>
>Австрийцы, кстати, были очень обижены распоряжением Суворова учить их штыковым атакам. Они полагали, что они и сами все умеют.
Ага. Прибыл, понимаешь, варвар их учить. А до Суворова умели в Италии только терпеть поражения да отбиваться. По-момему, из этой же серии - воспоминание Клаузевица о том, что австрийские офицеры и гофкригсрат в своих документах постоянно старались выставить Суворова в смешном свете.
>>Во второй батальоны в сомкнутом строю, интервал между батальонами – 300 шагов, расстояние от первой линии – 200 шагов.
>
>Это в общем тоже обычно для того времени, разве что по уставу между первой и второй линиями в пехоте полагалось 300 шагов. Хотя 300 "павловских" шагов это примерно и будет 200 "суворовских".
Тут вопрос. Не был ли "шаг" тогда стандартной мерой, не зависящей от длины ног и темпа конкретных солдат? Т.е. аршин = ок. 70 см.? Как локоть - не длина локтя покупателя и продавца, а стандартная длина?
>
>Вот с этого места идет уже собственное творчество Суворова: с 300 шагов пехота уже наступает без стрельбы, только вперед, ускоряя шаг по мере приближения, бросаясь бегом на последнем этапе.
>
>Мне кажется это была обычная инструкция Суворова для атаки (не на артиллерию, а вообще, поскольку упоминается полковая артиллерия, которая всегда была при пехоте), которую он окончательно сформулировал в 1796 г в "Науке побеждать". А то, что Вы привели сначала - это модификация этой инструкции, появившаяся в 1799 г уже в ходе военных действий в Италии. Я думаю, дело в том, что Суворову пришлось изменить порядок атаки, когда он столкнулся с французами. Эффективная дальность картечного огня, которые он указывал в 1796 г, соответствует эффективной дальности картечи старого образца, состоящей из свинцовых пуль, которая употреблялась в русской армии (до 1807 г). Французы уже в ходе революционных войн употребляли новую картечь из чугунных шариков, эффективная дальность которой была существенно больше. Суворову пришлось ускорить темп атаки.
Ну, там есть "Инструкция. австрийским войскам", а есть "Приказ" им же. Дистанции упоминаются разные - 60, 80 шагов. Наверное, потому, что приходилось перестраиваться.
>
>Тоже весьма важный момент: никода не встречать атаку противнка, пассивно стоя на месте, всегда контратаковать.
Я полагаю, что в этом случае всегда получался именно штыковой бой - хотя возможно и очень короткий - а долгими они быть имхо и не могли.
>
>В русской армии методика была такая: взводы в батальоне стреляли залпами по очереди, сначала нечетные, начиная с правого фланга, потом четные (то есть порядок стрельбы был 1, 3, 5, 7, 9, 2, 4, 6, 8, 10, и т.д.( на самом деле четные взводы начинали стрелять раньше, чем нечетные закончат, так что порядок получался еще более сложным). Стрельбу полагалось вести в таком темпе, чтобы она не прерывалась на значительное время, т.е. чтобы к тому времени, как выстрелит девятый взвод, первый успевал перезарядить и был готов продолжить. Впрочем, опытные военные полагали, что в реальном бою можно было более-менее правильно дать одну-две "серии" такой пальбы, а потом порядок нарушался и солдаты палили уже как попало, как можно скорее. Судя по всему, Суворов разделял это мнение.
Я к сожалению не имею полного текста Устава. Только в Хрестоматии, а там выдержки.
Думаю, порядок нарушался 1) по причинам человеческого фактора - усталось, замешательство 2) из-за замедления темпа заряжения после образования нагара
>>(кстати, то же правило действовало в русской армии и в рассыпном строю – в двойке у одного «товарища» ружье всегда заряжено). И прицельная стрельба, для которой выделяемым в ротах лучшим стрелкам позволялось оставлять линейное построение.
>
>Опять же, до Итальянской кампании 1799 года Суворов полагал, что стрелков вперед врассыпную высылать не нужно,
почему? В "Науке побеждать" тоже есть о ротных стрелках. Т.е. полагаю, такая возможность (оставлять строй) им предусматривалась, но в войнах с турками не применялась по понятным причинам - из-за всегдашнего превосходства их конницы.
>однако, в ходе кампании стрелков высылали очень активно, не только егерей, но и мушкетеров и даже гренадеров. Вероятно, это тоже было приспособление под тактику французов и к сильнопересеченному театру военных действий.
Именно! местность во всех трех главных сражениях - Адда, Треббия, Нови - просто-таки для стрелков
Картинок много хороших с егерями :о)
>из этой же серии - воспоминание Клаузевица о том, что австрийские офицеры и гофкригсрат в своих документах постоянно старались выставить Суворова в смешном свете.
На самом деле Сувовров сам подавал много поводов к насмешкам - слишком уж нестандартным было его поведение. И стиль командования и формулировки приказов у него слишком сильно отличались от принятых в австрийской армии. Нередко возникало непонимание.
>Тут вопрос. Не был ли "шаг" тогда стандартной мерой, не зависящей от длины ног и темпа конкретных солдат? Т.е. аршин = ок. 70 см.? Как локоть - не длина локтя покупателя и продавца, а стандартная длина?
"Суворовский" шаг был длиной в аршин (71 см), а "павловский", по уставу 1796 года - три четверти аршина. Длина шага, кстати, несколько отличалась в европейских армиях.
>Ну, там есть "Инструкция. австрийским войскам", а есть "Приказ" им же. Дистанции упоминаются разные - 60, 80 шагов. Наверное, потому, что приходилось перестраиваться.
В начале кампании 1799 г он отдвавал приказы, в целом сходные с порядком атаки, изложенным в "Науке побеждать" в 1796 г. А то, что Вы изложили вначале - это недатированный документ, порядок атаки в котором отличается от изложенного в "Науке побеждать" и от приказов, отданных в начале кампании. Я думаю, это модификация порядка атаки, сделанная уже в ходе кампании, т.е. приспособление к новому противнику и к театру военных действий.
>>Тоже весьма важный момент: никода не встречать атаку противнка, пассивно стоя на месте, всегда контратаковать.
>
>Я полагаю, что в этом случае всегда получался именно штыковой бой - хотя возможно и очень короткий - а долгими они быть имхо и не могли.
Судя по имеющимся воспоминаниям, не случалось штыковых боев, обычно противник успевал убежать. Правда, редко бывало, чтобы суворовские войска оборонялись, обычно они атаковали сами. Только в Швейцарии, когда Суворову приходилось выбираться из очень неприятной стратегической обстановки, он был вынужден дать несколько оборонительных боев в альпийских долинах, например, бой в долине Муттенталь. Там русская пехота подпускала французов близко, а потом прогоняла штыковой контратакой.
>>опытные военные полагали, что в реальном бою можно было более-менее правильно дать одну-две "серии" такой пальбы, а потом порядок нарушался и солдаты палили уже как попало, как можно скорее. Судя по всему, Суворов разделял это мнение.
>Думаю, порядок нарушался 1) по причинам человеческого фактора - усталось, замешательство 2) из-за замедления темпа заряжения после образования нагара
В основном из-за замешательства: слишком сложно было соблюдать строгий порядок стрельбы взводами в шуме пальбы и под огнем противника. Усталость и замедление заряжания из-за нагара начинали сказываться только после нескольких десятков выстрелов, а порядок стрельбы взводами обычно нарушался гораздо раньше.
>>Опять же, до Итальянской кампании 1799 года Суворов полагал, что стрелков вперед врассыпную высылать не нужно,
>почему? В "Науке побеждать" тоже есть о ротных стрелках. Т.е. полагаю, такая возможность (оставлять строй) им предусматривалась, но в войнах с турками не применялась по понятным причинам - из-за всегдашнего превосходства их конницы.
Из было всего 4 человека в капральстве, т.е. 16 на роту, и им лишь дозволялось выходить из строя недалеко вперед, но Суворов и этого не приветствовал до 1799 г, считал, что достаточно позволить им стрелять без команды, выбирая цели по своему соображению. Однако, в 1799 году не только егерей использовали в рассыпном строю, но и мушкетеров и гренадеров, и высылали их достаточно далеко вперед. Под конец кампании в Италии и в ходе Швейцарского похода формировали даже сводные батальоны стрелков-добровольцев из разных полков, которые действовали в рассыпном строю (есть сведения об одном таком батальоне, но их могло быть и больше). Вероятно, сказался опыт сражений с французами, которые высылали стрелков в больших количествах и довольно далеко вперед.