКЛ. Но период 15-16 вв. - это ее тема.

Значит, ее понесло. Сейчас это нередко случается даже с хорошими историками. Писать можно все что захочешь, хочется сказать что-нибудь новенькое, оригинальное.

От Роман Храпачевский
К Александр Жмодиков (05.11.2003 16:34:48)
Дата 05.11.2003 17:57:44

Re: Реферат по...


>Значит, ее понесло. Сейчас это нередко случается даже с хорошими историками. Писать можно все что захочешь, хочется сказать что-нибудь новенькое, оригинальное.

Возможно и так, но я бы сначала прочел ее - пересказ не может этого заменить, надо посмотреть ее аргументацию во всей ее системе.

http://rutenica.narod.ru/

От Kazak
К Агент (04.11.2003 23:18:39)
Дата 05.11.2003 00:32:38

Удивленно хлопая глазами

>римских императоров, один из которых владел Прибалтикой
Ето кто из римских императоров владел Прибалтикои??? Или они что имеют ввиду?

От Deli2
К Kazak (05.11.2003 00:32:38)
Дата 05.11.2003 11:07:47

легенда о происхождении

>>римских императоров, один из которых владел Прибалтикой
>Ето кто из римских императоров владел Прибалтикои??? Или они что имеют ввиду?

Была такая легенда о происхождении литовских князей:

ХРОНИКА ЛИТОВСКАЯ И ЖМОЙТСКАЯ. Хроніка Литовська й Жмойтська. Том 32.
http://litopys.org.ua/psrl3235/lytov02.htm
"Указалисмы тут уже достатечне и доводне, в котрых краинах свЂта сынове Ноевы и потомкове его осЂли, вывелисмо теж певную енелогию народов розмаитых, початки и розмноженя их, тут уже o литовском славном и жомойтским народЂ, откол бы певныя и достатечныя 3 початки и розмноженя их было А, за помочю 4 божею речь нашу почнем. 5 ЛЂтописцы литовские нЂкоторые 6 так провадят речь o пристю Палемоновом зе Влох до Жомонди7 и до Литвы. Сталося втЂлене сына божия през духа святаго c пречистой девы Марии от початку свЂта 5508 лЂта. A оного часу было панство Римское под цесаром 8 Августом Б, котрий Римом и всЂм свЂтом пановал, яко написано есть, иж за часу Августа цесара 9 сын божий втЂлился, a за часу Кира ББ, второго 9А цесара 10 по АвгустЂ, распят бысть для спасения 10А нашего, и воскрес В, и вознесеся на небо, отколь мает приити судити живых и мертвых. А по смерти Кировой был Гайя Г 11 цесаром12, а по Гайи Д 13 Клавдий Е 13А, a по Клавдию 13Б сын его Нерон; так был окрутный Ж, же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити 14 и килкокрот казал мЂсто Рим запалити не для чого ЖЖ иншого, тылко, абы ся на огонь смотрЂл и тЂшил. Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь 15 и здоровя своего безпечен. И так многие, покидавши маетности свои, утЂкали до инших панств, шукаючи покою. B той час одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и поддаными 16, зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот З от 17 шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы И 18 посЂлитися 19 и мешкати в покою Й. A межи тою шляхтою были четыри 20 домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце К Спримнус, Корсинус и Улиянус Л, и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору 20А ходячи, пришли в Межиземское море М и дошли \л.451об.\ реки Кисага, a тою рекою 20Б в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое) Н, a морем Окияном 20 В вышли до устя реки в Корлянского моря 21, где Немен рЂка НН 22 в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела О, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское 23 або Немново, a то для того зовется Н, ижь Немен в тое море Курляндское 24 впадает дванатцетма 25 мЂсци Р 26, a кождое 26А называют 2БАА своим прозвизском 26Б, межи которыми называют едно усте Гексия С 27. Оны пошли ку горЂ против воды..."

С уважением, http://memorandum.tinklapis.lt

От Deli2
К Deli2 (05.11.2003 11:07:47)
Дата 05.11.2003 11:21:48

Re: легенда о...

За кроиники Великаго княжества Литовского и Жомоитскаго

Зачалося есть от воплощениа сына божия от духа святаго из благословеныя дЂвицы от начала сотворения свЂта лЂта пятьтысящнаго пятьсотнаго 26-го. Одного часу панство Римское было под цысарем Августом, которыи же не толко одному \л.12об.\ Риму, но и всему свЂту пановал. Яко ж выше писано, часу цесарства Августова сын божии воплотился, a часу Тивирия цесаря, втораго по Августе, на крестЂ волную муку принял для избавления и откупения рода человЂческаго. За которого ж Тивирия вси речи и пророчества пополнивши, по востании из мертвых вознесеся на небо и сЂл одесную бога отца, отколя же дня суднаго имать приити судити живым и мертвым и воздати комуждо по дЂлом его. И по смерти Тивирия царя был цесарем Гаиос, а по ГаиосЂ Клавдеи, а по КлавдЂи царствовал сын \л.13.\ его Нерон, которыи ж Нерон был пан окрутныи a неуставичныи, властную матерь свою и доктора своего навыщшего Сенику без кождое причины к смерти приправил, и неколко крат мЂсто Римское казал запалити, a не для иншого, толко для того, иже бы ся тому дивовал, a потелу А мел. И княжатом, и паном рымским, и шляхте, и всему посполству кривды и втиски великии чинил, для чого ж всякии подданыи его, для великого окрутинства и неуставичности его, не был нихто пЂвен a ни безпечон не толко именеи або скарбов, але и здоровя своего. A так \л.13об.\ многии, отпускаючи имЂня и скарбы свои, утекали до размаитых земель, наслЂдуючи справедливого покою.

ГдЂ ж одно княже римское именем Палемон, которыи же был цесарю Нерону кровныи, забрался з женою и з детми своими, и поддаными своими, и скарбы своими, c которым же княжатем пятьсот шляхты, также з женами и з дЂтми и многими силами. И вземши c собою одного остронома, и пошли в кораблех морем по заходу слонца, хотячи собЂ наити на земли мЂстцо слушное, гдЂ бы ся имЂли поселить a мешкати c покоем. \л.14.\ A c тыми шляхты были четыре рожаи, наивышшии имены имЂли: c Китаврус Давепрункг, a c Колюмнув Прешпор, a з Русин Иульянус, a з Рож Ектор. A так оныи немалыи час по морю ходячи, пришли Межиземскаго моря и дошли до реки до Шумы, тою рекою Шумою в море окиян и морем окияном дошли до устия, гдЂрека Немон упадывает в море окиян. Потом пошли рекою Немном вверх, аже море, зовомое Малое, которое называется море Немновое, a c тое причины етое морЂ Немновое называется, иж в то море Немон впадает \л.14об.\ дванадесятма устьи, a кождое зовется особным именем, межи которыми дванатцетма устьи одно зовется устье именем Скилия. И пошли тым устьем вверх, и дошли цЂлаго Немна, гдЂ ужо он сам весь в одном мЂстцы то Б есть Б, и верх Немна дошли до реки Дубисы, гдЂ ж вшедши в тую реку Дубису, и над нею нашли горы высокии, и на оных горах ровнины великии, дубровы роскошныи и розмаитыи офитости наполнено, звЂреи розного рожаю, то кть В, напервеи туров, зубрев, лосеи, оленеи, серн, рысеи, куниц, лисиц, бЂлок, горностаев и иных \л.15.\ розмаитых рожаев. И тут же в реках великои офитости рыб непосполитых, иже не толко тыи рыбы, которыи ся в тых реках плодят, але множество рыб розмаитых и дивных приходят из моря за тою причиною, иж недалеко устье Немновое, гдЂ Немон в море впадывает. Над которыми ж рЂками, над Дубисою и над Немном, и над Юрою, там ся поселили и почали розмноживати, и оное мешканье над тыми рЂками велми им сподобалося, и назвали тую землю Жомоитыю.







А Так в рукописи; в P потеху Б—Б в к течеть весь В Так в рукописи; в P ест
















О княжати Палемоне и o трех сынЂх его \л.15об.\




Князь Палемон уродил трех сынов: старшии Борк, 2-и Кунас, 3-и Истра. СтарЂишии же сын, Борк, учинил город на рецЂ Юре, и зложено имя того княжати поспол c рекою, иже имя рецЂ Юря, a княжати Борк, и назвал тот замок Юрборк. A середнии сын, Кунас, пришод на усть реки Невяжи, гдЂ она впадывает в Немон, и тут учинил город и назвал его именем своим Куносов город. A третеи сын, Спера, пошол далеи в пущу ко всходу солнца и, перешодши реку Невяжу и реку Светую и третюю рЂку Ширвинту, нашол озеро, луками и c розмаитым древом укра\л.16.\шено, гдЂ ж возлюбивши, и над тым озером поселился, и то озеро именем своим назвал, Спера. И пановал много лЂт и был ласков подданым своим и потом умер бес плоду. И подданыи его, милуючи ВВ его, и подлЂ рымскаго обычая учинили болвана и назвали Спера, на память его. И потом оныи люди, мешкаючи около его, и почали ему оферы чинити и за бога его имЂти. Потом, коли тот болван сказился, и они то озеро и мЂсто ховали, и мЂли за бога. И по нем межи собото господаря не имЂли и мешкали без пана.










О княжати Борку и o брате его КуносЂ \л.16об.\




По малых часЂх умре брат его, которыи мешкал на Юрборку, не имЂючи дЂтеи, и брат его Кунос возмет и тую часть брата своего Борка и город Юрборк, и в тои части его будет пановати. И онои княжа Кунос имЂл двух сынов, одного Кернуса, a другаго Кгинбутья. И пануючи ему в земли Жомоитскои, почал ся множити и разширяти и выходити на реку Велию, в землю Завелскую. И прошедши рЂку Светую. вышел и нашел мЂстцо велми хорошо, и сподобалося ему то мЂстцо велми, и он там поселил сына своего Кернуса, и назвалося то мЂстцо по Керну\л.17.\се Керново, a потом Кунос умре. И по нем почнет сын его Кернус пановати на всеи земли Завелскои по границу Латыгонъскую и по Завелскии Браславль, аже по реку Двину. A брат его Кгинбут на Юрборку и на Куносове, и на всеи земли Жомоитскои. A в тот час, гдЂ Кернус пановал на Завелскои сторонЂ, людие тыи его, што за Велею осЂли, игрывали на трубах дубасных, и прозвал тот Кернус берег своим языком власным, по-латыне, литус, гдЂ ся люди его множат, a трубы, што на них играют, туба. И дал имя тым людем своим \л.17об.\ языком по-латыне, сложивше берег c тробою Г: Литусба. И простыи люди не велели Д звати по-латыне и почали звати просто Литвою, и от того часу почалося звати панство Литовское и множити от Жомоити. Князь великии Кернус пановал на ЛитвЂ, a князь Кгинбут на Жомоити, и не малыи час пановали межи собою во упокои. И князь Керънус не имЂл сынов, толко одну дочку, именем Паяту. И будучи он в старости своеи и не хотячи панства своего от дочки своее отдалити, и принял до нее и зятем своим собЂ учинил c Китавруса именем \л.18.\ своим Кгируса, сына Довспрунскова з Дявилтова, и сам умре. а по кем начне княжити на земли Литовскои тот зять его c Китаврус Кгирус. A Кгинбут, пануючи на Жомоити, и умре, a сына своего Монтвила остави на княжест†Жомоитском. И Монътвил много лЂт княжил на Жомоити, и мЂл двух сынов, одного Немоноса, a другого Скирмонта.







ВВ Первоначально минуючие; исправлено киноварью Г Так в рукописи Д Так в рукописи; в P вмели
















О княжати Монтвиле, Кгинбутове сынЂ




И часу панованя Монтвилова повстал царь Батыи и пошол на Рускую землю, и всю землю Рускую повоевал, и князеи руских многих постинал, a иньших \л.18об.\ в полон повел, и столец всее Руское земли и город Киев зжог и пуст учинил. A князь великии киевскии Дмитреи, боячися великои силы и моцы его, збЂг c Киева в город Чернигов, и потом довЂдался, што город Киев созжен и вся земля Руская спустошона, и слышал, иж мужики мешкают без господаря a зовухсядручане. И он, собравшися c людми, и пошол ко Друцку, и землю Друцкую посЂл, и город Друческ зарубил, и назвался великим князем друцким. A в тот час довЂдался великии князь Мондвил жомоитскои, иже Руская земля спустошона \л.19.\ и князи рускии розогнаны и он, давши воиска сыну своему Ердивилу, и послал c ним панов своих радных, напервеи c Колюмнов Кгрумня, a другаго со Урсинов именем Лишкис, a третьего з Рож именем Игровжис. И зашли за реку Белю, и потом перешли реку Немон и нашли в четырех милех от реки Немна гору красну, и сподобалося им, и учинили на неи город и назвали его Новъгородок. И учинил собЂ в нем князь великии столец, и назвался великим князем новгородцким. И пошодши из Новагородка, зарубил город Городен, и потом пошол до Берестья и нашол Берестеи и Дорогичин, \л.19об.\ и Мелник от Батыя опустошены и покажены, a он тыи городы зарубил и почал на них княжити. И потом умре князь великии Монтвил жомоитскии, и по нем сЂл на Великом княжест†Жомоитъском Вининт. A другии вышереченыи его сын, Ердивил, имет княжити на Новегородце и на тых вышеречены городцех, и подавал паном своим, которыи c ним вышли, островы и пущи: Кунпю дал остров около реки Ошмены, которое нынЂ зовется Ошмена, и все прилежаное к Ошмене, што на нем князи и панове в повЂте Ошменъском держат. A Ечькшеви дал остров, \л.20.\ которыи по нем назван есть Еишишки, и все прилежаное к повЂту Еишишскому. A Кгровжу дал остров, которыи его именем назван есть Кгровжишки, и весь повЂт Кгровжишскои. И c Кумпя народился Кгаштол, a из Еикша народился Довоина, a из Кгровжа народился Монвид. И возвратимся вспять. Тут Довоина.










О князи Викенте и o князи Ердивиле




Пануючи великому князю Викенту в Жомоитскои земли, a Ердивилу в НовЂгородцы и в тых вышереченых городех, и затым умре князь великии \л.20об.\ Викент, и по нем начнет ннжити Е Живинбуи, князь литовскии, обЂма тыми княжени, Литвою и Жомоитю, a Ердивил на НовЂгородцы и на всЂх тЂх вышереченых городех руских. И много лЂт княживши Ердивил на тых городЂх и умре, и по нем начнет княжити сын его Минкгаило.










О князи великом Минкгаиле




По смерти отца своего князь великии Минкгаило, собравши воиско свое, и поиде на город Полотск, ино мужи полочане, которыи вечом исправовалися, как Великии Новъгород и Псков. И напервеи пришли к городу их реченому Городец, \л.21.\ и мужи полочане, ополчившися полки своими, и стрЂтили их под Городцом. И велик бои и сЂчю межю собою учинили, и поможе бог великому князю Минкгаилу, и побил мужеи полочан наголову, и город их созже, реченныи Городец, и град Полческ возмет, и остал великим князем полотцким. И будучи ему великим князем новгородцким и полоцким, и пановал много лЂт и умре. И оставил по собЂ двух сынов, одного Скирмонта, a другаго Кгинвила, и Скирмонт почне княжити на НовЂгородцы, a Кгинвил на Полотцку. И поимет Кгинвил дочку y ве\л.21об.\ликаго князя тверскаго y Бориса именем Марию, для которое же окресхился в рускую вЂру, и дали ему имя Борис. И тот Кгинвил, рекомыи Борис, учинил город на имя свое на рецЂ Березыни и назвал его Борисов. И будучи ему русином, был велми набожен и учинил церковь каменную в Полоцку святую СофЂю, другую святого Спаса, дЂвич монастырь вверх реки Полоты от города в полумили, третию церковь, монастыр на Белчицы святаго Бориса и ГлЂба. И пануючи ему Ж в Полоцку был ласкав на подданых своих и дал им, подданым своим, волность вечом имЂти \л.22.\ и в звон звонити, и по тому се справовати, как в Великом НовЂгородЂ и во ПсковЂ. И што князь Борис c тою женою имЂл сына Ротволода, названого Василем. И по нем начне княжити сын его Василеи в Полоцку, a сам умре. И князь Василеи, княжачи на Полацку, имЂл сына ГлЂба a дочку Парасковю. И тая дочка Парасковия обецалася девичьство свое захавати в цЂлости до живота своего и постриглася в черницы у святаго Спаса в монастыри над Полотою, и мешкала там 7 лЂт, богу служачи и книги пишучи на церковь. A потом забралася до Рыма, и в Рыме мешка\л.22об.\ючи, богу служила пилне. И мешкая колко лЂт, и освятилася,чкоторую называют святая Прексыдыс, a по-руски Парасковия, которои же в РимЂ и костел збудован на имя ее святое, и там же ее и положили. A брат ее, князь ГлЂб полотцкии, в молодых лЂтех своих, княживши в Полотцку немного лЂт, и умре, и положен бысть y святои СофЂи в Полоцку со отцом своим в одном гробЂ. A полочане почали по тому справовати за ся, как в Великом НовЂгородЂ и ПсковЂ, a пана над собою не имЂли. И возвратимся вспак. \л.23.\










О княжати Скирмонте




Скирмонту княжачи на НовЂгородцы, и князь Мстислав луцкии и пинскии почнет валку и со князем Скирмонтом, хотячи его выгнати из отчины своее, з Берестя и з Мелника, з Городна и з Новагородка. И Скирмонт пошлет послов своих до великого князя литовъского, штобы шол ис Китавруса до Живинбуда, просячи его, дабы помоч дал ему напротивку руси. И князь великии литовскои Живинбуд пошлет ему на помоч сына своего старшаго Куковоитя и со всЂми силами напротивку Мстислава, князя луцкого и пинского. \л.23об.\ И на сеи сторонЂ рЂки Яселды поразит князь Скирмонт князя луцкого и пинского наголову и всю раду рускую, толко князь Мстислав в малЂ дружинЂ едва сам утече в город Луцкои, a князь великии Скирмонт возмет город Пиченкт ЖЖ и город Туров.


От Агент
К Kazak (05.11.2003 00:32:38)
Дата 05.11.2003 00:40:58

Была такая историческая теория в 16 веке

>>римских императоров, один из которых владел Прибалтикой
>Ето кто из римских императоров владел Прибалтикои??? Или они что имеют ввиду?

"Родословие Великихъ Князей Российскихъ.
Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей; брата своего Патрекея постави Царя надъ Египтомъ, и брата своего Августалия Александрии Властодержца положи, братажъ своего Кириниа Властодержца Сирии учини.
Ирода Антипатра постави Царя и Евреемъ во Иерусалиме.
(12) Асию всю поручи Евлегерду, сроднику своему.
Иллирика брата своего въ повершие Истра постави.
Ипиона въ Затоцехъ Златыхъ постави, иже ныне наричутся Югрове.
Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля.
А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ."

http://barhat.genealogia.ru/1.htm

От Kazak
К Агент (05.11.2003 00:40:58)
Дата 05.11.2003 00:48:25

А так ето в Пруссии:)

Но честно говоря про римлян в Прусси и Польше я тоже впервые слышу:)

От Kalash
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 04.11.2003 22:53:27

Re: Иван Грозный...

Интеллектуально оформленная русофобия.

От FVL1~01
К Агент (04.11.2003 22:01:19)
Дата 04.11.2003 22:27:13

Хе хе. Точно с глузду сьехала :-) (-)