От Александр
К All
Дата 18.08.2003 12:50:47
Рубрики ВВС; 1941;

Для Константина Федченко и ALL ответы и дополнения по авиабензинам

Здравствуйте.

Значит так, я себе-трудолюбивому :) малость польстил, когда сказал, что таблица это "выжимка". В книге действительно в разделах для каждого мотора есть типы применяемых бензинов, но есть и отдельная таблица соответствия "тип мотора – тип бензина". Ее я видимо и копировал.
Таблицу я еще раз сверил вроде все, что написано – правильно

Из того, что я упустил в первый раз
М-103У [2Б-78 (91) 3Б-74(91) Б-95 (94-95)] { 4Б-70 (91) }
Стоит на СБ



>что такое АРБ-70?

Точного определения найти не смог, но в качестве предположения несколько цитат

"Авиационными бензинами называются бензины прямой гонки и реформинга в чистом виде и с добавкой высокооктановых компонентов…"
"Для реформинг-бензина или бензина прямой гонки с примесью реформинг-бензина устанавливается…"

А это наверное будет особенно интересно…
"На длительное хранение (свыше одного года) закладываются только авиабензины прямой перегонки, без примеси реформин-бензина, пиробензола, алкилбензола или коксохимического бензола"

Т.ч. возможно АРБ-70 это авиационный реформинг-бензин – 70.
А вот что такое "реформинг" – самому интересно. В химии у меня познания остались к сожалению в основном "хулиганско-взрывные" :)


> что такое "смесь 1 и 2"?

Импортные авиабензины
Б-95 (94-95)
Б-100 (97-100)

"Бензин Б-100 частично используется для приготовления смесей
1) 50% Б-100 + 50% Б-74 содержание в ней этиловой жидкости 4 мл/кг октан число 96
2) 70% Б-100 + 30% Б-70 содержание в ней этиловой жидкости 4 мл/кг октан число 96"
Есть еще упоминание о смесях 3 и 4. Что это такое – не нашел.
Но есть следующие "фактики"
Есть табличка "Свойства высокооктановых компонентов"
"Импортные, в чистом виде как топливо не применяются изооктан (93-94), изопентан (выше 100) неогексан (92) алкилбензин (92) смесь изооктана с изопентаном (90)".

Есть такой текст:
"Путем подбора установлено, что некоторые смеси высокооктановых компонентов с бензином Б-70 дают бензины, близкие по качеству к отечественному бензину Б-78.
В части ВВС КА топливо с указанными компонентами поступает в готовом (смешанном) виде, но без добавки этиловой жидкости"

И есть ссылочка в таблице применения горючих в моторах
"На моторах М-88Б, М-88, М-87Б, М-87А смеси 1,2,3 применять с 2см3 продукта Р-9 на 1 кг топлива"

Т.ч. возможно, что смеси 3 и 4 это Б-70 с высокооктановыми компонентами. Ну а пропорции - ????.

>М-17 встречается дважды – почему

Справочник четко различает (типы топлив, нормы расхода, самолеты на которые устанавливается) два типа М-17 с e=7,3 (ТБ-3, ТБ-1, Р-6, Р-5штурмовик) и с e=6 видимо он же просто М-17 и М-17 e=60 (ТВ-3, ТБ-1, Р-5штурмовик и Р-5 разведчик и легкий бомбардировщик)
М-17 с e=7,3 2Б-70 (85)
М-17 с e=6 Б-70 (70)
Заменителей в обоих случаях нет.
(эпсилон /вставить греческую букву у меня что то не получилось/=7,3 эпсилон=6,0) – что это такое? Возможно степень сжатия?
Отдельным пунктом идет М-17Ф

>В исходных данных есть излишние обобщение, существенно снижающие информативность:
[М62ИР М25 М11] [3Б-74(91) 3Б-70 (87) АРБ-70 (70) КБ-70 (70)] {4Б-70 (89)}

По этому поводу…
Таблица в книге сверстана очень удобно для пользователя. Между разными типами движков большие межстрочные расстояния. Исключения только два.
АМ-34Н и АМ-34РН даны "строка под строкой" – но у них все одинаковое.
И вот эта "троица" тоже написана "подряд" и выглядит следующим образом.
М-62ИР [3Б-74(91)] { 4Б-70 (89) }
М-25 [3Б-70 (87)] { _ }
М-11 [АРБ-70 (70) КБ-70(70)] { _ }

Т.ч. можете сами решать то ли это "очапатка и небрежность" то ли "это ЖУ не спроста"

>На чем же тогда до войны летали СБ-2М-103, если Б-95 еще не было, а 4Б-70 для него был эрзацем? Вопрос очень важен, так как эти СБ потребляли треть всего авиационного топлива.

Точного ответа у меня нет. Может 4Б-70 не "был", а СТАЛ эрзацем к 43 году?
В справочнике есть такие фактики – может будет подсказкой
Для справки – различаются бензины Б-78
Б-78б - бакинский
Б-78г – грозненский

Таблица "Антидетационные свойства авиабензинов"

Бензин {октановое число} [октановое число с этиловой присадкой [1] [2] [3] [4] [5] мл/кг]

Авиабензин Б-78б {78} [ [87] [91] [93] [95] [96] ]
Авиабензин Б-74 {74} [ [84] [88] [91] [92] [93] ]
Авиабензин Б-70 {70} [ [79] [85] [87] [89] [90] ]
Авиабензин АРБ-70 {70} [ [_] [_] [85] [_] [_] ]
Авиакрекинг-бензин КБ-70 {70} [ Не применяется ]


График "Октановых чисел топлив" ("Октановые числа бензинов прямой гонки, находящихся на снабжении ВВС КА")
Контрольные точки соответствуют этиловым присадкам [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] мл/кг, но для Б-78б и Б-78г графики кончаются на 4 мл/кг
Графики иногда проходят не точно через контрольную точку к прим 89,5, округление похоже идет в меньшую сторону.

Б-59 {59} [ [74] [78] [81] [84] [85,5] [87] [88] [89,5]]
Б-70 {70} [ [79] [85] [87] [89] [90] [91] [92] [93]]
Б-74 {74} [ [84] [88] [91] [92] [93] [95,5] [94] [94]]
Б-78б {78} [ [87] [93] [95] [96,5] ]
Б-78г {78} [ [87] [91] [93] [94] ]


Ну и еще о ДБ-3
Из журнала АвиО №6 статья "Крылатый крейсер империи" С.Мороз
"Серийный выпуск ДБ-3 2М-87Б, с винтами В-85 был начат в 3 квартале 1938г, и тогда же вышло указание называть новую машину ДБ-3М, а все более ранние, кроме торпедоносцев, - ДБ-3б. В войсках буковка "б" превратилась в ласкательное "букашка", а самые старые самолеты, выпущенные еще с моторами М-85, иногда для удобства называли ДБ_3а. Индекс "М" практически не использовался – чаще самолеты идентифицировали непосредственно по типу мотора"

Журнал еще 97 года. И Сергей вроде как говорил, что там есть ошибки и неточности, но дозвонится до него и уточнить я не смог, а сам уже не помню (разговор был лет пять назад)
Учитывая, что с 1937 выпускались движки М-87А, чуть позже М-87Б и учитывая вот это "… чаще самолеты идентифицировали непосредственно по типу мотора …"то возможен следующий вариант
ДБ-3 _______ М-85, М-86
ДБ-3Т_______ М-85
ДБ-3А_______М-87А
ДБ-3Б_______М-87Б
ДБ-3М_______ М-87Б (+ другие модификации не относящиеся к мотору, поэтому "М" почти и не использовался – моторы то одинаковые
ДБ-3Ф________ М-87Б (с-т собирается по плазовошаблонному методу и т.д и т.п.)


Вот пожалуй и все.

С уважением, Александр

От Константин Федченко
К Александр (18.08.2003 12:50:47)
Дата 19.08.2003 12:20:14

спасибо за подробный ответ

>Из того, что я упустил в первый раз
>М-103У [2Б-78 (91) 3Б-74(91) Б-95 (94-95)] { 4Б-70 (91) }
>Стоит на СБ

т.о., данные по М-103 и М-103У полностью идентичны

>>что такое АРБ-70?
>Т.ч. возможно АРБ-70 это авиационный реформинг-бензин – 70.

думаю, можно принять за окончательную версию ) или спец-"нефтяник" alexsoft против?


>> что такое "смесь 1 и 2"?
понятно - до ленд-лиза таких смесей не было.

>Есть еще упоминание о смесях 3 и 4. Что это такое – не нашел.
>Т.ч. возможно, что смеси 3 и 4 это Б-70 с высокооктановыми компонентами.

кроме того, неясно, когда эти смеси начали применять. по крайней мере, стандартизовали их (как №3, №4) уже с началом ленд-лиза.

>>М-17 встречается дважды – почему
>
>Справочник четко различает (типы топлив, нормы расхода, самолеты на которые устанавливается) два типа М-17 с e=7,3 (ТБ-3, ТБ-1, Р-6, Р-5штурмовик) и с e=6 видимо он же просто М-17 и М-17 e=60 (ТВ-3, ТБ-1, Р-5штурмовик и Р-5 разведчик и легкий бомбардировщик)

Двигатели-то различаются, а типы самолетов - нет. На ТБ и Р-5ш и те и другие.
Но, в общем-то, различие и не так уж важно - цена вопроса всего лишь в наличии или отсутствии добавки ТЭС в основное топливо, а оно в обоих случаях Б-70.

>Отдельным пунктом идет М-17Ф

а его в Вашей таблице я что-то не нашел


>Т.ч. можете сами решать то ли это "очапатка и небрежность" то ли "это ЖУ не спроста"

лично я считаю - неспроста ) не стоит такой малозначащей детали, как расстояние между строками в таблице, придавать значение, бОльшее, чем разнице в типах горючего (у М-62 ИР - основа бензин Б-74, у М-25 и М-11 основа Б-70).

>>На чем же тогда до войны летали СБ-2М-103, если Б-95 еще не было, а 4Б-70 для него был эрзацем? Вопрос очень важен, так как эти СБ потребляли треть всего авиационного топлива.

вопрос снят - наиболее вероятно, что в начале войны они снабжались Б-74 (а именно - 3Б-74), так как это самое низкооктановый (и распространенный) из допустимых видов топлива.


>Ну и еще о ДБ-3
>Из журнала АвиО №6 статья "Крылатый крейсер империи" С.Мороз
>"Серийный выпуск ДБ-3 2М-87Б, с винтами В-85 был начат в 3 квартале 1938г, и тогда же вышло указание называть новую машину ДБ-3М, а все более ранние, кроме торпедоносцев, - ДБ-3б. В войсках буковка "б" превратилась в ласкательное "букашка", а самые старые самолеты, выпущенные еще с моторами М-85, иногда для удобства называли ДБ_3а. Индекс "М" практически не использовался – чаще самолеты идентифицировали непосредственно по типу мотора"

>Журнал еще 97 года. И Сергей вроде как говорил, что там есть ошибки и неточности, но дозвонится до него и уточнить я не смог, а сам уже не помню (разговор был лет пять назад)
>Учитывая, что с 1937 выпускались движки М-87А, чуть позже М-87Б и учитывая вот это "… чаще самолеты идентифицировали непосредственно по типу мотора …"то возможен следующий вариант

малоправдоподобная версия - по ДБ-3Т и ДБ-3а сразу противоречит статье Мороза.

Если следовать данным Мороза, то получается такой вариант:
ДБ-3а - М-85
ДБ-3б - М-86, М-87А
ДБ-3Т - торпедоносец
ДБ-3М - М-87Б
ДБ-3Ф - М-87Б, новый корпус, плазово-шаблонный метод.

по предвоенной статистике, видны следующие типы:

ДБ-3а - 117 штук (все в ВВС РККА)
ДБ-3 - 1099 штук (из них 212 в ВМФ. видимо, под ДБ-3 фигурировали и торпедоносцы)
ДБ-3ф - 987 штук (из них 35 в ВМФ)

С уважением

От Александр
К Константин Федченко (19.08.2003 12:20:14)
Дата 19.08.2003 16:52:23

По М-17Ф

Здравствуйте

>>>М-17 встречается дважды – почему
>>
>>Справочник четко различает (типы топлив, нормы расхода, самолеты на которые устанавливается) два типа М-17 с e=7,3 (ТБ-3, ТБ-1, Р-6, Р-5штурмовик) и с e=6 видимо он же просто М-17 и М-17 e=60 (ТВ-3, ТБ-1, Р-5штурмовик и Р-5 разведчик и легкий бомбардировщик)
>
>Двигатели-то различаются, а типы самолетов - нет. На ТБ и Р-5ш и те и другие.
>Но, в общем-то, различие и не так уж важно - цена вопроса всего лишь в наличии или отсутствии добавки ТЭС в основное топливо, а оно в обоих случаях Б-70.

>>Отдельным пунктом идет М-17Ф
>
>а его в Вашей таблице я что-то не нашел

Это я немножко не точно высказался.
В самих таблицах его действительно нет.
В справочнике несколько таких "мертвых душ"
М-25 есть в таблице топлив, но его нет в техописании двигателей.
На М-17 и М-22 есть нормы расхода бензина при расконсервации и всяких техработах, но больше о них ничего нет.
А М-17Ф, это я к тому что справочник отличает М-17(6) М-17(7,3) и М-17Ф


С уважением, Александр