И там, и там имеем малую подлодку с ограниченной мореходностью и очень ограниченной автономностью. И там, и там сходные задачи - действия в прибрежных водах вблизи своих баз + обучение личного состава (наши малютки и II серия у немцев).
Существенная особенность лодок типа М - только то, что они приспособлены для перевозки по железной дороге, но только кому это надо было кроме нас? Хотя немцы на Черное море несколько лодок II серии посуху и по внутренним водным путям переправили.
Так что нет никакой особой уникальности, есть вынужденное решение, о котором при первой же возможности постарались забыть (и та же XV серия - это уже "совсем другой коленкор").
Вы судите по целям и задачам,по роли лодок в истории того или иного флота (и эта точка зрения имеет право на существование) а я смотрю на цифры ТТХ.
И различия между самой по-воевавшей серией "Малюток" (12-ая) и типом II В РАЗЫ! (две торпеды против шести).
Если называть немецкие "двушки" лодкам для действий в прибрежной зоне, у своих портов,то "Малютки" надо называть лодками сверхкороткого радиуса действия (не по дальности плавания, а по тактике применения - один слабенький двухторпедный залп- и домой,на перезарядку))