>может, кто-нибудь подскажет, сколько всего было выпущено СБ в пассажирском варианте (ПС-40 и ПС-41) и учебном (УСБ)?
Надо посмотреть у Маслова... Что касается ПС-40 и ПС-41, то их, ессли я правильно помню, переделывали из боевых машин, переднных в ГВФ.
>возникает впечатление, что к началу войны старые модели СБ с двигателями М-100 были большой редкостью в боевых частях ВВС.
Что значит большой редкостью: полно немецких фитографий с СБ-2 М100 побитыми или захваченными на аэродромах.
>Что значит большой редкостью: полно немецких фитографий с СБ-2 М100 побитыми или захваченными на аэродромах.
А Вы уверены, что это М-100? А не М-103 со старыми радиаторами ("тупыми носами")? "острые носы" действительно появились несколько позже - их внедряли и доводили весь 39 год, так что "остроносых" СБ было выпущено примерно 2500 (в том числе и СБ-2М-103, и СБ-2М-104, и СБ-2М-105, и Ар-2). К началу войны СБ с "тупыми носами" в принципе могли составлять не менее трети наличного состава. Тем не менее это в основном уже СБ-2М-103.