От Моцарт
К All
Дата 08.10.2003 03:15:19
Рубрики WWII; Флот;

Гипот. сценарий эвакуации Севастополя 1942.

Что было бы, если бы 29-30 июня 1942 года нарком ВМФ Кузнецов получил четкий и однозначный приказ оставить Севастополь и спасти как можно больше людей.

От Exeter
К Моцарт (08.10.2003 03:15:19)
Дата 08.10.2003 20:27:05

Все зависело от того, насколько ради этой цели были готовы рисковать флотом

Скорее всего, уважаемый Моцарт, при решении "бросить все плавающее на эвакуацию", уважаемый Моцарт, удалось бы вывезти ценой значительных потерь до нескольких десятков тысяч человек. Так что тут встает вопрос баланса потерь/выгоды.

Мое личное мнение - что ключевым моментом была не эвакуация как таковая, а неспособность флота обеспечить дальнейшее снабжение Севастополя. А произошло это не столько из-за эффективности действий Люфтваффе и понесенных потерь, сколько из-за запуганности и деморализации советского морского командования, переоценки им противника и его (командования) неумения/нежелания наладить нормальное эскортирование судов. Собственно, ни одной нормальной крупной конвойной операции проведено не было вообще. Посылались отдельные суда со смехотворным эскортом для решения задач ПВО - стандартный был пара БТЩ и два-три катера МО. Впрочем, даже с таким эскортом бОльшая часть судов даже в июне ДОХОДИЛА до места назначения.
Ну, и конечно, можно согласиться с Ванеевым, что и Ставка, и командование фронтом тоже не предприняли должной инициативности в деле снабжения Севастополя, и не проявили к этому должного внимания.

Что же касается реальной эффективности действий Люфтваффе на коммуникациях под Севастополем (в том числе и под углом зрения на возможность срыва ими эвакуации) - то, с моей точки зрения, она изрядно преувеличивается.

С уважением, Exeter

От Леонид
К Exeter (08.10.2003 20:27:05)
Дата 08.10.2003 21:18:33

А было чем?

> неумения/нежелания наладить нормальное эскортирование судов. Собственно, ни одной нормальной крупной конвойной операции проведено не было вообще. Посылались отдельные суда со смехотворным эскортом для решения задач ПВО - стандартный был пара БТЩ и два-три катера МО.

Были ли подходящие эскортные корабли? Сколько? Как обстояло дело с транспортами?

Леонид.

От Exeter
К Леонид (08.10.2003 21:18:33)
Дата 08.10.2003 21:50:17

Все было (-)


От Макс
К Exeter (08.10.2003 21:50:17)
Дата 09.10.2003 08:35:09

Re: Все было

Здравствуйте!

Кажется ЭМ с относительно нормальной (по мнению Платонова) ПУАЗО было 2 или 3 штуки и это ПУАЗО им в 1943 не помогло.

С уважением, Макс

От Моцарт
К Макс (09.10.2003 08:35:09)
Дата 09.10.2003 13:18:01

Посмотрите на Мальту

Никто же не говорит, что бриты слали конвои без должного охранения.Однако, при базирующемся в 15 минутах лету немецком авиакорпусе они несли тяжелейшие потери.

Интеренсо, бывает ли летом в Крыму нелетная погода?

От Constantin
К Моцарт (09.10.2003 13:18:01)
Дата 09.10.2003 14:15:31

Кризис снабжения начался не летом а ранее.

Кроме того корабли могли проходить самые опасные участки ночью. Путь был куда ближе чем на Мальту. Да и ПЛ у противника не было.
До разгрома крымского фронта вполне можно было и удары по аэродромам противника наносить в обеспечение прохода конвоев.
Мне так кажется что от эсминцев больше проку было в охранении транспортов чем использование их в качестве транспорта. При условии отсутствия вражеского флота можно было вместо части боезапаса ГК принимать дополнительный боезапас для зениток. А вместо торпедных аппаратов поставить дополнительные зенитки (впрочем это уже от возможностей заводов зависело)

От Николай Поникаров
К Constantin (09.10.2003 14:15:31)
Дата 09.10.2003 16:04:37

Re: Кризис снабжения...

День добрый.

>Кроме того корабли могли проходить самые опасные участки ночью. Путь был куда ближе чем на Мальту. Да и ПЛ у противника не было.
>До разгрома крымского фронта вполне можно было и удары по аэродромам противника наносить в обеспечение прохода конвоев.

Собственно, одно из примуществ конвоя перед отдельными рейсами - возможность провести одноразовые "обеспечивающие" действия (истребительное прикрытие, удар по аэродромам). Но у нас с координацией действий туго было :(


> При условии отсутствия вражеского флота можно было вместо части боезапаса ГК принимать дополнительный боезапас для зениток.

А куда его класть - в погреба ГК? Тогда неудобно из погреба в погреб перегружать. А если класть куда-либо еще, то нет смысла в уменьшении боезапаса ГК.

> А вместо торпедных аппаратов поставить дополнительные зенитки (впрочем это уже от возможностей заводов зависело)

С зенитками напряги.

С уважением, Николай.

От Владислав
К Моцарт (08.10.2003 03:15:19)
Дата 08.10.2003 04:15:46

Re: Гипот. сценарий...

Приветствую!

>Что было бы, если бы 29-30 июня 1942 года нарком ВМФ Кузнецов получил четкий и однозначный приказ оставить Севастополь и спасти как можно больше людей.

То же, что произошло в реальности -- только дополненное гибелью остатков флота.

При самом удачном стечении обстоятельств, возможно, удалось бы вывезти еще несколько тысяч человек. Проблема в том, что определить "тот самый момент", когда сопротивление уже стало бесполезным, но еще можно попытаться кого-то спасти, в реальных боевых условиях крайне тяжело. Это МЫ и СЕГОДНЯ знаем, что к 30 июня резервы обороны оказались полностью исчерпаны -- но откуда Кузнецов (или кто-то еще) мог знать об этом ТОГДА? А, может быть, стоило немного подождать - тогда и ночи станут подлиннее, и какие-то посудины из ремонта выйдут...

Если уж эвакуировать Севастополь, то делать это надо было во время затишья в феврале-апреле -- пока Керченский полуостров был у нас, флот еще сохранял боеспособность, а продолжительность ночи позволяла кораблям совершать рейсы в город, не подвергаясь атакам вражеской авиации прямо у ее баз. Но понятно, что ТОГДА на это не пошел бы НИКТО. И правильно.

Немцы в мае 1944 года сумели вывезти из Севастополя порядка трети оборонявшихся -- но ценой серьезных потерь в транспортном флоте, и главное - минимизации урона, нанесенного противнику. Вот и решай тут, что выгоднее...


С уважением

Владислав

От Моцарт
К Владислав (08.10.2003 04:15:46)
Дата 08.10.2003 06:22:14

А если бы пораньше приняли решение на эвакуацию.

Понятно, что вывезти всех,с оружием и знаменами (как японцы с Кыски в 1943) - нереально.
Но если бы числа 28 июня из ставки ВГК Кузнецову дали понять, что пора готовить эвакуацию?
Ведь проблема,мне кажется, была еще и в том, что штабу ВМФ в течении полугода твердили - "не сметь и думать об эвакуации". Чисто психологически , в течении одного дня трудно изменить вектор своего мышления.
А предположим:
за день 28 июня собрали в Новороссийске всяких хлам, т.н. малый флот.
Ночью 28/29 перешли в район бухт Севастополя, еще недоступных обстрелу из стрелковки.
И с утра- в обратный путь.
Неужели всех потопили бы?


От Sergey-M
К Моцарт (08.10.2003 06:22:14)
Дата 08.10.2003 12:24:55

Re: А если...

>
>А предположим:
>за день 28 июня собрали в Новороссийске всяких хлам, т.н. малый флот.
>Ночью 28/29 перешли в район бухт Севастополя,
A доползет ли он за насколько часов до Севастполя
еще недоступных обстрелу из стрелковки.
>И с утра- в обратный путь.
>Неужели всех потопили бы?
Многих ИМХО большинство и на пути туда и в бухтах и на пути обратно.
СМ